Конспект внеклассного мероприятия по Обществознанию «А ты готов стать избирателем?» 8-10 класс



Внеклассное занятие.

Интеллектуальная игра-викторина «Я – избиратель».

План-конспект.

Участники игры: учащиеся 8-10-х классов (13-17 лет).

Тема занятия: «А ты готов стать избирателем?».

Цели занятия: закрепление, обобщение знаний учащихся по избирательному праву,

пропаганда, правовых знаний, повышение общеправовой культуры

учащихся; развитие умений и навыков коллективного поиска правильных

решений при участии в общественной жизни (в т.ч. школьной), привитие

интереса к общественно-политической деятельности в качестве

сознательного гражданина, воспитание ответственного отношения к

своим правам и обязанностям, подготовка к участию в избирательной

системе страны.

Обеспечение: 1. Презентационный блок (вопросы, схемы, портреты); 2. Альбом

учебный, 8-9 класс, ООО «Спектр-М», 2006; 3. (а).Мультимедийный

компакт-диск № 1, ООО «Марис», ЗАО «Новый диск», 2004; (б).

Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний», 8-9 класс,

«Кирилл и Мефодий», 2002; 4.Сигнальные карточки; 5. План–конспект

интеллектуальной игры-викторины; 6. Компьютер, экран, проектор.

Форма организации и порядок проведения игры:

  1. Учащиеся указанных классов под руководством классного руководителя

формируют команду (не более 5-и человек во главе с капитаном) и группу

поддержки (болельщиков) в количестве 3-5 человек. Принцип формирования

команд может быть смешанным по возрасту. Тогда в качестве организаторов

должны быть другие лица (библиотекарь, ст. вожатая и т.д.).

  1. Названия команд должны соответствовать теме занятия (избиратели, правоведы,

юристы и т.д.).

  1. Команды готовят девиз, эмблему (в соответствии с темой).

  2. Организаторы викторины формируют жюри конкурса, в состав которого можно

включить учащихся 11-го класса и представителей педколлектива.

  1. Каждый конкурс оценивается в баллах: односложный ответ – максимально в три

балла, развёрнутый (комментированный) ответ – до 5-и баллов.

  1. Призёры конкурса определяются по наибольшему количеству набранных баллов

и награждаются соответственно дипломами 1-й, 2-й, 3-ей степени или грамотами.

План сценария: 1). Вступительное слово учителя (о целях, задачах и порядке проведения

конкурса).

2). Представление команд.

3). Разминка.

4). Правовое тестирование (электронное).

5). Определи государственное лицо по портрету.

6). Конкурс капитанов.

7). Президентский конкурс.

8). Конкурс болельщиков.

9). Творческий конкурс.

10). Подведение итогов конкурса и награждение победителей.

Девиз конкурса: Лишь там под царскою главою

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье;

Где всем простёрт их твёрдый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит …

Владыки! Вам венец и трон

Даёт закон, а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас ЗАКОН.

(Отрывок из оды А.С.Пушкина «Вольность»).

1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые участники игровой викторины, пока вы дети, школьники. Но пройдёт

немного времени и вы станните полноправными участниками политико-правовой жизни

страны. Все вы будете избирателями, кто-то захочет стать профессиональным




политиком и, возможно, будет баллотироваться в представительные органы власти. Чтобы полноценно выполнять этот гражданский долг, нужно знать законы о выборах,

права и обязанности избирателя. Главным законом нашей страны является Конституция

России, но есть и другие законы, определяющие порядок проведения выборов. Например, федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан

Российской Федерации». Учитель комментирует ст. № 3 и ст. № 4 закона (текст

представлен в презентации – слайды № 2, № 3). Надеюсь, что участие в викторине поможет вам лучше подготовиться к ответственной роли избирателя. Желаю всем командам удачи!

2. Представление команд. Варианты представления: 1. Команду представляет капитан;

2. В представлении участвует вся команда; 3. Команда представляется в форме

презентации.

Обязательное требование к представлению команды: должно прозвучать обоснование

с позиции правовой целесообразности названия команды, девиза и эмблемы.

Максимальное количество баллов за представление – 5.

3. Разминка. Варианты проведения: 1. По заданиям в презентации (слайды № 4, № 5 );

2. По вопросам учителя (ведущего).

Команды отвечают произвольно, в зависимости от того, кто раньше поднял сигнальную карточку или руку.

Вопросы разминки:

1/. Вы прослушали отрывок из оды А.С. Пушкина «Вольность». Какое слово нашего девиза является в нем определяющим. (Закон);

2/. А известно ли вам, что такое «законы»? (Примерный вариант ответа «Установленные и охраняемые государством нормы права обязательные для всех»).

3/. Законов в каждой стране много, а какой закон нашей страны считается самым

главным, основным? (Конституция Российской Федерации);

4/. Как называется свод схожих по значению и смыслу законов, которые регулируют какое-то направление в правовой жизни общества? (Отрасль права);

5/. Как называется отрасль права, которая регулирует, определяет порядок выборов

в органы власти страны? (Избирательное право).

6/. Право избирать относится к активному или пассивному избирательному праву?



(активному).

4. Правовое тестирование (электронное). Порядок тестирования и его варианты (слайды № 6, № 7, № 8, №9 ):

1. На специальном листе команды отвечают на все девять тестовых вопросов, листы с ответами сдают жюри;

2. Команды отвечают на три тестовых задания, которые определяет учитель (ведущий).

Примечание: количество заданий зависит от того, каким временем располагают участники конкурса.

5. Определи государственное лицо по портрету. (Слайды № 10 , № 11 , № 12).

Участникам конкурса предлагаются портреты трёх представителей власти: федеральной и региональной

( В.В. Путин, П.Л. Ипатов, Н.Я. Семенец). Задачи участников команды: 1. Назвать имя политика; 2. Указать должность, которую он занимает; 3. Указать, является ли его должность выборной.

Варианты заданий: 1. Участники команды указывают всех политиков и листы с ответами сдают в жюри;

2. Команда даёт информацию только об одном лице. (Всё зависит от времени и проявленного участниками интереса к игре).

6. Конкурс капитанов. Варианты проведения: 1. Капитаны команд сами готовят вопросы соперникам (при этом имеется риск, что задания окажутся не по теме викторины);

2. Задания капитанам раздаёт учитель до

начала игры (при этом исключается риск ненужных заданий, но капитаны лишаются

самостоятельности).

Каждый капитан задаёт два вопроса соперникам (по одному каждому из капитанов). За каждый правильный ответ капитан команды получает один балл.

Примерные вопросы капитанов:

1/. Сколько депутатов Саратовской областной Думы избирается по одномандатным избирательным округам?

( «а» — 8, «б» — 18, «в» — 36). Ответ: «б»;

2/. По какой системе избираются остальные 18-ть депутатов Саратовской областной




Думы? (По партийным спискам);

3/. Сколько членов избирательной комиссии Саратовской области обладают правом решающего голоса? (14);

4/. Сколько лет длятся полномочия избирательной комиссии Саратовской области? (Четыре года);

5/. Что говорится в статье № 3 Конституции России о референдумах и выборах? ( «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы»);

6/. Какие избирательные комиссии отсутствуют при выборах Президента? (Окружные).

7. Президентский конкурс. Варианты проведения:

1. По вопросам слайдов № 13, № 14, № 15.

2. По вопросам учителя (ведущего).

Вопросы конкурса: 1. Кем по Конституции России является Президент? («а»- главой Правительства; «б»- главой государства; «в»- Верховным Главнокомандующим; «г»- главой законодательной власти). Ответ: «б», «в»; 2. С какого возраста закон разрешает баллотироваться на пост Президента Российской Федерации? («а»-

с 21 года; «б»- с 30 лет; «в»- с 35 лет; «г»- с 40 лет). Ответ: «в»; 3. Сколько лет, согласно Конституции РФ, необходимо постоянно прожить на территории России, чтобы иметь право зарегистрироваться кандидатом на пост Президента России? ( «а»- 5 лет; «б»- 10 лет; «в»- 15 лет). Ответ: «б»; 4. На какой срок будет

избираться следующий Президент России? («а»- 4 года; «б»- 5 лет; «в»- 6 лет). Ответ: «в»; 5. По какой избирательной системе выбирается Президент Российской Федерации? ( «а»- смешанной; «б»-

пропорциональной; «в»- мажоритарной). Ответ: «в»; 6. Кто в настоящее время исполняет обязанности Президента России? («а»- В.В. Володин; «б»- В.В. Путин; «в»- Д.А. Медведев). Ответ: «в».

  1. Конкурс болельщиков. Проводится в форме терминологического диктанта.

Участникам предлагается поддержать свою команду и добавить в их копилку несколько баллов за правильное толкование тематических терминов.

Варианты проведения конкурса:

1. Группы поддержки дают (устное или письменное) толкование всем трём терминам.




2. Даётся толкование только одному термину.

Предлагаемые термины: «выборы» — действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией России;

«референдум» — всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

«депутат» — выбранный представитель, член представительного государственного учреждения.

Для устных ответов возможно использование презентации (слайды № 16, № 17 ).

  1. Творческий конкурс. Инсценировка избирательного сюжета или его описание.

Оценка: 1. За удачный сюжет, максимально -5 баллов;

2. За полное выявление ошибок, максимально – 3 балла.

Возможные варианты: 1. Сюжет готовят команды самостоятельно;

2. Учащимся предлагается инсценировать или описать заданный сюжет.

Варианты сюжетов:

1/. Мне 16 лет и я впервые принимал участие в выборах в Государственную Думу. Мне выдали бюллетень для голосования и я с приятелем зашел в кабину. Меня привлекли два кандидата, за которых я и решил проголосовать. (Участники конкурса отмечают ошибки: 1. Избирателем становятся с 18 лет; 2. В кабину для

голосования заходят по одному; 3. Проголосовать можно только за одного кандидата).

2/. Я учусь в 8-м классе и решил участвовать в качестве кандидата в президенты детской организации школы. Выборы были точной имитацией выборов в Государственную Думу. Решил действовать по закону и обратился к директору школы, чтобы зарегистрироваться кандидатом. Меня внесли в список кандидатов. Но класс, в котором я учусь был лишен права участвовать в выборах и президентом выбрали другого ученика школы.

(Примерный вариант допущенных ошибок: 1. При демократических выборах кандидатов выдвигают избиратели на установленных в школе условиях; 2. Если придерживаться избирательного права, то учащихся класса не могли лишить права выбирать президента школы; 3. Кандидатов регистрирует учрежденная в школе



комиссия).

3/. Случайно в руки нашей команды попало письмо. Мы знаем, что читать чужие письма не прилично и вначале решили его не читать. Но, вдруг, кто-то сказал: «А если в нём решается судьба человека». Решили прочитать. Вот его содержание: «В январе состоялись выборы Президента России. Выборы проводились по смешанной избирательной системе. В списке кандидатов числился один человек, который и одержал победу в 2008 году».

(Участники конкурса отмечают ошибки: 1. Выборы президента в России проводятся в марте; 2. Они проводятся по мажоритарной системе; 3. Выборы Президента проводятся на альтернативной основе).

10. Подведение итогов игры-викторины:

  1. Пока жюри совещается ученикам предлагается видеоролик с фрагментами по проведению избирательной компании или слайды со схемами из приложений к уроку « Введение в избирательное право», разработанные отделом контрольно-ревизионной работы аппарата избирательной комиссии Саратовской области.

  2. Объявление результатов викторины и награждение победителей и призёров.

Используемая литература.

    1. Никитин А.Ф. Право и политика. Учебное пособие для 9-х классов, М.,

«Просвещение», 1999.

2. Обществознание, учебник для 8-9 классов под ред. Боголюбова Л.Н., М.,

«Просвещение», 2008.

3. Элиасберг Н.И., Учебная программа элективного курса для 9 класса

«Государство и государственное право», «Преподавание истории и

обществознания в школе», № 4, с. 73-75, 2006.

4. Корягина Л.Л. Урок — деловая игра «Избирательная кампания», «Преподавание

истории и обществознания в школе», № 5, с. 76-77, 2005.

5. Тарелкина В.А. Турнир эрудитов «Гражданин, мораль и право»,

«Преподавание истории и обществознания в школе», № 4, с. 77-79, 2007.

6. Введение в избирательное право (разработка урока), отдел контрольно-

ревизионной работы аппарата избирательной комиссии Саратовской области,

Саратов, 2009.

7. Электронные учебные пособия (представленные в разделе «Обеспечение» к

настоящему плану-конспекту).

Сопроводительное письмо.

Автор: учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 5 г. Вольска Саратовской области», Константинов Евгений Евгеньевич, т. 5-92-87 (д.); 7-81-80 (р.)

Представленная разработка позволяет учителю в игровой форме закрепить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания по избирательному праву (независимо от того, преподаётся ли курс «право» в школе).

Сценарий по структуре прост, но охватывает различные аспекты избирательной системы России и помогает осознать то место, которое она занимает в правовой системе Российской Федерации.

Вместе с тем, многие задания побуждают школьников к серьёзной, вдумчивой работе над заданиями викторины. Автор стремился использовать различные формы интеллектуального соревнования, которые оживляются использованием электронных средств образования, включением элементов мультимедийных пособий. План-конспект сценария тесно увязан с предложенной презентацией.

По мнению автора, представленный сценарий позволяет практически осуществить те цели и задачи, которые возлагались на него вначале.


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Приемы вычислений вида 30-7»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: