Материально-производственная деятельность человека, 10 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа № 6

пгт Анна, Воронежской области









Конспект урока по обществознанию
в 10 классе



«Материально-производственная деятельность человека»



подготовила

учитель истории и обществознания

Гурова Людмила Николаевна

















Анна


ТЕМА: «Материально-производственная деятельность человека».


Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь,

Спасибо скажут наши внуки,

Когда разбогатеет Русь.

Н.А.Некрасов

Слово учителя:

Труд — это основная форма деятельности человека. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. Этот факт признается многими учеными. И действительно, процесс материального производства предстает как:

— способ удовлетворения материальных человеческих потребностей;

— как источник общественного богатства;

— как фактор общественного прогресса;

— как процесс формирования физических и духовных качеств человека. Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь, Спасибо скажут наши внуки, Когда разбогатеет Русь.


Задачи урока.

1.Обобщение изученного материала по разделу «Материально-производственная деятельность человека».

2. Составление логические схем из терминов, которые использовались в разделе «Материально-производственная деятельность человека».

3.Связать изученный материал с действительностью, чтобы он не был оторван от жизни.


Основная работа на уроке проводится в группах.


План урока.

1 .Разминка.

2. Логические схемы.

3. Решение изобретательских задач.

4. Сообщение «Основные этапы изобретательской деятельности».

5. Проблемы гуманизации труда.

6. Подведение итогов.



РАЗМИНКА.

Называются определения, учащиеся записывают соответствующий термин (или наоборот).

1. Трудовая деятельность людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей (материальное производство).

2. Совокупность необходимых материальных условий для производства (средства производства).

3. Способ воздействия на предмет труда (технология).

4. Эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством произведенной продукции за единицу времени (производительность труда).

5. Способ взаимодействия людей с предметами и средствами труда (технологический способ).

6. Люди — производители материальных благ и средства производства (производительные силы).

7. Способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет функционировать обществу на конкретной исторической ступени (экономический способ).

8. Деятельность людей, направленная на достижение конкретного полезного результата (трудовая деятельность).

9. Организационные отношения, направленные на поддержание порядка в процессе трудовой деятельности (трудовая дисциплина).

10.Процесс очеловечивания труда (гуманизация труда).


СОСТАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ.

Работа проводится в 3 группах. Каждая из групп должна составить из терминов логическую схему и объяснить ее. Учитель должен заранее подготовить карточки с терминами. (Возможно использование компьютера для каждой группы).


1 группа — Схема «Материальное производство» (термины: материальное производство, производительные силы, производственные отношения, люди-производители материальных благ, средства производства, предмет труда, средства труда).

Свежие документы:  Урок музыки в 3 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"


Дополнительные вопросы группе:

Какие основные способы производства выделяют в материальном производстве?

— В чем состоит различие между материальным и духовным производством?


2 группа — Схема «Трудовая деятельность» (термины: цель труда, предмет труда, средства труда, технология, трудовые операции).


Дополнительные вопросы:

В чем сущность понятия «содержание индивидуального труда»?

— Какую роль играет общение в трудовой деятельности?


3 группа — Схема «Современный работник» (термины: профессионализм, квалификация, дисциплина, инициатива).


Дополнительный вопрос:

— Приведите примеры правовых норм, которые регулируют поведение в

процессе труда?


РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.

Слово учителя:

Одной из характерных черт человеческой деятельности, в различных сферах, является ее творческий характер. Высшим проявлением творчества в трудовой деятельности считается изобретательство. Изобретательство издавна привлекает людей. Откройте любую энциклопедию, и ее страницы поведают вам о знаменитых и малоизвестных изобретателях. Имена Т.Эдисона и И.П.Кулибина знает каждый образованный человек.

Мы с вами попробуем найти решение для изобретательских задач. Каждой группе предлагается задача на карточке. Вместе с решением учащиеся должны ответить на вопросы:

— что мешало группе в принятии решения?

— что помогало?

— какие качества характера участников проявились?


1 группа. Под Петербургом на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Иностранные инженеры предложили два варианта его устранения: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тягловой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил легко осуществимое средство. А вы могли бы догадаться?


2 группа. Однажды собрались ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком, вредителем сельского хозяйства. И тут выяснилось, что условия существования жука изучены очень слабо. Никто не знал, например, какова температура его тела.

— Жучок маленький,- сказал один ученый,- обычным термометром не измеришь.

— Придется разработать специальный прибор,- согласился другой.

— Потеряем много времени.

А чтобы предложили вы?


3 группа. Помните, что произошло с капитаном Врунгелем во время путешествия на шхуне «Беда» в Канаде? Нужно было на нартах переправиться на Аляску, и экипаж приобрел оленя и собаку. Вскоре, правда, выяснилось, что олень — не олень, а корова, собака же оказалась волчонком.

Как капитан вышел из положения? Предложите свое решение.


СООБЩЕНИЕ « Основные этапы изобретательской деятельности»

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ТРУДА.

Слово учителя:

До настоящего момента, мы говорили с вами, что такое материальное производство и какой работник нужен производству: профессиональный, квалифицированный, исполнительный, инициативный. Что же получилось? Человек превратился в фактор производства. С одной стороны это хорошо, повышается производительность труда, растет уровень производства, но с другой стороны нарушается гармония труда с основными биологическими и психологическими чертами человека. Машины доминируют над личностями работников. В итоге у производителей возникает апатия, негативное отношение к труду. Можно ли это исправить?

Свежие документы:  Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»


От каждой группы поступают предложения по гуманизации труда.


Действительно, на современном этапе проблема гуманизации труда стоит очень остро. Важно соблюдать условия и культуру труда, чтобы исключить факторы, угрожающие здоровью человека; использовать достижения научно-технического прогресса, чтобы труд стал более многообразным, интересным, творческим.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В завершении нашего урока, мне хотелось услышать ваше мнение: что нового и интересного вы узнали в разделе «Материально-производственная деятельность человека», какие выводы сделали для себя.

Выводы, различные точки зрения от каждой группы.


Пожелания учителя:

Что пожелать вам? Трудитесь! Как говорил М.Горький: «настоящими героями я видел только тех людей, которые любят и умеют работать».



















Список использованной литературы.

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Жильцова Е.И., Иванова Л.Ф. Обществознание (учебник для 10 класса), Москва, «Просвещение», 2009г. Рекомендовано Министерством образования РФ.

  2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Москва, 2008г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: