ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (Методические материалы)


Департамент образования и науки Кемеровской области


Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Областной центр детского и юношеского

туризма и экскурсий»









ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


(Методические материалы)


















Кемерово 2009


Организация деятельности музея образовательного учреждения

В последнее время, в связи с выполнением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2010 годы» и среднесрочной региональной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области» на 2006-2010 годы, наметилась положительная тенденция на увеличение количества музеев образовательных учреждений Кемеровской области (в настоящее время в области насчитывается более 400 музеев). Традиционными стали областные смотры-конкурсы музеев, в которых принимают участие победители городских и районных смотров-конкурсов. В 2008 г. в конкурсе на лучшую организацию работы школьных музеев в патриотическом воспитании обучающихся был представлен 41 музей из 25 городов и районов Кемеровской области.

Для регулирования деятельности музеев образовательных учреждений Кемеровской области и повышения качества этой деятельности в 2008 г. Областным центром детского и юношеского туризма и экскурсий были разработаны нормативно-правовые документы, утвержденные департаментом образования и науки Кемеровской области. Это: «Типовое положение о музее образовательного учреждения Кемеровской области», «Положение о паспортизации музеев образовательных учреждений Кемеровской области».

Музей образовательного учреждения (школьный музей) – обобщенное название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации (в соответствии с приложением к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16).

Паспорт образовательного учреждения – это документ, удостоверяющий статус музея в сети музеев образовательных учреждений. Поэтому его необходимо иметь всем музеям образовательных учреждений, не прошедшим по объективным причинам до настоящего времени процесс паспортизации, а так же всем вновь создаваемым музеям образовательных учреждений Кемеровской области.

Для организации деятельности музея необходимо наличие:

— музейного актива из числа обучающихся и педагогов, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу;

— собранных и зарегистрированных в книге поступлений (инвентарной книге) музейных предметов;

— помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных экспонатов, и условий для создания экспозиций;

— экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

— Положения музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.

Музеи образовательных учреждений возникают, как правило, в силу двух основных причин. Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе проведения длительной, иногда многолетней, поисковой краеведческой работы, когда накопленные материалы как бы заставляют задуматься об их дальнейшем использовании. Иногда идея создания музея образовательного учреждения возникает как ведущая, и вся система краеведческой деятельности в учреждении образования организуется и направляется на реализацию подобного проекта.

Концепция музея образовательного учреждения

Первым этапом в формировании музея является разработка концепции музея. Под концепцией понимается система взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей: его профиль и название, статус в музейной сети, назначение его функций и методы их реализации, структура музея и система обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использование, экспозиционные и просветительские формы работы, общественно полезная деятельность музея в области охраны и использования культурного и природного наследия родного края, специализация актива музея и повышение его квалификации, организация взаимосвязей музея с государственными органами и общественными организациями, формирование материальной базы и т. п.

В концепции должны быть отражены цели (должно быть описано то, к чему вы будете стремиться на данном направлении деятельности) и задачи (которые указывают на то, что и к какому сроку вы хотите сделать на пути к достижению цели, какие препятствия преодолеть) развития музея, перспективы развития, какими средствами исполняется данная концепция (информацию можно представить в виде сводных таблиц по направлениям деятельности музея, с указанием сроков и исполнителей). Кроме того, необходимо учитывать возрастные, социальные, психологические, физиологические, национальные особенности посетителей (детей, их родителей и др.).

Концепция музея – это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. Разрабатывая концепцию музея, не стоит увлекаться фантастическими проектами, а следует исходить из реальных возможностей, которыми располагает данное учреждение образования и данный актив музея. Программа создания и деятельности

музея должна быть сформулирована таким образом, чтобы каждое поколение обучающихся достигало бы конкретных результатов в осуществлении, чтобы каждый обучающийся, принявший участие в деятельности музея, получил моральное удовлетворение от проделанной им работы и от сознания собственного вклада в общее дело [6; с. 67].


Профиль музея образовательного учреждения

Профиль музея – специализация собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические и пр. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, типичным примером которых являются краеведческие музеи.

Специфической особенностью музеев образовательных учреждений, во всяком случае, абсолютного большинства из них, является краеведческий характер реализации документирующей функции, т.е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Школьные музеи исторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию. Музеи исторического профиля могут подразделяться на музеи боевой и трудовой славы, этнографические, археологические – в зависимости от основной тематической направленности поисково-собирательской работы, состава музейного собрания и тематики экспозиции. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы.

Школьный литературный музей может изучать жизнь и творчество не только знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания, может быть, даже и никогда не публиковались. Одним из возможных направлений краеведческих исследований школьного литературного музея может быть выявление лиц, а также природных, исторических и технических объектов, которые описаны в литературных произведениях.

Подобные рекомендации по организации деятельности могут быть отнесены и к музеям образовательных учреждений других профилей: художественным, музыкальным, театральным и т.п. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п.

Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению какого-либо объекта, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, музей книги и т.п. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям: музей героев-панфиловцев, музей работников тыла и т.п.

К монографическим музеям относятся мемориальные музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, распложенные на памятном месте или в памятном здании

(музей-усадьба, дом-музей, музей-квартира и т.п.). В целях соблюдения принципа историзма мемориальный музей желательно создавать только в том месте, здании, помещении, в котором произошло событие или жил человек. Разновидностью монографического музея являются историко-биографические музеи, где могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу.

Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика музеев образовательных учреждений заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея [9].


Комплектование фондов

музея образовательного учреждения

Фонды музея − это исторически сложившаяся научно организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно-вспомогательного материала, необходимого для их изучения и экспонирования. Фонды являются одним из основных результатов научно-исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности.

Музейные фонды состоят из двух частей − основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов.

Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея. Собрание музейных предметов классифицируется, прежде всего, по основным типам музейных источников.

Фонд научно-вспомогательного материала содержит воспроизведения подлинников − копии, макеты, модели, муляжи, слепки и т.д., а также специально созданный, главным образом для нужд экспозиции, наглядный материал − карты, планы, схемы, диаграммы, таблицы и т.д. [9].

Комплектование фондов является начальной стадией создания музея. К основным целям и задачам комплектования относятся: изучение событий и явлений местной истории, выявление и собирание памятников и изучаемых исторических процессов и явлений; создание и систематическое пополнение музейного собрания, соответствующего профилю школьного музея и являющегося научной базой для его научной, исследовательской, учебной, экспозиционно-выставочной и культурно-просветительной деятельности.

Процесс комплектования фондов музея можно условно разделить на четыре основных этапа:

  1. Планирование комплектования. Способствует правильной организации поисково-собирательской работы, помогает скоординировать действия актива музея. Можно применять два вида планирования: перспективное и текущее годовое. Перспективный план целесообразно разрабатывать на 2-3 года. В нем указываются комплексные темы, по которым будет вестись поисково-собирательская работа в этот период; ориентировочные сроки проведения работы по данной теме; по заданиям или программам каких государственных, научно-исследовательских учреждений или общественных организаций будет проведена работа; экспедиционные отряды каких классов будут участвовать в исследовании данной темы и кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой по данной теме. В текущем

  2. годовом плане комплектования фондов указываются конкретные темы и задания поисково-собирательской работы на предстоящий учебный год, объекты проведения поисково-собирательской работы, какой экспедиционный отряд работает по данной теме, количество обучающихся в нем, командир экспедиционного отряда, конкретные сроки завершения поисково-собирательской работы, руководитель темы, планируемый результат. Конкретность плана – один из основных принципов планирования любой исследовательской деятельности. Кроме того, план должен быть реальным для выполнения.

  3. Подготовка к поисково-собирательской работе. На данном этапе проводится изучение темы по литературе, по уже имеющимся в музее материалам, на основании консультаций в местном музее, архиве, бесед с местными жителями – участниками или очевидцами, изучаемых событий. Необходимо продумать порядок проведения поисково-собирательской работы, уточнить объекты комплектования, рационально распределить обязанности между членами экспедиционной группы.

  4. Выявление и сбор памятников истории и культуры. Необходимо соблюдать основной принцип исследовательской работы − принцип комплексности: всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях, взаимосвязь выявленных памятников истории и культуры и их связь с событиями, их участниками и очевидцами. Кроме того, необходимо знать и соблюдать специальные законодательные нормы и требования, связанные со сбором и обеспечением сохранности памятников истории и культуры. В коллекциях и экспозициях школьных музеев иногда встречаются ордена и медали, разной степени сохранности огнестрельное и холодное оружие, изделия из драгоценных камней и металлов. Современное законодательство запрещает хранить многие из подобных предметов в фондах музеев образовательных учреждений. Так, те устройства и предметы, которые, Законом РФ «Об оружии», утв. Президентом РФ 13 декабря 1996 г., отнесены к огнестрельному, холодному, метательному и др. типам оружия, всегда представляют опасность несанкционированного использования. Поэтому их коллекционирование предполагает определенную систему мер обеспечения сохранности: лицензирование коллекционирования как вида деятельности музея, получение разрешения органов внутренних дел на приобретение и хранение конкретных типов оружия и системы их охраны. Порядок музейного коллекционирования предметов из драгоценных металлов и камней определяется Федеральным законом «О драгоценных металлах и камнях» от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ и Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 31 марта 1999 г. № 66-ФЗ, а также специальными инструкциями Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Невозможность коллекционирования школьными и другими музеями изделий из драгоценных металлов и камней обусловлена в основном теми же причинами и теми же процедурами по обеспечению сохранности музейных предметов этого вида. (В экспозиции их можно заменить цветными фотографиями, рисунками, голографическими изображениями или муляжами). Современное законодательство в области музейного хранения наград (Положение «О государственных наградах РФ» от 2 марта 1994 г. № 442; Указ Президента РФ от 6 января 1999 г. «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах РФ»;

  5. Циркулярное письмо Министерства культуры РФ 3 01-131 /16-25 от 6 июля 2001 г. «О порядке приема государственных наград и документов к ним на постоянное хранение в государственный музей РФ») запрещает прием в музей государственных наград и документов к ним при жизни их владельца. Передать на хранение государственные награды и документы к ним могут только наследники. Государственный музей может принять на хранение награды, только получив разрешение Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ.

В тех случаях, когда юным краеведам предлагают принять награды в школьный музей, необходимо составить список наград и документов к ним и передать его, вместе с заявлением от наследников, в ближайший государственный музей, специалисты которого возьмут на себя дальнейшее решение этого вопроса. Если награда найдена в поле, заброшенном строении и т.п., то необходимо зафиксировать место и обстоятельства находки, по возможности сфотографировать найденную награду, нарисовать план местности и передать саму находку и составленные документы главе администрации той территории,, где обнаружена награда, либо все передать в ближайшее отделение милиции, получив взамен экземпляр акта приема-передачи находки. В экспозиции музея награды можно заменить муляжами. Многие кавалеры орденов и медалей имеют специальные орденские планки, символизирующие их награды. Такие планки юные краеведы вполне могут получить в дар и экспонировать их как подлинные музейные предметы. Если во время экспедиции обнаружены фрагменты оружия, боеприпасов, то их целесообразно предъявить местным органам внутренних дел или МЧС. В случае, если специалисты заключат, что найденные предметы не представляют опасность, не могут быть использованными в качестве компонентов для изготовления оружия и боеприпасов, то такие предметы можно поместить в экспозицию школьного музея.

Документы, отражающие важнейшие события и процессы в отечественной истории либо сохранившиеся лишь в небольших количествах, представляют особую ценность для государства. При выявлении таких документов о них необходимо сообщать в местные и государственные архивы. И лишь с разрешения последних юные краеведы могут принять эти документы на хранение в музей образовательного учреждения [2; с. 449].

Факты приема памятников истории и культуры в собрания школьного музея принято оформлять специальными актами. Акт приема памятников истории и культуры является первичным юридическим документом государственного учета памятников истории и культуры. Составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются дарителем. Если памятники истории и культуры поступают от государственного учреждения, то в графе акта «Основание» указывается номер и дата приказа руководителя этого учреждения, на основании которого осуществляется передача этих материалов. Графа «Примечания» служит для внесения в акт дополнительной информации о памятнике истории и культуры, ссылок на другие учетные документы, отметок о передаче памятника из фондов школьного музея в собрания государственных музеев и архивов.

При приеме памятников истории и культуры желательно получить от лица, передающего их, письменные сведения о происхождении памятников, прежней принадлежности, связях с определенными историческими событиями и лицами, о времени изготовления, условиях бытования и использования и т.д. Эти сведения называются «легенды» и

хранятся при соответствующем акте на принятые в фонд памятники.

Акты приема не составляются только в тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены обучающимися в поле, в заброшенных зданиях и т.п.

Формуляр акта приема памятников истории и культуры

Наименование учреждения «Утверждаю»

образования, при котором Подпись руководителя ОУ

работает музей

Название музея

Адрес музея «____» ________20____г.

Акт №___приема памятников истории и культуры

Настоящий акт составлен «___»_____20___г. представителем музея образовательного учреждения __________________________________,

(Ф.И.О., должность)

с одной стороны, и ___________________________________________,

(Ф.И.О., должность, название учреждения, дарителя и т.п.)

с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:


Наименование и краткое описание (материал, техника, размер, датировка и т.п.)

Учетные обозначения

Сохранность

Количество экземпляров (листов)

Примечания







Всего по акту принято _____________________________ предметов

(цифрами и прописью)

Основание_______________________________________________

Акт составлен в ____ экз. и вручен подписавшим его лицам.


Принял: Сдал:


  1. Включение памятников истории и культуры в музейное собрание – заключается в определении научно-исторической значимости собранных краеведческих материалов, их учета, описания.

В научно-учетную документацию входят: акты приема-сдачи документов, книга первичного учета (книга поступлений), инвентарная книга, книги временного хранения (для материалов, поступивших в музей на временное хранение), книги обменного фонда (внепрофильные и дубликатные материалы).

Музеям образовательных учреждений для учета и научного описания музейных предметов достаточно иметь только одну инвентарную книгу. В тех случаях, когда объем фондов школьного музея достигает нескольких сот или тысяч музейных предметов, могут быть заведены коллекционные описи [7; с.111-126].


Инвентарная книга

музея образовательного учреждения

Инвентарная книга – основной документ учета, научного описания и охраны фондов музея образовательного учреждения. Она может быть изготовлена самими обучающимися из большой толстой тетради в прочном переплете. Книгу графят, прошивают по переплету прочными нитками, листы нумеруют мягким простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны каждого листа. Графы лучше располагать на двух страницах по ее развороту. В конце книги делается заверительная надпись о количестве листов в ней. Запись и прошивка книги скрепляется печатью учреждения образования, при котором работает музей.

На титульном листе помещаются следующие данные: наименование документа («Инвентарная книга»); название музея образовательного учреждения; наименование

образовательного учреждения, которому принадлежит музей; адрес; дата начала внесения записей в книгу. После того, как книга будет заполнена записями, на титульном листе указываются номер книги и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней (с № по №), и дата последней записи. Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний предмет в предыдущем томе.

Все записи в инвентарной книге делаются аккуратно, черными или фиолетовыми чернилами; исправления, которые допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью «исправленному верить» и подписью руководителя музея.

Музейные предметы принято регистрировать в инвентарной книге в день поступления в фонды музея. Если в музейное собрание одновременно поступает большое количество памятников истории и культуры, которые не могут быть зарегистрированы в однодневный срок, то допускается продление этого срока до нескольких дней.


Дата записи

Время, источник и способы поступления, сопроводительные документы, № акта

Наименование

и краткое описание памятника (автор, дата и место происхождения, среда бытования. Надписи, пометы и т.п.)

Кол-во предметов

Материал и техника изготовления

1

2

3

4

5

6

Размер

Сохранность

(с подписью лица, производившего запись)

Стоимость (при покупке), акт закупочной комиссии

В какой отдел, фонд или коллекцию поступил

Номер научного инвентаря

Примечания

7

8

9

10

11

12

1 графа – проставляются порядковые (инвентарные) номера поступивших в музей памятников истории и культуры. Каждому музейному предмету присваивается свой номер. Если в музейное собрание поступила коллекция, собранная экспедицией, то инвентарный номер присваивается только полевой описи на эту коллекцию, а каждый входящий в нее памятник получает дробный номер: в числителе номер полевой описи по инвентарной книге, а в знаменателе − номер музейного предмета по полевой описи.

3 графа – отражается время и место обнаружения и получения памятника, кем и когда он передан в музейное собрание, при каких обстоятельствах найден участниками экспедиции или конкретным человеком. Под сопроводительными документами подразумеваются: акт приема-передачи, «легенда», тетрадь записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций и т.п.

4 графа – наименование, описание внешних признаков и индивидуальных особенностей памятника, указывается место, время его создания и автор. Наименование музейного предмета всегда начинается с существительного (фляга армейская, книжка записная, открытка поздравительная и т.п.).

5 графа – указывается количество экземпляров поступивших музейных предметов, а при поступлении документального памятника – и количество листов в нем, если их количество больше одного листа.

6 графа – определяется материал, из которого или на котором изготовлен памятник (бумага, береста, ткань, дерево и т.д.), способ изготовления (рукопись, машинопись, фотография, рисунок, чеканка и т.п.)

7 графа – указываются размеры в линейных мерах, причем вначале указывается высота, затем ширина, потом толщина

предмета. Если памятник имеет малую толщину, которая не имеет принципиального значения, например, фотография, то измеряется только высота и ширина этого памятника.

8 графа – если памятник хорошо сохранился, пишется «В сохранности», если же он имеет повреждения, то они подробно описываются.

9 графа – редко используется. Обычно пишется «Бесплатно». Не является нарушением и отсутствие данной графы в инвентарной книге.

10 графа – указывается, в какой фонд включен музейный предмет (основной фонд – ОФ, научно-вспомогательный фонд − НВФ). Если в школьном музее используется коллекционный принцип систематизации и хранения памятников, то в этой графе указывается, в какую коллекцию вошел или поступил памятник, а в графе 11 в этом случае указывается номер или условное обозначение музейного предмета по коллекционной описи.

В графе 12 делаются карандашные отметки о временном изъятии музейных предметов из состава коллекции для использования на выставке, в экспозиции, при передаче на реставрацию или изготовления копий.

При этом указывается, кому, когда и с какой целью передан музейный предмет. Если предмет передается на постоянное хранение в государственный музей или архив, то в этой графе указывается учреждение, куда передан памятник, а также дата и номер акта передачи.


Коллекционная опись

Если в музее используется коллекционный принцип хранения музейных предметов, то на каждую коллекцию необходимо вести отдельную опись. Она также может быть изготовлена из тетради большого формата. На титульном листе отражается название музея, название коллекции и буквенный индекс, которым обозначается данная коллекция.


Учетное обозначение

Наименование музейного предмета

Кол-во

1

2

3

4

Материал, техника изготовления

Размер, вес

Подлинность

Примечания

5

6

7

8


1 – порядковые номера музейных предметов.

2 – проставляется инвентарный номер данного предмета по инвентарной книге.

3 – дается полное наименование памятника с указанием автора, места и времени его создания.

4 – количество экземпляров, количество листов.

5 – краткая информация о материале и технике изготовления памятника истории и культуры.

6 – размеры памятника в линейных мерах.

7 – отмечается подлинность или копийность музейного предмета, его сохранность. Имеющиеся повреждения кратко описываются.

8 – простым мягким карандашом отмечается временное изъятие музейного предмета из состава коллекции в экспозиции, на выставку и т.д. Если музейный предмет передается на постоянное хранение в государственный архив или музей, то в этой графе чернилами записывается новое место нахождение памятника, даются сведения о документе, на основании которого передан памятник [7; с.131-134].


Шифровка и систематизация музейных предметов

Шифровка поступивших в фонды музеев образовательных учреждений памятников истории и культуры проводится в

целях обеспечения их систематизации внутри музейного собрания.

Обычно шифры состоят из условного обозначения музея и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по инвентарной книге. Например, шифр СШ25К-238 означает, что памятник принадлежит музею средней школы № 25 города Кемерово и зарегистрирован в инвентарной книге под номером 238.

Если памятник истории и культуры поступил в музейное собрание в составе коллекции, собранной экспедицией, то музейный предмет получает соответствующий шифр. Например, СШ25К-238/21 означает, что музейный предмет принадлежит музею средней школы № 25 города Кемерово, поступил в музейное собрание в составе коллекции, полевая опись на которую внесена в инвентарную книгу под номером 238, а в полевой описи данный памятник зарегистрирован под номером 21.

Коллекции могут формироваться по одному или нескольким, выбранным активом школьного музея, признакам. Например, по типам памятников истории и культуры: документальные, изобразительные, вещевые; по предметному признаку: книги, письма, альбомы, фотографии, рисунки, магнитные ленты и т.п.; по материалам: бумага, ткань, металл, стекло, керамика; по принадлежности конкретному лицу и т.п.

В случае формирования таких коллекций на них составляют коллекционные описи, а в шифрах музейных предметов вводятся обозначения, указывающие на хранение памятников в составе определенных коллекций. В таком случае шифр музейного предмета может иметь следующий вид:

СШ25К—238/21

ф-14

Это значит, что музейный предмет, зарегистрированный в инвентарной книге под номером 238/21, принадлежит школьному музею средней школы № 25 города Кемерово, входит в коллекцию фотографий и зарегистрирован в коллекционной описи на фотографии под номером 14.

При формировании музейных коллекций активу школьного музея целесообразно продумать и составить классификационную схему коллекций по одному из выбранных признаков. Каждой коллекции при этом придается условное буквенное обозначение.

Шифры, наносимые на музейный предмет, должны быть написаны компактно и отчетливо.

На документальных памятниках шифры ставятся простым мягким карандашом в левом нижнем углу оборотной стороны документа, фотографии, рисунка и т.п. На книгах шифр ставится в верхнем левом углу обложки.

Шифры фотонегативов пишутся на конвертах, в которых они хранятся. На музейных предметах из ткани шифры ставятся на пришитых с изнанки коленкоровых или полотняных этикетках.

На музейных предметах из дерева, металла, стекла, керамики и т.п. шифры ставятся с таким расчетом, чтобы они не портили внешний вид предмета и не бросались в глаза. Обычно их ставят на поддонах, задних стенках и т.п. Шифры на подобных предметах пишутся масляной краской или тушью. На темных предметах предварительно можно сделать мазок светлой эмалевой краской, по которому тушью пишется шифр [7; с.134].


Экспозиция в музее образовательного учреждения

Экспозиция – это индивидуальное лицо музея. Кроме того, ее необходимо рассматривать и как одну из форм реализации музеем образовательно-воспитательной функции.

Экспозиция – это совокупность предметов, специально выставленных для осмотра, обозрения.

По форме представления экспозиции разделяют на стационарные и временные.

По принципу структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические, ансамблевые.

Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, макеты, модели, муляжи и т.п.), раскрывающие какую-нибудь тему или проблему и образующие экспозиционный комплекс.

Систематическая экспозиция создается на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой научной дисциплины, например, «национальный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.д.

Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, истории воинской части, музей хлеба, музей стекла и т.д. Однако нередко и в тематических экспозициях, особенно краеведческих музеев, создаются монографические экспозиционные комплексы.

Ансамблевая экспозиция предлагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка, мемориальная комната и т.д.

Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависят от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.

В первую очередь активу музея образовательного учреждения целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представленных материалов из фондов музея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей и доступных оформительских материалов и т.д.

Следующий этап – разработка тематико-экспозиционного плана. Может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно. В нем отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции.

На титульном листе указываются:

название музея;

номер или название зала и его экспозиционная площадь;

название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки;

руководитель и список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.

Сам план выполняется на разграфленных листах. В первой графе проставляются порядковые номера экспозиционных комплексов, разделов, тем, подтем. Порядковые номера проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой.

Во второй графе даются наименование разделов, тем и подтем экспозиции.

В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть лаконичны, чтобы не перегружать экспозицию.

В следующей графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутными признаками и номерами шифров по и инвентарной книге музея. Стоит включать только те музейные экспонаты, которые наиболее эффективно позволят раскрыть экспозиционную тему.

В пятую графу включается наименование научно-вспомогательных материалов с указанием места их нахождения (НВФ № 30; газета «Комсомольская правда», 1987, № 103) или способа их изготовления (снять увеличенную ксерокопию листовки (ОФ № 98). Необходимо учитывать размеры научно-вспомогательных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади.

В последней графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату.

Следующий этап – разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Затем можно приступать к монтажу экспозиции [7; с.138-144].

Текст в экспозиции

музея образовательного учреждения

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам, темам, аннотаций, этикеток, указателей.

Музейный предмет обладает двумя уровнями коммуникативности: первый уровень характеризует информацию, которая выражается через внешние признаки предмета (цвет, объем, фактура, утилитарное назначение) и обычно не требует специального комментария. Второй соотносится с признаками, которые скрыты для непосредственного восприятия (это среда бытования предмета, его связь с историческими фактами, с общественными событиями) и могут быть раскрыты только с помощью комментария.

Главное требование к тексту – лаконизм, который должен проявляться в умении сказать о главном, сделать необходимый смысловой акцент. Лаконизм текста предполагает, что внимание посетителя должно быть направлено на те стороны материала, которые определяют его место в системе экспозиции. Сравним две этикетки.

Советский танк Т-34

Масса танка 30,9 тонн. Экипаж 4 человека. Оснащен пушкой калибра 76 мм, 2 пулемета (калибр – 7,62 мм). Толщина лобовой брони 45-52 мм. Максимальная скорость – 55 км в час. Модель


Танк Т-34

Макет изготовлен выпускником школы 1987 г. Ваней Перовым.

Советский танк Т-34 был создан коллективом во главе с М. И. Кошкиным, Н. А. Кучеровым и А. А. Морозовым.

Конструкция танка Т-34 в ходе войны непрерывно совершенствовалась.

Москва, 1985 г.

Первая аннотация содержит чрезмерно подробную техническую характеристику. Вторая – необходимую и экспозиционно-оправданную информацию.

Виды текстов:

оглавительные (заглавные);

ведущие;

объяснительные;

этикетаж.

Оглавительные тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача − дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции. К ним относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов, а также текстовые указатели осмотра экспозиции («начало осмотра», «продолжение осмотра» и т.п.)

Например, оглавительными текстами в экспозиции школьного краеведческого музея могут быть наименование зала, типа: «Наш родной край − Кузбасс» или наименование отдельной темы этого зала «Исследователи Кузбасса».

Ведущие тексты можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его назначение – в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей. Включать в текст-цитату поясняющие слова не рекомендуется.

Объяснительные тексты представляют собой комментарий к залу, теме, комплексу. Задача – помочь посетителю воспринять его как целое и одновременно понять место в нем каждого экспоната. Текст к комплексу может представлять собой систему этикеток, в каждой из которых содержатся упоминания события, которому посвящен комплекс.

Например, к экспозиционному комплексу, посвященному истории школы № 7, составлена следующая аннотация:

Первый звонок. Открытие общеобразовательной школы № 7.

1 сентября 1965 г.

Сочинение по литературе ученицы 8 класса «А» Ивановой Любы.

1965 г.

Школьная форма образца конца 1980-х годов. Выпускницы школы 1997 г. Корневой Кати.

Учебники по математике, русскому языку и литературе.

1965 – 1980 гг.

Для экспозиционного комплекса может быть составлена и общая аннотация, в которой акцент сделан на значении события или мемориального лица. Как правило, общая аннотация составляется к различным музейным коллекциям: камней и минералов, нумизматики, открыток, марок и т.д.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.


Составление этикетажа

В рекомендациях Музея современной истории России по составлению этикетажа предлагается условное разделение этикетажа на две группы: одиночный (индивидуальный) и «пучковый». Под одиночным понимается этикетаж, при котором каждому экспонату дается отдельная этикетка. Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы оружия и т.д.), то применяют «пучковый этикетаж». Все экспонаты, входящие в комплекс, нумеруются, и на одну этикетку выносят цифровые обозначения, собирая аннотации как бы в один пучок.

Этикетка должна включать три основных компонента:

название предмета;

атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении;

дата.

Например,

В.А. Молодцов (1911-1942 гг.). Герой Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны под именем Павла Бадаева возглавлял диверсионно-разведывательный отряд, который действовал в оккупированной Одессе.

С фотографии 1941 г.

Название в этикетке − это отнюдь не повторение названия, зафиксированного в учетной документации. Оно дается обычно литературным языком. При этом необходимо учитывать, прежде всего, тему, которая должна быть раскрыта с помощью данного предмета. Задача этикетки − дать минимум необходимых сведений. Каждую часть этикетки рекомендуется начинать с новой строки. Название можно выделить укрупненным шрифтом. Атрибуционные данные помещаются непосредственно под названием или в конце этикетки. Для них можно использовать курсив. При составлении этикетажа целесообразно включить в текст те характеристики предмета, которые придают ему особую музейную ценность – «Из коллекции…», «Передан в дар музею…», «Экспонируется впервые…», «Редкий…» и т.п. Основное назначение этих сведений – расшифровать «скрытую» информацию, заключенную в предмете.

Основные аспекты содержания дополнительных сведений:

  1. Содействие раскрытию содержания экспозиции, выявление связи данного экспоната с отраженными в ней историческими фактами и явлениями. Например, в теме «Развитие промышленности в городе» к фотографии металлургического завода:

Завод основан в 1932 году.

Оборудован американскими станками.

В 1937 году число рабочих превышало

10000 тысяч человек.


  1. Пояснение к экспонатам. К вещественным памятникам даются сведения об их назначении и бытовании, истории создания, о составных частях.

Плуг.

Использовался для пахотных работ в крестьянских хозяйствах России в XIX-первой четверти XX вв.


  1. Указания на способ поступления предметов в музей. («Из материалов экспедиции музея…», «Дар ветерана Великой Отечественной войны…»).

  2. Указание на подлинность или копийных материалов. Если экспонируются преимущественно подлинники, то в этикетках указываются только копии. Напротив, при экспонировании в основном копийного материала, в этикетаже следует обращать внимание на подлинники.

Дополнительные сведения даются обычно книжным шрифтом, достаточно крупным, удобным для прочтения. Строки делятся по смыслу, без переносов (перенос допускается не более одного на этикетку).


Этикетки к различным видам музейных предметов

Фотографии.

По жанровой классификации различают следующие виды фотоснимков: портретные, сюжетные или событийные, снимки бытового жанра и видовые снимки. По технике изготовления разделяют на две основные группы: оригиналы и репродукции. Сюжетные или событийные снимки аннотируются в общепринятой последовательности – название, атрибуционные сведения и дата.


Ученики 4-го класса д. Подушкино.

В последнем ряду (крайний слева) Алексей Вавилин.

Московская область, 1934 г.


При аннотировании портретных снимков соблюдается следующая последовательность: название фотографии, время съемки (дата), автор съемки (если известен).


Комсомольский вожак С.Б. Широкова проводит слет пионерских дружин Кировского района.

Москва, 1977 г.


Этикетку следует начинать с инициалов, а не с фамилии. В зависимости от содержания экспозиции в аннотации можно подчеркнуть характерные особенности, историческое значение той или иной личности: лауреат государственной премии, заслуженный учитель России и т.д.

Аннотирование снимков военнослужащих обычно дается в следующей последовательности: звание, инициалы, фамилия, должность, время съемки, автор съемки (если он известен). Порядок перечисления на групповых фотографиях − слева направо. В отдельных случаях указывается место или условия съемки (снимок сделан на передовой в 1942 г., съемка произведена со спутника и т.д.).

При экспонировании на одном стенде нескольких фотопортретов дается общая аннотация и краткие этикетки под каждым портретом.

Если нельзя установить дату, надо указать ее приблизительно: 1890-е гг., или заключить в квадратные скобки [1895 г.].

При аннотировании музейных предметов дореволюционного времени можно указывать две даты: вначале по старому, затем в скобках по новому стилю. При переводе дат со старого стиля на новый к дате старого стиля прибавляется (или от даты по новому стилю отнимается): для XX в. – 13 дней, XIX в. – 12 дней, XVIII в. – 11 дней. При этом началом века следует считать 1 марта 1900, 1800, 1700 гг. При указании места события используются общепринятые сокращения: г. – город, с. – село, пер. – переулок, пл. – площадь и т.д.

Письменные источники.

Принимается во внимание форма экспонирования предмета: раскрыт ли документ (книга, листовка) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном издании или рукописном документе хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать.

При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания.

Если рукописный текст прочесть затруднительно, то в этикетке указывается его краткое содержание или приводится наиболее яркая выдержка из него.


Письмо участника битвы за Берлин Б.Н. Петрова

с фронта.

Б.Н. Петров сообщает родственникам о настроении офицеров перед решающим штурмом.

Апрель 1945 г. Ксерокопия.


Аннотация на произведения печати составляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и

фамилия автора, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен копировать титульной страницы. Иногда важно показать автограф, подчеркнуть уникальность издания.

При аннотировании газет, если текст находится не на первой странице, в аннотации приводятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее содержание, затем дается название газеты, число, месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотации излишни.


Сообщение Министерства Внутренних Дел СССР

о незаконном аресте группы врачей, обвиненных во вредительстве, шпионаже и терроризме, и их полной реабилитации.

«Известия», 4 апреля 1953 г.


При экспонировании грамот, благодарностей, приглашений, поздравлений, если они вполне доступны для прочтения и входят в комплекс экспонатов по определенной теме, аннотации излишни.

Если грамоты, благодарственные письма и т.д. состоят из сдвоенных листов, и текст находится на развернутом листе, а экспонируется только лицевая сторона, то аннотация необходима. Она дается в следующей последовательности: наименование (почетная грамота, поздравительный адрес и т.д.), от кого, кому, за что, дата. При необходимости указывается место вручения грамоты, место нахождения организации, выдавшей документ и т.д.

Например:


Почетная грамота Наркома ВМФ СССР начальнику планового отдела мастерской № 1 Д.М. Комзикову за отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники в годы Великой Отечественной войны.

1942 г.


Произведения изобразительного искусства.

В этикетке указывается: название произведения, материал, время создания и автор. В качестве заголовка выступает не фамилия автора, а данное им название произведения. В художественных экспозициях, как правило, сначала указывается фамилия автора, затем инициалы, а в скобках отмечаются даты его жизни или год рождения. В аннотации, как правило, сохраняется название картины, рисунка, данное автором, но при необходимости можно расшифровать. Например, на картине К.Г. Дорохова дана авторская аннотация «Портрет П.Ф. Горпищенко». Но при экспонировании этого произведения целесообразно расшифровать эту надпись.


Дорохов К.Г. (1906-1960).

Портрет командира 8-й бригады морской пехоты
П.Ф. Горпищенко.

1941г. Бум., кар.


В отдельных случаях помимо основных данных к произведению искусства даются дополнительные пояснения по содержанию изображения: имена лиц, топографические указания, краткая характеристика событий или явлений, получивших отражение на данной картине, рисунке и т.д.

Приняты следующие сокращения: х. – холст, м. – масло, бум. – бумага, кар. – карандаш. Слова картон, гуашь, сангина, пастель, уголь, темпера принято писать полностью. При этом материал пишется на этикетке с прописной буквы, а техника исполнения после точки с запятой – со строчной.

При аннотировании плакатов оговаривается: для оригинала – год его создания; для массового издания – год выхода в свет.

К коллекциям открыток рекомендуется давать этикетки следующего содержания: «Сатирические открытки периода революции 1905-1907 гг.» и пр.

Вещевые памятники.

Содержание этикетажа к музейному предмету зависит от того, какое значение имеет и какую роль играет этот экспонат в экспозиционном комплексе, к какому выводу он должен подводить посетителя музея, какие новые знания должен получить этот посетитель.

Вещевые источники подразделяются на два вида: по характеру материала (дерево, металл, стекло, кость и т.д.); по функциональному назначению (оружие, нумизматика и т.д.). При аннотировании личных вещей, предметов быта, орудий труда, подарков, сувениров и т.п. указывается название экспоната. Включаются следующие сведения: назначение, место и дата изготовления, предприятие, изготовившее данный предмет, автор, иногда – принадлежность владельцу, характерные особенности, типичность предмета для эпохи, техника изготовления, материал и т.д.


Знамя 24-й Краснознаменной гвардейской Сталинградско-Евпаторской стрелковой дивизии.

Передано в музей участником Великой Отечественной войны, участником Парада Победы А.П. Лобиковым.

1958 г.


При аннотировании комплексов музейных предметов (предметы быта, личные вещи какого-либо исторического лица, материалы раскопок, орудия труда, награды и т.д.) дается общая аннотация, а отдельные предметы из этого комплекса снабжаются этикетками в том случае, если необходимы дополнительные пояснения.

Например:


Фрагмент оружия и боеприпасов

Найдены во время экспедиции учащихся школы № 274 г. Москвы.

Московская область, Дмитровский район, 1982 г.


Если в экспозиции представлены муляжи, то это указывается в аннотациях. При аннотировании моделей, макетов сообщаются инициалы и фамилия автора, их изготовившего [1; с. 35-53].

Неправильно

П.Г. Кирсанов руководил партизанским отрядом в Заречье, погиб при рейде по тылам врага в 1943 г.

Правильно:

П.Г. Кирсанов (1912-1943).

Рабочий завода.

Руководил партизанским отрядом в Заречье.

Погиб при рейде по тылам врага 2 мая 1943 г.

С фотографии 1941 г.


Создание музея – это непрерывный и даже бесконечный процесс. Полноценная экспозиция, основанная на коллекции музейных предметов, − лишь начало.

Музей образовательного учреждения, по сути, – универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства детей.

Список использованной литературы


  1. Денисова, Г.Б Текст в экспозиции школьного музея [Текст] // Туристско-краеведческое движение «Отечество»: военная история. Сборник статей и конкурсных работ. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. – С. 35-53.

  2. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм [Текст]. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 600 с.

  3. Моргун, Д.В. Музейно-методическая работа в учреждении дополнительного образования детей [Текст] /
    Д.В. Моргун // Методист. – 2008. – № 3. – С.30-35.

  4. Решетников, Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания [Текст]. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 104 с.

  5. Столяров, Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика [Текст]. – М.: Высш. шк., 2004 – 216 с.

  6. Туманов, В.Е. Школьный музей [Текст]. – М.: ФЦДЮТиК, 2002. – 156 с.

  7. Туманов, В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти [Текст]. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 228 с.

  8. Юхневич, М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский) [Текст]. – М., 2007.

  9. Яхно, Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства [Электронный ресурс] – http://www.denzadnem.ru.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник департамента

образования и науки

Кемеровской области

Е.Л. Руднева


Типовое положение

о музее образовательного учреждения

Кемеровской области


1. Общие положения

1.1 Положение разработано на основании примерного положения о музее образовательного учреждения (школьного музея) Минобразования России от 12.03.2003 г.

1.2 Музей образовательного учреждения (далее − музей) − обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Кемеровской области.

1.3 В своей деятельности музеи образовательных учреждений Кемеровской области руководствуются Конституцией РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

1.4 Музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников культуры, истории и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. В основе поисковой и собирательской деятельности лежит краеведческий принцип.

1.5 Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.6 Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

1.7 Звание «Музей образовательного учреждения» присваивается паспортизированным музеям Кемеровской области.


2. Организация и деятельность

школьного музея

2.1 Организация музея в образовательном учреждении является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательной работы педагогов и обучающихся по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, города (района).

Организация музея возможна при наличии:

музейного актива из числа обучающихся и педагогов, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу;

собранных и зарегистрированных в книге поступлений (инвентарной книге) музейных предметов;

помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных экспонатов, и условий для создания экспозиции;

экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

Устава (Положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.

2.2 Организатором музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Открытие музея согласуется руководителем образовательного учреждения с муниципальными органами управления образованием.

2.3 Руководителем образовательного учреждения издается приказ об организации музея.

2.4 Музей действует на основании Устава (Положения).

2.5 Музею, работа которого отвечает требованиям настоящего положения, выдается паспорт музея образовательного учреждения Кемеровской области (в соответствии с Положением о паспортизации музеев образовательного учреждения Кемеровской области).

2.6 Каждые 5 лет музей образовательного учреждения подтверждает соответствие званию «Музей образовательного учреждения» (согласно Положению о паспортизации музеев образовательных учреждений Кемеровской области).


3. Функции музея

3.1 Основными функциями музея являются:

документирование объектов природы, истории и культуры родного края;

документирование истории образовательного учреждения;

осуществление в образовательном учреждении деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся музейными средствами;

организация в образовательном учреждении культурно-просветительной, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

развитие детского самоуправления в образовательном учреждении.


4. Учет и обеспечение сохранности фондов

музея ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

4.1 Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов

природы) осуществляется в книге поступления (инвентарной книге) музея;

учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

4.2 Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения и руководитель музея.

4.3 Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

4.4 Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

4.5 Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, по решению учредителя, могут быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.


5. Руководство деятельностью музея

5.1 Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

5.2 Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом руководителя образовательного учреждения.

5.3 Создаваемый при музее актив проводит следующую работу:

пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций обучающихся;

налаживает переписку и личные контакты с различными организациями и лицами, устанавливает связь с другими музеями;

проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

изучает собранный материал и обеспечивает его учет, хранение;

осуществляет создание экспозиций и выставок;

проводит экскурсии для обучающихся, родителей, населения;

оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;

принимает участие в смотрах-конкурсах, включается в программы культурно-патриотического и молодежного движения;

участвует в городских (районных), областных краеведческих конференциях, олимпиадах, представляя результаты работы юных исследователей по тематике музея.

5.4 Совет музея формируется из представителей музейного актива. Совет музея осуществляет руководство работой музея в единстве с внеурочной и воспитательной работой, проводимой в образовательном учреждении. В состав совета музея входят: председатель, главный хранитель, секретарь, ответственные за секции (фондовую, экскурсионную, экспозиционную, лекционную и др.).

5.5 В целях оказания помощи музею может быть организован Совет содействия или Попечительский совет, в которые могут быть включены представители родительской, педагогической общественности, шефствующих музеев, организаций, предприятий.

6. порядок ЗАКРЫТИя музея

6.1 Вопрос о закрытии музея решается руководителем образовательного учреждения по согласованию с муниципальными органами управления образованием, о чем ставится в известность государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий».

6.2 Решение о судьбе музейных предметов и коллекций принимает руководитель образовательного учреждения по согласованию с муниципальными органами управления образованием и государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий».

6.3 В случае закрытия музея музейные предметы и коллекции могут быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.



УТВЕРЖДАЮ

Начальник департамента

образования и науки

Кемеровской области

Е.Л. Руднева


Положение

о паспортизации музеев образовательных учреждений

Кемеровской области


1. Общие положения

1.1 Паспортизация музеев образовательных учреждений Кемеровской области проводится в рамках осуществления ежегодной Всероссийской паспортизации музеев образовательных учреждений.

1.2 Паспортизация музеев образовательных учреждений Кемеровской области призвана способствовать возрождению и развитию сети музеев образовательных учреждений в современных условиях, восстановлению системы гражданского и патриотического воспитания обучающихся.


2. ЦелЬ и задачи

2.1 Паспортизация имеет своей целью регулирование деятельности музеев образовательных учреждений Кемеровской области.

2.2 Паспортизация имеет следующие задачи:

приведение музеев образовательных учреждений Кемеровской области в соответствие единым требованиям в вопросах организации и деятельности;

систематизация сведений о музеях образовательных учреждений Кемеровской области;

повышение значимости музеев образовательных учреждений, их статуса и роли в системе гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Кемеровской области;

развитие системы работы по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи Кемеровской области средствами музееведения;

привлечение внимания государственных учреждений, общественных объединений и организаций к проблеме сохранения исторической памяти, деятельности музеев образовательных учреждений.


3. Организаторы

3.1 Паспортизацию музеев образовательных учреждений Кемеровской области организует департамент образования и

науки Кемеровской области. Непосредственное проведение паспортизации возлагается на государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий».

4. УЧАСТНИКИ

4.1 Музеи образовательных учреждений Кемеровской области.

5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

5.1 Паспортизации подлежат существующие музеи образовательных учреждений, не прошедшие по объективным причинам до настоящего времени процесс паспортизации, а так же все вновь создаваемые музеи образовательных учреждений Кемеровской области.

5.2 Паспортизация осуществляется при наличии следующих условий:

музей соответствует требованиям Положения о музее образовательного учреждения Кемеровской области;

осуществлении музеем активной учебно-исследовательской и поисковой деятельности, использовании его экспозиций, основных и вспомогательных фондов в воспитательно-образовательном процессе;

наличии руководителя музея, актива, Совета музея.

5.3 Паспортизация музеев образовательных учреждений Кемеровской области проводится в два этапа.

I этап – городской (районный) – проходит с октября по январь. I этап организует и проводит комиссия, утвержденная приказом муниципального /городского (районного)/ органа управления образованием. В состав городской (районной) комиссии могут входить представители органов управления образованием, методисты НМЦ при управлении образованием, педагоги – краеведы, ветераны войны и труда, представляющие территориальные Советы ветеранов, работники государственных музеев, директора Домов творчества и культуры, представители родительской общественности.

II этап – областной – проходит с марта по май. II этап проводит Областная комиссия, утвержденная приказом департамента образования и науки Кемеровской области.

5.4 По итогам I этапа районная (городская) комиссия предоставляет в Областную комиссию следующие документы на бумажном и электронном носителях:

  • перечень музеев, претендующих на звание «Музей образовательного учреждения»;

  • протокол заседания районной (городской) комиссии;

  • акт обследования музея образовательного учреждения (приложение № 1).


6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

6.1 Итоги I этапа паспортизации музеев образовательных учреждений Кемеровской области подводятся на местах. Материалы первого этапа представляются в Областную комиссию не позднее 1 февраля по адресу: 650004,
г. Кемерово, ул. Трофимова, 45, государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий».

6.2 Паспорт музея образовательного учреждения выдаётся на основании решения Областной комиссии на весь срок действия музея.

6.3 Музеи, прошедшие паспортизацию, на основании решения и по представлению Областной комиссии вносятся Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения в Банк данных паспортизации школьных музеев Российской Федерации и получают свидетельство о присвоении звания «Музей образовательного учреждения».

6.4 Функционирующие музеи образовательных учреждений, в том числе имеющие звание «Музей образовательного учреждения Кемеровской области», подтверждают паспорт и соответствие званию через каждые 5 лет.

Приложение 1


АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Наименование музея.

  2. Почтовый адрес образовательного учреждения.

  3. Директор образовательного учреждения (фамилия, имя, отчество полностью).

  4. Руководитель музея (фамилия, имя, отчество полностью, должность, место работы, в течение какого времени руководит музеем).

  5. Профиль музея.

По своему профилю школьные музеи могут быть военно-исторические, литературно-художественные, естественнонаучные, комплексно-краеведческие.

  1. Характеристика помещений музея (комната, несколько комнат: отдельных, классных, рекреация, коридор, актовый зал), общая площадь помещений.

  2. Наличие документации:

Паспорта;

Устава (Положения);

Программы развития музея;

текущий и перспективный план работы музея;

книги отзывов и т. д.

  1. Учет и хранение.

наличие инвентарной книги, качество и полнота записей в ней. Инвентарная книга должна содержать следующие данные (указать, какие данные из нижеперечисленных имеются в инвентарной книге):

  • инвентарный номер экспоната;

  • дата поступления экспоната в музей;

  • характеристика экспоната (название, краткое описание, степень сохранности);

  • количество экспонатов;

  • способ поступления (кем найден или подарен);

  • сведения о предмете (место и время изготовления, место находки);

  • примечание (дополнительные сведения о предмете).

условия хранения подлинных экспонатов в экспозиции и хранилище (степень предохранения от загрязнений, сырости, выцветания, механических повреждений).

шифровка экспонатов.

  1. Оценка фонда музея:

количество экспонатов, их краткая характеристика;

количество подлинных экспонатов;

количество экспонатов, подлежащих учету в государственных музеях.

соответствие собранных экспонатов, материалов профилю и теме музея.

  1. Экспозиционная работа:

концепция экспозиции, структурная стройность и полнота раскрытия основных тем;

оформление экспозиции (художественное оформление, эстетическое восприятие, оборудование, техническая оснащенность, наличие и качество текстов и этикеток).

  1. Собирательская работа:

пополнение фондов музея;

мероприятия по сбору материалов (экспедиции, походы, стационарный поиск);

эффективность, систематичность и целенаправленность собирательской работы;

количество экспонатов, поступивших в музей за последний год.

  1. Организация работы музея:

актив музея (количество и состав);

состав Совета музея (количество и состав – учащиеся, учителя, общественники);

сотрудничество с общественными организациями, взаимодействие с государственными, общественными, народными музеями и шефскими организациями, учреждениями;

состав Попечительского совета музея (при наличии).

  1. Экскурсионно-массовая работа.

количество посетителей в год, включая экскурсии, уроки, индивидуальные посещения музея (указать, откуда прибыли);

количество экскурсоводов, лекторов; проведенных в год экскурсий и прочитанных лекций. Экскурсии оцениваются по следующим показателям:

  • содержание;

  • стройность изложения;

  • выразительность;

  • степень использования экспонатов;

другие виды экскурсионно-массовой работы: тематические вечера, встречи, передвижные выставки, выездные мероприятия и т. д.

  1. Общественно-полезная работа.

выполнение заданий государственных учреждений, общественных организаций, исследовательская работа;

общественно-полезная работа с населением;

охрана памятников истории и природы.

Свежие документы:  Быть мужчиной 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: