Конспект урока по обществознанию в 9 классе «Права и обязанности в семье»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

н.п. Высокий, Мурманской области




Конспект урока по обществознанию
в 9 классе
«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ»




подготовила:


Титова Лариса Валентиновна,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №13, н. п. Высокий

Мурманская область







2013-2014 учебный год









ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ.


Цель: познакомить участников тренинга с основами нравственно-правовых норм семейных отношений.

Задачи:

— показать основные права и обязанности членов семьи;

— нравственное и правовое воспитание подростков;

— формирование навыков, толерантного поведения;

Интерактивные стратегии.

  1. Работа с казусами.

  2. Упражнение «Она не работает». (по методике Шулькевич Т.А.).

  3. Игра «Триада». (по методике Шулькевич Т.А.).

Дидактический материал.

  • Карточки с казусами.

  • Карточки для игры «Триада».

Конституция РФ

(Извлечение)

Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находится под защитой государства.

  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Семья – это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).

Основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства.

Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке и т. д.

Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу К. Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша, и он спросил ее о возрасте ребенка.

— О, он еще совсем мал! Ему всего неделя от роду!

— Дорогая моя, вы опоздали ровно на целую неделю! – воскликнул знаменитый педагог.

Воспитание детей – очень серьезный и ответственный процесс. Законы РФ устанавливают тесную связь между правами и обязанностями родителей и детей в семье.


Работа с казусами.

В многообразии и сложностях семейных отношений говорят приводимые ниже казусы. Обсудите их в группах, выскажите свое мнение.

  1. М. вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребенок связал ее по рукам. Она подбросила его чужим людям, оставив на пороге в одеяльце зимой. Прошло 15 лет М. потребовала вернуть ребенка, делая упор на положительные характеристики с места работы. – Что решит суд?

  2. Отец злоупотреблял спиртными напитками, поднимал руку на мать и ребенка. Во время очередной ссоры, когда мать заступилась за сына, т. к. отец начал жестоко избивать его за двойку, разъяренный отец убил мальчика и жестоко избил жену. –Что решит суд?

  3. После развода бывший супруг отказался помогать своим детям. Отвечает грубостью: «Мне не нужны ни ты, ни твои дети».- Что говорит закон?

  4. Отец и мать в семье сильно злоупотребляли спиртным, оказывали дурное влияние на детей. Дети плохо учатся, постоянно пропускают уроки.

Стоит ли оставлять детей у таких родителей?

-Будут ли нарушены права детей в случае определения их в интернат для детей – сирот?

5. Семья Ф. не имеет постоянного дохода. Родители заставляют детей попрошайничать в общественном транспорте. – Какие нормы морали и права нарушаются в семье?

Семья должна воспитать:

  1. Трудолюбие;

  2. Достоинство;

  3. Уважение к окружающим;

  4. Стойкость;

  5. Дисциплину;

  6. Стремление к знаниям;

  7. Привычку к здоровому образу жизни.

Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием. Известный китайский мыслитель и ученый Конфуций говорил: « Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего».

Вот некоторые советы для самовоспитания:

— умей управлять своими поступками;

— учись терпеливо преодолевать трудности;

— определи цель;

— воспитывай волю;

— замечай в людях хорошее.


ЗАПОМНИ! Родители и дети обязаны заботиться друг о друге. С уважением относись к старшим. Знай и почитай традиции своей семьи, старайся узнать как можно больше о своих предках. Не огорчай родных плохими поступками.


Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семь дона учить быть таким. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье. Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:

— при старших молчать;

— мудрых слушать;

— старшим повиноваться;

— с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:

— не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;

— соблюдать порядок, чистоту в доме;

— строго выполнять свои обязанности.

В крестьянской среде тоже действовали правила поведения в семье:

— уважение к старшим;

— выполнение своих обязанностей по хозяйству;

— воспитание патриотизма и др.

Вопросы для беседы:

  1. Какие правила действуют в вашей семье? Расскажите о них.

  2. О каком правиле забыл мальчик в этом стихотворении:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

— Был на квартиру налет?

— Нет!

— К нам заходил бегемот?

— Нет!

— Может быть, дом не наш?

— наш!

— Может, не наш этаж?

— Наш!

— Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

Э. Успенский.

3. Зачем в семье нужны правила?

4. Нужно ли делить обязанности по дому на мужские и женские?

5. кто выполняет эти обязанности в вашей семье?

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.


Упражнение «Она не работает».

Инструкция.

Цель- привлечь внимание участников тренинга к возможной дискриминации женщин, обсудить равенство прав по половому признаку.

Ключевая мысль: дискриминация женщин является нарушением прав человека.

Шаг 1.

Разыграйте в классе по ролям текст «Она не работает» (участвуют «доктор» и «больной»).

много у вас детей? – спросил доктор больного.

— Родилось шестнадцать, живы только девять, — ответил он.

— Ваша жена работает?

— Нет, она сидит дома.

— Понятно… И как она проводит свой день?

— Ну, она встает в четыре утра, приносит воду и дрова, разводит огонь и готовит завтрак для семьи. Потом она идет на речку и стирает одежду. Потом она идет в город, чтобы продать на базаре кукурузу и купить, что нужно по хозяйству. Потом готовит обед.

— Вы приходите домой обедать?

— Нет-нет, она приносит мне еду на поле, это около трех километров от нашего дома.

— А потом?

— Ну ,она ухаживает за курами и поросятами. И, наконец, весь день присматривает за детьми. Потом она готовит ужин, чтобы он был готов к моему возвращению.

— Она ложится спать после ужина?

— Нет, это я ложусь. Она возится по хозяйству до девяти часов.

— Но вы говорили, что ваша жена не работает…

— Ну да, я же сказал – она сидит дома.

Шаг 2.

  1. Составьте всем классом список работ, выполнявшихся женщиной в этой семье.

  2. Используя «мозговой штурм», назовите, как можно больше причин того, почему муж считает, что жена не работает.

  3. С помощью опять же «мозгового штурма» найдите аргументы в подтверждение того, что деятельность женщины в семье тоже является работой.

Конституция РФ является основополагающим документом для норм семейного права.

Статья 2 объявляет высшей ценностью человека, его права и свободы; защита прав и свобод – обязанность государства.

Статья 19 закрепляет равенство всех граждан России перед законом и судом.

В Конституции РФ провозглашены личные права, которые распространены на семейные отношения:

  1. Право на жизнь (ст. 20)

  2. Достоинство личности (ст. 21)

  3. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

  4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23)

  5. Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28)

  6. Право на судебную защиту (ст. 46).

Главным источником семейного права является Семейный Кодекс РФ, принятый Государственной Думой в декабре 1995г.


Игра «Триада»

Инструкция. Участникам тренинга надо раздать карточки 3-х цветов с надписями:

  1. Красные – «Желаем вам любящих детей»;

  2. Зеленые – «Пусть будут живы и здоровы ваши родители»;

  3. Желтые – «Покой и мир вашему дому».

Согласно полученной карточке участники тренинга занимают места:

1 стол – родители;

2 стол – дети;

3 стол – судьи.

Вниманию всех предлагается следующая ситуация:

«Отец оставил Сережу с матерью без средств к существованию, когда ребенку было 4 года. Ни писем , ни денег не было от него в течение 20 лет. И вот отец вернулся и требует от Сергея материальной помощи».

— Как разрешить ситуацию?

Шаг 1. Все участники в трех группах должны составить списки, отражающие пути выхода из ситуации – 5 минут.

Шаг 2. Образуются новые группы «Ребенок – Родитель – Судья». В течение 5 минут методом компромисса попытайтесь найти общее решение. В итоге судья должен сообщить это решение всем участникам.

Шаг 3. Заслушиваются «судьи» из всех групп.

Обсуждение игры.

— Каковы права детей в семье? Права родителей?

— Каковы обязанности детей? Обязанности родителей?


Контрольные вопросы.

  1. Как вы понимаете поговорку «Мой дом – Моя крепость»?

  2. При каких условиях семья действительно будет крепкой?

  3. Как проявляется в Основном законе единство прав и обязанностей членов семьи?

ЗАПОМНИ! Закон защищает равные права всех членов семьи.

Запрещается дискриминация по возрасту, полу и т. д.

Родители обязаны заботиться о детях.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях








Используемая литература:

  1. Конституция РФ, 1993г.

  2. Конвенция о правах ребенка

  3. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  4. Фалькович Т. А. , Шупина Т. И. «Изучаем Конституцию РФ», М. «Просвещение», 2009г.

  5. Северина О.А. , Сорокина Е. Н. «Детский правозащитный университет», «Глобус» 2011г.












































ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ.

Раздаточный материал №1


Конституция РФ

(Извлечение)

Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находится под защитой государства.

  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях


Семья – это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).

Основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства.

Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке и т. д.


Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу К. Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша, и он спросил ее о возрасте ребенка.

— О, он еще совсем мал! Ему всего неделя от роду!

— Дорогая моя, вы опоздали ровно на целую неделю! – воскликнул знаменитый педагог.


Воспитание детей – очень серьезный и ответственный процесс. Законы РФ устанавливают тесную связь между правами и обязанностями родителей и детей в семье.


Работа с казусами.


В многообразии и сложностях семейных отношений говорят приводимые ниже казусы. Обсудите их в группах, выскажите свое мнение.

  1. М. вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребенок связал ее по рукам. Она подбросила его чужим людям, оставив на пороге в одеяльце зимой. Прошло 15 лет М. потребовала вернуть ребенка, делая упор на положительные характеристики с места работы. – Что решит суд?

  2. Отец злоупотреблял спиртными напитками, поднимал руку на мать и ребенка. Во время очередной ссоры, когда мать заступилась за сына, т. к. отец начал жестоко избивать его за двойку, разъяренный отец убил мальчика и жестоко избил жену. –Что решит суд?

  3. После развода бывший супруг отказался помогать своим детям. Отвечает грубостью: «Мне не нужны ни ты, ни твои дети».- Что говорит закон?

  4. Отец и мать в семье сильно злоупотребляли спиртным, оказывали дурное влияние на детей. Дети плохо учатся, постоянно пропускают уроки.

    1. Стоит ли оставлять детей у таких родителей?

    2. -Будут ли нарушены права детей в случае определения их в интернат для детей – сирот?

  5. Семья Ф. не имеет постоянного дохода. Родители заставляют детей попрошайничать в общественном транспорте. – Какие нормы морали и права нарушаются в семье?

Семья должна воспитать:

  1. Т————е;

  2. Д———————о;

  3. Уважение к о——————м;

  4. Ст—————ь;

  5. Д———————у;

  6. Стремление к з——————м;

  7. Привычку к ————————————————-.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ.

Раздаточный материал № 2


Вопросы для беседы:

  1. Какие правила действуют в вашей семье? Расскажите о них.

  2. О каком правиле забыл мальчик в этом стихотворении:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

— Был на квартиру налет?

— Нет!

— К нам заходил бегемот?

— Нет!

— Может быть, дом не наш?

— наш!

— Может, не наш этаж?

— Наш!

— Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

Э. Успенский.

3. Зачем в семье нужны правила?

4. Нужно ли делить обязанности по дому на мужские и женские?

5. кто выполняет эти обязанности в вашей семье?

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.



ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ.

Раздаточный материал № 2


Вопросы для беседы:

  1. Какие правила действуют в вашей семье? Расскажите о них.

  2. О каком правиле забыл мальчик в этом стихотворении:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

— Был на квартиру налет?

— Нет!

— К нам заходил бегемот?

— Нет!

— Может быть, дом не наш?

— наш!

— Может, не наш этаж?

— Наш!

— Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

Э. Успенский.

3. Зачем в семье нужны правила?

4. Нужно ли делить обязанности по дому на мужские и женские?

5. кто выполняет эти обязанности в вашей семье?

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.


ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ.

Раздаточный материал № 3


Упражнение «Она не работает».

Инструкция.

Цель- привлечь внимание участников тренинга к возможной дискриминации женщин, обсудить равенство прав по половому признаку.

Ключевая мысль: дискриминация женщин является нарушением прав человека.

Шаг 1.

Разыграйте в классе по ролям текст «Она не работает» (участвуют «доктор» и «больной»).

много у вас детей? – спросил доктор больного.

— Родилось шестнадцать, живы только девять, — ответил он.

— Ваша жена работает?

— Нет, она сидит дома.

— Понятно… И как она проводит свой день?

— Ну, она встает в четыре утра, приносит воду и дрова, разводит огонь и готовит завтрак для семьи. Потом она идет на речку и стирает одежду. Потом она идет в город, чтобы продать на базаре кукурузу и купить, что нужно по хозяйству. Потом готовит обед.

— Вы приходите домой обедать?

— Нет-нет, она приносит мне еду на поле, это около трех километров от нашего дома.

— А потом?

— Ну ,она ухаживает за курами и поросятами. И, наконец, весь день присматривает за детьми. Потом она готовит ужин, чтобы он был готов к моему возвращению.

— Она ложится спать после ужина?

— Нет, это я ложусь. Она возится по хозяйству до девяти часов.

— Но вы говорили, что ваша жена не работает…

— Ну да, я же сказал – она сидит дома.

Шаг 2.

  1. Составьте всем классом список работ, выполнявшихся женщиной в этой семье.

  2. Используя «мозговой штурм», назовите, как можно больше причин того, почему муж считает, что жена не работает.

  3. С помощью опять же «мозгового штурма» найдите аргументы в подтверждение того, что деятельность женщины в семье тоже является работой.

Конституция РФ является основополагающим документом для норм семейного права.

Статья 2 объявляет высшей ценностью человека, его права и свободы; защита прав и свобод – обязанность государства.

Статья 19 закрепляет равенство всех граждан России перед законом и судом.

В Конституции РФ провозглашены личные права, которые распространены на семейные отношения:

  1. Право на жизнь (ст. 20)

  2. Достоинство личности (ст. 21)

  3. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

  4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23)

  5. Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28)

  6. Право на судебную защиту (ст. 46).

Главным источником семейного права является Семейный Кодекс РФ, принятый Государственной Думой в декабре 1995г.



ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ.

Раздаточный материал № 4


Игра «Триада»

Инструкция. Участникам тренинга надо раздать карточки 3-х цветов с надписями:

  1. Красные – «Желаем вам любящих детей»;

  2. Зеленые – «Пусть будут живы и здоровы ваши родители»;

  3. Желтые – «Покой и мир вашему дому».

Согласно полученной карточке участники тренинга занимают места:

1 стол – родители;

2 стол – дети;

3 стол – судьи.

Вниманию всех предлагается следующая ситуация:

«Отец оставил Сережу с матерью без средств к существованию, когда ребенку было 4 года. Ни писем , ни денег не было от него в течение 20 лет. И вот отец вернулся и требует от Сергея материальной помощи».

— Как разрешить ситуацию?

Шаг 1. Все участники в трех группах должны составить списки, отражающие пути выхода из ситуации – 5 минут.

Шаг 2. Образуются новые группы «Ребенок – Родитель – Судья». В течение 5 минут методом компромисса попытайтесь найти общее решение. В итоге судья должен сообщить это решение всем участникам.

Шаг 3. Заслушиваются «судьи» из всех групп.

Обсуждение игры.

— Каковы права детей в семье? Права родителей?

— Каковы обязанности детей? Обязанности родителей?



Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Создание юридического лица на примере общества с ограниченной ответственностью" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: