Место нового УМК «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» в курсе преподавания обществознания на старшей ступени школы


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 1 г. Сосновки Вятскополянского района Кировской области








Место нового УМК «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» в курсе преподавания обществознания на старшей ступени школы.






Выполнила: учитель истории и обществознания Крюкова Елена Владимировна






2010


Общие сведения об учителе.

Ф. И. О. дата рождения: Крюкова Елена Владимировна, 20 сентября, 1973 год

Образование: высшее педагогическое

Вятский государственный педагогический университет, 1995 год. (регистрационный № 77 от 16 июня 1995 года).

Специальность: история.

Квалификация: учитель истории, обществознания и права

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сосновки Вятскополянского района Кировской области

Должность: учитель истории и обществознания

Трудовой и педагогический стаж: 15 лет

Стаж работы в данном учреждении: 5лет

Стаж руководящей работы: 2 года

Квалификационная категория: высшая

Домашний адрес: 612990 Кировская область Вятскополянский район г. Сосновка ул. Труда д.9 телефон: 83334 3-15-17

Email:krukovyvpol@mail.ru

Почтовый адрес школы: 612990 Кировская область Вятскополянский район

г. Сосновка ул. Советская 73

Телефон: 83334 3-20-56, 3-29-54

Email:sosnovkaschool1@mail.ru

Web:sosnovkaschool1.boom.ru






























Место нового УМК «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» в курсе преподавания обществознания на старшей ступени школы.

Впервые мы познакомились с новой концепцией преподавания обществознания на курсах в сентябре, но прослушивание выступлений ученых на конференции не подвигло меня на более тщательное изучение концепции и тем более немедленное внедрение ее в учебный процесс. В течение года я познакомилась с книгой для учителя, т.к. на будущий год у меня будет 11 класс, которая оказалась очень интересной для меня как для человека. Но самое большее влияние оказала на меня работа с информацией, которая сегодня поступает из самых разнообразных источников (телевидение, газеты, интернет, радио и т.д.). Все чаще мы убеждаемся сегодня в усилении взаимозависимости стран и культур, в активизации международной кооперации и разделении труда. Постоянно слышим о различных объединениях стран в содружества, коалиции (ШОС, БРИК), с целью достижения тех или иных целей. С утверждением, что наш мир – это глобальный мир, мы все согласны и не учитывать это сегодня невозможно.

Слушая новости, я задумалась о том, а что и как понимают наши школьники из той информации, которая сегодня обрушивается на них. Для многих это слишком далекий мир, но именно им предстоит жить и работать в этом мире, и очень скоро. Вот тогда я приступила к более тщательному изучению новой концепции и УМК, где нашла много ответов, но и много вопросов.

Выделю кратко те положения концепции, которые я считаю очень позитивными:

  1. Мы участники мирового сообщества – нового глобального мира (и от этого никуда не деться), поэтому мы должны изучать не просто общество как таковое, а именно глобальное общество, как человечество, вступившее в новую фазу своего развития. Следовательно, нужен переход от краткого и поверхностного изучения каждой сферы общества к построению интегрального образа глобального общества.

  2. Мир сегодня многополярен и является ареной столкновения древних крупнейших цивилизаций, каждая из которой, имеет в своей основе особый тип религии и богатевшие культурные традиции. Нам требуется осознать сложившуюся реальность, проследить причины ее возникновения, разобраться в глобальном мироустройстве. Взвесить свои возможности, наметить перспективы и начать действовать в соответствии с собственным планом, отстаивая свои собственные интересы.

  3. Глобальный мир – это мир всеобщей конкуренции. Уже недостаточно просто описывать происходящее (как человек с другой планеты). Нужно четко определить для себя свое сегодняшнее место среди других народов и государств. Введен термин – россиецентризм – когда не себя должны мы ставить во главе мира, но на весь мир смотреть глазами россиянина.

  4. Нужна национальная идеология (не государственная, закрепленная в законах). Для ее реализации используется социализация подростков – превращение детей в полноценных членов гражданского общества, обладающих всеми правами, гарантированными Конституцией РФ и всеми остальными законами страны, т.е. ученик, познавая современный ему окружающий мир, формирует в себе готовность активно воздействовать на это мир, преобразовывать его в своих интересах. Обществознание выступает средством превентивной адаптации (опережающей социализации), приспособление выпускника средней школы к тому миру, который будет формироваться, в том числе и с его участием.

  5. Глобальный мир состоит из образов различных стран, постоянно формируемых с помощью управляемых сегодня информационных потоков. И сейчас разворачивается острейшая информационно-идеологическая борьба за этот образ (образ России). Следовательно, мы должны знать собственную историю, умело анализировать современную политическую систему. От того как мы понимаем себя, зависит то, какими нас будут представлять другие.

  6. Необходимость сформировать у выпускников реалистическое мировоззрение. Они должны хорошо представлять те опасности, те угрозы, которые ожидают их в мире, и избавиться от страха, изоляционизма. Высшие ценности и идеалы устанавливаются не сами по себе, а в результате деятельность конкретных людей, конкретных народов, государств. И деятельность каждого строится как защита и реализация в первую очередь собственных выгод. Не зная и не понимая тех интересов, которыми движимы любые партнеры в мире глобальной конкуренции, мы неизбежно окажемся в положении тех, кем управляют.

Вот на решение этой ключевой задачи и нацелен новый курс.

Весь вопрос в том, как это сделать?

В связи с этим авторы нового УМК предложили свою логику курса – от общего к частному:

  1. Изучение основных компонентов глобального мира.

  2. Изучения процесса возникновения и устройства глобального мира.

  3. Положение России в современном глобальном мире.

Это благая цель. (Благими намерениями выстлана дорога в ад. В ад придется спуститься учителям).

Передо мной встали следующие вопросы:

  1. Каково место нового УМК в общем курсе преподавания обществознания?

  2. Как он соотносится с содержательной линией обществознания с 5 класса?

  3. В какой мере он соответствует предъявляемым сегодня требованиям при сдаче ЕГЭ по обществознанию.

А после того, как я внимательно познакомилась с УМК и ответила на вышеназванные вопросы, появился главный:

Как соотнести ту настоятельную необходимость, которую выдвигает время вводить материал о глобальном мире и новый УМК и требования, предъявляемые к ЗУН ученика на выпуске из 11 класса.

Я не первая задалась этой проблемой, и, работая с Интернетом, информации нашла очень много. Часть учителей, уже апробировала этот УМК, и свои отзывы оставила на форумах. Есть данные о тех проблемах, с которыми столкнулись регионы, а также их предложения по улучшению и совершенствованию курса:

— учебник не избежал академичности, стиль изложения напоминает вузовские учебники, материал рассчитан на сильных учащихся.

— темы докладов и рефератов сложны для школьников, большинство тем носит глобальный характер, работа по их подготовке требует много усилий времени.

— учебник перенасыщен терминологий – 225 терминов и понятий.

— присутствует категоричность авторских умозаключений

— по отдельным вопросам дублируется материал экономической географии, новейшей истории России и всеобщей истории

— учебник не иллюстрирован и т.д.

Из всех проблем я выделила главную (для себя):

Этот УМК разработан в рамках подготовки стандартов второго поколения, которые планируются вводить в 2010 г. в 1 классе, а старшая школа перейдет на них еще позже. Содержание учебника не отвечает требованиям ФК ГОС первого поколения, а вводить его нужно сейчас. Он допущен в перечне Федеральных учебников 2009-2010 гг. Только 26,2% дидактических единиц стандарта первого поколения содержит этот УМК. В это же время значительная часть материалов избыточна для ныне действующего ФК ГОС (см. таблицу).

Учебник Полякова более всего отвечает требованием ЕГЭ по теме: «Политика как общественное явление» и вообще не содержит материал по вопросу: «Правовое регулирование общественных отношений». Совершенно по иному преподносится материал по вопросу «Экономика». В таблице наглядно показано, что на данный момент этот учебник требованиям к ЕГЭ не отвечает.

Знакомство с фундаментальным ядром обществоведческого образования, разработанного в рамках подготовки образовательного стандарта нового поколения, выявило, что содержание образования существенным образом не изменится и после нового стандарта. Степень соответствия здесь – 41,5% (см. таблицу). Таким образом, сильно положение не меняется.


Если сравнить общее содержание учебников Боголюбова (11 класс, профильный уровень) и Полякова, то теме «Глобализация» у Боголюбова посвящены 4 параграфа в конце изучения обществознания в 11 классе. Учебник же Полякова отводит на это 29 параграфов. Следовательно, если включать этот учебник в школьный курс, нужно перерабатывать образовательную программу. Это не большая беда, беда в другом. Учебник Полякова содержит расширенный современный материал, с помощью которого объясняет структуру формирования глобального мира сегодня и место России в этом глобальном мире. А вот методическое пособие (А. Данилов) не отвечает требованиям этого комплекса. В нем дан справочный материал, который учитель может найти в любом источнике информации. Поэтому распределять материал и выстраивать уроки придется самому учителю. Это – время.

Проработав новый УМК и сравнив его с УМК Боголюбова, я сделала несколько выводов для себя, с которыми я вас познакомлю кратко и наглядно. Может для кого то, это будет подспорьем при работе с новым УМК. Те вопросы, на которые я не смогла ответить, я оставила открытыми. Может быть здесь на них мы ответим.

Во-первых, учебники сильно отличаются по логике изложения курса. Сферный подход Боголюбова направлен на формирование четкой логической системы знаний. (Мы это знаем). Изложение материала по логике Полякова направлено на формирование интегративного взгляда на глобальный мир сегодня. Самый лучший вариант: это объединение этих 2-х учебников. Вопрос открыт!

● Абсолютно взаимодополняют друг друга эти два учебника, а следовательно, отвечают требованиям подготовки к ЕГЭ по 2 крупным темам:

  1. Единство и многообразие современного мира.

  2. Глобальные проблемы современности.

Учебник Боголюбова представляет каркас, отвечающий требованиям ЕГЭ, а у Полякова дан современный интересный материал, к тому же раскрыты более подробно глобальные проблемы, которые, соответственно, не раскрыты у Боголюбова (угроза техногенных катастроф, ограниченности ресурсов). Вывод – соединять материал (по сути, создавать свой учебник).

А вот дальше – интересно. Пойду по логике курса учебника Полякова:

  1. В учебнике Полякова взята за основу теория общества как социальной системы, разработанная Парсонсом (структурно-функциональная теория). У Боголюбова, общество тоже рассматривается как система, но вот подсистемы и их функции, у этих авторов названы по разному.



Л. Н. Боголюбов

Л. В. Поляков

  1. Экономическая

  2. Политико-правовая

  3. Социальная

  4. Духовная

  1. Экономика

  2. Политика

  3. Право

  4. Культура (духовная сфера)

Л. Н. Боголюбов

Л. В. Поляков

Экономическая сфера – взаимодействие общества как системы с внешней природной средой, адаптация к ней и ее преобразование.

Экономика – функция адаптации (приспособление человека к окружающей природной, а потом и социальной среде).

Социальная сфера – объединение, интеграция общества на основе учета интересов групп.

Право – функция координации (учет многочисленных разнонаправленных интересов индивидов и групп).

Политическая сфера – руководство и управление.

Политика – функция целеполагания (постановка целей и определение путей достижения).

Духовная сфера – поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.

Культура – функция сохранения идентичности (преемственности форм общества во времени).


Схема, данная Поляковым, существенно разнится со схемой Боголюбова, которая закладывается с 5 класса. Думаю, это в 11 классе просто дезориентирует детей. Но, можно с успехом пользоваться эти материалом на профильном уровне для дискуссий, групповой работы и работы с документами.

И у Боголюбова и у Полякова дана одна классификация основных типов общества, но учебник Боголюбова дает расширенный материал по этому вопросу.

  1. Следующая тема «Общественное сознание и его формы». Поляков очень четко и логически объясняет возникновение форм общественного сознания (искусство, религия, мораль, наука, право, идеология). Этот материал может использоваться в первом уроке по теме «Духовная жизнь общества. Но у Полякова нет такой категории, как образование. Следовательно, тема «Формы общественного сознания у Полякова перекликается с темой «Духовная культура» Боголюбова, но не исчерпывает ее (в связи с подготовкой к ЕГЭ).


Поляков — Культура – это жизнедеятельность общества, в которой составляющие это общество личности, объединенные в коллективы, выражают свое отношение к окружающей реальности





Культура – это отношение к реальности.

Боголюбов – культура – совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которых человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни.

Знание об этой реальности

Оценка этой реальности


Теории, подтверждаемые проверкой (наука)

Теории, которые невозможно проверить (философия)

Польза от этой реальности (религия, мораль)

Эмоциональная оценка реальности (искусство)

Это универсальная форма человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества.


Единой терминологии нет!


  1. Следующая крупная тема «Мир после крупной геополитической катастрофы 20 века». Этой темы нет у Боголюбова. Это общий обзор отношений стран в 20 веке и тех изменений, которые за это время произошли. Мой вывод: не тратить часы на ее изучение на обществознании, т.к. по истории России этот материал достаточно подробно изучается.

  2. Тема «Учитесь мыслить глобально». Материал, представленный здесь, обрисовывает современную ситуацию в мире с точки зрения лидерства в мировом масштабе 4 центров: США, России, Европы, Китая. Учебник знакомит с проблемами в отношениях этих стран с точки зрения гегемонии в глобальном мире и концепциями национальной безопасности этих держав. Здесь дан глобальный взгляд на современную ситуацию во внешней политике этих государств. Тема, я считаю, очень важна для понимания сути глобального мира, ее изучение оправдано в курсе обществознания, но она не востребована в ЕГЭ. ( У Боголюбова этой темы нет)

  3. Тема «Глобальная экономика». С точки зрения понимания современной экономической ситуации, материал очень актуален. Он дает сквозное видение глобальной экономической конструкции и ее основных направлений сегодня в мире. НО: он требует хорошей подготовленности учащихся по теме «Экономика», большой работы учителя, т.к. написан довольно сложным языком (Неклесса) и скорей всего лекционного изложения с разбором основных понятий. В учебнике представлена оригинальная версия (Неклесса), складывания глобальной экономики – «теория геоэкономической конструкции» в мире.

Кратко поясню:_________________________—

В книге для учителя приведены технологии складывания геоэкономической конструкции. Если учитель сможет на понятном языке подать этот материал для учащихся, то тема вызовет живейший интерес у школьников.

Но нужно ли это? Вопрос открыт. Дать эту теорию и никакую другую?

  1. Особое место уделено теме «Место России в глобальной экономике» (от общего к частному), определены задачи и опасности экономического развития России, а методический аппарат дает возможность учащимся рассуждать и спорить (место России в геоэкономической конструкции, противоречия российской экономики).

В зависимости от уровня класса, можно использовать задание в пункте «Рассуждаем. Обсуждаем». Для профильного класса даны задания по сбору дополнительной информации (наннотехнологии, биотехнологии), а также обсуждение приоритетных национальных проектов государства, материал о которых дан в методическом пособии и в приложении к нему (сайты Интернета).

Этого материала нет в учебнике Боголюбова, но я считаю, он необходим для понимания сути глобального мира сегодня. Поэтому его нужно вставлять в рабочие программы, либо в блоке «Экономика», либо расширяя блок «Глобализация».

  1. Тема «Власть в информационном обществе». У Боголюбова эта тема дана в блоке «Политическая система», где рассматривается влияние СМИ на политическую ситуацию и взгляды в стране. Поляков выделяет этот материал в отдельную главу. Оба учебника взаимодополняют друг друга по той теме. Поляков значительно расширяет материал по этой теме, добавляя информацию о Телевидение, Интернете и их значении сегодня в политической системе.

  2. Тема «Политическая культура и глобальная конкурентноспособность». Этой темы у Боголюбова нет. Если в предыдущей теме говорилось о задачах России в глобальном плане, то здесь упор делается на то, что именно политическая культура страны определяет ее глобальную конкурентность. Очень интересна дана классификация политических культур и дан исторический очерк о преобладании в разные исторические отрезки той или иной политической культуры в России.

«+»:

— показ всех существующих культур

— приведены плюсы и минусы тоталитарной и демократической культуры

— упор на положительное действие демократической культуры и ее роли в будущем России как конкурентноспособной страны в глобальном мире.

  1. Тема «Политическая система современной России». И. Поляков и Боголюбов приводят почти одинаковые определения термина – политическая система.

Политическая система (Боголюбов) – комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизация общества.

Политическая система (Поляков) – совокупность устоев или набор институтов, обеспечивающих людям возможность совместно существовать, ставить определенные цели, согласованно их достигать, не разрушая само общество.

Думаю в этом вопросе нужно соединить материал этих двух учебников, к тому же некоторых тем у Полякова нет. (Политические партии, политические элиты).

И еще один момент:

Вопрос «Происхождение политической системы России» практически дублирует материал учебника по истории России А. В. Филиппова – «Россия 2000-2008 гг.- реформы».

  1. Тема «Россия – ближний круг и русский мир». Как я уже упоминала выше, здесь также содержится материл из курса истории. Оно прекрасно расширяет и дополняет параграфы Филипова. Использование этого материала на уроках возможно при наличии дополнительного времени.

  2. Тема «Задачи России в 21 веке». Этой темы у Боголюбова нет. Здесь представлена государственная стратегия развития России в 21 веке:

— достижение большинством населения высокого уровня жизни;

— обеспечение безопасного свободного и комфортного развития

— построение зрелой демократии и сильного гражданского общества;

— укрепление позиций России в мире.

Когда познакомилась с материалом, он предстал мне в виде «лозунгов». Я задумалась о его значении в учебнике и пришла к такому выводу: на душу подростка_________________________________-, т.е. закладывается не пессимистическая модель развития России, как у нашего поколения, а дается оптимистический настрой на развитие России – на ее сверхзадачу – создание в России общества свободных людей.


В начале лета 2009 в регионы отправлены методические рекомендации по повышению квалификации учителей истории и обществознания по новым учебно-методическим комплектам. Может это будет большим подспорьем в использовании нового комплекта на уроках. Отмечается так же, что разработанный курс обладает большим потенциалом подготовки выпускника к сдаче ЕГЭ (Я этого сильно не заметила, хотя учебник содержит задания, построенные по форме ЕГЭ -задания А. Б. С), но тут же отмечается, что несомненно развитие и изменение подходов в обществоведческом образовании приведет к изменениям в содержании ЕГЭ. Вот когда это придет, тогда наверно и можно будет в полной мере использовать это комплект. А пока, я убедилась в этом на собственном опыте, а также участвуя на форумах, где узнала множество мнений учителей по этому вопросу, этот УМК может прекрасно использоваться как дополнительный к учебнику Боголюбова. Сегодня 23 региона из 35 или 67% определяют статус этого УМК в образовательном процессе как дополнительное пособие. Хорошо можно использовать материал этого учебника в профильных классах или при создании исследовательских проектов, при подготовке к олимпиадам.

Литература:

  1. Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2008

  2. Обществознание: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений: профильный уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008

  3. Обществознание: глобальный мир в 21 веке: 11 класс: книга для учителя. Под ред. Л. В. Полякова – М.: Просвещение, 2008

Свежие документы:  Материально-производственная деятельность человека, 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: