Конспект урока по праву: «Права потребителей» 11 класс


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Хангаласское районное управление образования

МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 2»








Конспект урока по праву. 11 класс

«Права потребителей»









Подготовил: Лукин Геннадий Янославович,

учитель истории, обществознания, права

«Покровская СОШ№ 2».







Покровск, 2014

Цель урока: ознакомление учащихся с основными правами потребителей.

Задачи урока:

  1. Образовательная задача – показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов, предприятий, организаций, реализующих товары по договору купли-продажи.

  2. Развивающая задача – развить умения анализировать, решать правовые ситуации, продолжить формирование умений работать с правовой информацией, различными источниками.

  3. Воспитательная задача – содействовать воспитанию интереса к предмету обществознания, формированию навыков правомерного поведения и умений найти грамотное решение конфликта законным образом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-практикум.

Формы работы на уроке: работа с документами, решение правовых задач, парная работа, моделирование ситуаций.

План урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

1 мин.

Вступительное слово учителя, постановка цели

Подготовка к восприятию нового материала

  1. Изучение нового материала

20 мин.

Комментарий учителя о правах потребителя.

Организация работы с документами.

Составление кластера «Права потребителя».

Работа с документами. Составление памятки для покупателей

  1. Закрепление изученного материала

7 мин.

Организация работы по решению правовых задач и моделированию ситуаций

Решение правовых задач, моделирование ситуаций

  1. Итоги

2 мин.

Комментирование домашнего задания, выставление оценок в журнал, сообщение о выполнении цели урока

Запись домашнего задания в дневники, слушают оценки за урок, комментарии по итогам урока, рефлексия


Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определенные права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.

К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определенными правами, придает нам уверенность, укрепляет чувство защищенности.

Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей. Итак, тема нашего урока «Права потребителей».

15 марта – Всемирный день защиты прав потребителя.

  1. Изучение нового материала

Комментарий учителя: В соответствии с законом РФ о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением продавец должен выдавать покупателю чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи. Продавец должен вывешивать ценники на продаваемые товары в доступном месте. Нарушение этого правила влечет наказание в виде штрафа. Продавец может продавать товар с недостатками, предварительно предупредив об этом покупателя, так как торговое предприятие несет ответственность за качество реализуемых товаров.

Работа с документом (Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения) статьи 13, 16).

Задание: составьте кластер «Права потребителя».

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ




Право на безопасность

Право на качество



Право на выбор

Право на информацию



Право на компенсацию причиненного ущерба

Право на возмещение причиненного ущерба




Право на просвещение в области защиты прав потребителей





Учитель ставит задачу: Вы являетесь покупателем в магазине самообслуживания. Какое действие вы должны совершить, чтобы выразить ваше согласие на заключение договора купли-продажи? (Отобрать товар в инвентаризационную корзину).

Включение учащихся в обсуждение ситуации.

Условия предлагаемой ситуации

Деятельность учащихся в ситуации

  1. Покупатель отбирает ряд товаров, идет к кассе и обнаруживает, что денег на все отобранные товары у него не хватает

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

— Каковы дальнейшие действия покупателя?

— Согласен ли продавец с таким поведением покупателя?

  1. Покупатель подошел к кассе, расплатился за покупки, отошел и выронил купленные яйца

— Каковы действия покупателя и продавца?


Комментарий учителя. Покупатель может отказаться от покупки до оплаты товара. После оплаты покупатель является собственником товара и сам несет ответственность за его случайную порчу.

Работа с документом (ГК РФ (извлечения) статья 459).

Учебно-правовая ситуация:

Работа преподавателя

Работа учащихся

Определение сюжета: «Вы приобрели вещь (сапоги, холодильник, то есть любую вещь длительного пользования). Дома через некоторое время обнаружили дефект.

Задание: определите, каковы будут ваши дальнейшие действия


Работа с документом: Закон о РФ «О защите прав потребителей» (ст. 17).

Задание: сформулируйте советы покупателю.

Примерные ответы:

  • При покупке будьте внимательны, выбирайте товары тщательно и неторопливо.

  • Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию.

  • Проследите, чтобы продавец поставил печать и дату покупки в паспорте изделия.

  • Не забывайте забрать товарный чек, подтверждающий, что покупка совершена именно в данном торговом предприятии.

  • Требуйте сертификат качества.

  1. Закрепление изученного материала

Задание: проанализируйте ситуации (рабочий лист).

СИТУАЦИЯ 1

Семен Николаевич купил на оптовом складе 500 футболок. Он собирался продать их в своем городке на рынке, но оказалось, что некоторые футболки рваные и грязные. Однако, несмотря на это, обменять их не удалось. Как Семен Николаевич ни доказывал, что продавцы нарушили закон, и он выступает в роли потребителя, те наотрез отказались с ним иметь дело. Объясните ситуацию и попытайтесь предложить вариант решения проблемы.

СИТУАЦИЯ 2

Катя купила в магазине шампунь. Принеся покупку, домой, она обнаружила, что срок годности товара давно истек. Однако в магазине шампунь обратно не приняли, объяснив Кате, что покупателю была предоставлена эта информация изначально, он согласился на условия договора и потому данный товар обмену не подлежит. Как следует решить спор?

СИТУАЦИЯ 3

Василий приобрел красивую мебель и договорился о ее доставке. Между тем машина, осуществлявшая доставку, попала в аварию, и мебель пришла в негодность. Организация, перевозившая купленный Василием товар, заявила, что не будет возмещать расходы за испорченную мебель, так как шофер машины не виноват в случившемся. Рассмотрите ситуацию. Каковы варианты развития событий?

СИТУАЦИЯ 4

Вы приобрели товар, выполнив все советы покупателю, но ваша покупка оказалась с недостатками, которые вы обнаружили дома. Продавец не согласен с вашим решением обменять товар и предлагает ремонт. Каковы, ваши действия? (Нужно обратиться в суд).

Задание: итак, вы решили обратиться с иском в суд, так как права и охраняемые законом интересы потребителей защищаются в основном судом. Если вы принимаете такое решение, то предложите свои дальнейшие действия.

Комментарий учителя: Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В нем должны быть указаны наименование суда, в который подается заявление; наименование истца, его местонахождение; наименование ответчика, его местонахождение; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом требования; требования истца; цена иска; перечень прилагаемых к заявлению документов. Заявление подписывается истцом.

Учащиеся получают образец искового заявления.

Какие собственные ситуации вы можете привести? (Моделирование ситуаций)

  1. Итоги

Домашнее задание: составить исковое заявление, исходя из вашей ситуации.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с правами потребителя, рассмотрели различные жизненные ситуации, которые связаны с нарушением прав потребителя, сформулировали советы для покупателей.

Рефлексия: Как вы считаете, какую практическую значимость имеет наш сегодняшний урок? Пригодятся ли вам в вашей жизни те знания, которые вы получили на уроке? Каким образом?

Выслушиваются мнения учащихся.



























Рабочий лист

Задание № 1. На основе комментария учителя и анализа документа (Закон РФ «О защите прав потребителей) составьте кластер «Права потребителя».

Закон РФ «О защите прав потребителей»

Статья 13. Возмещение морального вреда

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 16. Судебная защита прав потребителей

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Статья 17. Судебная защита прав потребителей

1. Защита прав потребителей осуществляется судом.

2. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

3. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Гражданский кодекс РФ (извлечения)

Статья 459. Переход риска случайной гибели товара

Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме…

Задание № 2. Сформулируйте советы покупателям.

Задание № 3. Проанализируйте следующие ситуации:

СИТУАЦИЯ 1

Семен Николаевич купил на оптовом складе 500 футболок. Он собирался продать их в своем городке на рынке, но оказалось, что некоторые футболки рваные и грязные. Однако, несмотря на это, обменять их не удалось. Как Семен Николаевич ни доказывал, что продавцы нарушили закон, и он выступает в роли потребителя, те наотрез отказались с ним иметь дело. Объясните ситуацию и попытайтесь предложить вариант решения проблемы.

СИТУАЦИЯ 2

Катя купила в магазине шампунь. Принеся покупку, домой, она обнаружила, что срок годности товара давно истек. Однако в магазине шампунь обратно не приняли, объяснив Кате, что покупателю была предоставлена эта информация изначально, он согласился на условия договора и потому данный товар обмену не подлежит. Как следует решить спор?

СИТУАЦИЯ 3

Василий приобрел красивую мебель и договорился о ее доставке. Между тем машина, осуществлявшая доставку, попала в аварию, и мебель пришла в негодность. Организация, перевозившая купленный Василием товар, заявила, что не будет возмещать расходы за испорченную мебель, так как шофер машины не виноват в случившемся. Рассмотрите ситуацию. Каковы варианты развития событий?

СИТУАЦИЯ 4

Вы приобрели товар, выполнив все советы покупателю, но ваша покупка оказалась с недостатками, которые вы обнаружили дома. Продавец не согласен с вашим решением обменять товар и предлагает ремонт. Каковы, ваши действия?
















Список источников:

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994.

Список литературы:

  1. Малютова Е.А. Интерактивные методы преподавания права. – Волгоград, «Учитель», 2009.

  2. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Ч. 1. – М.: «Русское слово», 2007.



















Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Meet my family"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: