Программа по подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию. 11 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Нурлат Республики Татарстан











Программа по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

11 класс











Автор: учитель обществознания

высшей кв.категории

Матавина Елена Вячеславовна








Нурлат, 2011

Пояснительная записка.

Актуальность данной авторской программы заключается в следующем:

  1. согласно статье 15 п.4 Закона РФ «Об образовании», «государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (КИМов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

  2. на сегодняшний день практически не существует универсальных программ по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Имеющиеся учебные и методические пособия, чаще всего, носят односторонний, а не комплексный характер (например, пособие содержит только теоретический материал или, наоборот, только контрольно-измерительные материалы);

  3. данная авторская программа адаптирована к образовательному процессу конкретного образовательного учреждения – МОУ средняя общеобразовательная школа №2 г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.


Целью реализации данной авторской программы является качественная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Под качественной подготовкой понимается то, что все выпускники, сдающие ЕГЭ по обществознанию, должны преодолеть установленный минимальный порог и набрать как можно большее количество баллов.

Одна из особенностей обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук. В числе этих наук – экономика, социология, юриспруденция, политология, социальная психология, культурология, философия. Они являются основой восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера жизни общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения.


Настоящая авторская программа разработана на основе:

  1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию;

  3. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по обществознанию;

  4. Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию.


Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 занятия (в том числе, 2 пробных экзамена – в начале второго учебного полугодия и в конце учебного года) из расчета 1 занятие в неделю.

Авторская программа предусматривает следующие формы контроля: зачетные работы, тестирование, обобщающие занятия, пробные экзамены.


Реализация авторской программы способствует:


— развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

— воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

— освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

— овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

— формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.



Требования к уровню подготовки выпускников, сдающих ЕГЭ по обществознанию.


Экзаменационная работа оценивает качественное овладение обществоведческими знаниями на различных уровнях (базовом, повышенном и высоком) и с помощью различных типов заданий.

Цели обществоведческой подготовки включают не только усвоение знаний и овладение умениями, развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них системы ценностей.

В экзаменационную работу включаются задания, проверяющие сформированность следующих умений:

— распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

— соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

— распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

— применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

— различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

— называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

— перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;

— раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

— применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Уровень обществоведческой подготовки экзаменуемого, получившего минимальное количество баллов ЕГЭ, можно описать следующим образом:

— экзаменуемый демонстрирует понимание смысла основных обществоведческих терминов, понятий, их существенных характеристик и признаков, относящихся к различным курсам обществознания;

— экзаменуемый владеет умением сравнивать единичные социальные объекты и распознавать проявления социальных процессов и явлений в реальной жизни;

— экзаменуемый способен находить социальную информацию, представленную в текстах и диаграммах, и интерпретировать ее на основе оригинального источника;

— экзаменуемый различает в социальной информации факты и суждения, относящиеся к знаковым ситуациям жизни человека и общества.

В целом экзаменуемый, набравший минимальное количество баллов, овладел минимумом знаний и умений, необходимым для дальнейшего освоения социальных наук в системе высшего или среднего специального образования.








Учебно-тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание занятия

Виды учебной деятельности

Рекомендации учителя

1

Вводное занятие.

1

Изучение структуры КИМов по обществознанию. Особенности выполнения заданий групп А, В, С.


Приобрести сборники КИМов по обществознанию. Самостоятельно ознакомиться с содержанием КИМа.

Раздел 1. Экономическая сфера общества (8 часов).


2

Экономика как наука.

1

Понятие экономики, ее основная задача. Потребности человека и ресурсы, необходимые для их удовлетворения. Ресурсы и факторы производства.



3

Экономические системы.

1

Понятие экономической системы. Виды экономических систем. Сравнительно-сопоставительный анализ командно-административной и рыночной экономической систем.



4

Рыночная экономическая система.

3

Понятие рынка. Истоки рыночной экономики. Адам Смит. Собственность, право собственности. Законы спроса и предложения. Роль государства в условиях рыночной экономики. Безработица, ее виды: фрикционная, сезонная, структурная, циклическая.



5

Макроэкономика.

1

Международное разделение труда. Внешняя торговля. Экспорт. Импорт. Валюта, курс валюты. Международное экономическое сотрудничество.



6

Практическое занятие.

2

Разбор вопросов и заданий линии «Экономика», входящих в КИМы.

Решение вопросов группы А (А7-А11), группы В и С.


Раздел 2. Социальная сфера общества (8 часов).


7

Человек, индивид, личность. Процесс социализации.

1

Определения человека. Биосоциальная сущность человека, ее отражение в потребностях человека. Индивид как отдельный представитель человеческого рода. Личность как результат процесса социализации. Процесс социализации как процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм общества, его характеристики; процесс, способствующий превращению человека из существа биологического в существо биосоциальное.



8

Социология. Теория социальной стратификации.

1

Место социологии в ряду гуманитарных наук. Огюст Конт. Понятие стратификации. Уровень образования и доход как основные критерии разделения общества на страты.



9

Социальный статус и социальная роль.

1

Социальный статус – позиция человека в обществе. Человек как носитель социальных статусов. Роберт Мертон и статусный набор. Несовпадение социальных статусов. Социальный статус — экспектации людей – социальная роль. Набор социальных ролей.



10

Социальная мобильность.

1

Понятие и виды социальной мобильности. Источники социальной мобильности: образование, семья, армия, церковь, собственность. Вертикальная и горизонтальная стратификация.



11

Социальные нормы.

1

Социальные нормы как правила поведения в обществе. Виды социальных норм: нормы обычаев, нормы морали, религиозные нормы, нормы этикета, корпоративные нормы, нормы права.



12

Отклоняющееся поведение.

1

Поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм. Девиантное поведение (позитивное, негативное). Делинквентное поведение. Санкции, их виды.



13

Практическое занятие.

2

Разбор вопросов и заданий линии «Социология: человек, общество, социальные отношения», входящих в КИМы.



Раздел 3. Политико-правовая сфера общества (8 часов).


14

Государство как основной политический институт.

2

Взаимосвязь политики – власти – государства. Государство как особая форма организации политической власти, призванная управлять обществом. Государство как выразитель общих интересов и потребностей членов общества. Признаки и функции государства. Формы государственного устройства.



15

Право, его признаки и функции.

2

Право как универсальный регулятор общественных отношений. Признаки права, отличия права от других социальных норм: нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, многократность применения, гарантированность государством. Виды права: естественное и позитивное, публичное и частное. Функции права: регулятивная, охранительная, воспитательная, гуманистическая, идеологическая.



16

Права человека. Международное гуманитарное право.

1

Естественные права человека. Международные документы по правам человека: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Защита прав человека, находящегося в условиях войны.



17

Избирательное право. Избирательные системы.

1

Понятие избирательного права, активное и пассивное избирательное право. Признаки демократического голосования: всеобщее, равное, прямое, тайное. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их существенные черты.



18

Практическое занятие.

2

Разбор вопросов и заданий линий «Политика. Право», входящих в КИМы.



Раздел 4. Духовная сфера общества (6 часов).


19

Культура.

1

Понятие культуры. Культура как «вторая природа». Виды культуры: материальная, духовная. Составляющие духовной культуры.



20

Религия, ее конкретно-исторические формы.

1

Религия как один из видов мировоззрения. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, магия.



21

Философия.

1




22

Наука. Теория познания.

1




23

Практическое занятие.

2




































Список используемых источников.


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» — М., «Омега – Л», 2010.

  2. Конституция Российской Федерации – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010.


Список используемой литературы.


  1. Боголюбов Л.Н. «Обществознание. Базовый уровень. 10 класс» — М., «Просвещение», 2009.

  2. Боголюбов Л.Н. «Обществознание. Базовый уровень. 11 класс» — М., «Просвещение», 2009.

  3. Казаков А.П. «Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников» — М., «Менеджер», 1995.

  4. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. «ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник» — М., «Эксмо», 2010.

  5. Краюшкина С.В. «Обществознание. Тематические тренировочные задания» — М., «Экзамен», 2010.

  6. Клименко А.В., Румынина В.В. «Обществознание для школьников старших классов поступающих в вузы» — М., «Дрофа», 2005.

  7. Липсиц И.В. «Экономика (Экономика без тайн)» — М., «Вита-Пресс», 1997.

  8. Мухаев «Политология»

  9. Никитин А.Ф. «Основы государства и права» — М., «Дрофа», 2000.

  10. Румынина В.В. «Основы права» — М., «Форум», 2008.

  11. Никитин А.Ф. «Право. Рабочая тетрадь. 10-11 класс» — М., «Дрофа», 2008.

  12. Сазонова Т.Г. «Обществознание в таблицах и схемах» — Спб., «Виктория плюс», 2010.

  13. Чернышева О.А., Пазин Р.В. «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2010» — Ростов-на-Дону, «Легион», 2009.










Свежие документы:  Конспект урока по обществознанию в 5 классе «Труд - основа жизни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: