Османова Марина Магомедовна
учитель МБОУ СОШ №2
г.Покачи
2013-2014 уч.год
1.Паспорт Проекта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 | |
Полное название проекта
| Проект «Духовный мир семьи» |
Основания для разработки проекта | -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -Национальная стратегия действий в интересах детей в интересах детей на 2012-2017 годы -Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» -Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2017 годы -Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года -Программа «Новая школа Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» -Концепция развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры. -Методические рекомендации Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «Формирование межэтнической толерантности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений» |
Составитель проекта
| Османова М.М., учитель ИЗО, классный руководитель 3-б класса |
Руководитель проекта
| Никитенко М.А., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № |
Целевая группа
| Ученики и родители 3-б МБОУ СОШ №2 |
Участники проекта
| Ученики и родители 3-б МБОУ СОШ №2 |
Реализаторы проекта
| Педагоги школы, классные руководители, представители общественных организаций города |
Сроки реализации
| Август 2013 – май 2014 года |
Цель проекта
| Создание условий для привлечения родителей к духовно-нравственному воспитанию детей в семье
|
Задачи проекта
| -Духовно-нравственное воспитание школьников; -обогащение духовного мира детей; — воспитание уважения к членам своей семьи, к семейным традициям; -осознание родителями важности сохранения и укрепления духовного мира семьи, семейных традиций; -объединение интересов детей и взрослых
|
Основные мероприятия
| -тематические родительские собрания, круглые столы, лектории -тематические уроки -тематические классные часы — совместные детско-родительские мероприятия — проектная, творческая деятельность детей и родителей -тематические выставки, газеты, презентации и т.д. -подготовка и проведение итогового мероприятия «Венок дружбы» |
Ожидаемые результаты реализации проекта | — Расширение знаний детей об истории, традициях семьи, рода; — повышение у школьников активной жизненной позиции, желания участвовать в общественной жизни класса, школы; — выявление, развитие и реализация разнообразных талантов и способностей учеников; — повышение психолого-педагогической грамотности родителей; — воспитанию уважения, чувства гордости за свою семью, класс, школу; — обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы; — сплочение детского и родительского коллектива класса; — повышение удовлетворенности родителей жизнью класса, школы; -духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание школьников; — повышение потенциала воспитательного воздействия на детей семьи; — сближение интересов детей и родителей.
|
Общее количество участников проекта | 45 |
Контроль за выполнением проекта | Никитенко М.А., заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ №2 |
2.Пояснительная записка
В. А. Сухомлинский считал семью той первичной средой, в которой «человек должен научиться творить себя». Большую часть воспитательного воздействия на личность ребенок должен получать в семье. Семья – это первый коллектив, дающий ребенку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки послушания, терпения, трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека, но и нации в целом.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. К сожалению, социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка, что привело к росту детской безнадзорности и других негативных явлений.
Школа во все времена была важным фактором воспитания подрастающего поколения. Поэтому задача каждого учителя (классного руководителя) состоит в объединении усилий школы и семьи по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.
Проект «Духовный мир семьи» (далее Проект) будет реализован для учеников и родителей 3-б класса МБОУ СОШ №2.
В ходе реализации проекта планируется организация совместной творческой деятельности детей и родителей как в школе, так и дома при выполнении творческих проектов, заданий. Для родителей будут проведены мастер-классы по всем направлениям планируемой деятельности. Реализация проекта будут способствовать:
— знакомству детей с историей, традициями семьи, рода;
— формированию у школьников активной жизненной позиции;
— воспитанию уважения, чувства гордости за свою семью и школу;
— обеспечению гармонии взаимоотношений семьи и школы;
— умению ценить творческое начало в каждом члене семьи;
— сближению интересов детей и родителей.
3.Участники Проекта
Родители и ученики 3-б класса.
4.Реализатор Проекта
Османова М.М., классный руководитель 3-б класса.
5.Цель и задачи Проекта
Цель: Создание условий для привлечения родителей к духовно-нравственному воспитанию детей в семье
Задачи:
-Духовно-нравственное воспитание школьников;
-обогащение духовного мира детей;
— воспитание уважения к членам своей семьи, к семейным традициям;
-осознание родителями важности сохранения и укрепления духовного мира семьи, семейных традиций;
-объединение интересов детей и взрослых
6.Этапы реализации Проекта
1 этап. Подготовительный: август-сентябрь 2013 года
2 этап. Основной: сентябрь 2013 года – апрель 2014 года
3 этап. Заключительный: май 2014 года
7.Механизм реализации Проекта
Механизм реализации Проекта основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников, психолого-педагогического просвещения родителей, использования потенциала семьи в развитии и становлении личности школьника.
Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Социально-психологическая служба школы определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Проекта, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, психолого-педагогическому просвещению родителей.
8.План реализации Проекта
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные | |
1. | Изучение нормативных документов и методический материалов по проблеме | Август-сентябрь | Османова М.М. |
2. | Обсуждение проблемы «Духовно-нравственное воспитание школьников: взаимодействие семьи и школы» на классном родительском собрании | Сентябрь | Османова М.М. |
3. | Встреча с социальным педагогом и психологом школы «Проблемы и перспективы семейного воспитания учащихся 3-б класса» | Сентябрь | Османова М.М. Асулова Т.Х. Полякова И.И. |
4. | Разработка проекта «Духовный мир семьи» | Сентябрь | Османова М.М. |
5. | Проведение тематических уроков: -«Рост и возраст членов семьи» (математика) -«Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена» (русский язык) — Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик» (труд) — Рисование по темам «Моя семья», «Герб моей семьи», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру» (ИЗО)
| Сентябрь-май | Османова М.М. |
6. | Проведение тематических классных часов: — «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»; — «Счастливая семья – крепкая страна»; — «Наш семейный альбом»; — «Добрые традиции моего дома»; — «Откуда мы родом?», поисковая работа; — Фотовыставка «В мире доброты»; — Коллаж «Наши любимые питомцы»
| Сентябрь-май | Османова М.М. |
7. | Проведение тематический родительских собраний, исследований, консультаций: -«Стили семейного воспитания», диагностика; -«Во что играют дети?», родительское собрание – практикум; -«Хорошие ли вы родители?», анкета; -«Исследовательская, проектная, творческая работа с ребенком»; -Составление «Генеалогического древа»; — «Проблема семейного отдыха», круглый стол; — «Традиции семьи и их значение в воспитании»; — Час общения «Друзья наших детей».
| Сентябрь-май | Османова М.М. |
8. | Формирование традиций 3-б класса: -«Заглянем в семейный альбом», семейный праздник; — «Наш семейный Новый год», аукцион идей; — составление «Калейдоскопа дней рождений»; — работа | Сентябрь-май | Османова М.М. Родительский комитет класса |
9. | Проведение совместных детско-родительских мероприятий: -«Все работы хороши, выбирай на вкус», утренник; -Вечер на тему: «Заглянем в бабушкин сундучок»; -праздничный вечер, посвящённый Дню Матери, «День защитника Отечества», «День Семьи» | Сентябрь-май | Османова М.М. Родительский актив класса |
10. | Разработка памяток, буклетов для родителей: -«Мир семьи – мир любви»; — «Взрослые и дети: типы взаимоотношений» — «Этика и этикет в семье» — «Знаете ли вы своего ребенка?» и т.д. | Сентябрь-май | Османова М.М. Асулова Т.Х. Полякова И.И. Родительский комитет класса |
11. | Выполнение творческих проектов, работ в семьях по темам: — «Традиции нашей семьи»; — «Семейная мастерская ДПИ»; — «Древо жизни нашего рода»; -Выпуск газеты «Самый счастливый день в семье»; -«Выходной день в моей семье»; -«История национального костюма»; -«Герб, девиз моей семьи»; -«Игротека моей семьи»; — «Наше семейное путешествие»; — «Мир семейных увлечений»; -«Обряды моего народа»; — Презентация «Любимое национальное блюдо блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты»; -«Таланты моей семьи» и т.д. | Сентябрь-май | Османова М.М. Родители учащихся класса |
12. | Выборы актива по подготовке итогового мероприятия «Венок дружбы», распределение обязанностей | Март | Османова М.М. Родители учащихся класса |
13. | Подготовка и отработка сценария итогового мероприятия | Март-апрель | Османова М.М. Родительский комитет класса |
14. | Подготовка итоговых выставок «Духовный мир семьи» | Апрель | Османова М.М. Родители учащихся класса |
15. | Проведение итогового мероприятия «Венок дружбы» | Апрель | Османова М.М. Родители учащихся класса |
16. | Анализ реализации Проекта | Май | Османова М.М. Родители учащихся класса |
17. | Итоговое родительское собрание «Наш класс, наши дети: проблемы и перспективы развития коллектива» | Май | Османова М.М. Родители учащихся класса |
9.Ожидаемые результаты реализации Проекта:
— Расширение знаний детей об истории, традициях семьи, рода;
— повышение у школьников активной жизненной позиции, желания участвовать в общественной жизни класса, школы;
— выявление, развитие и реализация разнообразных талантов и способностей учеников;
— повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
— воспитанию уважения, чувства гордости за свою семью, класс, школу;
— обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
— сплочение детского и родительского коллектива класса;
— повышение удовлетворенности родителей жизнью класса, школы;
-духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание школьников;
— повышение потенциала воспитательного воздействия на детей семьи;
— сближение интересов детей и родителей.