Конспект урока по Обществознанию «Гражданин – человек свободный и ответственный»



Маркова Светлана Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ-СОШ №23 города Армавира

Краснодарского края


Тема: «Гражданин – человек свободный и ответственный».

Тип урока:

урок изучения нового материала.


Цели урока:

— Дать определение понятия «гражданин», определить, чем гражданин отличается от простого человека;

— Рассмотреть высшие проявления гражданственности;

— Выделить основные обязанности гражданина.

— Продолжить развитие у учащихся умений отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

— Продолжить воспитание у учащихся чувство патриотизма, гуманизма; политическую активность.

Основные понятия и термины:

Гражданин, гражданственность, патриотизм, гуманизм, свобода, ответственность, обязанности гражданина.


Предварительная подготовка:

Всему классу предлагается подумать над вопросом «В чём различия между понятиями «гражданин» и «человек»?». При этом класс делится на две команды, каждая из которых получает индивидуальное задание: первая команда собирает материал по вопросу: «Что такое гражданин?», а вторая – «Что такое человек?». Четверо учащихся получают опережающее задание: рассказать об А.Д. Сахарове.


Ход урока.

Этапы

Основное содержание урока

Формы и методы

Прим. время

1.

Организационный момент урока.

Слово учителя.

1-2

2.

Сообщение темы, цели, задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

2-3

3.

Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Дома вам было предложено подумать над вопросом «В чём различия между понятиями «гражданин» и «человек»?»


Каждая из команд предлагает свой подобранный материал, который анализируется всем классом под руководством учителя.

Вывод:

— Человек (просто человек) – существо и биологическое, и общественное. Он может не участвовать в политической жизни, слабо знать свои права и пути их реализации, но при этом быть неплохим человеком, отличным семьянином, тружеником, любителем природы и т. д. Никто не имеет права заставлять человека участвовать в том, что ему не по душе или характеру.

— Гражданин – это лицо, наделённое политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями; это человек, готовый к деятельности в политической и правовой сферах и имеющий на это право.

— Поэтому воспитание человека в целом и воспитание гражданина – это не равнозначные процессы.




Слово

учителя.




Работа по командам.




Вывод делают сами учащиеся.

10-15

4.

Подведение итогов опроса.

Учитель отмечает уровень подготовки команд и наиболее активных учеников; ещё раз делает акцент на самых важных моментах, о том, кого можно назвать гражданином.


Слово учителя.

1-2

5.

Изучение нового материала.

1. Гражданин – человек, имеющий права.

Понятие «гражданин», начиная с античных времён и до наших дней имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.

Сейчас нам представится уникальная возможность узнать всё о том, кого считали гражданами в Древней Греции и Римской империи у современников того времени.


В класс заходят двое учащиеся в одеждах афинянина и римлянина и отвечают на вопросы ребят.


Примерные вопросы:

— Кого считали гражданином на вашей родине?

(Афинянин: Быть гражданином считалось возможностью редкой и почётной, гражданином называли не каждого свободного человека, а только мужчин – коренных жителей Аттики.

Римлянин: В Римской империи постепенно всё свободное население получило права римского гражданина, ведь свобода гражданина определяется его правами: чем большим количеством прав пользуется гражданин, тем он свободнее.)

— Какие права были у ваших граждан? (Афинянин: Гражданин обладал важными правами как в личной (мог иметь землю, дом), так и в политической жизни (мог обращаться в суд, участвовать в народном собрании, занимать государственную должность

Римлянин: Права римских граждан были чётко разработаны. Все права были разделены на две группы: публичные, то есть общественные, и частные, которые приносили «пользу отдельному лицу». К публичным относили прежде всего политические права: право голоса в народном собрании и право занимать государственную должность, а также право нести военную службу. Частные права закрепляли право граждан на недвижимую собственность и землю, а также право на брак с римской гражданкой.)

— А обязанности были у граждан? (Афинянин: Были у наших граждан и серьёзные обязанности: прежде всего соблюдать законы и защищать Отечество.

Римлянин: Гражданин должен был соблюдать законы, защищать Отечество и не совершать поступков, которые могли бы опозорить честь гражданина. Иначе, по решению суда, его могли бы признать неполноправным гражданином, то есть лишить публичных прав.)


2. Документы, «открывшие» историю прав человека.


Назовите основные документы, «открывшие» историю прав человека.

(Декларация независимости – 1776 г, Конституция США – 1787 г, Декларация прав человека и гражданина – 1789 г.)


— Охарактеризуйте основные идеи и суть позиций, на которых стояли авторы этих документов.

— Какие цели они ставили перед государством?

— Как определяется в этих документах, что такое свобода?

— Докажите, что свобода и вседозволенность в этих документах не отождествляются.

— Какие черты остаются типичными для гражданина на протяжении веков?


3. Великий гражданин России.

Разговор о гражданине хотелось бы продолжить рассказом об одном из самых замечательных людей XX века – об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове. Ваши одноклассники подготовили сообщения о нём.


  1. А.Д. Сахаров – учёный.

  2. А.Д. Сахаров – правозащитник.

  3. А.Д. Сахаров – патриот.

  4. А.Д. Сахаров – «диссидент».


Чему же учит трудная, но прекрасная судьба академика Андрея Дмитриевича Сахарова? Его судьба даёт веру в человеческую личность, в гражданское мужество, в то, что, оказывается, и один человек может выстоять в противоборстве со злом. Выстоять и победить. Благодаря подвигу жизни Сахарова мы можем сказать: даже один гражданин в поле – воин!






Слово

учителя

















Беседа с учащимися по вопросам












































Работа по учебнику на стр. 192

















Слово

Учителя









Монолог

Учащихся





Слово

учителя












7-10

6.

Первичное осмысление и закрепление нового материала.

(Тест прилагается в конце конспекта).


Работа по тестам

3-4

7.

Подведение итогов урока. Комментирование и выставление оценок.


Слово учителя.

1-2

8.

Постановка и комментирование домашнего задания.

§ 41, стр. 191. Составьте обобщённый портрет гражданина: определите сущность, главные, по вашему мнению черты.

Слово учителя.

3-5


Тест.


1. Аналогичны ли понятия «человек» и «гражданин»?

а) да, аналогичны;

б) нет, не аналогичны;

в) различия между ними несущественны.

2. Закончите следующее утверждение: «Человек – существо

а) биологическое»;

б) общественное»

в) и биологическое, и общественное».

3. Закончите следующее определение: «Гражданин – это лицо,

а) обладающее финансовыми возможностями для самостоятельного ведения коммерческих дел»;

б) имеющее свидетельство о лояльности по отношению к существующему строю»;

в) наделённое политическими, гражданскими и другими правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями».

4. Каковы важнейшие качества настоящего гражданина?

а) обращает внимание только на свои права и стремится их реализовать;

б) признаёт только обязанности и игнорирует права;.

в) обладает способностью рассматривать свои права как обязанности.

5. Закончите следующее утверждение: «Гражданственность – это прежде всего

а) официальное положение послушных граждан»;

б) комплексное свойство личности и поведения настоящих граждан»;

в) совокупность граждан».

6. Какие сферы общественной жизни имеют первостепенное значение для настоящего гражданина?

а) наука и искусство;

б) медицина и спорт;

в) право и политика.

7. Каково, как правило, отношение гражданина к государству, государственной власти?

а) лояльное;

б) требовательно-революционное;

в) равнодушное.

8. Закончите следующую мысль: «Между гражданственностью» и «гражданством» существует

а) тождество»;

б) большое различие»;

в) несущественная разница».

9. Закончите определение: «Гражданство – это

а) положение человека, живущего в городе»;

б) политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству»;

в) право выбора местожительства».

10. Имеет ли право человек изменить своё гражданство по собственному желанию?

а) имеет право;

б) не имеет права;

в) этот акт законом не регулируется.


Ответы:

1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а, 8-б, 9-б, 10-а.


Свежие документы:  Тест: Социальная стратификация (11 класс)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: