Методическая разработка по изучению Конституции России «Конституция РФ: особенности конституционного строя» 10 класс

Методическая разработка по изучению Конституции России

«Конституция РФ: особенности конституционного строя»

Автор:

Кащавцева Галина Дмитриевна, учитель истории и обществознания



Урок № 10. Правоведение. 10 класс


Тема урока: Конституция РФ: основы конституционного строя. (Второй урок в разделе 2 «Конституционное право», теме 3 «Конституция Российской Федерации» учебного предмета «Правоведение». На первом уроке темы ученики получили представление о конституции, ее видах, истории становления Российской Конституции. На последующих уроках (18 часов) данной темы изучается подробным образом Конституция РФ с опорой на текст Конституции).


Тип: урок изучения и первичного закрепления знаний учащихся.


Форма проведения: урок-практикум. На уроке ученики рассаживаются по группам. В каждой группе – ноутбук для фиксации новых знаний. Чтобы эффективно работать, у каждого ученика есть печатный вариант Конституции РФ (или электронная версия Конституции в Интернете). Когда ребята заканчивают выполнение своей задачи, информацию распечатывают для всех учеников класса. Это удобно, т.к. не нужно писать (экономия времени) и новый материал у каждого есть, листки вклеивают в тетрадь. На уроке не предусмотрена физминутка, т.к. ученики двигаются, когда объединяются в группы, и встают – аплодируют – садятся, когда заканчивает отвечать группа.


Цель урока: расширение представления учащихся о роли Конституции в государстве и обществе, особенностях конституционного строя.

Задачи урока:

  1. Создать условия для совершенствования знаний об основных положениях Конституции РФ и о конституционном строе как способе организации государства, закреплённом в его Основном законе.

  2. Развивать навыки анализа информации, работы с первоисточником, учебником, навыки групповой работы, владения персональным компьютером, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, представлять информацию.

  3. Способствовать развитию коммуникативных, деловых и организационных компетенций.

  4. Способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников.


Средства обучения:

  • компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация;

  • ноутбуки (для групп);

  • принтер, бумага;

  • Конституция Российской Федерации; учебник;

  • тесты – 2 варианта (у каждого учащегося).

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация, раздаточный материал), самостоятельная работа с дидактическим материалом, проблемный.


Используемый учебно-методический комплект:

  • учебник: Право. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Ф. Никитин. – 7-е из. – М.: Просвещение, 2010;

  • программа: Правоведение. А.Ф. Никитин, к.п.н. Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2007, с.121


Структура урока:

п/п

Этапы урока

Время, мин

1.

Орг. момент.

1

2.

Актуализация знаний. Определение темы, целей урока.

2

3.

Совместное исследование проблемы.

1

4-5.

Моделирование. Решение задач урока.

План урока: (На слайде)

(Практикум — составление кластеров):

    1. Особенности Конституции РФ и конституционного строя (Конституция, глава 1, статьи: 2-5, 7-10, 13-14), учебник – стр. 56;

    2. Личные (гражданские) права человека (Конституция, глава 2, статьи: 19-26, 38, 45-56, 60-64);

    3. Политические, социально-экономические и культурные права человека и гражданина (Конституция, глава 2, статьи: 30-44);

    4. Основные свободы человека и гражданина (Конституция, глава 2, статьи: 27- 29, 44, 55, 58, 59) и его обязанности (Конституция, глава 2, статьи: 57-59);

    5. Особенности Федеративного устройства РФ (Конституция, глава 3, статьи: 65-79).

    6. Разделение властей в РФ (Конституция, глава 4-7).

16

6.

Представление результатов работы в группах.

15

7.

Подведение итогов работы в группах – самооценка и оценка.

2

8.

Контроль знаний: тестирование

6

9.

Домашнее задание.

1

10.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

1


Ход урока:

п/п

Содержание

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика (формирование УУД)

1.

Орг. момент.

Настрой на работу

Приветствие. Настрой на урок.


2.

Актуализация знаний. Определение темы, целей урока.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Создает ситуацию разрыва: Карл Поппер (австро-британский философ и социолог 20 века):

— «Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей». (На слайде)

— Как Вы думаете, что может обеспечить свободу всех людей?

— Прошу Вас в течение урока не забывать об этих словах.

— Сегодня мы начнём изучать Конституцию РФ и основы конституционного строя. Тему записываем в тетрадь (на доске)

Познавательные, Пытаются решить задачу; фиксируют проблему.

Коммуникативные

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

Отвечают: конституция.

Регулятивные

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Определяют цель урока (изучить Конституцию).

3.

Совместное исследование проблемы.

Поиск путей решения учебной задачи.

— Организовывает коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение:

— Мы с Вами уже не раз говорили о Конституции РФ. Однако для совершенствования наших знаний, мы сегодня ещё раз вернёмся к изучению особенностей конституции РФ. Давайте решим как нам лучше это сделать.

Познавательные

— предлагают познакомиться с разделами Конституции, для этого разделиться на группы.

Коммуникативные

— строят предположения: Интернет, документ — Конституция.

Регулятивные

Определяют предметные способы решения.

4.

Моделирование.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников: — Предложение Ваше принимаем. Делимся на 6 групп по 4-5 учеников (группы к 10 классу достаточно устойчивы, поэтому на деление времени не требуется). Каждая группа выполняет своё задание, при этом применяет систему разделения труда, и представляет итоги работы в распечатанном на листах по количеству учеников в классе виде и устно. (Приложение 1)


Познавательные

— организуют работу в группе.

Коммуникативные

— совместно работают в группах;

— участвуют в обсуждении содержания материала, учатся формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные

— осуществляют самоконтроль и контроль.

5.

Решение задач урока.

Коррекция отработки способа Осуществление первичного контроля.

Оценивает выполнение каждой операции.

Организует практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Помогает учащимся в группах.

Познавательные

— выполняют работу, корректируют ошибки.

Коммуникативные — строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные

— самопроверка.

6.

Представление

Определения уровня выполнения задач

Закончили работу. Материалы распечатали и раздали. А теперь посмотрим, как Вы справились с задачей.


Пояснение: Когда представители групп отвечают, остальные учащиеся просматривают распечатку. (Распечатку дома вклеить в тетрадь.

Познавательные

— представляют своё задание и принимают информацию других групп.

(Приложение 2)

Коммуникативные — строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные

— самопроверка.

7.

Подведение итогов работы.

Самооценка и оценка работы.

Прошу Вас оценить деятельность своих групп …

А теперь оцените, как группы представили материал.

Оценка, самооценка, взаимооценка

8.

Контроль ЗУН

Проверка знаний


Предлагаю проверить, как Вы усвоили тему: решить несколько тестов

(Приложение 3).


— По окончанию выполнения тестов – взаимопроверка.


Познавательные

— выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативные: Рефлексия своих действий.

Регулятивные

— осуществляют контроль результатов, взаимоконтроль.

9.

Задание на дом: §8 задан. 1, 2; контр. вопросы – с. 60 – по выбору.

10.

Общие итоги урока.


Рефлексия.

— Ещё раз обращаюсь к словам Карла Поппера: «Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей».

— Прошу Вас подумать, насколько они актуальны.

— Спасибо за урок. Оценки ….

Рефлексия:

— Продолжи одно из предложений:

Познавательные, оценивают фразу с точки зрения важности Конституции как фундамента общества; как источника правовой культуры.

Коммуникативные

Строят высказывания.

Регулятивные

Ученики отвечают

  • Я узнал на уроке

  • Меня удивило, что

  • Я буду …


Приложение 1

Задания для групп:


Группа 1. Исследуя главу 1, статьи: 2-5, 7-10, 13-14 Конституции РФ, учебник – стр. 56, составьте кластер «Особенности конституционного строя РФ».

Группа 2. Исследуя главу 2, статьи: 20-26; 19, 38, 45-56, 60-64 Конституции РФ, составьте кластер «Личные (гражданские) права человека».

Группа 3. Исследуя главу 2, статьи: 30-33; 34-37; 37-5, 38-44 Конституции РФ, составьте кластер «Политические, социально-экономические и культурные права человека и гражданина».

Группа 4. Исследуя главу 2, статьи: 17,18, 19, 27- 29, 44, 55, 58, 59; 57-59 Конституции РФ, составьте кластер «Основные свободы, обязанности человека и гражданина».

Группа 5. Исследуя главу 3, статьи: 65-79 Конституции РФ, составьте кластер «Особенности Федеративного устройства РФ».

Группа 6. Исследуя главы 4-7 Конституции РФ, составьте кластер «Разделение властей в РФ».


Приложение 2

Группа 1. Особенности конституционного строя

Основы конституционного строя России.

  1. Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

  2. Защита конституционного строя обеспечивается особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции; неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.

  3. Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

  • человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

  • суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;

  • государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;

  • федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

  • Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

  • установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8, 9);

  • разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти не допускают сосредоточения власти в руках одного органа;

  • идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;

  • Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).


Группа 2. «Личные (гражданские) права человека».

Принадлежат каждому человеку независимо от признания их государством, они не связаны прямо с гражданством того или иного государства. К личным и гражданским правам относятся:

1. Право на жизнь

2. Право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища

3. Право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

4. Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность

5. Право пользоваться родным языком

6. Свобода выбора воспитания, обучения и творчества

7. Свобода передвижения

8. Свобода совести, мысли и слова


Группа 3. «Политические, социально-экономические и культурные права человека и гражданина».


Политические:

Связаны с участием в управлении страной. Принадлежат, как правило, не каждому человеку, а гражданам своего государства.

Социально-экономические права:

Культурные права

Социальные, экономические и культурные права связаны с благосостоянием человека, уровнем и качеством его жизни.


1. Право на участие в управлении делами государства

2. Право избирать и быть избранными в представительные органы власти

3. Право участия в референдуме

4. Равный доступ к государственной службе

5. Право на петиции, т.е. право лично обращаться или направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения

6. Право участия в правосудии, в т.ч. в качестве присяжного заседателя

7. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование

8. Право на объединение

Экономические права:

1. Право частной собственности

2. Свобода предпринимательства

3. Свобода труда

Социальные права:

1. Право на жилище

2. Право на отдых

3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

4. Право на благоприятную окружающую среду

5. Право на образование

6. Право на социальное обеспечение

7. Право на защиту от безработицы

8. Право на труд


1. Свобода доступа к духовным ценностям общества и достижениям научного прогресса

2. Право на свободу творчества

3. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры



Группа 4. «Основные свободы, обязанности человека и гражданина».

Конституционные обязанности граждан РФ

Конституционные свободы:


Группа 5. «Особенности Федеративного устройства РФ».

Конституция РФ 1993 устанавливает федеративное устройство России, исходя из идеи сохранения её государственной целостности и закрепления широких прав субъектов Федерации, позволяющих им самостоятельно решать вопросы их социально-экономического и политического развития, а также участвовать в делах Федерации.

Всего 6 видов субъектов в РФ общей численностью 83 (статья 65):

  • 21 республика,

  • 9 краёв,

  • 46 областей,

  • 2 города федерального значения,

  • 1 автономная область,

  • 4 автономных округа.

Признаки РФ как суверенного федеративного государства:

  • федеральная учредительная власть;

  • территориальное верховенство РФ;

  • федеральная правовая система;

  • система высших федеральных органов государственной власти;

  • федеральное гражданство;

  • федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральная государственная собственность;

  • единая кредитно-денежная система РФ;

  • единые Вооружённые силы РФ;

  • единая внешняя политика РФ;

  • государственный язык;

  • государственные символы РФ – флаг, герб, гимн, столица.


Группа 6. «Разделение властей в РФ».

Конституция РФ разделяет власть на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент России не входит ни в одну из трёх властей, а стоит над ними в качестве гаранта Конституции. Органы местного управления.


Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Федеральное собрание

Судебная власть

Местное самоуправление

Верховный главнокомандующий ВС России, избирается на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и избирательного права при тайном голосовании.

Исполнительный орган власти (возглавляет систему органов государственного управления; обеспечивает согласованную деятельность органов государственного управления

Представительный и законодательный орган РФ, состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительского и исполнительного органов государственной власти; Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избранных народом.

Устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.


Приложение 3

Проверочный тест

1 вариант

1. Конституция РФ была принята:

1) решением обеих палат Федерального Собрания;

2) всенародным референдумом;

3) Конституционным Собранием;

4) согласованным решением представителей всех ветвей власти.

2. Законодательная власть в РФ осуществляется:

1) Федеральным собранием РФ;

2) Правительством РФ;

3) министерствами РФ;

4) местными органами самоуправления.

3. Прямая демократия (непосредственная форма народовластия) — это:

1. Осуществление принятых коллективных решений на следующий же день.

2. Участие в референдуме.

3. Соединение законодательной и исполнительной власти.

4. Участие в выборах Государственной думы.

4. Верны ли следующие суждения о функциях президента?

Президент Российской Федерации согласно Конституции является:

А) Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

Б) Председателем Правительства.

1) верно только А; 2)верно только Б;

3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.

5. Сущность демократии проявляется в:

1) запрете политических партий;

2) отмене выборов в парламент;

3) участии граждан в альтернативных выборах;

4) усилении контроля за личной жизнью граждан.


2 вариант

1. Конституция является:

1) сводом законов о правах человека;

2) основным законом государства;

3) кодексом законов;

4) гражданским кодексом.

2. В Российской Федерации парламент состоит из двух палат:

  1. Федеральное Собрание и Государственная Дума;

  2. Государственная Дума и Совет Федерации;

  3. Совет Федерации и Государственный Совет;

  4. Государственный Совет и Правительство.

3. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении:

1) 18 лет; 2) 21 года; 3) 30 лет; 4) 14 лет.

4. В Российской Федерации парламент это:

  1. Федеральное Собрание; 2) Государственная Дума;

  1. Совет Федерации; 4) Сенат.

5. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?

А) В РФ избирать Президента можно с 21 года.

Б) Недееспособный человек может участвовать в выборе президента.

1) верно только А; 2)верно только Б;

3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.



Источники:

1. Большой юридический словарь под редакцией А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских // М 2006.

2. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Юрайт, 2006.

3. Конституция Российской Федерации. – Белгород: КОНСТАНТА. 2013. – 112 с.

4. Право. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Ф. Никитин. – 7-е из. – М.: Просвещение, 2010

5. https://www.constitution.ru


Свежие документы:  Конспект классного часа в 4 классе «Имею право на права»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: