Программа элективного курса «История религий»




Рассмотрена на заседании

методического совета

МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова

Протокол №1 от 13 сентября 2013 года






Программа элективного курса

«История религий»










составлена учителем истории

и ОРКСЭ первой квалификационной категории Тесленко Н.А.

МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова












ст.Гиагинская 2013 год




Пояснительная записка

Курс «История религий» носит общеобразовательный (универсальный), светский характер. Изучение элективного курса возможно как в общеобразовательном (универсальном) классе, так и в профильном(гуманитарном, социально-гуманитарном).Его введение обусловлено признанием поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии в обществе, становлением религиозных общин как современных структур гражданского общества и активной ролью религиозных организаций в общественной жизни России и Респудлики Адыгея. В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Республики Адыгея в настоящее время функционируют множество конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач курса – уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект, навязывания межнациональной розни.

Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология,культурология(МХК),правоведение.

Цель курса: расширить кругозор обучающихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе.

Задачи курса:
1) развитие умений и навыков комплексной работы с различными видами и типами исторических источников;
2) развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко – социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям исторической действительности;
3) развитие гражданственности, патриотизма, толерантности у обучающихся;
4) развитие исторического мышления обучающихся на базе материала курса;
5) создание условий для закрепления и развития у обучающихся интереса к прошлому историческому опыту.

Изучение старшеклассниками элективного курса «История религий» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.


Познавательная компетентность:
— способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте;
— учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления;
— учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.


Информационная компетентность:
— умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач;
— умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
— умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.


Гражданская компетентность:
— умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей;
— умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах страны;
— умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям человеческого общества;
— способность к самоидентификации личности.


Социальная (социально – коммуникативная) компетентность:
— способность работать в команде;
— способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;
— способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;
— умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.


Ведущие формы и методы организации учебных занятий:
— лекции с последующими дискуссиями;
— эвристические беседы;

— встречи с представителями духовенства Республики Адыгея;

— экскурсии реальные и вертуальные в места отправления культа (православный храм, мечеть, евангелистская церковь, католический собор)
— защита проектов (презентаций).
Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения обучающимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение старшеклассника к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Требования к экскурсиям:

1.Изучение соответствующего материала на занятии должно предшествовать экскурсии.

2.Соблюдение внешнего вида.

3.Знаки уважения к людям, представителям религиозной организации.

4.Учитель выбирает то место, о котором мало знают.

5.Учитель заранее посещает место для экскурсии.

6.Четкая планировка времени экскурсии (не более 40 минут).

Основные формы отчетности (измерители обученности):
— тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);
— творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)
— выступления во время дискуссий, лекций;
— результаты решения тестов.
Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта (реферата, презентации, эссе) подготовленного учеником по конкретной теме.

Свежие документы:  Конспект и презентация к уроку "Социальные права человека" 9 класс



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического планов, что указывает на способ развертывания учебного материала, содержательную структуру программы, а также распределение учебного времени на изучение тем и методы, используемые при прохождении программы, то есть технологию подачи учебного материала.

Тематическое планирование курса:


Тема

Кол – во часов

1

1

Введение. Понятие религии.

1 ч

2-3

1-2

Тема I. Религиозные представления древнего мира.

2 ч

4-6

1-3

Тема II. Национально-государственные религии.

3 ч

7-12

1-6

Тема III. Мировые религии.

6 ч

13-16

1-4

Тема IV. Религия и современность.

4 ч

17

1

Итоговый урок.

1 ч














Содержание элективного курса



Введение.Возникновение религии. Элементы и структура религии. Религиозное сознание, его специфика. Понятие вероучения. Религиозная идеология и религиозная психология – два уровня религиозного сознания, их взаимосвязь. Религиозный культ. Специфика религиозно-культурной практики.

Проблема классификации религий. Критерии и модели классификации. Современная типология: родоплеменные, национально-государственные, мировые, их специфические черты и особенности. Понятие государственной религии.

Тема I. Ранние формы религии.

Возникновение религиозных представлений у первобытных людей. Роль археологии, этнографии, антропологии, палеонтологии в решении вопроса о возникновении религии. Общие закономерности религиозного мышления на стадии родоплеменного строя. Основные характеристики и формы родоплеменного типа: фетишизм, тотемизм, анимизма, магия, культ предков, культ вождей, культ природы, зоолатрия, фитолатрия, жертвоприношение, магия, гадание, шаманство, камлание. Проявление элементов архаичных религиозных верований и культов в религиях последующих периодов и бытовом сознании.

Религия Древнего Египта. Основные черты и особенности древнеегипетской религии. Историческое развитие древнеегипетской религии. Культ живой и неживой природы. Культ фараона. Обожествление реки Нил. Главные божества Древнего Египта. Религиозная реформа Эхнатона и концепция единого божества. Культ предков и учение о загробном воздаянии. Идея страшного суда. Суд Осириса. Ритуально-магическая практика мумификации. Роль жречества в древнеегипетском обществе. Древнеегипетские храмы.

Религии античного мира. Своеобразие религиозной культуры античности. Древнегреческая религия. Религиозные представления Крито-микенской эпохи. Формирование Олимпийского пантеона. Классическая религия Древней Греции. Космогонические мифы. Мифологема судьбы в древнегреческом культе. Культ героев. Полисные культы. Роль жрецов в древнегреческих полисах. Общегреческие святыни. Общегреческие игры (Олимпийские игры) и их связь с религией. Древнегреческие храмы.

Древнеримская религия. Происхождение религиозных представлений у древних римлян. Верования этрусков. Складывание традиционного пантеона. Становление культа императора. Римская религия эпохи первых веков империи. Жрецы в Древнем Риме. Обрядность, общественные зрелища и религия. Влияние древнегреческой религии на римскую. Восточные культы в Римской державе. «Римский миф» и его роль в идеологии эпохи империи. Римские храмы.

Тема II. Национально – государственные религии.

Индуизм. Формирование индуизма. Индуистская религиозная литература. Основные боги, формы их почитания. Учение об аватарах. Ритуально-обрядовая практика индуизма. Культ святых отшельников. Поклонение реке Ганг. Храмовое строительство. Индуизм и буддизм. Индуизм и ислам. Индуизм в современной Индии и его влияние на духовную культуру западных стран. Философские школы индуизма. Современный индуизм.

Синтоизм. Синто – традиционная религия Японии. Происхождение и основные догматы синтоизма. Священное синтоистские тексты – «Кодзики», «Нихонги». Культ Аматэрасу. Почитание предков. Эволюция синто. Культ императора. Праздники синто. Храмовые комплексы. Храмовый и домашний синтоизм. Синтоизм и буддизм. Синтоизм в современной Японии.

Конфуцианство. Особенности системы верований и культов в древнем Китае. Философско-этическое учение Конфуция. Почитание неба. Идеи «пути», «золотого века», «благородного мужа».Культ императора. Культ семьи. Система образования и воспитания. Социальный идеал. Специфика обрядности. Культ Конфуция. Роль традиций в жизни общества. Эволюция пантеона. Храмы в конфуцианстве. Конфуцианство в современном Китае.

Тема III. Мировые религии.

Буддизм. Возникновение буддизма: история и предание. Личность Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. «Трипитака» – свод священных текстов буддизма. Четыре «благородные истины» — основы буддийского вероучения. Восьмеричный путь спасения. Пять заповедей. Буддийская трактовка дхармы, кармы, сансары. Понятие нирваны. Этика буддизма. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна, их особенности. Ваджраяна. Распространение буддизма в России. Буддизм в Китае. Чань-буддизм. Буддизм в Японии. Дзен-буддизм. Проникновение буддизма в Тибет. Ламаизм. Далай-Лама.

Свежие документы:  Урок по теме: «Конституция Российской Федерации – основной закон нашей страны»

Буддизм в современном мире.

Иудаизм. Источники по изучению иудаизма. Возникновение древнееврейских верований и трансформация иудаизма из политеистической в монотеистическую религию. Основные этапы развития иудаизма. Иудаизм в период израильско-иудейского царства. Мессианство. Комплекс священных книг. Ветхий Завет Библии, его составные части. Тора. Танах. Талмуд. Особенности вероучения и культа. Идеи мессии, загробной жизни, предопределённости, завета, богоизбранности евреев. Начало периода диаспоры. Современные религиозные течения в иудаизме.

Христианство. Источники по истории раннего христианства: нехристианские и христианские письменные источники. Библия как источник христианского вероучения. Священное писание: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание. Общественно-исторические причины возникновения и идейные предпосылки христианства. Личность Иисуса Христа: мифологическая и историческая школы. Христианство и предшествующие религиозные традиции. Раннее христианство и иудаизм. Первые христианские общины. Формы культа. Начало церковной организации, первые репрессии против христиан.

Формирование христианской церкви. Духовенство и миряне. Иерархия духовенства (высшие и низшие чины). Разработка христианского учения. Апологетика. Патристика. Отцы церкви. Деятельность Вселенских соборов. Никейский символ веры. Понятие Священного предания. Христианский культ. Таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, брака, священства и елеосвящения. Культ икон, святых, реликвий, мощей, святых мест. Посты и праздники христианства.

Этика христианства. Смысл и идеал жизни христианина. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Синтез в христианстве религиозных и общечеловеческих норм нравственности.

Раскол христианства 1054 г.

Православие как восточная ветвь христианства. Организация православия. Автокефалии и автономии. Основы православного вероучения и культа. Монашество. Праздники и посты. Современное состояние православия.

Христианизация Руси. Церковь в древнерусский период. Становление Русской православной церкви. Основные исторические этапы её развития.

Католицизм как западная ветвь христианства. Структура и организация католической церкви. Ватикан. Особенности вероучения и культа. Монашеские ордена. Инквизиция. Контрреформация. Католицизм в современном мире.

Протестантизм. Социально-исторические условия возникновения протестантизма. Реформационное движение в Европе XVI в. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина. Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация авторитета Библии, всеобщее священство. Основные формы классического протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство, их доктринальные, культовые и организационные особенности. Пуританизм.

Поздний протестантизм – баптизм, пятидесятничество, адвентизм.

Ислам. Исторические условия и предпосылки возникновения ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда. Халифы и Халифат. Источники и основы вероучения ислама. Коран – «книга книг» мусульман. Сунна – священное предание ислама. Основная догматика. Аллах и его посланник. Идея несотворённости Корана. Идея покорности. Предопределение. Загробный мир мусульман. Страшный суд. Ангелы и демоны. Обряды и предписания мусульман. Шариат. Пять «столпов веры» – шахада, намаз, саум, хаджж, закят. Понятие джихада. Праздники и посты. Святые места. Основные направление ислама: суннизм и шиизм, их особенности. Суфизм. Ислам в современном мире. Исламские государства.

Конфессиональная история России. Христианизация восточных славян. Религия и церковь России в советский период. Религиозное возрождение в постсоветский период. Конфессиональная структура современной России.

Тема IV. Религия и современность.

Новые религиозные объединения.

Феномен новых религиозных объединений – неокультов. Причины и условия возникновения. Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические признаки: авторитарность, проповедь религиозной исключительности и группового эгоизма, нетерпимость к инакомыслящим, негативизм в отношении традиционной культуры. Молодёжь и неокульты. Меры предупреждения деструктивного влияния неокультов.

Наука, культура и религия. Теории происхождения мира. Влияние религии на изобразительное искусство. Моральные нормы.

Церковь в современном мире.

Место религии в обществе. Основные социальные функции религии: компенсационная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, интеграционная, культуротворческая. Глобальные проблемы человечества и духовный кризис современного общества. Выработка эффективных путей решения актуальных проблем развития общества – главная цель диалога. Государство и религиозные объединения, верующие и неверующие – субъекты диалога. Реализация права свободы совести как необходимое юридическое условие обеспечения равноправия сторон диалога. Общечеловеческие ценности – сфера соприкосновения религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Конструктивное сотрудничество верующих и неверующих в решении общезначимых проблем – одна из главных предпосылок гражданского согласия и возрождения России.

Этнорелигиозные конфликты и их последствия.

Очаги конфликтов, география, причины. Объединение мирового сообщества в борьбе с терроризмом.



При успешной реализации курса учащиеся должны знать:

— сущность и элементы религии;

— ранние формы религии, их проявление у народов мира;

— государственные религии и их влияние на складывание мировых религий;

— догматы и культ мировых религий;

— краткое содержание священных книг мировых религий (Библия,Тора, Коран, Трипитака);

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса «Социальная направленность современного правового государства»

— современную религиозную обстановку в мире, России, Республике Адыгея.


При успешной реализации курса учащиеся должны уметь:

— применять полученную информацию на уроках истории, обществознания, литературы, МХК;

— правильно, в первую очередь, толерантно, относиться к представителям других религиозных конфессий;

— уметь идентифицировать религиозные периодические издания.




























Учебно-тематическое планирование курса

Тема

Тип занятия

Форма работы учащихся

Дом. задание

1.

Введение. Понятие религии. Классификация религий.

лекция

конспектирование

терминология

Тема I. Религиозные представления древнего мира.


2.

Ранние формы религии.

лекция, дискуссия

работа с учебником «Обществознание» 9 класс, стр. 153

составить словарь терминов по курсу

3.

Религия древнего Рима, Греции.

лекция с презентацией

конспектирование


Тема II. Национально – государственные религии.


4.

Индуизм.

лекция

конспектирование

работа с источниками, подготовка цитат

5.

Синтоизм.

лекция

конспектирование

6.

Конфуцианство.

лекция

конспектирование

Тема III. Мировые религии.


7.

Буддизм.

лекция

конспектирование, презентация

подготовка презентаций по темам

8.

Христианство. Православие.

лекция, беседа, экскурсия

конспектирование, презентация

9.

Католичество.

лекция,

экскурсия

конспектирование, презентация

10.

Ислам.

лекция, беседа,

экскурсия

конспектирование, презентация

11.

Иудаизм.

лекция,

экскурсия

конспектирование, презентация

12.

Религии России.

лекция

беседа

конспектирование, работа с картой

работа с ресурсами Интернет

Тема IV. Религия и современность.


13.

Новые религиозные объединения.

лекция, беседа

конспектирование, работа с периодической печатью

работа с периодической печатью

14.

Наука, культура и религия.

лекция, беседа

конспектирование


15.

Значение религии в современном мире.

лекция, беседа

работа с периодической печатью

эссе по теме

16.

Этнорелигиозные конфликты и их последствия.

лекция, беседа

конспектирование, работа с картой

эссе по теме

17.

Итоговый занятие.

тестирование

защита реферата, презентации

презентация, реферат





Используемая литература для учителя


  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Конституция Республики Адыгея

  3. Сальникова. И.В. «Свой» — «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010

  4. История религии./А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. – М.: Центр «Руник», 1991

  5. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997

  6. История религии: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2007, — 400с.

  7. Кулаков А.Е. Религии мира: 10-11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 432с.

  8. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии [Текст] : система искусств в структуре мировых религий / Е. Г. Яковлев. — М. : Высш. шк., 1977. — 224 с.

  9. Библия.

  10. Коран.


Используемая литература для учащихся


  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Конституция Республики Адыгея.

  3. Сальникова. И.В. «Свой» — «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010

  4. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997

  5. История религии: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2007, — 400с.

  6. Кулаков А.Е. Религии мира: 10-11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 432с.


Сетевые ресурсы:

  1. Библейская хронология (https://www.chronologia.org/bible/bible.htm)

  2. Библия (https://lib.rus.ec/b/155235)

  3. Государство и религия (https://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st053.shtml)

  4. Дзен-буддизм (https://www.sunhome.ru/journal/1976)

  5. Круглый стол по религиозному образованию (https://www.novopol.ru/text9903.html)

  6. Мировые религии и религиозные течения (https://www.calc.ru/410.html)



Перечень возможных проектных работ.


1.Коран – священная книга ислама ми памятник мировой литературы.

2. Библейские и евангельские сюжеты в Коране.

3. Притчи Иисуса. Христианская мораль.

4. Жизнь, личность и учение Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни.

5. Православие в России и Адыгее сегодня.

6. Ислам в сегодняшней России и Адыгее.



Перечень возможных тем эссе.

  1. Иисус Христос, как один из величайших учителей человечества

  2. Вам известна история Маугли. Мог ли он вырасти верующим человеком?

3.Значение и роль религии в современном мире.

4.Место и роль религии в современном мире.

5.Проблема распространения псевдо религии и тоталитарных религиозных сект.



Перечень презентаций.

  1. Священные места России.

  2. Священные религиозные книги.

  3. Храмовые сооружения христиан (иудеев, мусульман, буддистов, христиан).

  4. Основополагающие принципы религии.

  5. Древние религии адыгов.

  6. Религиозные таинства.

Перечень вертуальных экскурсий.

1. «Исакиевский собор»

2. «Храм Христа Спасителя»

3. «Путешестве в Мекку»

4. «Буддийский святыни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: