Научная работа «Женщины в политике» 10 класс


Краевая научно-практическая

конференция «В науку первые шаги»


секция: социология






Название работы: Женщины в политике







Автор работы: Арустамова Регина

Гареновна,

Место выполнения работы: г.

Невинномысск

МБОУ СОШ № 8, 10 класс


Руководитель: Попова Елена

Николаевна,

учитель истории и

обществознания

МБОУ СОШ № 8








Ставрополь, 2014

Оглавление

стр.

Введение……………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.История политической жизни женщин в России…………………………………………………5

Выводы по первой главе ………………………………………………………………………..6

Глава 2. Мужчина и женщина в политике………………………………………….…………..7

2.1 Нужны ли женщины в политике?……………………………………………………………………………… 7

2.2.Отличается ли и чем женщина-политик от мужчины-политика?…………………………………8

Заключение………………………………………………………………………………………10

Литература……………………………………………………………………………………….11

Приложение………………………………………………………………………………………………………………… 12



































Введение

О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения – немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.

Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.

Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира. [2]

Что касается постсоветской России, то, несмотря на все разговоры и заклинания о ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально- экономического уклада и фактической ликвидации социальных гарантий для семьи, детей, женщин.

Тема исследования актуальна тем, что извечный спор, кто умнее — мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом.

Изученность проблемы не достаточна. Литературы по данной тематике не много, хотя имен женщин, державших на своих хрупких плечах историю и двигавших ее вперед, встречается не мало. На протяжении всей нашей истории представительницы прекрасного пола не раз доказывали то, что они состоятельны во всех сферах жизни нашего общества. Это и правительницы, и деятели науки, и космонавты, и представители культуры.

Цель написания исследовательской работы – изучить роль женщины в российской политике в различные периоды развития нашей страны.

Задачи: рассмотреть какое положение занимают российские женщины на политической арене в настоящее время;

— выделить чем отличается женщина-политик от мужчины-политика;

— выяснить, нужна ли населению политическая активность женщины, или мужчины и без них прекрасно справляются с политикой?

Данные для исследования были получены в результате проведенного анализа представленности женщин в органах политической власти на уровне Российской Федерации, Ставропольского края и города Невинномысска.

Объектом данного исследования является роль женщины в истории нашей страны, предметом – представленность женщин России в политической сфере. Проблема: Нужны ли женщины в политике? Вероятно, однозначного ответа на этот вопрос никто дать не сможет. В ходе работы над данным исследованием было проведено анкетирование. По результатам которого, выяснилось отношение опрошенных к роли женщины в российской политике.

В ходе написания работы был использован метод анкетирование, сравнительно — сопоставительный, типизации.

Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании материалов в ходе изучения таких предметов, как история и обществознание. Изложенная информация может быть использована на элективных курсах, семинарских занятиях. На мой взгляд, эта тема должна вызвать интерес общественности и реально повлиять на современную ситуацию.































Глава 1. История политической жизни женщин в России

В погоне «за европейским ходом вещей» модернизация стала центральной проблемой России на протяжении всего XIX века, вплоть до 1914 года. Необходимость реформирования хозяйственного уклада и общественного устройства, вызванные неудачей реформ Александра I, мятежом 1825 года и позором Крымской войны, втянула женщин в общественное производство. На первых порах речь зашла о «дворянском» и «разночинном» женском пролетариате, т. е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти «благородные девицы» вошли в число новых русских людей, образованных, мыслящих, с повышенной чуткостью к общественным проблемам, готовых служить России, но не прислуживать власть имущим. Они-то и стали провозвестницами женского движения в стране.

Так, с начала XIX века появилось освободительное движение, в которое женщины шли потоком и потому, что оно обещало им их личное, женское освобождение, и потому, что оно обещало освобождение России. Уже в 70-е годы XIX века женщины, по самым приблизительным подсчетам, составляли пятую часть активистов революционного крыла демократического движения. Первый период развития женского движения в России – период становления на ноги – от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто. Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его. В начале ХХ века весь мир узнал о великой женщине молодой Советской России, Александре Михайловне Коллонтай. Она была политическим деятелем, феминисткой, первой в мире женщиной – министром и послом. Коллонтай получила разностороннее домашнее образование, владела несколькими иностранными языками, интересовалась литературой. Ее перу принадлежат работы по женскому движению.[ 5]

Свежие документы:  Тест по теме: "Драма Н.Островского "Гроза" 10 класс

Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века. В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов. С 1930 г. «женский вопрос» стал считаться решенным, и он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%. Некоторые западные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жизненными интересами женщин.[5]

Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении «женского вопроса» в СССР и о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло, прежде всего, по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику.[3 ]

В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.

Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов – женщины (в Совете Федерации – 5,6%, в Государственной Думе – 13,6%). Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппарате органов управления доля женщин в общей численности работающих составляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр, возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Россию в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин.[ 3 ]



Выводы по первой главе.

Таким образом, представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того, высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед «натиском» женской общественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом.



Глава 2.Мужчина и женщина в политике.

2.1. Нужны ли женщины в политике?

Нужны ли женщины в современной политике? Вероятно, однозначного ответа на этот вопрос никто дать не сможет. Еще в 1979 году принят документ на уровне международной организации – ООН, где четко показана невозможность различия, исключения или ограничения по признаку пола (Статьи 1,7) (приложение 1). В нем говорится о равноправии мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Не смотря на имеющийся текст существующего документа, факты противоречат его содержанию.[ 9 ]

С целью изучения количества представленных женщин в органах власти нашего города и края, был сделан анализ состава по количеству женщин — министров и начальников на городском, краевом и федеральном уровне. Цифры показывают то, что представленность женщин недостаточна. Министров и начальников женского пола в Правительстве РФ всего 10 % от общего количества, в Ставропольском крае — 25%, в нашем городе Невинномысске – 65 %, что говорит о более современном отношении наших избирателей нашего города (приложение 2).

В ходе работы над данным исследованием был проведен социальный опрос. По результатам,которого выяснилось отношение опрошенных к роли женщины в российской политике. В опросе участвовало 23 мужчины (в возрасте 16-40 лет) и 41 женщина(в возрасте от 16-45 лет). Среди респондентов были представители родительской общественности, учителя, ученики и студенты. Большая часть, проголосовавших считает, что для женщины в политике есть место (приложение 3).

А также было проведено анкетирование по проблеме «Женщина во власти» среди 10 классов (приложение 4). Данное исследование показало возможность и целесообразность более широкого участия женщин в политике, в управленческой деятельности. Обсуждение подобных проблем помогает школьникам сформировать свой взгляд на мир, ценностные ориентации, соответствующие новому периоду в развитии общества — периоду утверждения принципов равноправия, уважения, приоритета личности. 67% респондентов считает, что на российской политической арене женщин-политиков мало. 33% респондентов считают, что характерными чертами для политиков являются твёрдый характер и власть. Большинство респондентов выбрали бы мужчину-кандидата для управленческой деятельности.

Свежие документы:  Конспект урока по алгебре и началам анализа в 10 классе (профильный уровень) на тему: «Уравнение и неравенства с модулем»

Реальная жизнь на протяжении ХХ – начала ХХI века неоднократно показывала способность женщины брать ответственность, стоять во главе серьезных дел и приносить необходимую пользу своему государству во всех его сферах. Представительницы прекрасного пола показали себя не только на Земле, но и в космосе. Валентина Владимировна Терешкова первой в мире представительницей оказалась в космическом пространстве, затем и другая женщина нашей Отчизны — Светлана Евгеньевна Савицкая последовала за ней. Они продемонстрировали всему миру большие возможности женщин нашей страны.

В отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать и наши женщины — свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности.



2.2. Отличается ли и чем женщина-политик от мужчины-политика?

Женщины чаще всего выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в «мужском» парламенте.

Женщина-политик осознанно отождествляет себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать специфическими «женскими интересами» или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для женщин. Например, проблемы продвижения женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, планирования семьи, детских учреждений, абортов и т.д..

И здесь можно наблюдать такой парадокс: если женщина-политик (женщина — законодатель) заявляет, что в политике она — не женщина, то это означает, что она не отождествляет себя (осознанно, а скорее не понимая всего этого) с интересами, объединяющими все женское население, что она, как бы, отрекается от своей самости, полностью принимая стиль, созданный по мужским правилам, в рамках которого заставляют действовать и жить женщину.

Женщина мечтает о гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Это означает, что она не хочет и не должна играть по мужским правилам, а законно считает, что эти правила должны быть созданы ею самой. Правила же для совместного поля игры должны быть созданы партнерами — мужчиной и женщиной.

Для выявления тенденций в развитии представлений о гендерных ролях, складывающихся в современной России, было проведено исследование, в процессе которого респондентам предлагалось указать, какие качества из представленного списка 28 качеств, в большей степени присущи представителям определённого пола, а какие являются нейтральными по отношению к полу. Исследование показало существование устойчивых представлений о качествах, присущих мужчинам и женщинам. (приложение 6)

Следует заметить, что по представительству женщин в органах государственной власти Россия занимает 80-е место в мире. Между тем, женщины составляют 53% населения страны.































Заключение

В ходе проведенной работы был изучен материал о великих представительницах прекрасного пола, которые в разные периоды истории нашей страны стояли у власти или каким – либо образом влияли на политику нашего государства.

На протяжении веков взгляды людей и ситуация менялись. В ходе исследования, выяснилось, каким же образом обстоит дело сегодня с занятостью наших современниц в сфере политики. Отрадно то, что в последнее время первые лица государства изменяют ситуацию по отношению к женщинам.

Данное исследование показало возможность и целесообразность более широкого участия женщин в политике, в управленческой деятельности. А так же необходимость гендерного просвещения и развития гендерного образования. Обсуждение подобных проблем помогает школьникам сформировать свой взгляд на мир, ценностные ориентации, соответствующие новому периоду в развитии общества — периоду утверждения принципов равноправия, уважения, приоритета личности

Тем не менее, сделан однозначный вывод о том, что женщины представлены в меньшинстве по сравнению с мужчинами. Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что женщины выбирают политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще. А если политиком становится мужчина, то неминуемо его супруга так или иначе вовлечена в политическую деятельность, бывая на приемах, наблюдая за деятельностью мужа, помогая ему в тех делах, в которых она может оказать помощь.

В России в настоящее время в системе исполнительной власти число женщин, конечно, оставляет желать лучшего. Что же делать? Ждать, когда за длительное время изменятся социокультурные стереотипы и сформируется иная ментальность в обществе, или все-таки,предпринимать определенные усилия? Я считаю, что необходима серьезная государственная поддержка, связанная с расширением системы мер продвижения женщин во власть, а также создание равных возможностей для участия в политике всех граждан, независимо от пола, и рассматривать паритетное представительство женщин в структурах власти в качестве одного их индикаторов социальной справедливости и равенства в обществе.

Свежие документы:  Статья «Педагогический потенциал Веб 2.0 сервисов для расширения границ образовательного пространства»


Список литературы

1. Абубикирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996.№6

2. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти // Женщина в обществе – мифы и реалии:Сб.ст.М.,2000.

3. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10-11 кл. М., 2000.

4. Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений.М.,2000

5. Степанов Н.М. Женщина в парламенте: «роскошь» или необходимость.

6. Человек и общество. Обществознание. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова.М.,2001.

Документы по проблеме

  • 7. Конституция Российской Федерации.

  • 8. Федеральный закон «О политических партиях».

  • 9. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1980.

  • 10. Постановление правительства РФ «Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.»

  • 11. Доклад четвертой всемирной конференции по положению женщин // ООН, Пекин, 17 октября 1995 г.М., 199

















Приложение №1.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин(18.12.1979 г.)

Статья 1


Для целей настоящей Конвенции понятие «дискриминация в

отношении женщин» означает любое различие, исключение или

ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или

сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами,

независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и

женщин, прав человека и основных свобод в политической,

экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой

области.


Статья 7


Государства-участники принимают все соответствующие меры по

ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и

общественной жизни страны и, в частности, обеспечивают женщинам на

равных условиях с мужчинами право:

а) голосовать на всех выборах и публичных референдумах и

избираться во все публично избираемые органы;

b) участвовать в формулировании и осуществлении политики

правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять

все государственные функции на всех уровнях государственного

управления;

c) принимать участие в деятельности неправительственных

организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и

политической жизни страны.

























Приложение 2. Представительство женщин на разных уровнях власти.



Состав Правительства Российской Федерации

Голодец Ольга Юрьевна Заместитель Председателя Правительства


Скворцова Вероника

Игоревна Министр здравоохранения



Состав Правительства Ставропольского края


Адаменко Светлана Уполномоченный при Губернаторе Ставропольского

Викторовна края по правам ребенка


Чуйкова Татьяна начальник государственно-правового управления

Ивановна Губернатора Ставропольского края и

Правительства Ставропольского края



Карпова Елена начальник управления кадров, государственной,

Николаевна муниципальной службы и наград аппарата

Правительства Ставропольского края



Калиниченко Лариса министр финансов Ставропольского края

Анатольевна


Шагинова Людмила начальник управления труда и занятости

Леонидовна населения Ставропольского края


Шатская Ирина председатель комитета СК по делам молодежи

Николаевна



Калиниченко Лариса министр финансов Ставропольского края

Анатольевна


Шагинова Людмила начальник управления труда и занятости населения

Леонидовна Ставропольского края  


Шатская Иринапредседатель комитета СК по делам молодежи

Николаевна  



Состав Правительства в г. Невинномысске

Председатель думы города Богданова Н.В.

Заместитель главы администрации города Олешкевич Т.А.

Заместитель главы администрации города Загогулина Т.Н

Начальник управления образования

администрации города Невинномысска Денисюк С.Б.



















































Диаграмма «Женщины-политики на разных социальных уровнях развития»



































Приложение 3 ’’Социальный опрос среди учителей, подростков и студентов’



диаграмма.jpg





Приложение 4 Анкетирование по проблеме «Женщина во власти» среди 10 класса.

Анкета

Исследовательская группа 10 ___ класс школа №___8_ проводит анкетирование по проблеме «Женщина во власти». Какая она? Может ли она быть успешной в этой области? Эти вопросы являются предметом споров в обществе. А что думаете по этому поводу вы? Анонимность сведений гарантируем. (В каждом из пунктов анкеты просьба обвести кружком букву, соответствующую выбранному ответу.)

1. Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране:

а) много; б) мало; в) не знаю.

2. Знаете ли вы кого-нибудь из них? Назовите их.

3. Реально ли, на ваш взгляд, избрание на пост Президента РФ женщины?

а) да; б) нет; в) не думал (а) об этом.

4.Каковы, на ваш взгляд, характерные черты политиков-мужчин и политиков-женщин? Перечислите их.

5. По вашему округу в выборах участвуют два кандидата – мужчина и женщина. Кого вы выберете?

а) мужчину; б) женщину; в) все равно.

6. Кто, по вашему мнению, более способен на управленческую деятельность?

а) мужчина; б) женщина; в) это не зависит от пола.

7.Укажите свой пол, возраст.
Благодарим вас за то, что вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты.







































Приложение 6.”Анкетирование среди учащихся 10,11 классов”





Группа учащихся

Женщины


Мужчины

Доверчивость


Дух соревнования

Доброта


Быстрота в принятии решений

Упрямство


Агрессивность

Надежность


Мужественность

Чувство ответственности


Готовность к действию

Великодушие


Амбициозность

Тактичность


Активность

Умение чувствовать


Вера в себя

Забота о людях


Склонность к риску













скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: