Объединение «Юный краевед»


Объединение «Юный краевед»

МОУ Машуковская СОШ

Руководитель: Захарцов М.Г.





Свой вклад в экономическое и культурное развитие области вносит каждый населённый пункт, его жители, гордящиеся не только общими успехами, но и своими собственными делами и достижениями, преобразованием своего края, того «своего», что получило название «чувство родной земли». Вот этот непреходящий интерес к «своему», к отчим местам и призвано удовлетворять краеведение. Самое главное, воспитывается в детях любовь к родному краю, чувство гордости за свою Малую Родину. Через изучение достопримечательностей родного края у детей формируется любовь к Малой Родине, гордость за свой район, его природу и хозяйство, понимание того, что Мотыгинский район – частица великой Родины. Краеведение — неотъемлемая частица нашей большой истории. Оно становится на защиту традиций, унаследованных от деда-прадеда, остерегает людей от «манкуртства», амнезии — потери памяти, разрушающей индивидуальную человеческую личность. Именно историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Велика роль исторического краеведения в школе в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, только благодаря этому разделу истории можно воспитать в молодом поколении чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину. Включение исторического краеведения в систему изучения истории нашей Родины способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных категориях, этапах развития страны. Местный материал дает возможность показать и объяснить учащимся отличия, особенности в исторических явлениях. В краеведении почетное место отводится изучению жизни людей и каждого человека как творца истории. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Занятия в учреждениях дополнительного образования в отличие от школьных уроков представляют учащимся поля деятельности, которая дает им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к краю, району, поселку, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, просветительской, лекционной, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе. Именно в краеведческой деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного подростка. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребенку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации. В своей работе я ставлю перед собой следующие цели:

использовать историко-краеведческий потенциал для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;

объединить усилия учителей школ и педагогов дополнительного образования, ведущих творческий поиск по проблемам краеведения;

продолжить изучение истории и культуры родного края, углубляя знания по учебным школьным программам через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);

активизировать краеведческую работу учащихся по изучению истории и культуры родного края.

В краеведческой работе я активно использую компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор, доступ и работу в сети Интернет. Под моим руководством ребята создают презентации, посвященные родному краю – «Особо охраняемые территории Красноярского края», «Машуковский заказник», «Краски осени», «Жизнь и творчество Б.М. Микулича», «Памятники истории и культуры Мотыгинского района», «Летопись поселка Машуковка», «Тунгусская загадка», «Каменная легенда», «Мир вокруг нас», «Прерванный полет», «Лето!!!», «Весна», «Зимняя сказка», «История Машуковской школы», «Белый адмирал», «Судьба художника», «Главный закон жизни», «Тойво – значит надежда». Для изучения культуры и истории родного региона использую демонстрацию фильмов краеведческой тематики: «Здравствуй, музей!» (Красноярский краевой краеведческий музей), «70 лет Красноярскому краю» и материалов дисков «Этнография Сибири в работах красноярских художников», «Мой дом – Арктика», «Красноярск в фотографиях». Мною созданы презентации «Живопись Красноярья» (рассказ о жизни и творчестве красноярских художников), «Архитектура Красноярья», «Боярская писаница», «В.И. Суриков», «Красноярский край в годы Великой отечественной войны», «Никто не забыт» (о машуковцах — участниках войны), «Литература Красноярья», «Мы живем в Красноярском крае», «Наш край», «2-я Камчатская экспедиция в Приенисейском крае», «Виртуальный музей Б.М. Микулича», «Древнейшее прошлое края», «виртуальный музей Машуковки», «История Мотыгинского района», «Энеолит и ранний железный век на территории края», «Народы края», «Основание острогов и городов на территории края», «Первожители Приенисейского края», «Присоединение Приенисейского края», «Топонимика», «Енисейск – музей под открытым небом», «Петр Бекетов», «Шалоболинская писаница», «Музеи Красноярска», «Театры Красноярска», «Наскальная живопись края». В результате работы в Интернете с ребятами собран большой материал о Мотыгинском районе, Красноярском крае, поселке Машуковка – биографии, статистические данные, фотографии, карты и т.п.

Свежие документы:  "Причины межнациональных конфликтов и пути выхода из них" (конспект урока) 8 класс

Регулярной стала участие машуковских школьных краеведов в проектной и исследовательской работе. Учащиеся выполняют творческие задания интеллектуально-практического характера, которые позволяют полнее и глубже изучить все стороны жизни родного края. Тематика проектов очень разнообразна, зачастую на стыке многих предметов. Все оформленные проекты активно используются как в учебной, так и во внеурочной деятельности. По материалам проектов авторы работ проводят тематические экскурсии и беседы-лекции. Краеведческая работа в нашей школе обязательно включает самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательскую деятельность. За годы существования объединения «Юный краевед» были созданы следующие научно – исследовательские работы: «История села Михалево», «Географические названия на территории Красноярского края», «Ссылка на территории Красноярского края», «Жизнь и творчество Б.М. Микулича», «Памятники истории и культуры Мотыгинского района», «Моя родословная», «История Машуковской школы», «Тунгусская загадка», «Каменная легенда», «Ссыльные в Мотыгинском районе», «Нить Ариадны», «Главный закон жизни», «Тойво – значит «надежда», «Историко-краеведческий словарь района», «Летопись поселка Машуковка», «История плаката», «Белый адмирал», «Судьба художника», «Никто не забыт», «Ссыльные в Машуковке», «Портрет сиберяка». Исследовательский метод — высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Он как бы концентрирует в себе все то, что формируется системой активизации процесса обучения. Для исследовательского метода характерны атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли. Применяя исследовательский метод, ребята становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Краеведческие проекты разрабатываются в кружке с 2008 года. За это время разработаны проекты: «Дом Клио» (создание школьного краеведческого музея), «Дорогие мои земляки» (к 50-ти летию Машуковского сельского совета), «Возращение к истокам (комплекс мероприятий по краеведению в школе и поселке), «Памяти жить!» (работа над выявлением и охраной памятников истории и культуры поселка), «Никто не забыт…» (сбор информации об участниках Великой Отечественной войны, издание «Книги памяти» поселка), «Радости и сложности общения». Работа над проектами затрагивает различные области деятельности: учебную и внеурочную, полевую, архивную и др.
Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику. Краеведческие объекты или темы мало изучены, особенно история населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, культурно-просветительных учреждений, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы преподавателя и учащихся. Исследовательский метод в краеведческой работе учащихся носит целенаправленный характер, пробуждая интерес к исследованиям, открытиям, создавая творческий подъем, активизируя познавательную деятельность учащихся, развивая у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда. Особое место в деятельности объединения занимает работа над историей политических репрессий, т.к. наш край, Мотыгинский район и Машуковка в частности, долгое время являлись местами ссылки, сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла в Машуковке. Результатом этой работы стали исследовательские работы «Победителям – слава!», «Он из тех, кто брал Берлин», «Рассказ о герое», «Они отстояли Родину», «рассказ о труженике тыла», собран большой материал по этой теме: фотографии, документы, воспоминания, составляется и дополняется список ветеранов войны. Работа по сбору, систематизации и популяризации материалов о политических репрессированных ведется с помощью опросов старожилов, жертв политических репрессий, их родных. В рамках данного направления работы налажено сотрудничество с обществом «Мемориал», Мотыгинским краеведческим музеем, администрацией Машуковского сельского совета. Собраны материалы по ссыльным на территории поселка и района (фото, воспоминания, переписка), которые используются в научно-исследовательской работе объединения. Большое место в нашей работе уделяется судьбе белорусского писателя Б.М. Микулича, могила которого находится у нас в Машуковке.

Свежие документы:  Диагностическая промежуточная аттестационная работа по праву для учащихся 7 класса социально-экономического профиля

Нам удалось собрать большое количество материала о ссыльном писателе, связаться с теми, кто хранит память о нем. Так, краеведческий музей родного для Микулича города Бобруйска прислал нам его фотографии, фотографии и биографию белорусской актрисы Т.А. Бондарчик, с которой он переписывался, находясь в ссылке в Машуковке. Союз белорусских писателей выслал довольно полную и точную биографию писателя. Благодаря институту литературы Белоруссии имени Янки Купалы у нас есть несколько книг Бориса Михайловича на русском и белорусском языках, его стихи, которые он писал в годы ссылок, в частности в Машуковке в конторской тетради, копии его писем сестрам. Сотрудничаем мы и с руководителем краеведческого объединения «Искатель» при городской бобруйской библиотеке №4 С.В. Калюта. Светлана Викторовна ведет работу по приданию библиотеке имени писателя. К 95 – ти летию земляка она выпустила библиографический обзор, где и нашей поисковой работе уделено место. Удалось связаться и с родственницей писателя Т.Е. Соколовой, откликнувшейся на наше и письмо и приславшей много ценных для нас материалов (фотографии, воспоминания). Нашей работой заинтересовался помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Секретарь Союза писателей России В.Н. Казаков. В своих письмах он обещал нам всяческую поддержку и прислал свою новую книгу с дарственной подписью.

Находясь в ссылке в нашем поселке, Борис Михайлович продолжал заниматься творческой деятельностью. Об этом говорят и его стихи (особенно удачны его стихотворения, посвященные жене Марии Ивановне Смеляковой), письма в далекую от него Белоруссию. В письмах он рассказывает о своей жизни в Машуковке, и поэтому они интересны и как источник по истории нашего поселка. Налажена и ведется активная переписка с бывшим учеником нашей школы поэтом Н.Я. Вершининым. Он выслал нам несколько своих сборников стихотворений, фотографии и воспоминания о поселке и своей учебе в Машуковской школе. Начата переписка с Рязанским художественным училищем им. Г.К. Вагнера. Целью этой переписки является сбор материалов о жизни и творчестве Г.К. Вагнера, известного художника, специалиста в области древнерусской культуры, который находился в ссылке в нашем районе. Постоянной стала переписка с школьным музеем боевой славы им. Карбышева города Твери. Музей приглашал нас два раза на встречу трех поколений»Фронтовая землянка», однако из-за распутицы мы выехать не смогли.

Идет работа над отбором и оформлением материалов об Б.М. Микуличе, которые будут весной этого года выставлены в Мотыгинском районном краеведческом музее.

Для сбора материала о прошлом родного поселка и района постоянно проводятся обходы старожилов нашего поселка с целью опроса, сбора различных документов о прошлом района и Машуковки. Результаты обходов активно используются при написании научно-исследовательских работ, статей для газеты, стенгазет и т.п. Так, на основе собранных материалов была оформлена стенгазета «Дорогие мои земляки…», в которой, с помощью фотографий прошлых лет рассказывалось о прошлом поселка.

Ребята из объединения ведут летопись родных мест – создают летопись школы, села, составляют историко-краеведческий словарь родного района. Собираем сведения об исчезнувших деревнях, изучаем и создаем топонимическую карту родного края. Постоянно выпускаются стенгазеты краеведческой тематики: «Литература Красноярья», «Никто не забыт…», «Мне не в чем кается» (о жизни и творчестве Б.М. Микулича), «Прерванный полет» (памяти жертв политических репрессий), «Краеведческий календарь», «Литературная жизнь Красноярья». Рисунки ребят, посвященные краю, выставлены на стенде «Мой край» в школе. Мы собрали богатейший материал, но знают об этом только в нашей школе и районе. Поэтому работы по краеведению, выполненные ребятами, размещены на сайте поселка Мотыгино (www. motygino.ru) и на страничке Машуковской школы на сайте «PRO.ШКОЛУ.RU» где получили и получают очень хорошие отзывы о своих материалах со всей нашей страны. Собранные материалы о политических репрессированных (Б.М. Микуличе, А.Е. Лапшакове, В.В. Янове и др.) в скором времени будут размещены на сайте общества «Мемориал». Постоянно в районной газете появляются материалы ребят: «История села Михалево», «Судьба», «Это не должно повторится», «Автоматчик Лапшаков», «Вы подарили нам жизнь», «Он из тех, кто брал Берлин», «Связистка Анна», «Судьба солдатская», «Рядовой Пылаев», «Снаряд, еще снаряд…», «Призван на фронт». Ребята из кружка занимаются изучением своих родословных, правильному составлению своих родословных. Изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего села, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, республики, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. В этом году планируется проведение недели краеведения в школе. Неделя краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению родного края. В рамках недели будут, проводятся конкурсы творческих работ учащихся, такие как фотовыставка “Мой поселок в объективе”, выставка творческих работ “Тихая моя Родина… ”, конкурс проектных работ “Будущее моего края ”, газет по истории Красноярского края. К неделе краеведения приурочены также открытые занятия краеведческого кружка, ориентированные на семейные ценности и место семьи в истории города или родного края: “Старый альбом”, “Моя родословная”. Данная работа особо актуальна в наше время, когда нарушилась система связей между поколениями. Весной этого года, в рамках проведения недели краеведения запланировано открытие школьного краеведческого музея. Работе над его открытием был посвящен проект «Дои Клио» получивший второе место на районном конкурсе социальных проектов в 2008 году. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность, поэтому его открытие станет важным событием не только для нашей школы, но и поселка.
     Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
За последние три года ребята из объединения «Юный краевед» постоянно принимаю участие в районном конкурсе научно-исследовательских работ. За это время в конкурсе приняло участие семь работ, все они награждены грамотами и дипломами. В этом году подготовлено пятнадцать научно-исследовательских работ учащихся. В районном конкурсе проектов в 2008 году два проекта заняли второе и третье место, за один проект получена грамота. Три работы членов кружка в 2008 году заняли первое место в районом конкурсе, организованном Районным советом ветеранов к Дню Победы. Девять работ отправлены на общероссийский конкурс международного общества «Мемориал» — «Человек в истории – 20 век». Два человека проходят обучение на курсах с помощью Интернета («Социальное проектирование», «Творческая мастерская») при краевом Дворце пионеров и школьников для участия в дистанционном краевом конкурсе «Ресурсы родного края». Четыре участника краевого конкурса «Сказочный край» организованного УФПОС Красноярского края получили благодарности. Две презентации подготовленные ребятами участвовали в конкурсе «Сохраним природу родного края».
Ребята являются постоянными участниками районного конкурса детского творчества приуроченного к Дню защиты детей (организаторы – районная газета «Ангарский рабочий» и Комитет социальной защиты населения района). Стихи ребят всегда становятся одни из лучших на конкурсе, лирика Ю. Саловаровой публикуется вместе с стихотворениями известных мотыгинских поэтов.

Свежие документы:  Рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС, по учебнику Кравченко






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: