Методическая разработка, 8-11 класс


11






















ВИД РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка игры

КЛАСС


8 – 11 класс

ТЕМА


«МОЙ ВЫБОР»

АВТОР


Селезнева О.М., учитель истории и обществознания

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Разработка игры «Мой выбор» рассчитана на обучающихся 8 – 11 классов и связана с изучением Конституции Российской Федерации. Данная возрастная категория уже имеет первичные знания в области избирательного права, поскольку изучает эту область в рамках учебного предмета «Обществознание», а также электива «Правоведение». Как правило, обучающиеся 8 – 9 классов являются слушателями, принимают активное участие в вопросах к залу. Обучающиеся 10 – 11 классов, имея более четкие и сформированные знания в области избирательного права, набирают наибольшее количество баллов в блиц-турнире и становятся основными игроками. Представленная конкурсная работа имеет широкое практическое применение, поскольку проводилась в МБОУ «Гимназия № 2» неоднократно.

Цель:

Формирование гражданской ответственности обучающихся — будущих избирателей.

Задачи:

Обучающая – активизировать знания обучающихся по избирательному праву, Конституции РФ.

Развивающая – через игровую форму привлекать обучающихся формулировать собственную точку зрения, работать с понятиями по избирательному праву, приводить аргументы.

Воспитательная — воспитывать у обучающихся причастность к истории своего государства, гражданскую идентичность и гордость за свою страну.


Оборудование: для каждого финалиста (3) должно быть подготовлено рабочее место (парта, стул, письменные принадлежности); кафедра (для выступления в агитационном туре), плакаты с государственной символикой РФ.





ПЛАН – СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ «МОЙ ВЫБОР»


1. Вступительное слово, представление жюри и участников


«Как все сложно», порой думаем мы, когда затрагиваем темы государственного устройства, политики, законов. Вопросы выборов в этом перечне тоже не исключение. Каждый из вас – будущий избиратель, но прежде, чем вы зайдете в кабинку избирателя, вам необходимо накопить знания о своих правах, научиться анализировать предвыборные программы различных кандидатов. Становление системы выборов прошло очень долгий исторический путь. Хорошо известно о том, что родиной демократии является Древняя Греция. Именно там впервые люди сами осуществляли управление полисом. Известен своими политическими традициями Республиканский Рим. В средневековой Руси тоже существовали вечевые традиции.

4 декабря 2011 г в Российской Федерации проходили выборы депутатов Государственной Думы, а 4 марта 2012 г – выборы Президента РФ.

Вопрос аудитории: С какими важными изменениями прошли эти выборы?

В Конституцию РФ в январе 2009 года были внесены поправки. Теперь депутаты ГД будут избираться на 5 лет. Президент РФ будет занимать свою должность в течение 6 лет.

Уже несколько лет подряд в России проводится День молодого избирателя. Главная цель нашего мероприятия заключается в том, чтобы вы, как будущие избиратели четко понимали, что на выборы нужно ходить. Иначе может получиться так, как сказал Д. Натан «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании». На нашем мероприятии присутствуют гости, которые буду представлять сегодня строгое и справедливое жюри (представление жюри):

Свежие документы:  Готовые эссе по обществознанию

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

(Как правило, в состав жюри входит представитель муниципальной территориальной избирательной комиссии, представитель родительской общественности и победитель муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по праву). Жюри получает протокол игры, в котором фиксируются результаты всех этапов

ПРОТОКОЛ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

  1. Блиц – тур, выявляющий финалистов

  2. Тур 1. Собери понятие

  3. Тур 2. Парламенты мира

  4. Тур 3. Аргументы

  5. Подведение итогов


УЧАСТНИК

БАЛЛЫ ЗА БЛИЦ

БАЛЛЫ ЗА 1 ТУР

БАЛЛЫ ЗА 2 ТУР

БАЛЛЫ ЗА 3 ТУР

ИТОГ

1.










2.










3.











Представление участников игры и ведущих.


2. Знакомство с правилами игры

Игра «Мой выбор» состоит из 4 (четырех) туров.

Первый тур — блиц – турнир, выявляющий финалистов. Вопросы задает ведущий всем участникам. Помощник ведущего определяет участника, первого поднявшего руку. За каждый правильный ответ участник получает жетон. Таким образом, по наибольшему количеству жетонов выявляются три финалиста, которые продолжают игру самостоятельно.

ВОПРОСЫ ДЛЯ БЛИЦ — ТУРА

1. Что такое выборы?

(процедура избрания кого-либо путем голосования)

2. Где и когда в истории нашего государства решения принимались путем голосования?

(Новгородская феодальная республика, X – XV в.в., выборы в народное собрание – ВЕЧЕ)

3. Как назывался законодательный орган в Российской империи, который формировался выборным путем. Когда он появился?

(Государственная Дума, 1906 год)

4. Когда в новейшей истории России состоялись выборы в Государственную Думу?

(12 декабря 1993 г)

5. Кто назначает выборы в Государственную Думу РФ?

(Президент РФ)

6. В РФ избирать и быть избранным – это право или обязанность?

(Право. Статья 32 Конституции РФ)

7. С какого возраста граждане РФ имеют право избирать?

(С 18 лет)

8. С какого возраста граждане РФ имеют право быть избранными в органы государственной власти?

(С 21 года)

9. Какая категория граждан РФ не имеет права избирать и быть избранными?

(Граждане, признанные судом недееспособными, и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда)

10. Кто назначает выборы Президента РФ?

(Совет Федерации)

Дополнительные вопросы

(если финалисты наберут одинаковое количество фишек)

1. Назовите известные вам политические партии дореволюционной России

(Кадеты, эсеры, РСДРП, октябристы) – жетон дается участнику, назвавшему не менее 3 партий

2. Назовите известные вам партии современной России

(«Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия») – жетон дается участнику, назвавшему не менее 3 партий

3. Назовите орган, который проводит выборы и производит подсчет голосов?

(Избирательные комиссии)

После подсчета набранных фишек финалисты уходят на заранее подготовленные места и получают задания для индивидуального тура

3. Индивидуальный ТУР 1. Игра с залом

Индивидуальный ТУР 1 называется «Собери понятие». Игроки получают задание. За 4 минуты они должны соотнеси понятие и определение. Выполненные задания игроки сдают жюри для проверки. Жюри подсчитывает количество правильных ответов и выставляет в протокол баллы.


ФАМИЛИЯ, ИМЯ____________________________


1. РЕФЕРЕНДУМ

А) ФОРМА ПОЛИТИЧЕКОГО РЕЖИМА, ОСНОВАННАЯ НА ПРИЗНАНИИ НАРОДА ИСТОЧНИКОМ ВЛАСТИ, ЕГО ПРАВА УЧАСТВОВАТЬ В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛ В СОЧЕТАНИИ С ШИРОКИМ КРУГОМ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И СВОБОД

2. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Б) ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, ОПРОС В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПО КАКОМУ-ЛИБО ВАЖНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ВОПРОСУ

3. ДЕМОКРАТИЯ

В) ПРАВО ГРАЖДАН ИЗБИРАТЬ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

4. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

Г) ПРАВО ГРАЖДАН БЫТЬ ИЗБИРАННЫМИ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

5. ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Д) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН, ОРГАНИЗУЮЩИЙ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ

6. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Е) ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

7. ВЫБОРЫ

Ж) ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ДОСТИЖЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВОЗРАСТА НЕЗАВИСИМО ОТ РАСЫ, ПОЛА, НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ, УБЕЖДЕНИЙ И ИНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

8. ДЕПУТАТ

З) ПРОЦЕДУРА ИЗБРАНИЯ КОГО-ЛИБО ПУТЕМ ГОЛОСОВАНИЯ

9. ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

И) ЛИЦО, ИЗБРАННОЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙВЛАСТИ ИЛИ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

ОТВЕТ_____________________________________

Во время работы финалистов ведущий проводит игру с залом по вопросам. Игроки, дающие правильные отметки получают фишки. По итогам всех игр с залом определяется самый активный игрок.

Вопросы к зрителям (на время 1 тура)

1. Что необходимо сделать избирателю, не имеющему возможность проголосовать в день голосования на том избирательном участке, где он включен в список избирателей?

(Избиратель вправе в установленные сроки получить в территориальной или участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение и проголосовать там, где он будет находиться на момент голосования)

2. Что необходимо сделать гражданину РФ, если он обнаружил ошибку или неточность в сведениях о нем в списках избирателей или его не включили в список?

(Необходимо обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением об устранении этих неточностей и включении его в список избирателей)

3. Назовите принципы свободных демократических выборов в России

(Всеобщность, равенство, альтернативность, периодичность выборов, тайное голосование) – жетон дается участнику, назвавшему не менее 3 принципов.

4. Индивидуальный ТУР 2. Игра с залом

Индивидуальный ТУР 2 называется «Парламенты мира». Игроки получают задание. За 4 минуты они должны соотнеси название парламента и государство, в котором он существует. Выполненные задания игроки сдают жюри для проверки. Жюри подсчитывает количество правильных ответов и выставляет в протокол баллы.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ____________________________


ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

СТРАНА

БУНДЕСТАГ


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

КНЕССЕТ


ИСПАНИЯ

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


ИЗРАИЛЬ

КОНГРЕСС


УКРАИНА

КОРТЕСЫ


ГЕРМАНИЯ

РИГСТАГ


РОССИЯ

ВЕРХОВНАЯ РАДА


ДАНИЯ

ПАРЛАМЕНТ


США


Во время работы финалистов ведущий проводит игру с залом по вопросам. Игроки, дающие правильные отметки получают фишки.

Вопросы болельщикам во время выполнения заданий II тура

1. Поясните разницу между пассивным и активным избирательным правом

(Пассивное ИП – право быть избранным, активное ИП – право избирать)

2. Что, согласно Конституции РФ, является высшим выражением власти народа?

(Референдум и свободные выборы)

3. Кого избирают граждане РФ?

(Президента, депутатов Государственной Думы и депутатов местного самоуправления)

5. Индивидуальный ТУР 3. Игра с залом

Индивидуальный ТУР 3 называется «Аргументы». Игроки получают задание. За 6 минут они должны написать агитационный текст «Зачем идти на выборы». С написанным текстом игроки выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы. Жири оценивает данный тур по пятибалльной системе (критерии – полнота содержания, аргументация, четка, грамотная речь, использование терминологии из области права и обществознания, умение своевременно реагировать на вопросы и давать краткие и емкие ответы).






ТУР 3


ФАМИЛИЯ, ИМЯ_________________________________________


АГИТАЦИОННЫЙ ТЕКСТ «ЗАЧЕМ ИДТИ НА ВЫБОРЫ»

Во время работы финалистов ведущий проводит игру с залом по вопросам. Игроки, дающие правильные отметки получают фишки.

Вопросы болельщикам во время выполнения заданий III тура

1. Кто такой кандидат? Объясните происхождение этого понятия.

(Человек, предлагающий свою кандидатуру к избранию или назначению на определенную должность или пост. Слово «кандидат» латинского происхождения. В Древнем Риме претенденты на высшие должности накануне выборов носили белые накидки – кандиды. Белый цвет кандид символизировал чистоту помыслов претендента на должность.)

2. Что такое предвыборная агитация?

(деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить избирателей к голосованию за определенного кандидата)

3. Где может проводиться агитация?

(В СМИ, на агитационных публичных мероприятиях)

4. Прокомментируйте высказывание

«Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина» (Иммануил Кант)

  1. Подведение итогов. Слово жюри

После окончания третьего тура жюри подводит общие итоги, выявляет победителя и призеров игры. По наибольшему числу фишек определяется самый активный игрок зала.

Слово жюри (высказывается каждый член жюри)

Объявление итогов, награждение победителя, призеров и самого активного игрока (игроков).




Список использованной литературы

1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Вешняков. — М., 2003.

2. Игнатенко В.В., Штурнев А.Е. Законодательство о выборах и референдумах. Основные понятия и термины. Иркутск, 1998.

3. Конституция Российской Федерации. – М.: 2012.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М.: Юрист, 2005.

5. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. М., 1996.

6. Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 1999. N 3.

7. Князев С.Д. Российское избирательное право: Учебник. Владивосток, 2001.

8. Князев С.Д., Гладких Т.В. Правовые основы организации и деятельности окружных избирательных комиссий: Учебное пособие. Владивосток, 2003.

9. Князев С.Д., Номоконов В.А. Конституционные основы реформирования российского избирательного законодательства // Современные проблемы государства и права: Материалы конференции. Владивосток, 2003.

10. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003.

11. Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.



Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Планета Земля в опасности"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: