Рабочая программа по обществознанию, 11 класс, базовый уровень


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49

г. Шахты Ростовской области

(МБОУ СОШ №49)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса


по обществознанию, базовый уровень, 11 класс




Составитель: Балакина Евгения Евгеньевна

1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по обществознанию, 11 класс, базовый уровень, составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32, на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (базовый уровень), опираясь на обязательный минимум содержания обществоведческого образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по федеральному базисному учебному плану – 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

— развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и саморазвитию;

— воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

— освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнение социальных ролей человека и гражданина;

— овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

— формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.

В программе предусмотрены вводные и повторительно- обобщающие уроки. Оценки за письменные работы выставляются в журнал с согласия ученика.

При составлении данной рабочей программы использованы следующие нормативные акты и учебно-методические документы:

— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 с изменениями и дополнениями.

— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования на профильном уровне, обществознание.

— Приказ МОН РФ от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

— Примерные программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев, Дрофа, 2008

— Л.Н. Боголюбов, Программа базового курса обществознания, М., Просвещение, 2007.

— Л.Н. Боголюбов (и др.), Обществознание, базовый уровень, учебник, М., Просвещение, 2011,

Требования к уровню подготовки учащихся;

— Устав МБОУ СОШ №49 г. Шахты Ростовской области

— Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 49























2. Содержание учебного предмета курса

Обществознание, базовый уровень, 70 часов.



1. Введение: «Что изучает курс «Обществознание» — 1 час



2. Раздел № 1: Человек и экономика – 24 часа

Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Предпринимательство и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Организационно-правовые формы. Предпринимательская этика. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Налоги. Виды налогов. Ответственность в налоговом праве. Экономические функции и цели государства. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Занятость и безработица. Экономические и социальные последствия безработицы. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений.



3. Раздел № 2: Проблемы социально-политической и духовной жизни – 16 часов

Свобода в деятельности человека. Общественное сознание. Политическое сознание. Политическое поведение. Политическая элита и политическое лидерство. Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Религиозные объединения и организации в РФ. Политическая культура человека. СМИ в политической жизни. Роль СМИ в политической борьбе.



4. Раздел № 3: Человек и закон – 24 часа

Современные подходы к пониманию права. Гражданин РФ. Гражданское право: право собственности, договор и его виды. Права потребителей. Физические и юридические лица. Дееспособность несовершеннолетних. Жилищные правоотношения.

Трудовое право. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административное право. Административные правоотношения. Административные правонарушения. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Понятие преступление. Ответственность по уголовному праву. Понятия и цели уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Правовая культура человека.

Экологическое право. Процессуальное право: Гражданский и арбитражный процесс. Процессуальное право: уголовный процесс. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.



5. Повторение – 5 часов

Человек и экономика. Проблемы социально-политической и духовной жизни. Человек и закон.













3.


Дата по плану

Дата по факту

п/п

Тема урока

основные виды учебной деятельности

виды и формы контроля





1

Что изучает курс «Обществознание».

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание

Человек и экономика – 24 часов.




2

Экономика: наука и хозяйство.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

понятийный диктант



3

Экономика: наука и хозяйство.

Работа в группах: систематизация учебного материала в виде схем.

выборочное оценивание



4

Экономический рост и развитие.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

выборочное оценивание



5

Экономический рост и развитие.

Работа в группах: установление причинно-следственных связей на основе учебного материала.

выборочное оценивание



6

Рыночные отношения в экономике.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание



7

Рыночные отношения в экономике.

Работа в группах с понятиями, составление кластеров.

понятийный диктант



8

Фирмы в экономике.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы. Работа в группах: составление таблицы.

оценивание работы в тетради



9

Фирмы в экономике.

Работа в группах с понятиями, составление кластеров.

выборочное оценивание



10

Правовые основы предпринимательской деятельности.

Работа в группах с учебным материалом по составлению опорного конспекта.

выборочное оценивание



11

Правовые основы предпринимательской деятельности.

Работа в группах: решение проблемных заданий.

взаимоконтроль



12

Слагаемые успеха в бизнесе.

Работа в группах: систематизация учебного материала в виде схем.

оценивание работы в тетради



13

Слагаемые успеха в бизнесе.

Написание эссе по цитатам ученых-экономистов.

оценивание эссе



14

Экономика и государство.

Работа в группах: систематизация учебного материала в виде таблицы.

оценивание таблицы.



15

Экономика и государство.

Индивидуальная: участие в дискуссии: «Нужна ли рынку помощь государства?»

выборочное оценивание



16

Финансы в экономике.

Работа в группах: систематизация учебного материала в виде схем.

оценивание работы в тетради



17

Финансы в экономике.

Индивидуальная: участие в дискуссии: «Может ли инфляция положительно влиять на экономику?»

выборочное оценивание










18

Занятость и безработица.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

выборочное оценивание

устный опрос




19

Занятость и безработица.

Психологический тренинг,

решение ситуационных задач.

самооценка



20

Мировая экономика.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание

устный опрос



21

Мировая экономика.

Работа в парах: выявление причинно-следственных связей, составление кластера.

выборочное оценивание

устный опрос



22

Человек в системе экономических отношений.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

понятийный диктант



23

Человек в системе экономических отношений.

Психологический тренинг, решение ситуационных задач.

самооценка



24

Обобщение: «Человек и экономика».

Индивидуальная: тест (КИМ № )


оценивание теста



25

Урок коррекции знаний по теме: «Человек и экономика».

Работа над ошибками, допущенными в тесте.

выборочное оценивание

Проблемы социально-политической и духовной жизни – 16 часов.




26

Свобода в деятельности человека.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание






27

Свобода в деятельности человека.

Написание эссе на тему: «Свобода есть осознанная необходимость».

оценивание эссе



28

Общественное сознание.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание

устный опрос



29

Общественное сознание.

Работа в группах: систематизация учебного материала в виде схем.

выборочное оценивание



30

Политическое сознание.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание



31

Политическое сознание.

Работа в группах: систематизация учебного материала в виде схем.

выборочное оценивание

устный опрос



32

Политическое поведение.

Работа в группах: систематизация учебного материала в виде схем.

выборочное оценивание

устный опрос



33

Политическое поведение.

Психологических тренинг, решение ситуационных задач.

самооценка



34

Политическая элита и политическое лидерство.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

выборочное оценивание



35

Политическая элита и политическое лидерство.

Работа в парах: решение ситуационных задач.

взаимоконтроль



36

Демографическая ситуация в современной России.

Индивидуальная: участие в дискуссии.

выборочное оценивание



37

Проблемы неполной семьи.

Работа в парах над проектом.

оценивание проекта




38

Религиозные объединения и организации РФ

Индивидуальная: участие в дискуссии.

выборочное оценивание




39

Религиозные объединения и организации в РФ.

Работа в парах над проектом.

оценивание проекта



40

Обобщение: «Проблемы социально-политической и духовной жизни».

Индивидуальная: тест (КИМ № )

оценивание теста



41

Урок коррекции знаний по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни».

Работа над ошибками, допущенными в тесте.

выборочное оценивание

Человек и закон – 24 часа.




42

Современные подходы к пониманию права.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание






43

Современные подходы к пониманию права.

Работа в парах: систематизация учебного материала в виде схем и таблицы.

оценивание работы в тетради



44

Гражданин Российской Федерации.

Работа в группах: решение проблемных заданий.

взаимоконтроль



45

Гражданин Российской Федерации.

Индивидуальная: участие в дискуссии.

выборочное оценивание



46

Экологическое право.

Работа в парах: составление опорного конспекта.

выборочное оценивание

устный опрос



47

Экологическое право.

Индивидуальная: участие в дискуссии.


выборочное оценивание



48

Гражданское право.

Работа в группах: решение проблемных заданий.

взаимоконтроль



49

Гражданское право.

Индивидуальная: работа с понятиями.


понятийный диктант



50

Семейное право.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание










51

Семейное право.

Психологический тренинг, решение ситуационных задач.

самооценка



52

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Работа в парах: решение проблемных заданий.

взаимоконтроль



53

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Психологический тренинг, решение ситуационных задач.

самооценка



54

Процессуальное право: гражданский процесс.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы, работа с основными понятиями.

выборочное оценивание



55

Процессуальное право: арбитражный процесс.

Работа в парах с основными понятиями.

понятийный диктант



56

Процессуальное право: уголовный процесс.


Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Работа в парах: решение проблемных заданий.

выборочное оценивание



57

Процессуальное право: уголовный процесс.

выборочное оценивание



58

Процессуальное право: административная юрисдикция.

Работа в парах: систематизация учебного материала в виде схем.

выборочное оценивание

устный опрос



59

Процессуальное право: конституционное судопроизводство.

Работа в парах: систематизация учебного материала в виде схем.

выборочное оценивание

устный опрос




60

Международная защита прав человека.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание



61

Международная защита прав человека.

Индивидуальная: участие в дискуссии.


выборочное оценивание



62

Взгляды в будущее.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание



63

Взгляды в будущее.

Индивидуальная: работа над проектом и его презентация.

оценивание презентации



64

Обобщение: «Человек и закон».

Индивидуальная: тест (КИМ № )

оценивание теста




65

Урок коррекции знаний по теме: «Человек и закон».

Работа над ошибками, допущенными в тесте.

выборочное оценивание

Итоговое повторение – 5 часов.




66-

67

Повторение по теме: «Человек и экономика».

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание



68

Повторение по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни».

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание



69-

70

Повторение по теме: «Человек и закон».

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание

Свежие документы:  Конспект открытого урока в 7-х классах на тему «Путешествие в англо-говорящие страны» по учебнику Биболетова «EnjoyEnglish»











4. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.





Л.Н.Боголюбов, Обществознание, 11 класс, базовый уровень М., Просвещение, 2011

Л.Н. Боголюбов, Поурочные разработки по обществознанию, 11 класс, базовый уровень, М. Просвещение, 2008

П.А.Баранов, Полный справочник подготовки к ГИА, М., Астрель, 2009

Р.Я.Молодецкий, Формирование учебных компетенций по обществознанию, 11 класс, Волгоград,2009.

Единый государственный экзамен 2012,обществознание, «Интеллект-Центр», М., 2012.

В.В. Баранов, Учебно- справочное пособие по обществознанию, М., Астрель, 2010

www. rustest.ru

www. uchitel.com

www. pedsovet.org

ЦОР «Мир демократии» (путешествие во времени)// Избирательная комиссия РО//

ЦОР Обществознание, практикум // НФПК//

https://fcior.edu.ru

https://school-collection.edu.ru









5. Контрольно-измерительные материалы.

КИМ №1

Тема: «Человек и экономика.

Вариант – 1

А1. Что изучает экономическая наука?

  1. Действие объективных законов истории

  2. Способы распределения материальных благ

  3. Систему признаков, определяющих социальную структуру

А2. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения. Это вид экономической деятельности в сфере

  1. Производства

  2. Обмена

  3. Распределения

  4. Потребления

А3. Конкуренция производителей в рыночной экономике

  1. Приводит к снижению производительности труда

  2. Уравновешивает спрос и предложение

  3. Усиливает вмешательство государства в экономику

А4. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные для производителей. Это пример

  1. Рыночной экономики

  2. Традиционной экономики

  3. Командной экономики

  4. Смешанной экономики

А5. Суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель

  1. Национальный доход

  2. Валовой внутренний продукт

  3. Производительность труда

  4. Валовой оборот

А6. Верны ли следующие суждения о потреблении?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство.

1) верно только А. 3) верны оба суждения

2) верно только Б. 4) оба суждения неверны

А 7. Установите соответствие между формами собственности и примерами:

Формы собственности: А. Государственная; Б. Частная

  1. Семейная ферма 4) Приватизированная квартира

  2. Вооруженные силы страны 5) Национальный парк

  3. Сельскохозяйственный кооператив 6) Чеканка денег

1

2

3

4

5

6









А8 . Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного характеризуют понятие «рынок». Найдите и укажите термин, не относящийся к данному понятию.

— Производитель, цена, спрос, дефицит, государственное распределение.

А9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «совершенная конкуренция», Составьте два предложения, содержащих информацию о совершенной конкуренции.























КИМ №1

Тема: «Человек и экономика».

Вариант – 2

А1. Экономика как наука изучает

  1. Способы регулирования социальных конфликтов

  2. Способы рационального использования ограниченных ресурсов

  3. Социальные последствия научно-технической революции

  4. Способы оптимального управления обществом

А2. Необходимым признаком рыночной экономики является

  1. Свободное ценообразование

  2. Использование ресурсосберегающих технологий

  3. Высокое качество продукции

  4. Внешнеэкономическая деятельность государства

А3. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика- наука о хозяйстве, способах ведения его людьми, процесс производства и обмен товаров.

Б. Экономика- это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей, путем создания необходимых благ.

1) верно только А. 3) верны оба суждения

2) верно только Б. 4) оба суждения неверны

А4. Предложение товара контролируется небольшим количеством продавцов, действия которых взаимозависимы, это-

  1. Олигополия

  2. Монополия

  3. Конкуренция

  4. Цена

А5. Наука, изучающая основы экономических отношений, это-

  1. Политэкономия

  2. Макроэкономика

  3. Микроэкономика

  4. Меркантилизм

А6. Конкуренция производителей в рыночной экономике

  1. Приводит к снижению производительности труда

  2. Уравновешивает спрос и предложение

  3. Усиливает вмешательство государства в экономику

  4. Стимулирует увеличение затрат на производство

А7. Установите соответствие между формами собственности и примерами:

Формы собственности: А. Частная Б. Государственная

  1. Третьяковская галерея

  2. Фермерское хозяйство

  3. Имущество дипломатических представительств

  4. Приватизированная квартира

  5. Гаражный кооператив

  6. Вооруженные силы страны

1

2

3

4

5

6









А8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «рыночная экономика».

— Закон спроса, конкуренция, общинная земля, фирма, прибыль, банк, биржа.

А9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «уровень жизни». Составьте два предложения, содержащих информацию об уровне жизни.





















КИМ № 2

Тема: «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

Вариант – 1

А1 С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер

  1. Отказа от смертной казни за совершение преступлений

  2. Успехов в освоении космического пространства

  3. Сглаживания социального неравенства в обществе

  4. Формирования гражданского общества

А2 Что относится к социальным качествам человека?

  1. Разрез глаз 3) Память быстрота реакции

  2. Расовые признаки 4) Жизненные принципы

А3 Верны ли следующие высказывания о путях и формах общественного развития?

А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.

Б. В индустриальном обществе коллективистские ценности безусловно преобладают над ценностями свободы личности.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А4 Что из перечисленного характеризует искусство в отличии от науки?

  1. Выявление закономерностей развития природы и общества

  2. Теоретическое решение мировоззренческих проблем

  3. Отражение мира в художественных образах

  4. Использование понятий и теоретических положений

А5 Какая позиция характеризует экономику как науку

  1. Открытие нового супермаркета

  2. Расчет изменения спроса на мобильные телефоны

  3. Оказание населению медицинских услуг

  4. Расширение сети парикмахерских салонов

А6 Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется

  1. Малой 2) Большой 3) Формальной 4) Референтной

А7 Отказ подать руку или поддержать дружеские отношения – пример применения санкций

  1. Неформальных позитивных 3) Неформальных негативных

  2. Формальных позитивных 4) Формальных негативных

А8 К. родился в Берлине, его предки уехали из России сразу после революции. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности

  1. Демографической 3) Конфессиональной

  2. Территориальной 4) Этносоциальной

А9 В ряде стран Европы короли и королевы выполняют лишь представительские функции, не оказывая влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

  1. Абсолютная монархия 3) Конституционная монархия

  2. Парламентская республика 4) Президентская республика

А10 Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

  1. Наличие единой общеобязательной идеологии

  2. Обязанность граждан подчиняться законам

  3. Невмешательство государства в дела гражданского общества

  4. Наличие правоохранительных органов

А11 В государстве К. существует двухуровневая система власти, в конституции четко разграничены полномочия центра и регионов, на местах только исполнительная власть. Такие признаки характерны для государства

  1. Унитарного 2) Федеративного 3) Конфедеративного 4) Республиканского

А12 Верны ли суждения о политике?

А. По сферам охвата политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Б. По направлениям деятельности политика может быть экономической, социальной, национальной, культурной.

1) Верно только А 2) Верно только Б

3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

А13 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии имеют определенную организационную структуру, закрепленную партийным уставом.

Б. Политические партии осуществляют связь общества с государством.

1) Верно только А 2) Верно только Б

3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

В1 Запишите слово, пропущенное в таблице:

Элемент структуры деятельности

Характеристика

Субъект

Кто осуществляет деятельность

Объект

На что деятельность направлена


Идеальный образ желаемого результата

В2 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «политический институт».

— Партии, общественные движения, денежная система, государство, избирательная система, гражданское общество.

Найдите термин «выпадающий» из этого ряда.

В3 Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Характеристика Тип общества

А) сословная структура общества 1) аграрное

Б) серийное производство товаров 2) индустриальное

В) выдвижение на первый план 3) постиндустриальное

сферы услуг

Г) ведущая роль информации

в жизни общества

А

Б

В

Г





В4 Найдите в приведенном ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры под которыми они указаны

1)семья, 2) племя, 3) народность, 4) община, 5) государство

С1 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»?

Составьте два предложения, содержащих информацию об образовании.



























КИМ № 2

Тема: «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

Вариант – 2

А1 Какой признак характеризует индустриальное общество?

  1. Ведущая роль сельского хозяйства

  2. Массовое промышленное производство

  3. Слабый уровень разделения труда

  4. Решающее значение сферы услуг

А2 Социальной потребностью человека является потребность в

  1. Пище и воде 3) Физическом движении

  2. Воздухе 4) Общении

А3 Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека по преимуществу носит сознательный характер.

Б. Деятельность человека всегда созидательна.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А4 Укажите наиболее общее значение понятие «культура».

  1. Воспитанность, цивилизованность человека

  2. Все виды преобразовательной деятельности человека

  3. Исторически обусловленный уровень развития общества

  4. Деятельность в сфере искусства и науки

А5 Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится этот факт?

  1. Политической и социальной

  2. Социальной и духовной

  3. Экономической и духовной

  4. Политической и экономической

А6 Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука представляет собой сложную систему субъектов, методов, объектов и результатов организованной познавательной деятельности.

Б. Наука формирует эмоционально-чувственный образ материального мира.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А7 Под социальной стратификацией понимают

  1. Наличие в обществе различных сфер

  2. Разделение общества на группы

  3. Социальную поддержку малообеспеченных групп населения

  4. Повышение социального статуса

А7 Репродуктивная функция семьи проявляется в

  1. Организации потребления

  2. Моральной регламентации поведения

  3. Воспитании детей

  4. Биологическом воспроизводстве

А8 Что определяет особую роль государства в политической системе общества?

  1. Исключительное право издавать законы

  2. Защита частных интересов граждан

  3. Наличие политического лидера и правящей партии

  4. Разработка политической идеологии

А9 Какой признак отличает демократический политический режим?

  1. Наличие однопартийной системы

  2. Ограничение свободы слова и свободы печати

  3. Контроль государства над частной жизнью граждан

  4. Подчинение политического меньшинства большинству

А10 Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «унитарное государство» и «федерация» относятся к формам правления.

Б. Термины «монархия» и «республика» относятся к формам территориального устройства.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А11 Верны ли следующие суждения об этносе?

А. Естественная предпосылка формирования этноса – общность территории.

Б. Отдельные части этноса могут сохранить этническую идентичность в случае разделения государственными границами.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А12 Главой государства А. является наследственный правитель, власть которого не имеет ограничений. Какая это форма правления?

  1. Парламентская республика 3) Президентская республика

  2. Конституционная монархия 4) Абсолютная монархия

А13 В стране А. гарантировано существование различных форм собственности. Успех предприятий зависит от спроса потребителей. Какой это тип экономики?

  1. Плановая 2) Командная 3) Рыночная 4) Традиционная

В1 Запишите слово, пропущенное в таблице:

Тип общества

Основа производства


Земля и ручной труд

Индустриальное

Промышленное производство

Постиндустриальное

Знания, информация

В2 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство».

— Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность.

Выпишите термин, «выпадающий» из этого ряда.

В3 Установите соответствие между политическими институтами и их функциями.

Функции Политические институты

А) представительство интересов 1) государство

всего общества 2) партии

Б) политическая социализация 3) и государство и партии

граждан

В) выдвижение политических

лидеров

Г) разработка и принятие законов

Д) выступление с критикой

правительства

А

Б

В

Г

Д








В4 Найдите в приведенном ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Ассоциация преподавателей университетов

  2. Региональное управление образования

  3. Объединение ветеранов правоохранительных органов

  4. Территориальное управление внутренних дел

  5. Общество защиты прав потребителей

С1 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль». Составьте два предложения, содержащих информацию о социальном контроле.

КИМ № 3

Тема: «Человек и закон».

Вариант – 1

1. Укажите специфический признак права, отличающий его от других форм социального регулирования.

1) социальная ценность, 2) связь с моралью,

3) обеспечивается возможностью применения государственного принуждения,

4) поддерживается силой общественного мнения.

2. Источником права является

1) юридический факт, 2) международный договор,

3) мемуары Президента, 4) свидетельские показания.

3. Какое суждение является верным?

А. К нормативно-правовым актам органов исполнительной власти относится Конституция РФ.

Б. В РФ реализуется принцип верховенства Конституции.

1) верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

4. Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) торговля продуктами питания в неустановленном месте,

2) появление на работе в нетрезвом состоянии,

3) злостное уклонение от уплаты алиментов, 4) неуплата долга.

5. Какое суждение является верным?

А. В соответствии с Конституцией Президент РФ имеет право лишить российского гражданства за совершение особо тяжкого преступления.

Б. Гражданство РФ может быть приобретено по принципу почвы, крови, в результате принятия.

1) верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

6. Мусор, скопившийся возле дома, гражданин вывез в ближайший овраг. Нормы какого кодекса он нарушил

1) ГК РФ, 2) ЖК РФ, 3) КоАп РФ, 4) УК РФ.

7. К структурным элементам нормы права не относится

1) гипотеза, 2) диспозиция, 3) презумпция, 4) санкция.

8. Какое должностное лицо или орган имеет право принять решение о признании физического лица умершим

1) начальник отдела полиции, 2) суд,

3) орган местного самоуправления, 4) прокуратура.

9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного , относятся к понятию «избирательное право». Выпишите термин, не соответствующий этому понятию.

— Выборы, референдум, избирательные комиссии, штраф, тайна голосования.

10. 15-тилетний школьник решил на время школьных каникул трудоустроиться. Охарактеризуйте его правовое положение как работника с точки зрения его прав, вида работы, времени работы и отдыха, условий труда.



КИМ № 3

Тема: «Человек и закон».

Вариант – 2

1. В соответствии с Конституцией РФ, высшей ценностью в российском обществе и государстве являются

1) основы конституционного строя, 2) нормы международного права,

3) органы государственной власти, 4) человек, его права и свободы.

2. Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) клевета, 2) неуплата долга, 3) утрата паспорта, 4) опоздание на работу.

3. В журнале были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Ему следует обратиться для защиты своей чести и достоинства в

1) прокуратуру, 2) УВД, 3) адвокатуру, 4) суд.

4. Какое суждение является верным?

А Источником власти и носителем суверенитета в РФ является Президент.

Б. Конституция РФ не относит Президента РФ ни к одной ветви власти.

1) верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

5. Какая ситуация регулируется нормами трудового права.

1) гражданин подал заявление в суд о разделе имущества,

2) гражданка была принята на работу на испытательный срок,

3) гражданин был принят судом невиновным,

4) гражданин управлял автомобилем в нетрезвом состоянии.

6. Гражданским правонарушением является

1) штраф за нарушение правил торговли, 2) забастовка шахтеров,

3) продажа легких наркотиков, 4) продажа квартиры в кредит.

5. Какое суждение является верным?

А. В соответствии с Конституцией Президент РФ имеет право лишить российского гражданства за совершение особо тяжкого преступления.

Б. Гражданство РФ может быть приобретено по принципу почвы, крови, в результате принятия.

1) верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

8. Определенным образом организованное взаимодействие норм права, институтов, отраслей носит название

1) правопорядок, 2) правовое пространство, 3) кодекс права, 4) система права.

9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного , относятся к понятию «правовая норма». Выпишите термин, не соответствующий этому понятию.

— Гипотеза, диспозиция, меморандум, санкция.

10. 15-тилетний школьник решил на время школьных каникул трудоустроиться. Охарактеризуйте его правовое положение как работника с точки зрения его прав, вида работы, времени работы и отдыха, условий труда.



Свежие документы:  Технологическая карта урока литературы 10 класс Тема маленького человека в русской литературе Подготовка к сочинению

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: