Конспект урока по Обществознанию «Права ребёнка» 10 класс


10 класс ПРАВО

Тема_08: Права ребёнка

Задачи:

  • Усвоение основных терминов и понятий темы.

  • Закрепление основных представлений о правах ребёнка в правовом государстве.

  • Развитие навыков работы с документами, дополнительной литературой, интернет источниками.

Цель урока: Изучение истории и основных особенностей прав ребёнка в РФ.

МАТЕРИАЛЫ:

  • Презентация «Права ребёнка»

  • Фрагмент мультфильма о правах ребёнка

  • Печатные материалы (текст Конвенции о правах ребёнка)

  • Материалы для закрепления и рефлексии

Ход урока:

  1. ПОВТОРЕНИЕ

Понятие гражданства (ГРАЖДАНСТВО – устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. )

ОСНОВЫ ПРАВ И СВОБОД:

  • Права и свободы человека реальны только в правовом государстве.

  • Права и свободы неотчуждаемы (неотъемлемы).

  • В правовом государстве права человека главенствуют над правами государства.

  • В правовом демократическом государстве права важнее обязанностей.

  • Права человека связаны с уровнем развития, личного воспитания и морали.

ВИДЫ ПРАВ И СВОБОД:

  • Неотчуждаемые (основные права и свободы)

Всеобщая декларация прав человека принята 10 декабря 1948 г. на заседании ООН

ЦЕЛЬ:

  • Сохранение свободы, справедливости и всеобщего мира.

  • Воспрепятствование актам тирании, насилия, тоталитаризма

  • Сохранение ценности человеческой личности

  • Осуществления равноправия мужчин и женщин, расового равноправия

  • Содействие социальному прогрессу и улучшению условий жизни

История Всеобщей декларации прав человека:

В 1948 году, после Второй мировой войны комитет, возглавляемый г-жой Элеонорой Рузвельт, женой президента США Франклина Рузвельта, подготовил особый документ, провозглашающий права, которыми должны обладать все люди во всём мире. Этот документ состоит из Преамбулы и 30 глав. Сегодня в ООН состоят 192 страны,  и все они подписали Всеобщую декларацию прав человека.








  • Гуманитарные

МГП – международное гуманитарное право (система международных правовых норм, направленных на утверждение гуманности и толерантности в современном обществе, ликвидации последствий войн и конфликтов, гуманитарных катастроф.)


Международное гуманитарное право является частью международного права, регламентирующего отношения между государствами.


МГП состоит из ряда международных документов и постановлений, прошедших подписание и ратификацию (утверждение).

Жан Анри Дюнан, швейцарский гуманист и основатель Международного комитета Красного Креста (МККК), родился состоятельной женевской семье. Его отец вёл надзор за приютами для сирот. Дед был директором женевской больницы.

Занимался благотворительной деятельностью. В 1859 г. стал свидетелем одного из самых кровопролитных сражений XIX в. – битвы при Сольферино, жертвами которой стали 40 тыс. убитых и раненых.

Импровизированные госпитали были развернуты в домах, казармах, церквах и монастыре. Написал книгу «Воспоминание о Сольферино». Книга сделала его знаменитым. Дюнан обратился с воззванием к правительствам и сотрудничал с такими общественными деятелями, как Виктор Гюго, Чарлз Диккенс и Флоренс Найтингейл, в организации международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

26 октября 1863 г. 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве. Они выработали проект договора о гарантиях нейтралитета тех, кто оказывает помощь, и приняли эмблему – красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг). Договор, широко известный под названием Женевской конвенции, был подписан в Париже представителями 12 стран в 1864 году.

В 1901 г. Д. стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Премией отмечался прежде всего вклад Д. в мирное сотрудничество народов.















Основные источники международного гуманитарного права:
1949 г. — Четыре Женевских конференции от 12 августа 1949 г.:
— об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
— об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, из состава вооруженных сил на море;
— об обращении с военнопленными;
— о защите гражданского населения во время войны.
1977 г. — Два Дополнительных протокола к Женевским конференциям, касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (в пределах одного государства).

  • Конституционные (права и свободы, изложенные в действующей Конституции РФ 1993 г)

Конституционные права и свободы могут быть ограничены в период чрезвычайного положения (кроме неотъемлемых прав).

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 дней, а на отдельных территориях — 60 дней.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)

— ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА О ПРАВАХ РЕБЁНКА

(Определение темы урока по просмотру)


ТЕМА: «ПРАВА РЕБЁНКА»

— Просмотр фото из презентации о бесправном положении детей в начале 20 века (определение проблемы)

Проблема защиты детства и детских прав.

Острота проблемы:

  • Беззащитность и бесправность детей (неумение отстоять свои права)

  • Детское насилие (семейное насилие)

  • Экономическая беззащитность (родители распоряжаются деньгами)


ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ПРАВА (по презентации)

1 шаг: Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

2 шаг: 1959 г. – «Декларация прав ребёнка»

В Декларации были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

3 шаг: 20 ноября 1979 г — «Конвенция прав ребёнка»

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребёнка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребёнка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США, Сомали и Южного Судана, а также Святым Престолом и государственными образованиями в свободной ассоциации с Новой Зеландией: Островами Кука и Ниуэ.

СССР ратифицировала Конвенцию в 1980 г.

4 шаг: В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

5 шаг: В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (143 страны-участника на октябрь 2010 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (149 стран-участников на сентябрь 2011 года). 

— РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ (задание по тексту)

Заполнение интерактивной схемы на доске


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 20 Проблемный вопрос: почему в США до сих пор не ратифицирована Конвенция о правах ребёнка? (использовать ресурсы интернета)

— ЗАДАНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ (составление схемы истории прав ребёнка из базовых элементов)

— РЕФЛЕКСИЯ (важность прав ребёнка для общества и вас лично)

Основные положения Конвенции о правах ребёнка

Первая часть Конвенции

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

  • Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

  • Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг.

  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

  • Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 14 лет

А также рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях

Третья часть Конвенции

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

  • Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

  1. развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Содержание Конвенции о правах ребёнка

В Конвенции провозглашается неотъемлемое право ребенка на жизнь, на имя и на приобретение гражданства. Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.

Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия. Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка. Однако при этом государства должны оказать родителям соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.

Дети имеют право свободно выражать свое мнение. Государства уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Государства признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться, и к тому же должны быть подписаны международные соглашения, в которых были бы предусмотрены гарантии и обеспечена юридическая деятельность в случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, воплощающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе взаимопонимания, мира и терпимости.

Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами. Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения детей и торговли ими.

Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в обществе…





Создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

Создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

Создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

Создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

Создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

«Декларация прав ребёнка»


«Декларация прав ребёнка»


«Декларация прав ребёнка»


«Декларация прав ребёнка»


«Декларация прав ребёнка»


«Конвенция прав ребёнка»


«Конвенция прав ребёнка»


«Конвенция прав ребёнка»


«Конвенция прав ребёнка»


«Конвенция прав ребёнка»


20 ноября — День прав ребёнка.


20 ноября — День прав ребёнка.


20 ноября — День прав ребёнка.


20 ноября — День прав ребёнка.


20 ноября — День прав ребёнка.


Дополнительные протоколы к Конвенции: «О запрете участия детей в международных конфликтах», «О запрете торговли детьми»

Дополнительные протоколы к Конвенции: «О запрете участия детей в международных конфликтах», «О запрете торговли детьми»

Дополнительные протоколы к Конвенции: «О запрете участия детей в международных конфликтах», «О запрете торговли детьми»

Дополнительные протоколы к Конвенции: «О запрете участия детей в международных конфликтах», «О запрете торговли детьми»

























































ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ РЕБЁНКА





Шаг 2







Шаг 3







Шаг 4







Шаг 5







Шаг 1



8


Свежие документы:  Конспект урока по технологии "«Декупаж», приобщение учащихся к новому виду декоративно - прикладного творчества"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: