План-конспект урока по уголовному праву (обществознанию) 9-11 класс




Аюпова Лилия Винеровна

Студент IV курса факультета истории и юриспруденции Елабужского института Казанского Приволжского федерального университета













Разработка урока по уголовному праву на тему «Экоцид как уголовно наказуемое деяние»

для учащихся 9 – 11 классов













Елабуга, 2013

В старшей школе право является важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Право» как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.

В связи с вышеизложенным вашему вниманию представлена разработка урока по уголовному праву на тему «Экоцид как уголовно наказуемое деяние», в структуре которого предусмотрена активная самостоятельная работа самих учащихся, элементы объяснения учителя, а также включены элементы критического мышления. Важным моментом в данной разработке является приемы обучения, направленные на развитие навыков обращения к юридической литературе, нормативно-правовым актам.


Разработка урока по уголовному праву

Тема: «Экоцид как уголовно наказуемое деяние»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные: актуализировать знания в сфере уголовного права; изучить основные положения нормативно-правовых актов касательно экологии и преступлений, совершаемых в сфере экологии; рассмотреть состав преступления экоцид; выявить основные признаки данного вида преступления.

Развивающие: развить навыки самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами международного характера; дальнейшее развитие критического мышления.

Воспитательные: формирование правовой культуры учащихся, уважения к закону, чувства природосохранности.

УМК: Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 162.

Абашидзе А. Х., Солнцев А. М. Экоцид как международное преступление: проблемы и перспективы // Международное уголовное правосудие: Современные проблемы (Сб. ст.) / Под ред. Г. И. Богуша, Е. Н. Трикоз. — М.: Ин-т права и публичной политики, 2009. — С. 258-272.

Оборудование: урок следует проводить в специально оборудованном классе с доступом в интернет.


План занятия:

  1. Нормативно-правовое регулирование экоцида на международном уровне

  2. Экоцид как уголовно наказуемое деяние

  3. Квалификация экоцида как уголовно наказуемого деяния


Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих и готовности к уроку.

II. Этап целеполагания и мотивации.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем работать по следующему плану:

  • Понятие экоцида и его нормативно-правовое регулирование в актах международного характера;

  • Разберем по составу данный вид преступления

  • Выясним, какая ответственность предусмотрена за данное преступное деяние

III. Этап изучения нового материала.

В качестве опережающего домашнего задания (т.е. учащиеся самостоятельно готовятся по предложенным учителем вопросам, привлекая как ресурсы библиотек, так и интернет-ресурсы) было задано приготовить маленькие сообщения на тему «Концепция экологической безопасности», в рамках которой вам нужно было рассмотреть события и принятые нормативные акты международного характера. Итак, пойдем по плану урока. Заслушаем ваши сообщения в форме кратких докладов.

Предполагаемые темы выступлений учеников.

1. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, 1977 г.

2. Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха

3. Конвенция 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий

4. Конвенция 1991 г. об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и др.


Давайте, разберемся в самом понятии экоцид. Как вы его понимаете? Чем он опасен? С какими видами экоцида вы может быть знакомы? (эвристическая беседа с учащимися, в ходе которой раскрывается сущность понятия, его основные характеристики)

В ходе беседы учащиеся должны прийти к следующим выводам:

1. Экоцид (от греч. οικος — дом и лат. caedo — убиваю) — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

2. Различают экоцид по отношению к природе (животный, растительный мир, водные ресурсы, отравление атмосферы) и военный экоцид.

Данные выводы записываются в «Корзину понятий» (представляет собой организацию записей как на доске (так же интерактивной), также подразумевает ведение записи в тетради).

Следующим вашему вниманию предлагается просмотреть учебный фильм от ВВС «Тихий океан: один день» (просмотр учебного видеоролика).

Дискуссия «Займи позицию». Ребята, просмотрев данный видеофильм, к какому мнению вы пришли? Что вы думаете о подобных действиях людей? Считаете ли вы, что данные действия должны быть уголовно наказуемыми? (учащимся должны выразить свою точку зрения по поводу уголовной ответственности за экологические преступления). Доказанные в ходе дискуссии мнения должны быть занесены в «Корзину мнений» (представляет собой организацию записей как на доске (так же интерактивной), также подразумевает ведение записи в тетради).


Описательный рассказ учителя. На рубеже XX века все мировое сообщество столкнулось с самой глобальной проблемой – экологической катастрофы, в результате которой пострадает не отдельно взятое государство, а вся наша планета. От последствий экокатасрофы может погибнуть все человечество в целом. Поэтому все государства мира встали на путь развития в рамках концепции экологической безопасности. Принимаются различные конвенции, о которых вы уже знаете, заключаются многочисленные международные договоры, в результате которых в УК России включается ст. 358 «Экоцид».


Перед вами на столах лежат раздаточные материалы, содержащие текст ст.358 УК РФ. Предлагаю вам прочесть ее, затем мы с вами проанализируем ее содержание (работа с нормативными источниками).


Статья 358. Экоцид

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.



Итак, давайте разберемся, что предусматривает данная статья (обсуждение с элементами рассуждения, в ходе которого учащиеся вместе с учителем должны разобраться в составе статьи. Интерес учащихся поддерживается наводящими вопросами учителя).

1.Что является объектом преступления? Ответ: Экоцид посягает на общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность человечества.

2. Объективная сторона включает в себя: ООД, ООП, ПСС, время, место совершения преступления, орудие, способ.

ООД: массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

ООП: необратимые последствия для окружающей природной среды как естественной основы обитания людей.

ПСС: между экоцидом, совершенным в одной из предусмотренных законом его форм, и наступлением необратимых последствий должна быть прямая связь.

Время, место, орудие и способ совершения преступления в статье не указаны. Следовательно, эти дополнительные признаки не имеют значения при квалификации.

Состав: формальный, т.к. нет указанных последствий, т.е. ответственность может наступить и без последствий.

Субъективная сторона: преступление умышленное: прямой (знал и желал) и косвенный (знал, но относился безразлично).

Субъект: кто здесь будет субъектом? (Кейс-ситуация. В данном случае учащимся необходимо обратиться к интернет версии Консультант+, с помощью которой они должны выяснить, кто является субъектом данного преступления. Работа со ст. 20 УК РФ). Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.


Преступлением какой категории является экоцид? (устный фронтальный опрос: проверка знаний по определению степени тяжести). Ответ: в качестве ответственности за данное преступление предусмотрено лишение свободы сроком от 12 до 20 лет, исходя из этого делаем вывод, что данное преступление принадлежит к категории особо тяжких.


Идем далее. В тексте данной статьи рассматриваются различные формы совершения экоцида. Перечислите их. (самостоятельная работа в тетради: перечислить формы совершения экоцида).

А теперь, пожалуйста, объясните, что каждый из них значит. (прием «свободный поиск». Учащиеся должны, привлекая интернет ресурсы на быстроту, т.е. в соревновательном темпе, найти ответ, усвоить и преподнести ответ учителю).

Под растительным миром (флорой) понимается совокупность всех видов растений какой-либо местности, которые экологически взаимосвязаны между собой условиями окружающей среды (мхи, водоросли, сосудистые растения, травянистые, древесные и кустарниковые формы, лесные, степные, водные растения и т.д.).

Животный мир (фауна) представляет собой совокупность всех видов диких животных, постоянно или временно обитающих на территории страны или ее региона и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (рыбы, амфибии, рептилии, млекопитающие, одноклеточные животные, насекомые и т.д.).

Атмосфера — газовая оболочка Земли, состоящая из тропосферы (нижней части атмосферы), стратосферы (средней части атмосферы) и ионосферы (верхней части атмосферы). Водные ресурсы — естественные или искусственные запасы воды в виде озер, морей, рек, подземных водных бассейнов, ледников и т.д., которые используются или могут быть использованы населением на данной территории.

К другим объектам природы, которым может быть причинен вред при совершении экоцида, можно отнести космические природные объекты, озоновый слой атмосферы, естественный радиационный фон, действующие вулканы, почву и т.д.

Под массовым уничтожением растительного или животного мира понимаются действия, направленные на полное или частичное истребление флоры или фауны отдельных регионов (применение дефолиантов, ядохимикатов, гербицидов, электромагнитных волн, ионизирующего излучения и других средств для уничтожения животных или растений на определенной территории).

Отравление атмосферы или водных ресурсов представляет собой распространение в воздушном пространстве Земли, а также в водах Мирового океана, морей, рек, озер, других водоемов ядовитых и загрязняющих веществ (в том числе радиоактивных отходов, боевых отравляющих веществ, ядохимикатов промышленного и бытового назначения и т.д.), в результате чего становится невозможным использовать эти ресурсы без специальных средств обеззараживания или очистки.

Под иным действием, способным вызвать экологическую катастрофу, понимается использование любых средств для изменения (путем преднамеренного управления природными процессами) динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства. Такими действиями может стать любая производственная, научно-исследовательская и иная деятельность человека.

Экологической катастрофой считается серьезное нарушение экологического равновесия в природе, которое влечет за собой разрушение устойчивости видового состава живых организмов, полное или существенное уничтожение или сокращение их численности, продуктивности, а также нарушение циклов сезонных изменений биотического круговорота веществ и других биологических процессов. Экологическая катастрофа влечет резкое ограничение среды обитания человека, в конечном счете, уничтожение условий его жизнедеятельности.


IV. Этап подведения итогов.

Таким образом, уважаемые учащиеся, подведем итоги по пройденному материалу. Для удобства организации предлагаю вам составить «ЗУХ». (прием «Маркировочная таблица»; составляется таблица из трех столбцов: знал, узнал сегодня, хочу узнать в будущем, В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию, Одно требование: информация должна быть записана своими словами, а не цитатами из учебника или интернета).

Знал

Узнал сегодня

Хочу узнать в будущем





V. Домашнее задание.

Задание на дом предполагает использование вами ранее вами же составленных «Корзин мнений и понятий». Вам необходимо пересмотреть наши «Корзины» и составить синквейн (5-стишие, в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной)


Например:


Экоцид

Природный и военный

Уничтожить, отравить, убить

Все, что не делается, делается не к лучшему, а к худшему.

Преступление.










Список использованной литературы и источников:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 09.11.2009) // СЗ РФ. 1996. — № 25. — Ст. 2954.

  2. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 162.

  3. Абашидзе А. Х., Солнцев А. М. Экоцид как международное преступление: проблемы и перспективы // Международное уголовное правосудие: Современные проблемы (Сб. ст.) / Под ред. Г. И. Богуша, Е. Н. Трикоз. — М.: Ин-т права и публичной политики, 2009. — С. 258-272.

  4. BBC: Тайны Тихого океана / South Pacific. Электронный ресурс. – Режим доступа. – URL:https://megatorrents.org/forum/viewtopic.php?t=108790

  5. Теория и методика обучения праву. Учебник. Певцова Е.А. -М.: Владос.-2003 г. — 400 с.



Свежие документы:  Причудливые итальянские суеверия

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: