Конспект урока по обществознанию в 9 классе «Труд и трудовое право»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа № 6

пгт Анна, Воронежской области









Конспект урока по обществознанию
в 9 классе



«Труд и трудовое право»



подготовила

учитель истории и обществознания

Гурова Людмила Николаевна

















Анна


Тема: «Труд и трудовое право».


Истинное сокровище

для людей — умение трудиться.

Эзоп.

Цели урока:

1. Сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве.

2. Учащиеся должны усвоить новые понятия.

3. Продолжить формирование основы правовой культуры.

4. Готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

5. Продолжить содействовать воспитанию гражданственности, уважения к социальным и правовым нормам.

6. Продолжать воспитывать уважение к закону.


Основные понятия и термины:

трудовое право, трудовые отношения, работник, работодатель, трудовой договор, рабочее время, время отдыха.


Оборудование:

Всеобщая Декларация прав человека, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.


Ход урока.

План.

1. Роль труда в жизни человека.

2. Трудовые правоотношения.

3. Трудовой договор. Работник и работодатель.

4. Рабочее время.

5. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

6. Закрепление.



Труд относится к числу важнейших областей жизни человека. О роли труда в развитии человека и общества вы уже многое знаете. Именно их происхождение связано с трудом. Современная жизнь общества и отдельной личности немыслима без труда.

Например, бытует легенда, что в голландских семьях, когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его руку и показывает на ладошках три извилинки. Буква «М» по-голландски означает «менш» — человек, а если перевернуть, то получается латинская «А№», что означает «верк» — работа.

Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье найти в жизни свое назначение, свое призвание.

«Истинное сокровище для людей — умение трудиться»,- говорил древний философ Эзоп.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве, которое регулирует отношения в процессе трудовой деятельности.


Заполнение маркированной таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».


Мозговой штурм.

1. Что такое труд?

2. Зачем надо трудиться?

3. Что мы приобретаем или теряем благодаря труду?

4. Может ли человек прожить без работы?

5. Что такое трудолюбие?

6. Приведите примеры пословиц и поговорок о труде.


Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что труд — облагораживает человека. В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда — серьезный и ответственный шаг. От того какую работу вы выберите, будет зависеть реализация ваших возможностей, интересов, перспективы творческого и карьерного роста, рост благосостояния вашей семьи.

Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "ОПАСНЫЙ ПУТЬ ПРЕСТУПНОЙ ЖИЗНИ" 7 класс

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

Трудовое право совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности.

Источники трудового права.

1. Всеобщая Декларация прав человека.

2. Конвенция Международной организации труда.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

4. Конституция РФ.

5. Трудовой кодекс РФ.

6. Указы Президента, Постановления Правительства.

Работа по группам (4 группы).

Проблемный вопрос: Право на труд — это право или обязанность.


Каждая группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих ответов.

1 группа — Конституция РФ (ст. 37).

2 группа — Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23).

3 группа — Трудовой кодекс РФ (ст. 1).

4 группа — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6, часть 3).


Вывод: право на труд — одно из основных прав и свобод человека.

Основная трудовая деятельность большинства людей в нашей стране — это работа на предприятиях и в учреждениях, которые могут быть основаны на различных формах собственности. Закон выделяет следующие категории трудоспособных граждан.


Сообщение «Категории трудоспособных граждан».

В недалеком будущем вы все начнете свою трудовую деятельность. Трудовые отношения работника с предприятием и учреждением регулируется законодательством о труде. Это соответствующие статьи Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ.


Знакомство с Трудовым кодексом РФ.

1 группа — «Трудовые отношения, стороны трудовых отношений».

2 группа — «Трудовой договор».

3 группа — «Рабочее время».

4 группа — «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет».


Права ребенка защищает не только известная вам Конвенция о правах ребенка, но и внутренние национальные законы, например Трудовой кодекс. Вы должны знать, что Трудовой кодекс представляет вам большой список льгот. Рабочий день до 16 лет — 24 часа в неделю, в 16-18 лет — 36 часов в неделю, длиннее отпуск — 31 день, который можно использовать в удобное для вас время года. Вы не должны работать в ночную смену, выполнять тяжелые работы.


Закрепление. Решение задач по группам (см. приложение).


Возвращение к маркированной таблице.

Что узнали нового?

Вывод: я надеюсь, что полученные знания на уроке вам помогут в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры.

Домашнее задание: параграф 39, новые понятия.

Приложение.

Задачи для первой группы.

1. Должен ли гражданин, впервые ищущий работу и не имеющий

профессии, представить в службу занятости следующие документы:

Свежие документы:  Тема: Происхождение и развитие человека

1. паспорт;

2. трудовую книжку;

3. справку о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы;

4. документ об образовании;

5. справку о состоянии здоровья.

Согласны ли вы с перечнем документов? Если нужно, внесите свои коррективы.


2. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать его трудовую книжку, которую он якобы потерял дома.

В чем заключался розыгрыш?


Задачи для второй группы.

1. Мой друг устроился на работу курьером в одно издательство. Он похвастался, что теперь у него есть трудовая книжка, и был счастлив. Однако, когда мы встретились в другой раз, мой друг был печален. Оказалось, что он уволился с прежнего места работы, а когда пошел устраиваться на новое, то обнаружил, что потерял трудовую книжку. Я сказал ему, что знаю, как решить его проблему.

Что я сказал другу?


2. Кому из перечисленных лиц не устанавливается испытательный срок при приеме на работу?

1. Валентину 17 лет;

2. библиотекарю Елене Семеновне с высшим образованием и пятилетним стажем работы;

3. Сергею, демобилизованному из армии.


Задачи для третьей группы.

1. За нарушение дисциплины в общественном месте группа молодых людей в возрасте 17-18 лет была привлечена к административной ответственности. На заседании административной комиссии было установлено, что никто из них не учится. Один из членов комиссии предложил включить в решение комиссии требование, обязывающее их в течение двух-трех недель поступить на работу или учебу, в противном случае они будут привлечены к работе в принудительном порядке.

Правомерно ли требование о привлечение людей к труду в

принудительном порядке? Свое мнение обоснуйте.


2. Если вы решили во время каникул поработать, куда вы обратитесь? Какие документы подготовите для приема на работу?


Задачи для четвертой группы.

1. Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу.

Среди них были:

Возраст не старше 30-40 лет;

Пол — мужской;

Образование — высшее;

Национальность — русский;

Не принадлежащий к каким-либо партиям.

Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свое мнение обоснуйте.


2. Какие условия должны быть соблюдены при приеме на работу учащихся общеобразовательных школ?










































Список использованной литературы.

  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2006г.

  2. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007г.

  3. Конституция РФ.

  4. Всеобщая Декларация прав человека.

  5. Трудовой кодекс РФ.

  6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: