Многообразие современного мира, 11 класс


ГОУ СПО БТОП






Методическая разработка урока

по обществознанию

«Многообразие современного мира»

для учащихся 11 класса







Подготовил:

преподаватель общественных дисциплин

Панченков Виктор Александрович







Белгород

2010 год

Тема урока: Многообразие современного мира


Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии и целостности современного мира;

развивать умение анализировать материал и делать выводы;

воспитывать чувство толерантности


Оборудование

  1. схемы типологий цивилизаций

  2. раздаточный материал для групповой работы

  3. учебник «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, п. 10

  4. таблички – понятия

  5. флажки

  6. Политическая карта мира

  7. предметы для игры «Что чьё!»

  8. записи музыкальных произведений для заключительного конкурса


Тип урока: изучение нового материала













Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке мы изучили тему: «Общество и общественные отношения».

Давайте вспомним определение «общество». Продолжите: «Общество – это»

  1. часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения;

  2. динамически развивающаяся система;

  3. определённый этап исторического развития или конкретная страна.

УЧИТЕЛЬ: Таким образом, современный мир это сложное разнообразие народов, языков, государств.

(Работа с картой): таблички

УЧИТЕЛЬ: Современное человеческое общество это:

  • 200 государств

  • 6 млрд. землян

  • многообразие экономических укладов

  • многообразие форм социально-политической жизни

  • многообразие форм культурной жизни

  • тысячи больших и малых народов

УЧАЩИЕСЯ: В чём же кроются причины многообразия мира?

  • различие природных условий

  • различие физической среды обитания

  • различие исторической среды обитания

УЧИТЕЛЬ: Все эти различия влияют на хозяйственную деятельность человека, которая создаёт определённые материальные блага.

Все многообразия обществ, существовавших прежде и существовавших сейчас. Учёные разделяют на определённые типы. Посмотрите на доску:

(работа со схемами)

  1. Факторы многообразия современного мира

    • духовно-нравственные традиции

    • культурные

    • природные

    • материальные

    • социально политические условия

    • историческая среда сосуществования обществ

    • религия

    • образ жизни

  2. Типология стран мира (по И. Родионову)

    • Экономически развитые государства

    • Менее развитые страны («развивающиеся страны»)

    • Страны с «переходной экономикой»

    • Социалистические страны

  3. Классификация, в основе которой лежит особый образ жизни, мировосприятия, ценности

    • западная

    • восточно-европейская

    • мусульманская

    • индийская

    • китайская

    • латиноамериканская

    • японская

  4. Классификация цивилизаций ЮНЕСКО

  • европейская

  • северо-американская

  • индийская

  • арабо-мусульманская

  • тропически-африканская

  • дальневосточная

  • латиноамериканская

  1. Дж. Белл

  • доиндустриальные ( традиционное)

  • индустриальные

  • постиндустриальные (информационное, технотронное)

II Изучение нового материала:

ЛЗ: В ходе нашего урока необходимо доказать, что современная цивилизация богатая сокровищница традиций, мировоззрений, моделей социальной самоидентификации и политической социализации.

Сегодня на уроке мы работаем группами: исследуя материал источников необходимо дать характеристику:

  • традиционное – доиндустриальное общество – 1 гр.

  • индустриальное общество – 2 гр.

  • постиндустриальное общество – 3 гр.

(Учащиеся разбиваются на группы и изучают источники – выводы)


ЛЁГКАЯ МУЗЫКА

УЧИТЕЛЬ: И так, время подвести итог работы:

1 гр. – характеристика традиционного общества

Доиндустриальное общества иначе называют традиционными, потому что главным рычагом социального прогресса здесь выступила передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука активно не вмешивалась в общественное производство, а руководила всеми общественными явлениями религия, будь то архаические верования (фетишизм, магия и др.) или современные (буддизм, христианство, ислам и др.)

Доиндустриальный тип господствует в Африке, Латинской Америке, Южной Азии. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельностью занято около 2/3 работоспособного населения.

2 гр. – характеристика индустриального общества

Индустриальное общество зародилось не так давно – 200 – 250 лет назад, когда появилась промышленность. Стало быть, весь предшествующий период истории охватывается доиндустриальным, или традиционным, обществом. К нему следует причислить все простые и дописьменные общества, значительную часть письменных и сложных обществ, существовавших в эпоху рабовладения и феодализма (по классификации К. Маркуса)

Индустриальный тип общества охватывает государства Северной Америки, Восточной Европы, Россию. Здесь главное – развитие производства товаров массового потребления, осуществляющееся за счет широкого применения различного рода техники.

3 гр. – характеристика постиндустриального общества

И только небольшой отрезок исторического времени, начиная с 70-х гг. ХХ в., относится к самому современному типу – постиндустиальному обществу. Но и оно охватывает не все существующие на планете страны, а только самые передовые, такие, как США, Япония, Германия, Франция, Канада, Великобритания, и некоторые другие. Большинству же стран, в том числе и России, еще только предстоит присоединиться к ним. Как скоро подобное произойдет у нас, будет зависеть от темпа экономических преобразований, скорости научно-технологического прогресса.

Постиндусриальный тип наибольших успехов достиг в США, Канаде, Японии и Западной Европе. Труд здесь направлен на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. В этом обществе доминирует состязание между людьми. Если в Африке 2/3 населения заняты сельским хозяйством, то в США в аграрном секторе трудится менее 3% активного населения. В то же время в промышленном производстве занято около 1/3, а в сфере услуг – 2/3 всего трудоспособного населения.Успехи достигнуты благодаря научно-техническому прогрессу и резко возросшей эффективности производства.

(на доске таблички):

Доиндустриальное

Индустриальное

Постиндустриальное

— передача знаний из поколения в поколение

— интенсивное развитие промышленности

— сфера обслуживания

— обычаи и традиции

— наука

— информация

— религия

— техника

— знания

— аграрный тип общества

— массовое потребление и производство


III Закрепление изученного.

Игра: «Что чьё?»

— Лототрон – номерки – на столе – предметы под номерами

— учащийся берёт номерок и вещь под этим же номером со стола

Называет принадлежность вещи к типу цивилизации становится к табличке с соответствующим типом общества.

Т.О.: все играющие распределились в три новые группы.

Задание №2: Каждой команде дан список из 3-х заданий.

Выбрать соответствующее своему типу цивилизации.

  1. Ритуальный танец

  2. Инсценировка — пантомима под песню, где показан ритм жизни индустриального общества.

  3. Чтение РЭПа.

УЧИТЕЛЬ: Вот какие мы все разные – но объединяет нас то, что все мы земляне и что мы – разумные, толерантные, т.е. терпимые друг к другу, уважающие друг друга цивилизованные люди.


Список литературы:

  • Боголюбов Л. Н. Обществознание 11 класс, М. Просвещение, 2009

  • Иванова Л. Ф., Соклов Ю. Е. Основы современной цивилизации, М. «Новая школа», 2007

  • Полнер Е. Д. Человек и общество, С-Пб. 2008

  • Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. Практикум по курсу «Человек и общество, М.: Социально-политический журнал, 2006

Свежие документы:  Конспект урока с презентацией по теме "Пиление столярной ножовкой" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: