Конспект урока по Обществознанию «Человек и информационное общество»


10. 04. 2014 МБУ лицей № 6 г. Тольятти Самарской области

Учитель истории и обществознания Таланова О.В.

Конспект занятия элективного курса «Проблемы современного мира и пути их решения»

Тема «Человек и информационное общество»

Цель: Углубление представлений учащихся об обществе как развивающейся системе, о сущностных изменениях человека в процессе общественного развития.

Задачи:

активизировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

систематизировать полученные на уроках обществознания знания;

использовать приемы интерактивного обучения;

оптимизировать процесс подготовки к сдаче ЕГЭ.

Ход занятия:

1. Актуализация знаний – вопросы учащимся:

— Какие подходы к общественному развитию Вы знаете?

— О чем Вам говорят следующие группы имен выдающихся философов и социологов – Маркс, Энгельс, Ленин;

Тойнби, Шпенглер, Белл, Тоффлер?

— Какой подход к рассмотрению процесса исторического развития сегодня более распространен?

Внимание учащихся обращается на доску, где в знаковых символах представлены основные характеристики 2-х типов общественного развития – традиционного и индустриального обществ. Вопросы учащимся:

— Имеет ли смысл для Вас эта информация?

— Трудно ли Вам осуществить перевод знаковой информации в вербальную? Сделайте это, пожалуйста.

2. Третий тип общественного развития – постиндустриальное или информационное общество. В чем его принципиальное отличие от предшествующих?

Демонстрация Презентации «Информационное общество» с комментариями автора К. Богдановой.

Вопросы учащимся:

— Информационное общество – это, безусловно, прогресс? Значит ли это, что оно имеет только положительные признаки?

Время Дебатов. Деление группы на 2 части, задание обеим – подготовить по 3-4 характерных черты ИО как положительных, так и отрицательных . Обмен мнениями. В ходе дебатов роли меняются. Итоговый вопрос — Какие черты ИО было труднее вычленять «+» или «-».

«+»

  • Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения

  • Защита интеллектуальной собственности

  • Взаимодействие структур государства и государств между собой на основе ИКТ

  • Управление процессами со стороны общественных организаций

  • Человек имеет больше возможности для свободного и творческого развития

  • «Жить — в Урюпенске, учиться — в Гарварде»

«-»

  • Возрастание влияния СМИ (отнюдь не всегда положительного)

  • Разрушение частной жизни человека и организаций

  • Проблема отбора качественной и достоверной информации

  • Трудность адаптации к информационной среде многим людям

  • Компьютерная зависимость как заболевание, проблемы реализации личности в реальном а не виртуальном мире

3. Человек в информационном обществе меняется? Его сущностные черты могут раскрыться по- новому?

Сущностные черты человека (по Ракитову А. И.)

Просьба к учащимся найти информацию об авторе:

1. Человек – разумное существо

2. Его отличает технологичность деятельности

3. Он стремится к творчеству

4. Он стремится к свободе

ИО открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека для применения в невиданных ранее масштабах.

Формирование ИО существенно отражается на повседневной жизни людей, покажите это на конкретных примерах.



4. Заключение. ИО – реальность. Информатизация как техническая новация общественного развития не будет благом без модернизационных процессов в социальной и духовной сферах – базовых для развития духовности личности.

Модернизационные процессы в социальной сфере характеризуются разделением частной и общественной жизни, выделением «полюса» отдельной личности, индивидуального «я»,

в духовной жизни и культуре качественными характеристиками модернизации являются многообразие культурных направлений, доступ граждан к информации и обмен ею, возможность приобщения к культурному наследию человечества, развитие науки и образования.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Правоприменение – как особая форма реализации права"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: