Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»







Рабочая программа


Обществознание

(включая экономику и право)

Базовый уровень


10,11 класс











р.п. Варгаши, 2010 г.










Составитель: Н.А. Кузеванова – учитель истории и обществознания первой квалификационной категории









Рецензент: В.В. Иванов — учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории





















Рабочая программа утверждена

на заседании школьного экспертного совета

от « ___» ________________2008г., протокол № _______





Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для обучающихся 10,11 классов для изучения на базовом уровне, далее обществознание, составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса обществознания на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение содержания программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания в 10-11 классах на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

— развитие личности, ее духовно – нравственной, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и порядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

— воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

— освоение системы знаний об экономической и других видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;

— овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

— формирования опыта применения полученных знаний и умений в общественной жизни, межличностных отношений, гражданской и общественной деятельности, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Для изучения на базовом уровне учебного предмета «Обществознание» выделяется 2 часа в неделю в 10 и 2 часа в неделю в 11 классах.

Организация учебного процесса предполагает следующие формы и их сочетание: лекция, семинар, практикум, комбинированный урок, экскурсия

Предпочтительными формами контроля знаний, умений, навыков являются


Виды контроля

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Формы контроля

Тестирование

Устный опрос

Сообщение по теме Рецензирование ответа (сообщения)

Тестирование по теме

Составление таблицы (схемы)

Составление презентации

Зачет

Реферирование

Итоговый тест

Реферат

Зачет

Экзамен






Основные требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения курса обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально – гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно — следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально – экономических и социальных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма и т.д.); извлекать из оригинальных неадаптированных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения жизненных практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права — реализация и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.





Учебный план 10 класс


Тема

Кол-во часов

В том числе:

Уроки обобщения

Контрольные работы

Раздел 1 Общество и человек

16




Т-1 «Общество»


4

1

1

Т-2 «Человек»


12

1

1

Раздел 2 Основные сферы общественной жизни

40




Т-3 «Духовная культура»


9

1

1

Т-4 «Экономическая сфера»


4

1

1

Т-5 «Социальная сфера»


15

1

1

Т-6 «Политическая сфера»


12

1

1

Раздел 3 Право

11




Т-7 «Право как особая система норм»


11

1

1

Итоговое обобщение

1

1

1

1

ИТОГО

68

68

8

8




Учебный план 11 класс


Тема

Кол-во часов

В том числе:

Уроки обобщения

Контрольные работы

Раздел 1.Человек и экономика

24


1

1

Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни

18


1

1

Раздел 3. Человек и закон

23


1

1

Итоговое обобщение

3




ИТОГО:

68


3

3
















Содержание тем учебного курса. 10 класс


Раздел 1 Общество и человек (16 часов)

Тема 1. Общество (4часа)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамическая система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.


В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/ понимать:

— объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах;

— разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая примерами из истории и современности развития общества;

Уметь:

— высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий;

— давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки;

— различать такие понятия, как государство, общество, страна и давать им определения;

— объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни;

— объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств;

— объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования.

Основные понятия: общество, деятельность, общественные отношения, природа, страна, государство, система, революция, реформа, прогресс, регресс, деградация


Тема 2. Человек (12 часов)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека.

Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/ понимать:

— объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой ИСТОРИ— знать варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом;

— знать разработанные человеком способы защиты природы, государственные и общественные организации, реализующие эти задачи, участвующие в проведении мероприятий по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями;

— знать, что такое деятельность;

— характеризовать основные черты деятельности;

— знать, что такое потребности, — иерархическую теорию потребностей;

Уметь:

— высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, — знать, что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова;

— объяснять взаимосвязь человека, природы и общества, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории;

— определять мотивы деятельности;

— раскрывать на примерах многообразие видов деятельности;

— обладать элементарными умениями защиты природы (поведения в лесу, на улице);

— знать, что представляет собой знание и процесс познания;

— объяснять сущность чувственного и рационального познания; — анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;

— уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.

Понятия: совесть, долг, ценности, мировоззрение, деятельность, потребности, интерес, общение, сознание, познание, интуиция, самосознание, истина, индивид, личность, социализация,


Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 часов)


Тема 3. Духовная культура (9 часов)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная.

Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/ понимать:

— что представляют собой правила этикета и как они проявляются;

— что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки;

— знать, что представляет собой высшая школа, какие виды учебных заведений есть в РФ;

— знать, что представляет собой образование как институт общества;

— знать роль морали в жизни человека и общества;

— определять становление нравственного в человеке;

— иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества;

— знать некоторые особенности мировых религий.

— знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой;

— пояснять, кто является субъектом художественной культуры

Уметь— анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми оно обладает;

— уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

— умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

— уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

Понятия: культура, культура элитарная, культура массовая, культурные традиции, культурные новации, «котркультура», элита, мораль, религия, моральные нормы, этика.


Тема 4. Экономическая сфера (4часа)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/ понимать:

что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе;

— понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства;

— что представляет собой производство;

— основные элементы экономической культуры;

Уметь:

— определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере;

— определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;

— решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни;

— определять значение экономической направленности и социальных установок личности;

— определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения;

— объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике.

Понятия: экономика, макроэкономика, микроэкономика, рыночная экономика, экономическая культура общества, экономическая культура личности.


Тема 5. Социальная сфера (15 часов)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/ понимать:

что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения;

— что такое социальная связь и социальное взаимодействие;

— какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей;

— знать причины социальных конфликтов;

— определять социальные последствия социальных конфликтов;

— как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают;

— знать, что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи;

— что такое социальная стратификация;

— что такое социальные нормы и социальный контроль;

— знать, в чем состоит значение самоконтроля;

— что представляют собой межнациональные отношения;

— что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи;

— знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи;

— знать, как изменяются социальные роли человека в молодые годы;

— какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников.

Уметь:

— разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;

— уметь анализировать социальный образ, имидж личности;

— уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;

— пояснять, на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей;

— уметь анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий;

— определять последствия социальных конфликтов;

— объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда;

— уметь анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни;

— анализировать различные позиции в отношении поляризации общества, а также причины, способствующие этому;

— приводить примеры, характеризующие виды социальных норм;

— определять причины отклоняющегося поведения;

— объяснять социальную опасность преступности;

— уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе;

— характеризовать особенности молодежи как социальной группы;

— уметь анализировать семейные отношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций;

Понятия: социум, социальная общность, группа, социальная группа, страта, стратификация, социальный слой, социальный класс, социальная мобильность, социальные отношения, социальные контакты, социальный конфликт, социальная норма, отклоняющееся поведение (девиантное поведение), нации, национализм, межнациональный конфликт, межэтнический конфликт,


Тема 6. Политическая сфера (12 часов)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.


В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/ понимать:

какие существуют формы проявления влияния в обществе;

— пояснять, что представляет собой власть, ее виды;

— что такое политическая система общества, и какова роль государства в ней;

— знать основные функции государства, уметь их анализировать;

— какие причины могут лежать в основе зарождения государства;

— что такое политический режим, и какие существуют их типы;

— что такое гражданское общество;

— знать, что представляет собой институт «гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус;

— что такое правовое государство. Каковы его основные признаки;

— что представляет собой политическая система;

— что представляет собой голосование, референдум, и каков их механизм;

— объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;

— анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения.

Уметь:

— анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности;

— анализировать;

— делать выводы;

— отвечать на вопросы;

— анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения;

— объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант из разрешения.

Понятия: политика, государство, государственная власть, государственный аппарат, политический режим, демократия, тоталитарный режим, авторитаризм, гражданское общество, избирательная система, всеобщее избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, референдум.


Раздел 3. Право (11 часов)

Тема 7. Право как особая система норм (11 часов)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура. Общество в развитии. Общественный прогресс. Формы общественного прогресса.

Итоговое обобщение – (1 час)

Повторительно — обобщающий урок по курсу «Обществознание»

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/ понимать:

— чем отличаются подходы к определению права;

— объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона, и какие существуют между ними различия;

— общее в морали и праве;

— роль системы права в регулировании общественных отношений;

— что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;

— разъяснять сущность права, различные его значения;

Уметь:

— правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах;

— пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;

— уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений;

— разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности;

— раскрывать важнейшие признаки правоотношений;

— определять особенности правонарушений;

— объяснять различие между проступком и преступлением;

— называть главные черты юридической ответственности;

— объяснять предпосылки правомерного поведения;

— объяснять каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры;

— называть основные глобальные проблемы современности.

Понятия: право, правовая норма, источник права, обычай, юридический прецедент, нормативный акт, закон, правонарушение, мотив, цель, вина, юридическая ответственность, проступок, преступление, санкции, правовая культура.












Содержание тем учебного курса. 11 класс.


Глава1. Человек и экономика (24 часа)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.

Понятие экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.

Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Рациональное поведение потребителя и производителя.


В результате изучения темы обучающийся должен

Знать/ понимать:


Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни. (18часов)

Свобода в деятельности человека: свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества.

Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания: общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание.

Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Политический экстремизм. Политический статус личности. Политическое участие. Политическое поведение. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.

Политическая элита и политическое лидерство. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни.

Демографическая ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в РФ. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Глава 3. Человек и закон (23 час)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.





























Критерии оценивания учащихся 10-11 классов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания















Календарно – тематическое планирование 10 класс

Дата

Наименование раздела программы. Тема урока

Кол –во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Д/З



1.




2-3



4.





5



6-7





8-

9-

10




11 -12




13-

14- 15




16










17-18



19-20



21-22



23-24



25






26-27



28




29





30-31-

32




33-

34-

35



36-

37-

38




39-

40



41-

42




43





44






45



46-

47-

48




49-

50-

51-







52- 53






54-55



56






57-

58




59-62



63-

64





65-

66



67



68




Раздел -1. Общество и человек.

Тема — 1. «Общество»

Общество как совместная жизнедеятельность людей.



Структура общества. Общество как сложная динамическая система.


Урок повторения и обобщения по теме: «Общество».


Тема -2. «Человек».

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Человек как духовное существо. Мировоззрение.



Деятельность как способ существования людей. Многообразие деятельности




Человек в системе социальных связей. Личность, факторы взаимодействия на ее формирование.



Познание и знание. Истина и ее критерии.



Урок обобщения по теме: «Человек»






Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.

Тема — 3. «Духовная культура»


Духовная жизнь общества. Формы и разновидности культуры



Наука и образование, ее роль в современном мире.



Мораль и религия. Нравственная культура.



Искусство и духовная жизнь.




Урок обобщения по теме: «Духовная культура»


Тема – 4. «Экономическая сфера»


Роль экономики в жизни общества




Экономическая культура. Экономический интерес. Экономическое поведение.


Урок обобщения по теме: «Экономическая сфера»



Тема -5. «Социальная сфера»

Социальная структура общества.

Неравенство и социальная стратификация Социальная мобильность.



Социальные взаимодействия. Социальный конфликт

Социальные аспекты труда. Культура труда.


Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.


Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.


Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа.



Урок обобщения по теме: «Социальная сфера общества»



Тема – 6 «Политическая сфера общества»

Политика и власть. Политика и общество.


Политическая система. Структура и функции политической системы.

Политические режимы. Политическая жизнь в современной России.


Гражданское общество и правовое государство.

Правовое государство, его признаки.

Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.



Демократические выборы и политические партии избирательной системы. Многопартийность. Политическая идеология.



Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие.


Урок обобщения по теме: «Политическая сфера общества»


Раздел -3. Право

Тема -7 Право как особая система норм.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права


Современное российское законодательство.



Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности.

Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Общество в развитии. Прогресс и регресс.



Урок обобщения по теме: «Право как особая система норм»


Повторительно — обобщающий урок по курсу: «Обществознание».

16ч


1ч.



2ч.



1ч.




12ч.

1ч.



2ч.





3ч.










3ч.






1ч.







40


9ч.


.




2ч.




2ч.



2ч.




1ч.





2ч.




1ч.




1ч.




15ч


3ч.






3ч.





3ч.






2ч.




2ч.





1ч.





1ч.




12ч


1ч.




3ч.






3ч.








2ч.







2ч.




1ч.



11ч.

11ч


2ч.





4ч.




2ч.





2ч.




1ч.





изуч. нового мат- ла



комбинир.

урок.



Урок контроля




Изучение нового мат- ла


Комбинированный урок




Урок изучения нового материала




Комбинированный урок




Урок изучения нового материала




Урок контроля знаний









Урок изучения нового материала



Комбинированный урок



Комбинир. урок



Изучение нового материала.

Урок контроля знаний







Изучение нового материала



Изучение нового материала



Урок контроля знаний




Изучение нового материала





Изучение нового материала




Изучение нового материала





Изучение нового материала



Изучение нового материала.




Комбинированный урок




Урок контроля знаний





Комбинир. урок



Комбинирован. Урок





Урок изучения нового материала








Комбинированный урок





Урок изучения нового материала




Урок контроля знаний



Урок изучения нового материала



Комбиниров. урок.



Урок изучения нового материала.




Комбинир. урок




Урок контроля знаний


Урок контроля знаний



Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязи. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). важнейшие институты общества





Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека широкое и узкое значение природы .Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Патриотизм, добро и зло.

Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности. Потребности человека. Виды деятельности


Биологическое и социальное в человеке. Личность, социаль. поведение и социализация личности. Единство свободы и ответственности личности.

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Критерии истины. Особенности научного познания.


Тесты по обществознанию к учебнику Боголюбова Л.Н. под ред. С.В. Краюшкина








Традиции и новаторство в культуре. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Культурное наследие.

Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование. Правовые основы школьного образования.

Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятельности искусства.






Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в экономике. Основные агенты рыночной экономики.

Экономическая культура6 сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность.


Статус как ячейки в социальной структуре. Взаимодействие статуса и роли. Социальная стратификация и социальное неравенство.

Социальные отношения и социальное взаимодействие. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда Культура труда.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.




Отношения между различными национальностями внутри единого государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура.

Тесты по обществознанию к учебнику Боголюбова Л.Н.





Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Борьба за власть

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Происхождение и особенности парламентаризма.

Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства.. избирательное право и его происхождение.





Понятие о правовом государстве. Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.


Голосование как форма участия граждан в политической жизни Конкуренция политических партий за электорат.






Функции и сущность Права .и права и обязанности .Правовая культура. Разновидности правовых норм.


Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право.

Что такое правоотношение и правонарушение. Юридическая ответственность. Развитие права в современной России

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Критерии общественного прогресса.




Уметь: давать определение понятию: общество, выделять его характерные признаки

Объяснять взаимосвязь всех сфер общественной жизни на конкретных примерах.

Уметь работать с тестовыми заданиями.

Уметь: высказывать свое мнение.



Знать варианты вредного воздействия человека на общество; знать способы защиты природы.


Знать понятия, характеризовать основные черты деятельности на примерах, определять взаимосвязь деятельности и сознания

Уметь: выделять основные признаки понятия «личность», объяснять в каких сферах происходит социализация личности

Объяснять сущность чувственного и рационального познания, анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира


















Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

Что такое наука, ее функции в обществе; образование как институт общества


Роль морали в жизни общества, определять становление нравственного в человеке; особенности мировых религий.


Что такое искусство, как оно соотносится с художеств. культурой, уметь анализировать произведения искусства.






Что такое экономика, какую роль она играет в обществе; понимать сущность информационных и человеческих ресурсов в экономике.

Основные элементы экономической культуры;







Что такое социальный статус личности, социальная группа; уметь анализировать социальный образ, имидж личности. ; знать, что такое стратификация.


Уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью



Знать, что такое социальные нормы и социальный контроль; объяснять социальную опасность преступности; определять причины отклоняющегося поведения.

Знать, что представляют собой межнациональные отношения, разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства; уметь анализировать этнические конфликты.

Что такое семья с социологической т. зрения, какие могут быть семьи; уметь анализировать мотивы и причины распада семей.

Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи, хар – ть особенности молодежи как социальной группы





Уметь пояснять, что представляет собой власть, ее виды, анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть.

Что такое политическая система, какова роль государства в ней; знать основные функции государства; знать, что такое политический режим.

Знать, что такое граждан. общество; уметь анализировать взаимоотношения государства и общества; знать, что представляет собой институт «гражданства», что такое правовое государство.


Знать, что представляет собой политическая система; определять сходство и различия мажоритарной и пропорциональной политических систем.

Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; объяснять сущность активного и пассивного избирательного права

Общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; разъяснять сущность права

Знать, чем отличаются подходы к определению права; объяснять роль системы права в регулировании общественных отношений;


Разъяснять сущность понятий: «правосознание», «правовая культура» личности; объяснять различие между проступками и преступлениями.


Уметь объяснять, что такое прогресс глобализации; основные глобальные проблемы современности.



Уметь анализировать; делать выводы; высказывать собственную точку зрения; уметь работать с текстом учебника; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.



§1



§2









§3





§4




§5





§7





§6
















§8




§9




§10





§11









§12



§13










§14






§15





§16






§17





§18




§19











§20




§21





§22









§23








§24









§25

§26






§28




§27




§30
























Календарно – тематическое планирование 11 класс



Дата

Наименование раздела программы. Тема урока

Кол –во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

Д/З

Раздел 1 Человек и экономика

24





1,2


Экономика: наука и хозяйство

2

Изучение нового материала

Экономика и экономическая наука

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям

§1,

3,4


Экономический рост и развитие

2

комбинированный

Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства


§2заданийя(стр.28-29 учебника).


5,6


Рыночные отношения

2

Комбинированный

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции. Облигации и другие ценные бумаги

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действия в конкретных ситуациях


§3 подготовка к семинару


7,8


Фирмы

2

Комбинированный

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятием

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки и передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;


§ 4,

9,10


Правовые основы предпринимательской деятельности

2

Комбинированный

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

объяснение изученных положений на предполагаемых конкретных примерах


§ 5, задание №1

11,

12


Менеджмент. Маркетинг

2

Комбинированный

Источники финансирования бизнеса

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

§ 6


13,

14


Экономика и государство

2

Изучение нового материала

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики.

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

§ 7, задание 2-3 -4

15,

16


Финансы

2

Комбинированный

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действия в конкретных ситуациях


§ 8, Анализ документа

17,

18


Занятость и безработица

2

Комбинированный

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости

умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства


§ 9

19,

20


Мировая экономика

2

Комбинированный

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли глобальные проблемы экономики

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действия в конкретных ситуациях


§ 10, задания 1-2.

21,

22


Человек в системе экономических отношений

2

Изучения нового материала

Экономика потребителя Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя

решение познавательных и практических задач

§ 11

КИМы

23


Социально-экономическое развитие регионов

1

Практическое занятие


объяснение изученных положений на предполагаемых конкретных примерах



24


Итоговое обобщение

1

Повторительно-обобщающий



тестирование

Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни

18





25.

26


Свобода в деятельности человека

2

Комбинированный

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия

Уметь анализировать; делать выводы

§ 12

Эссе

27,

28


Общественное сознание

2

Комбинированный

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида

Знать, что такое социальные нормы и социальный контроль; объяснять социальную опасность преступности; определять причины отклоняющегося поведения.

§ 13

29,

30


Политическое сознание

2

Комбинированный

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология

Знать, что представляет собой политическая система; определять сходство и различия мажоритарной и пропорциональной политических систем.


§ 14, Анализ док-та


31,

32


Политическое поведение

2

Комбинированный

Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; объяснять сущность активного и пассивного избир. права

§ 15, Эссе


33,

34


Политическая элита и политическое лидерство

2

Комбинированный

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые

уметь анализировать взаимоотношения государства и общества

§ 16.

35,

36


Демографическая ситуация в РФ

2

Комбинированный

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей

уметь работать с текстом учебника

§ 17, зад. №2,

37.

38


Религиозные организации в РФ

2

Комбинированный

Религиозные объединения и организации в РФ Опасность тоталитарных сект

Умение высказывать собственную точку зрения;

§ 18

39,

40


Проблемы социально-политической и духовной жизни региона

2

Практическое занятие


Знать, что представляет собой политическая система

Задания части С КИМы

41,

42


Итоговое обобщение

2

Повторительно- обобщающий



тестирование

Глава 3. Человек и закон

23





43,

44


Современные подходы к изучению права

2

Комбинированный

Гуманистическая роль естественного права. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность законотворческий процесс в РФ

системы права в регулировании общественных отношений; разъяснять сущность права

§19,

45,

46


Гражданство РФ

2

Комбинированный

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность Альтернативная гражданская служба

знать, что представляет собой институт «гражданства», что такое правовое государство.


§ 20, эссе.

47,

48


Экологическое право

2

Комбинированный

Права граждан на окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения

уметь работать с текстом учебника

§ 21

49,

50


Гражданское право

2

Комбинированный

Субъекты гражданского права Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство. Имя, способы их защиты

Знать, что такое граждан. общество; уметь анализировать взаимоотношения государства и общества;

§ 22

51,

52


Семейное право

2

Комбинированный

Порядок и условия заключения брака правовое регулирование отношений супругов

уметь анализировать мотивы и причины распада семей.


§ 23

53,

54


Правовое регулирование занятости и трудоустройства

2

Комбинированный

Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

уметь работать с текстом учебника

§ 24

55-57


Процессуальное право: гражданский процесс

3

Комбинированный

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения.


Особенности административной юрисдикции. Суд присяжных.


Конституционное судопроизводство

уметь работать с текстом учебника; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

объяснять различие между проступками и преступлениями.


§ 25

58


Процессуальное право: арбитражный процесс

1

Практическое занятие

§ 25

59-61


Процессуальное право, уголовный процесс

3

Комбинированный

§ 26,

62,

63


Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

2

Комбинированный

§ 27, задания

64


Международная защита прав человека

1

Изучение нового материала

Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная система защиты прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право

Умение высказывать собственную точку зрения;

§ 28, повторение

65


Итоговое обобщение

1

Обобщающий




66


Взгляд в будущее

1

Изучение нового материала

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации

Уметь анализировать; делать выводы; высказывать собственную точку зрения;

§ 29 Подготовка к итоговому тестированию

67,

68


Повторение и подготовка к итоговой аттестации

2

Повторительно-обобщающий



тестирование








Контроль уровня обученности.

Урок контроля по теме: «Общество»


Ответить на вопросы:

  1. Что такое общество? Почему понятия «общество», «социум» произошли от глагола «соединять»?

  2. Каковы этапы становления общества? Какими признаками обладало человеческое общество на ранних этапах своего развития?

  3. Какова взаимосвязь общества и природы?

  4. Как природно-климатические условия влияют на формирование характера того или иного этноса?

  5. В чем опасность воздействия современного человека на природу?

ТЕСТ.

1.Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называются:

а) государством;

б) обществом;

в) цивилизацией;

г) племенем.

2. Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются:

а) общественными;

б) цивилизационными;

в) экономическими;

г) политическими.

3. В понятие общественных отношений не входит(ят):

а) взаимодействие двух людей;

б) отношения между странами;

в) взаимоотношения между гражданами РФ и районным судом;

г) между судном в океане и косяком рыб.

4. какое из указанных утверждений относится к природе?

а) центром этого понятия является человек;

б) существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека. Законам;

в) основывается на определенном способе производства;

г) включает в себя способы взаимодействия;

5. В понятия социальный институт не входит:

а) армия;

б) семья;

в) школа;

г) дружба.

6. К общественным отношениям не относится:

а) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации;

б) проведение забастовки работниками предприятия;

в) прогулка по лесу с собакой;

г) оформление документов при приеме на работу.

7. Нормы, регулирующие поведение человека в обществе:

а) социальные нормы;

б) духовные нормы;

в) технические нормы;

г) материальные нормы;

8. Социальными регуляторами поведения человека в обществе не являет(ют)ся:

а) экономика;

б) право;

в) традиции, обычаи;

г) мора

Урок контроля по теме: «Духовная культура»

ВАРИАНТ -1

  1. Какой термин в 20-30-хгг. В СССР использовался для обозначения коренного переворота в духовном развитии страны?

а) массовая культура;

б) культурная революция;

в) пролетарская культура.

2. «Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры, превращенной в индустриально – коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ» — к какому понятию относится это определение?

а) к понятию «информационное общество»;

б) к понятию «массовая культура»;

в) к понятию «массовая коммуникация».

3. К какому понятию относится определение : «Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях»?

а) к понятию «культура»;

б) к понятию «средства массовой информации»;

в) к понятию «веротерпимость».

4. Как называется система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность)?

а) философия;

б) мировоззрение;

в) наука.

5. Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление:

а) элитарная культура;

б) массовая культура;

в) материальная культура.

6. В сфере, какой культуры Россия имеет бесспорные достижения?

а) духовной культуры;

б) массовой культуры;

в) субкультуры.

7. Как называют людей, пассивно приспосабливающихся к установленному порядку вещей?

а) Ханжи;

б) лицемеры;

в) конформисты.

8. Что современные исследователи отождествляют с совокупностью норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе?

а) культуру;

б) цивилизацию;

в) этику;

г) все вышеперечисленное.

9. Чем можно объяснить появление массовой культуры?

а) переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества;

б) кризисом элитарной культуры в начале XX века;

в) изобретением телевидения.

10. Что первоначально понималось под словом «культура»?

а) создание искусственной природы;

б) способы обработки земли;

в) правила поведения в обществе.

11. Появление массовой культуры связано:

а) с сельским бытом, имеет аналогию с земледельческими работами;

б) индустриальным обществом, имеет аналогию с поточно-конвейерной индустрией;

в) с особенностями современного Востока, тесно связано с восточными традициями.




Урок контроля по теме: «Духовная культура»

Вариант -2


  1. Верны ли следующие суждения о духовной жизни личности?

А) Духовная жизнь личности невозможна без переживаний, оптимизма или уныния, надежды или разочарования.

Б) Стремление к знаниям и повышению уровня развития интеллекта – основные характеристики духовной жизни.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно А и Б;

4) оба суждения неверны.

2. Какие из перечисленных ниже профессий связаны с сохранением и распространением духовных

ценностей?

1) сталевар;

2) актер;

3) шахтер;

4) художник;

5) журналист;

6) экскурсовод;

7) учитель.

Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания.

3. Заполните пробел в предлагаемой схеме:

Типы мировоззрения

/

Обыденное (житейское)


научное


?


4. Моральные нормы:

1) поддерживаются страхом наказания;

2) обеспечиваются силой государственного принуждения;

3) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение;

4) закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту.

5. Какая пара слов пропущена в следующей фразе? «Мораль есть не что иное, как представление

о том, что такое… в поступках людей и человеческом обществе»

1) сила и разум;

2) борьба и уступки;

3) добро и зло;

4) закон и порядок.

6.Какой пример отражает особенности нравственной оценки деятельности человека?

1) деятельность человека осуждается его коллегами по работе;

2) деятельность человека осуждается на основании действующего законодательства;

3) деятельность человека осуждается на основании административного решения;

4) деятельность человека одобряется в правительственном решении.

7. Что является примером нравственной оценки деятельности человека;

1) обвинение человека согласно решению суда;

2) осуждение человека соседями по дому;

3) объявление благодарности работнику администрацией предприятия;

4) премирование человека по месту работы.

8. «Мораль – не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как

аптекарскими или кулинарными рецептами» (Д.Дьюи, 1859-1952, американский философ)

Каков смысл этого высказывания?

      1. Человек должен знать нормы морали наизусть;

      2. нормы морали не записаны ни в одной книге;

      3. человек не обязан соблюдать моральные нормы;

      4. поступки в соответствии с требованиями морали должны стать внутренним убеждением человека.

9. Существование культуры совершенно невозможно без:

1) государственных учреждений, ведающих делами культуры;

2) демократического государственного устройства;

3) достаточного финансирования культурных мероприятий;

4) преемственности культурных традиций.

10. Характеризовать поведение и деятельность людей с точки зрения добра и зла – функция:

  1. права;

  2. морали;

  3. религии;

  4. науки.

11. В наиболее общем виде мораль – это:

1) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;

2) наука о правилах хорошего тона;

3) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

4) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.

12. Верны ли следующие суждения о задачах морали?

А. Задача морали — оценивать человеческие поступки с точки зрения добра и зла.

Б. Задача морали – регулировать человеческие отношения.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль возникла на основе жизненного опыта людей.

Б. все моральные нормы охраняются законом.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения о духовной и материальной культуре?

А. Духовная культура призвана обеспечивать потребности материальной культуры.

Б. Духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны..

15. Какая теория рассматривает сущность морали и нравственности?

16. «Общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, определенные правила

поведения человека среди людей – это…».

17. К духовным потребностям человека относятся:

1) потребность в познании;

2) потребность во сне;

3) эстетическая потребность;

4) потребность в общении;

5) потребность в пище;

6) потребность в отдыхе.

Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания.

18. Какие из перечисленных ниже позиций характерны для искусства, а какие – для научной

деятельности:

1)формирование чувства прекрасного;

2) выдвижение гипотезы;

3) проведение эксперимента;

4) эмоционально – чувственное отражение реальности;

5) создание художественного образа;

6) внедрение в практику.

Цифры в каждой тройке расположите в порядке возрастания.

19. Перечислите учреждения, которые занимаются сохранением и распространением духовных

ценностей (представьте от двух до пяти видов таких учреждений)


20. Перечислите типы мировоззрения, которые выделяет наука.


21. В чем главное отличие потребления духовных ценностей от ценностей материальных? Поясните свой ответ на примере.

Урок контроля по теме: «Экономическая сфера»

  1. Дать значение понятий:

— экономика;

— потребление;

— экономическая культура;

— экономический интерес.


  1. ТЕСТ.

  1. Что из перечисленного относится к мерам денежно – кредитного регулирования экономики?

  1. Налогообложение;

  2. перепродажа ценных бумаг;

  3. оформление лицензий;

  4. изменение ставки банковских резервов.


  1. Рынок характеризуется:

  1. стабильными ценами;

  2. слабым интересом к фундаментальным научным исследованиям;

  3. побуждением производителя к вложению капитала в долгосрочные проекты;

  4. бережным отношением к использованию невосполнимых природных богатств.


  1. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть:

  1. Национализации;

  2. инфляции;

  3. приватизации;

  4. разгосударствления.


4. Продажа или безвозмездная передача государственного имущества в собственность

физических и юридических лиц называется _________________________________.

5. Верны ли следующие суждения?

А. На рынке товаров представлены: ценные бумаги, рабочая сила, средства производства.

Б. При всем многообразии видов рынков их объединяют единые механизмы функционирования.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны.


  1. Признаком рыночной экономики является:

  1. преобладание государственной собственности;

  2. директивное планирование производства;

  3. централизованное ценообразование;

  4. конкуренция товаропроизводителей.


  1. Государственный бюджет – это:

  1. финансовый отчет правительства;

  2. перечень планируемых доходов и расходов;

  3. сумма расходов правительства за предшествующий год;

  4. расчет прибылей и убытков государства.


  1. Конкуренция производителей в рыночной экономике:

  1. способствует росту монополий;

  2. приводит к снижению потребления;

  3. уравновешивает спрос и предложение;

  4. увеличивает объемы производства.


  1. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии:

  1. низкого уровня безработицы;

  2. высокого потребительского спроса;

  3. разделения труда;

  4. частной собственности на средства производства.


  1. Безработица возникает в результате:

  1. экономического спада;

  2. социального расслоения;

  3. расширения производства;

  4. специализации производства.


  1. Дефицит государственного бюджета означает:

  1. уменьшение налогообложения;

  2. увеличение социальных программ;

  3. превышение расходов над доходами;

  4. сокращение государственного долга.


  1. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодных условиях, — это…

  1. коммерция;

  2. рынок;

  3. торговый оборот;

  4. обмен.


  1. Уровень жизни населения в значительной степени определяется:

  1. числом частных предприятий;

  2. уровнем предоставляемых политических свобод;

  3. объемом произведенных товаров и услуг;

  4. мобильностью трудовых ресурсов.


  1. Бюджетная политика государства регулирует:

  1. кредитование предприятий;

  2. размеры дивидендов акционеров;

  3. объем денежной массы в обращении;

  4. расходы на социальные программы.


  1. Прибыль создается в процессе:

  1. распределения;

  2. производства;

  3. сбора налогов;

  4. обмена.


  1. Основной целью экономической деятельности является:

  1. регулирование социальных отношений;

  2. производство материальных благ;

  3. внедрение новых технологий;

  4. распределение ограниченных природных ресурсов.


  1. На поведение потребителя в условиях рынка непосредственно влияет(ют):

  1. способы экономического сотрудничества людей;

  2. цены на товар;

  3. численность частных предприятий;

  4. размеры дотаций предпринимателям.


  1. В рыночной экономике, в отличие от административно – командной экономики,

производителя характеризует:

  1. экономное ведение дела;

  2. экономическая самостоятельность;

  3. соблюдение трудовой этики;

  4. стремление повышать квалификацию.


  1. В перечне источников доходов потребителя является (ются) лишним:

  1. дивиденды по акциям;

  2. налог на наследство;

  3. собственность;

  4. пособие по безработице.


  1. Основной целью экономической деятельности является:

  1. производство материальных благ;

  2. научно – технический прогресс;

  3. разработка ресурсосберегающих технологий;

  4. взаимодействие государства и производителей.


  1. Государственный бюджет фиксирует:

  1. прибыль и издержки общественного производства;

  2. доходы и расходы государства;

  3. размеры потребления на душу населения;

  4. размер денежной массы в обращении.


  1. Экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для

кого производить, является исключительно результатом взаимодействия продавцов и покупателей в процессе своего обмена, называется:

  1. традиционной экономикой;

  2. рыночной экономикой;

  3. командной экономикой;

  4. смешанной экономикой.


  1. Спрос и предложение на легковые автомобили формируется:

  1. на рынке труда;

  2. рынке товаров и услуг;

  3. рынке средств производства;

  4. рынке капиталов.


  1. Рыночная экономика всегда побуждает товаропроизводителя:

  1. увеличивать расходы материалов на единицу продукции;

  2. повышать эффективность производства;

  3. выделять крупные средства на фундаментальные научные исследования;

  4. сохранять природную среду.


  1. Согласно экономической теории при повышении цен на автомашины на потребительском рынке:

  1. спрос увеличивается;

  2. предложение уменьшается;

  3. спрос уменьшается;

  4. спрос и предложение остаются неизменными.


  1. На рынке, где существует конкуренция, равновесная цена определяется:

  1. решением покупателей, желающих купить товар;

  2. производителями, желающими получить прибыль;

  3. предприятиями оптовой торговли;

  4. желанием покупателей купить все товары, которые продавцы захотят продать.


  1. Государство в рыночной экономике оказывает влияние на производителя:

  1. используя директивное планирование производства;

  2. устанавливая цены на потребительские товары;

  3. поддерживая конкуренцию производителей;

  4. определяя объемы производства на всех предприятиях.


  1. Государство регулирует рыночную экономику:

  1. устанавливая цены на товары;

  2. изменяя систему налогов;

  3. определяя объемы производства;

  4. снабжая предприятия сырьем и материалами.


  1. Спрос и предложение на рабочую силу формируется:

  1. на рынке капитала;

  2. рынке средств производства;

  3. рынке материалов и сырья;

  4. рынке труда.


  1. Конкуренция производителей в рыночной экономике:

  1. приводит к снижению налогов;

  2. ведет к застою;

  3. уравновешивает спрос и предложение;

  4. приводит к снижению объемов производства.


  1. Верны ли следующие суждения:

А. Командная экономика – это экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют использование ограниченных ресурсов.

Б. Командная экономика – это экономическая система, в которой действует административно – распределительный способ хозяйствования.

1) верно А;

2) верно Б;

3) верны и А и Б;

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения?

А. Рыночные отношения расширяют границы демократических свобод в обществе.

Б. Демократия несовместима с рыночной стихией.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения?

А. Конкуренция выступает механизмом установления рыночных цен.

Б. Рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения неверны.



Урок контроля по теме: «Социальная сфера»

Вариант-1


    1. Деление общества на группы называется:

  1. социальным перемещением;

  2. социальной дифференциацией;

  3. социальной адаптацией;

  4. социальным поведением.


    1. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними – это:

  1. характер общества;

  2. политика общества;

  3. структура общества;

  4. социальная мобильность.


    1. Маргиналами называют:

  1. наиболее богатых членов общества;

  2. наиболее бедных членов общества;

  3. деклассированные элементы;

  4. пограничные слои и группы.


    1. Племена и народности – это:

  1. исторические типы общества;

  2. социальные страты;

  3. этнические общности;

  4. социальные группы.


    1. Глубинная причина всех социальных конфликтов – это:

  1. несовпадение интересов;

  2. различные воззрения социальных групп;

  3. зависть людей друг к другу;

  4. несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей.


    1. Межнациональное сотрудничество способствует:

А. Развитию национальной культуры.

Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) оба суждения верны;

4) оба суждения неверны.


    1. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности.

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) оба суждения верны;

4) оба суждения неверны.


    1. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

  1. дети;

  2. пожилые люди;

  3. мужчины;

  4. молодежь.


    1. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам – это:

  1. самоконтроль;

  2. самообразование;

  3. социализация;

  4. самореализация.


    1. К показателям предписанного статуса личности относится:

  1. карьера;

  2. возраст;

  3. квалификация;

  4. образование.


    1. Вертикальная социальная мобильность проявляется при:

  1. смене вероисповедания;

  2. перемене места жительства;

  3. повышение по службе;

  4. переходе с одного места работы на другое на такую же должность.


    1. Какой критерий не является признаком социальной группы?

  1. демографический;

  2. этнический;

  3. поселенческий;

  4. религиозный.

    1. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце,

определениям, приведенным во втором.

1. Горизонтальная мобильность

А. Перемещение из одной страты в другую

2. Социальная дифференциация

Б. Положение человека в обществе

3. Социальный статус

В. Разделение общества на группы, занимающие разное положение

4. Вертикальная мобильность

Г. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне


    1. Выберите несколько правильных из предложенных вариантов ответа.

Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.

В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие традиционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение;

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей;

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство;

5) Женщина находится в подчинении у мужчины;

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и равенстве.









Урок контроля по теме: Социальная сфера


Вариант -2

    1. Любая социальная группа характеризуется:

  1. малочисленностью состава;

  2. общностью социального статуса;

  3. неформальным контролем поведения;

  4. родственными отношениями.

    1. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется:

  1. аморальным;

  2. девиантным;

  3. безнравственным;

  4. противоправность

    1. Социальный статус приобретается в результате:

  1. трудовой деятельности;

  2. процесса обучения ;

  3. семейного воспитания;

  4. социализации.

    1. Преодолению национальных противоречий способствует:

  1. обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности;

  2. перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра;

  3. переход к рыночным методам ведения хозяйства;

  4. государственная поддержка малого бизнеса.

    1. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны.

    1. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих интеллектуальных массовых профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

    1. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

  1. высокой политической активностью;

  2. общностью быта;

  3. общими увлечениями;

  4. профессиональными увлечениями.

    1. К показателям достигаемого статуса личности не относится:

1) карьера;

2) возраст;

3) квалификация;

4) образование.

9. К малым группам в отличие от больших можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны;

2) директоров предприятий региона;

3) бригаду рабочих на крупном предприятии;

4) рабочих страны.

10. Социальные санкции подразделяются на:

1) поощрения;

2) награды;

3) наказания;

4) убеждения.

11. Любая социальная норма:

1) является обязательным правилом поведения;

2) обеспечивается принудительной силой государства;

3) регулирует общественные отношения;

4) выражается в официальной форме.

12. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Правила, требования общества к человеку, в которых более или менее точно

определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».

Ответ: ________________________________________________________


13. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная … _________________ это группа людей, выделяемая на основе

дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему

стилю жизни и менталитету».

Ответ: ___________________________________________________________


14. Установите соответствие между сферами проявления социальной

дифференциации, приведенными в первом столбце, и их содержательной характеристикой, приведенной во втором.

1. Экономическая

А. Род деятельности, занятия

2. Политическая

Б. Доход, его величина, деньги

3. Профессиональная

В. Объем власти


15. В приведенном ниже списке отметьте критерии, характеризующие самоопределение личного социального статуса.

  1. образование;

  2. престижность профессии;

  3. занимаемая должность;

  4. возраст;

  5. возможные связи и знакомства;

  6. образ жизни;

  7. материальное положение.

Ответ: _________________________________________________________


16.Выделите характеристики любой социальной нормы.

  1. спорность;

  2. обязательность выполнения;

  3. факультативность;

  4. фактическая реализация в поведении человека;

  5. принудительный характер.

Ответ: ___________________________________________________________












Урок контроля по теме: Политическая сфера общества.

Тест

1.Специфической чертой политической власти, в отличие от иных

видов власти, является (-ются):

  1. обращение ко всем гражданам страны;

  2. отношение господства и подчинения;

  3. наличие субъективно- объективной связи;

  4. проявление в совокупности обычаев и традиций.

2.Структурным компонентом политической системы является

подсистема:

  1. пропорциональная;

  2. смешанная;

  3. культурная;

  4. мажоритарная.

3. Верны ли суждения о политической системе?

а) Политическая система является подсистемой общества и взаимодействует с

ним;

б) политическая система имеет механизм обеспечения устойчивости и

жизнеспособности общества.

  1. верно только а;

  2. верно только б;

  3. оба суждения верны;

  4. оба суждения неверны.

4. Функцией государства является:

  1. разделение властей;

  2. суверенитет;

  3. поддержание общественного порядка;

  4. наличие государственного аппарата.

    1. Какое из указанных положений характеризует форму государственного устройства?

  1. Методы и приемы осуществления государственной власти;

  2. Способ образования и организации высших органов власти;

  3. Способ территориальной организации , порядок взаимоотношений между центральной и местной властями;

  4. Распределение законодательных, исполнительных и контрольных функций.

6. Верны ли следующие суждения о формах государства?

а) Монархия и республика являются формами государственного

устройства;

б) демократия и диктатура являются формами государственного правления.

1) верно только а;

2) верно только б;

3) оба суждения верны;

4) оба суждения неверны.

7. Функцией любого государства является:

1) сохранение целостности общества;

2) установление связей между предприятиями различных отраслей;

3) помощь нетрудоспособным гражданам;

4) осуществление демократических преобразований.

8. Только для пропорциональной избирательной системы

является характерным :

  1. выдвижение кандидатов по одномандатным округам;

  2. незначительная роль политических партий в предвыборной борьбе;

  3. выдвижение кандидатов от политических партий и движений ;

  4. правдивое и объективное информирование избирателей о кандидатах и их программах.

9.К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся):

  1. территориальное устройство государства;

  2. методы осуществления государственной власти;

  3. функции, осуществляемые государством;

  4. форма государственного правления.

10. Признаком тоталитарного режима является:

1) монополия на власть одной политической партии;

2) обязанность граждан подчиняться законам;

3) невмешательство государства в дела гражданского общества;

4) осуществление выборов в органы государственной власти на

альтернативной основе.

11. Авторитаризм – это:

1) политический режим, при котором осуществляется абсолютный

контроль над всеми областями общественной и личной жизни;

2) политический режим, при котором власть сосредоточивается в руках

одного человека или в одном органе;

3) политический режим, основанный на признании народа в качестве

источника власти;

4) политический режим, при котором власть сосредоточивается в руках

главы религиозной конфессии.

12. Вставьте пропущенные категории субъектов политики:

1) большие социальные общности;

2) политические организации и объединения;

3) ___________________________________________________________

4) ________________________________________________________


13. Одним из признаков государства, понимаемым как верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене, является ____________________________________.


14. Установите соответствие между классификациями по признакам и видам власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки власти

Виды власти

А) по сферам воздействия

1) демократическая, авторитарная, тоталитарная, деспотическая и т.д.

Б) по принадлежности к какому – нибудь органу

2) политическая, экономическая, духовная, информационная

В) по применяемым методам

3) законодательная, исполнительная, судебная, муниципальная, и т.д.

Г) по режиму правления

4) господство, насилие, убеждение, авторитет.


15.Вставьте пропущенные слова: «Государственная власть в соответствии с теорией разделения властей делится на:

1) ___________; 2) ______________. 3) __________________







Источники и литература

  1. «Обществознание. Уроки учительского мастерства. 10 -11 классы», составитель Т.А. Корнева, Волгоград, издательство «Учитель». 2006 г.;

  2. «Экономика», поурочные планы по учебнику И.В. Липсица, автор-составитель Г.А. Сафонова, Волгоград, издательство «Учитель». 2006 г.;

  3. «Правоведение» 10-11 классы, сборник элективных курсов, составитель М.В. Мустафина, Волгоград, издательство «Учитель». 2006 г.;

  4. Гражданский кодекс РФ

  5. Семейный кодекс РФ

  6. Трудовой кодекс РФ

  7. Конституция РФ

  8. Закон «О защите прав потребителей»

  9. Закон «О гражданстве в РФ»

  10. Конвенция о правах ребёнка

  11. Закон «Об образовании»

  12. ЦОР «Обществознание 10-11» . электронный курс, издательство «Просвещение»

  13. «Экономика. Электронный учебник.», https://www.economy-bases.ru/t1.html

  14. Планирование к учебнику «Экономика», 9-11 классы, Липсиц И.В. https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f/

  15. Боголюбов Л.н. «Человек и общество. Обществознание», ч.ч1,2 -11кл. 2009 Просвещение

  16. Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. 11 класс. Методическо е пособие. М. «Просвещение» , 2008.

Электронное учебное пособие:

  1. Обществознание. 10-11 кл. М. «Просвещение Медиа» 2004г.

  2. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. 4 издание. М. «Просвещение» 2009.






Свежие документы:  Конспект урока на тему «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: проблемы , методические рекомендации»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: