План – конспект урока по Обществознанию «Сотрудничество и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе» 10 класс


План – конспект урока

Тема: «Сотрудничество и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе».

1.Ф.И.О. Ермошина Наталья Александровна

2. Место работы: МОУ “СОШ с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»

3. Должность: учитель обществознания

4. Предмет: обществознание

5. Класс: 10

6. Тема и номер урока в теме: Сотрудничество и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе Урок № 34

7. Базовый учебник: Обществознание Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов М.: Просвещение.

Общий адрес: Саратовская область, Духовницкий район, с. Ново-Захаркино МОУ “СОШ с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»

8. Цель урока: расширить знания учащихся о социальном развитии современного общества через изучение понятий «сотрудничество» и «конфликт»

9. Задачи:

Обучающие:

  • Сформировать представление учащихся о понятиях: «социальное взаимодействие», «сотрудничество», «конфликт», «социальный конфликт», субъектах конфликта и их роли;

  • Формирование представления о пути рациональной регуляции социального конфликта и установления согласия.

Развивающие:

  • Совершенствование у 10-классников умений и навыков познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий;

  • Развитие навыков анализа ситуации и коммуникативной компетенции.

Воспитательные:

  • Формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

10.Тип урока: урок изучения нового материала

11. Формы работы: учащихся фронтальная, индивидуальная

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, набор из коллекций ФЦИОР и ЕК ЦОР.


13. Структура и ход урока



Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в минутах)

11

Организационный момент

Если мира нет в тебе, то мира и вокруг тебя быть не может.

Св. Писание




Приветствие учителя. Проверяет готовность к уроку, проверка отсутствующих

Приветствие учащихся


1

22

Актуализация знаний по предыдущим темам

(стадия вызова)



Учитель предлагает учащимся выбрать из написанных на доске качеств те, которые помогают человеку общаться и договариваться с другими людьми.


Скромность Злость

Справедливость Честолюбие

Честность Милосердие

Стыдливость Грубость

Искренность Ответственность

Порядочность


Вопрос: Что происходит, когда люди утрачивают в процессе общения качества, указанные в левой колонке? (Конфликт)

Решение задач аналитического характера и ответы на вопросы учителя по предыдущим темам. Учитель направляет и руководит деятельностью учеников. Учащиеся выписывают качества, по возможности дописывают свои и объясняют свой выбор.



Решение вопросов, вызвавших затруднения.

Далее учащиеся составляют синквейн, используя понятие «конфликт».



10

33

Изучение нового материала

ЭОР 1

























































































































































































































1. http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/a6641359-5545-4a17-b05bf3bd5eeaa09d/%5BCIVSal1011_10-03-14-U1%5D_%5BTD_137%5D.html

2. http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/269712ba-85fc-4464-afd-3ea1b31993af/%5BCIVSAL1011_10_03_14_U1%5D_%5BPG_139%5D.swf



Формирование новых понятий.

В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны с другими людьми, обществом: взаимодействуем друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым вопросам. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений. Но эти взаимоотношения оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени своей важности и значимости для нас.

Вопрос: Почему это происходит? Чем социальные отношения отличаются друг от друга?

(Учитель характеризует социальные контакты и социальное взаимодействие как различные уровни развития социальных связей, вводит понятие «социальное взаимодействие»).

В социальных отношениях можно выделить: субъектов отношений (двое и более людей), предмет отношений (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.

Естественно, что социальные отношения формируются на основе непосредственных контактов между людьми. Однако не всякое человеческое является социальным. Вне совместной связи и взаимоотношений действия людей носят не социальный, а личностный характер.

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного социального субъекта являются одновременно причиной и следствием действий другого субъекта.

(Учитель предлагает проработать текст параграфа (стр. 165 – 166) и рассмотреть основную форму социального взаимодействия – сотрудничество – выделить характерные черты. Выслушав ответ, учитель подводит итог и вводит понятие «сотрудничество).

Итак, развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских отношений или обособление и даже противостояние.

Сотрудничество предполагает участие в общем деле, обоюдная заинтересованность участников процесса, при котором ни одна из сторон не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признает обоснованным.

Сотрудничество —это взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим одной из проблем изучения таких наука, как философия, психология, педагогика, социология, стала проблема конфликта.

Вопрос: Как вы понимаете, что такое конфликт? Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что конфликты уже давно стали неотъемлемой частью общественной жизни?

Вывод:Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а не редко противоположные цели, интересы и взгляды.

(Учитель предлагает обратить внимание на экран – демонстрация схем и коллекции ФЦИОР).

Вопрос: Какие виды конфликтов можно выделить? Какие этапы эскалации проходит конфликт в процессе нарастания?

Мы с вам живем в обществе, которое неоднократно по своему социальному составу, сегодня ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами.


Совместно с учителем формулируют тему и цели урока



































Ответы учащихся












































































































10

44

Учебно-деятельностый этап.


ЭОР 2





























































http://fcior.edu.ru/card/23245/socialnyykonflikti.html
























































http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/8b60d2ffec00-4a5d-8a00-ab4057c658d3/START.swf


































http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/061fe2ab-56a9-4048-b669-594f72cbbd7/START.swf








































Конфликтом может быть ссора, сопровождающаяся обвинением и оскорблениями, с потерей контроля над собой. Конфликт может быть борьбой конкурентов за лидерство. И может быть враждой, длящейся целыми месяцами или годами, когда каждая сторона использует различные методы и средства, чтобы была принята ее позиция. И, наконец, конфликт может быть закономерным противоречием конгресса, когда новое идет на смену старому, отживающему. Все это является проявлением социального конфликта.

Социальный конфликт – это соперничество между различными социальными группами (нациями, преступными группами и др.) за обладание властью, территорией, богатством и т. д.; это особый вид взаимодействия социальных групп, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию ее целей и интересов.

Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т. е. субъектам конфликта.

Учитель предлагает обратить внимание на экран.

Беседа по полученной информации из презентации ФЦИОР:

1. Какие типы конфликта, кроме социального, выделяют авторы?

2.Каковы основные причины социальных конфликтов?

Под запись:

А) Пять основных типов потребностей по А. Маслоу:

1. физические потребности;

2. потребности в безопасности;

3. социальные потребности;

4. потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенций;

5.внешние потребности в самовыражении и самоутверждении.

Б)Причины социальных конфликтов:

1.Личностные 2.Социальные

3.Кто автор направления, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов? (Ральф Дарендорф).

4.Каковы конструктивные последствия конфликта? Каковы – деструктивные?

Учитель предлагает обратить внимание на доску и внимательно проанализировать презентации:

Какие пути выхода из конфликтной ситуации предлагают авторы презентации?

Что такое отход от конфликта? В чем разница между силовым разрешением и разрешением по приговору?

К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в этой ситуации по-разному. Наверное, и многие из вас участвовали в конфликте, находили пути выхода из него. Каким образом? (Возможные варианты ответа: применял силу, договаривался, уступали, прерывал спор и т. д.)

Давайте посмотрим какие пути разрешения конфликта предлагают авторы второй презентации (основные моменты фиксируем в тетрадях)

Итак, основными стратегиями поведения в конфликте являются:

1. Избегание – стремление выйти из конфликта, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

2.Приспособление (уступки) – тенденции сглаживания противоречия, поступаясь своими интересами;

3.Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего все стороны;

4. Компромисс – дипломатичность, гибкость;

5. Подавление – чувство превосходства, агрессия, нападение и часто унижение других;

6. Конкурентная борьба до победы, без применения способов урегулирования.




10


5

Рефлексия, закрепление изученного материала


ЭОР 3

















http://fcior.edu.ru/card/23073/socialnyykonfliktpraktikump.html


https://fcior.edu.ru/card/23020/socialnyy-konflikt-kontrol-k.html





Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя, А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной? Нужны или не нужны конфликты в обществе?

Что бы развеять ваши сомнения и помочь определиться с выводами, я предлагаю вам пройти несложный тест. Результаты вы узнаете сразу после прохождения теста.




Ученики записывают в тетрадь сформулированные выводы урока. Обмениваются мнениями об уроке.

12

86

Подведение итогов.

Домашнее задание


Выставление оценок ученикам, комментарии оценок.


Выставляют оценки. Записывают домашнее задание: П.15 ., с.162-166 Сделать практическую работу: описать развитие какого-либо конфликта из собственного опыта и, спрогнозировав итог, сделать выводы.

  

2

















Свежие документы:  Рабочая программа по изо 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: