Конспект урока по Обществознанию «Что значит быть патриотом?» 6 класс


Тема урока

Что значит быть патриотом

Цель урока

Сформировать у учащихся позицию «что значит быть патриотом»

Задачи урока

1.Рассмотреть понятия «федерация», «субъект РФ», «патриот», «патриотизм».

2.Познакомить учащихся с субъектами РФ и их правами.

3.Научить находить на карте РФ субъекты РФ.

4.Развивать умения работать в группе, с учебником, с картой РФ.

5.Формировать уважение, любовь и бережное отношение к Родине.

Планируемые результаты

Учащиеся знают, почему русский язык является государственным в РФ; владеют понятиями «федерация», «субъект РФ», «патриот», «патриотизм»; умеют определять виды субъектов РФ и в каком субъекте РФ они живут.

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Методы контроля: устный.

Приемы: технология ИКТ, проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

Федерация, субъект РФ, патриот, патриотизм

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с текстом, контурная карта РФ, учебник обществознания Л.Н. Боголюбова, Конституция РФ.



Урок обществознания в 6 классе.

Что значит быть патриотом ???





















Ход урока:

Родная Родина — Россия!
Три слова, все на букву «Р»,
Ты разные названия носила —
Сначала Русь, потом — СССР.
Но поняли мы все сейчас
,
Что лучше слова, Чем Россия,
Приятней, ласковей, красивей,
Пожалуй, не найти для нас.
От этого названия веет силой
И в тоже время, нет его нежней,
Давайте вспомним, сколько знаменитостей взрастила,
И родилось здесь замечательных людей.
Всех тех, кто нашу Родину прославил —
Писателей и композиторов, поэтов,
Ученых, и того, кто первым в космос был отправлен,
Тех, кто не нарушил древности заветов.
Ведь испокон веков была великою Россия,
Не понаслышке знает вся планета —
Ни от одного врага Россия не сломилась,
И люди мира ценят, понимают это.
Нам многие завидуют, мы знаем:
И синеглазым, с русою косой, девчонкам,
Загадочной души не понимают,
Завидуют березкам нашим тонким.
Мы славимся гостеприимством, добротою
И храбростью и смелостью героев…
Мы так горды за свой народ, не скрою,
Дай бог нам счастья всем, успехов и здоровья!



Сегодня мы с Вами начинаем знакомиться с новым разделом курса обществознания «Родина».

Давайте ответим на вопросы: (Слайд 2)

  • Что такое Родина?

  • Что значит любить Родину?

  • За что человек любит свою Родину?

Чтобы помочь вам в этом, расскажу две истории:

О душе без чувства Родины.

Это была симпатичная девушка с внимательными, чуть ироничными глазами. Ее не считали легкомысленной: училась без троек, увлекалась английским языком и фотографией, писала философские стихи. Мать постоянно возила ее по театрам, выставкам – в общем, развивала.

И вдруг… “По местам боевой славы? Ездила с классом. Забыла по каким. Музей? Открыли недавно. Ветераны приезжали. На следующий праздник опять приедут. О чем рассказывали? Да разве все упомнишь? Кто собирал экспонаты для музей? Собирал кто-то. Не из нашего класса. Что делала сама? В каком смысле? В смысле сбора материла? Так мне никто ничего не поручал. Знают, как я занята. Да и формализм все это…”

Конечно формализм. Если приехать к вечному огню, а думать совсем о другом. Если не заметить рядом солдатскую вдову с выцветшими от слез глазами. И еще одну вдову – юную, недавно приезжавшую сюда невестой… Если в сердце не осталось даже маленькой щелки для чужой беды. Спит душа у нашей девочки…

Любит ли она свою Родину? (ответы детей)

О душе с чувством Родины.

До сих пор хранит штурман Черноморского пароходства Дмитрий Никитин письмо из сорок пятого года, письмо отца, которому не суждено было увидеть своего ребенка… “Будущему сыну Дмитрию или дочери Светлане. Я прошу тебя, мой дорогой ребенок, извини меня за то, что я не смог воспитать тебя, ибо любовь к Родине – самое высокое, несравнимое чувство, которому отдал я свою жизнь”. Эти слова торопливой рукой вывел солдат, знавший, что отправляется в последний бой…

Так что же такое Родина?

(ответы ребят)

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком. И все в ней для нас родное. А матерью, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…

За что же так любят свою Родину?

(ответы ребят)

Правильно, мы с Вами сегодня попытаемся разобраться с тем а, что же такое Родина? Что значит любить Родину?

Рассмотрим новые для Вас понятия «федерация», «субъект РФ», «патриот», «патриотизм». Познакомимся с субъектами РФ и их правами.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание: (Слайд 3)

1 вариант откройте учебники стр156– В параграфе учебника найдите значение слова «ФЕДЕРАЦИЯ» (стр.156)

2 вариант– В словаре учебника найдите термин «Федерация».

Действительно, своей Родиной Россию считают не только русские, но и более 150 народов, населяющих ее просторы. Немало событий прошлого были общими для разных народов России. Люди многих национальностей вместе: осваивали территорию, строили города, защищали ее от врагов, создавали промышленность, делали великие научные открытия.

Каждая страна живет по своим законам. В Российской Федерации действует свод законов, который называется как? Кто-нибудь знает?

«Конституция» и я предлагаю вам поработать с этим документом (Слайд 4)

  • Глава 1, Статья 1, п1, Найдите и запишите в тетрадях Что же такое Российская Федерация?

  • Глава 1 п.2. Какое же название правильное? Россия или российская Федерация?

  • Глава 1, Статья 3, п.1. Кто является носителем власти?

На Земле существуют около 250 государств. Если мысленно поделить всю земную сушу на шесть равных частей, то получится, что территория России занимает одну такую (то есть одну шестую) часть. Значит, всем остальным государствам остается пять шестых всей твердой поверхности земли.

Посмотрите на современную карту России.

(учебник стр. 158-159). (Слайд 5)

  • Что вы видите?

Какая она разноцветная. На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, Москва, Санкт-Петербург. Это субъекты РФ.

Ребята возьмите карточку № 1, которая лежит у Вас на партах. (Приложение 1)

Сейчас мы с Вами попытаемся определить:

  • Что означает слово «СУБЪЕКТ»?

  • Какими правами обладает каждый субъект РФ?

(Слайд 6)

Итак 1 вариант в учебнике ищет информацию о том, что такое субъект российской федерации

2 вариант на карточке выявляет права субъектов РФ

Да, наша страна самая большая в мире. И это вызывает у нас чувство гордости. У этого чувства бывает очень много разных оттенков и проявлений. Часто их называют патриотическими чувствами. Гордость за свою страну совсем недавно испытали и мы с вами. Какова была причина этой гордости? (ответы детей)

А вот ещё две ситуации. Послушайте и скажите, какого бизнесмена мы можем назвать патриотом, и страна может им гордится, а какого нет.

Россия! Россия!” — громче всех на трибунах во время Олимпиады кричал один из бизнесменов. После возвращения в свой город он был уличен в подкупе чиновников и неуплате налогов.

А другой бизнесмен тоже кричал на олимпийских стадионах. Делал он это редко и не очень громко. Но никто так и не узнал, что именно он был одним из спонсоров российской сборной.

Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.

Патриот Родины – очень высокие слова. Редкий человек осмелиться громко заявить о себе: “ Я патриот”. Чаще говорят о другом человеке: “Он настоящий патриот”. Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Родиной. Военная история нашей Родины полна такими примерами.

Генерал Карбышев попал в плен к фашистам. Ему предложили стать предателем. В случает отказа гитлеровцы пообещали генералу не только лютую смерть, но и позор. Для этого достаточно было сообщить ложные сведения о его предательстве. Для воина и человека чести это было пострашнее гибели. Русский генерал Карбышев предпочел мученическую смерть.

Учитель: Возникает вопрос: патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны или патриотизм – это явление, важное и необходимое во все времена? (ответы учащихся)

Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенной ситуации, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор


Ситуация
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?

ВЫБОР
1.Поехать по местам боевых сражений
2. Поиграть в компьютерную игру

ПОСЛЕДСТВИЯ

+
узнает свою родословную
узнает историю своей страны

устанет
потратит много времени

+
получит удовольствие
улучшит навыки работы с компьютером

испортит зрение
не дышит свежим воздухом

РЕШЕНИЕ — ?

— Кого мы можем назвать патриотом своей страны?
— Давайте попробуем составить портрет патриота

-Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение (
слайд № 9)
Патриот – это человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________

— Расскажите, что у вас получилось….
— Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится….,
помогает….

— Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.

Слайд 7

— Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины. Работая в группах по 4 человека выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ. И дополните список личностными качествами настоящего патриота

Учитель: Патриотами не рождаются, ими становятся.
Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.

Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!




Наша встреча закончена. Спасибо за работу!

Домашнее задание. Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.










Свежие документы:  Место нового УМК «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» в курсе преподавания обществознания на старшей ступени школы

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: