Рабочая программа по обществознанию 6 класс (А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой)




Согласовано: зам. директора по УВР

Утверждаю: директор МБОУ Галайтинской СОШ



Рабочая программа

по обществознанию

в 6 классе



Учитель: Яндуев С. В.

























Пояснительная записка



Преподавание обществознания в 6 классе продолжает первый концентр гуманитарного образования, а именно изучается структура социума.

Программа разработана для 6 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., Русское слово, 2011.

Основная идея программы – раскрыть роль человека в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе рассмотрены ключевые аспекты данной деятельности.

Обоснованность и значимость программы заключаются в следующем. Курс сочетает историю русского общества и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути разных стран, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных социальных эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости мирового социума, так и его связи с ведущими процессами российской истории. При изучении многих разделов курса предполагается обращение обучающихся к материалу по истории России.

Данный предмет входит в область гуманитарных дисциплин.

Цели учебного предмета таковы. Интегративная цель изучения курса обществознания состоит в овладении обучающимися основами знаний и конкретными представлениями о социальном пути как нашей страны, так и мира в целом, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации. Главная же цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие, и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в деятельности.

Место и роль курса в обучении выглядят так. Вклад основной школы в достижение цели в базовой обществоведческой подготовке и социализации обучающихся трудно переоценить. Потому предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в объёме 34 часа. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации умственной и учебной работы школьников, формированию у них целостных представлений, установлению преемственности в изучении обществознания и отечественной истории.

Цели курса:

а) формирование целостного представления о социальном пути России и европейских стран, о судьбах населяющих их народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях мировой истории, о месте и роли данного этапа во всемирно-историческом процессе

б) формирование ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире

в) воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе

г) развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности

д) формирование умений применять обществоведческие знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе

Задачи курса:

а) формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации

б) овладение основными знаниями по всемирной истории, понимание места и роли России во всемирном социальном процессе

в) воспитание в духе патриотизма, уважения к своей Родине и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества

Свежие документы:  Конспект урока-детектива "Следствие ведут знатоки" 9 класс

г) развитие способности анализировать информацию, содержащуюся в источниках по обществознанию

д) формирование умения применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе

е) усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщённых представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях русской истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней

ж) освоение основных понятий и терминов обществоведческой науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации

з) формирование на основе личностно-эмоционального осмысления обществознания уважительного отношения к предшествующим поколениям, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственных, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов

и) обогащение опыта применения социальных знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения обучающихся в жизнь общества

й) воспитание патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения знаний о расширении направлений сотрудничества социологов России с социологами западноевропейских держав и США, социологами с других континентов

к) формирование умения применять усвоенные обществоведческие знания по обществознанию для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.

Срок реализации программы – один год.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения обществознания в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Данный предмет связан с историей России, всеобщей историей, МХК и экономикой.

С целью решения задач курса и с учётом его особенностей технология обучения строится на следующих методах и приёмах:

— словесный (рассказ-лекция, словесное рисование, комментированное чтение, беседа)

— частично-поисковый, исследовательский (подготовка, чтение и обсуждение докладов обучающихся, разработка портфолио, анализ художественного исторического произведения, сравнительный анализ источников, работа по методу «виноградной грозди», составление схем и таблиц)

— репродуктивный (опрос в устной и письменной (работа по карточкам) форме, тестирование).

В связи с большим объёмом изучаемого материала, который необходимо осветить в этом количестве учебных часов, важную роль приобретает самостоятельный творческий поиск обучающихся.

Режим занятий – дневной, уроки проходят в первой половине дня, по одному часу в неделю.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

а) воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России

б) осознание своей этнической принадлежности, знание древней культуры своего народа и края в контексте общемирового культурного наследия

в) усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод и свобод человека

Метапредметные:

а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации

б) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями – определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовых связей

Свежие документы:  Урок для 5 класса по теме: "«Повторение». (Многообразие явлений природы. Световые явления. Тепловые явления. Звуковые явления)"

в) использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов

Предметные:

а) формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единой и неделимой части мировой истории. Развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством

б) овладение целостным представлением о социальном пути народов Европы, базовыми знаниями о закономерностях мировой истории

в) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях социума, раскрывая её познавательную ценность.

Система оценки достижений обучающихся включает в себя устный опрос, письменную самостоятельную работу, тестовые задания, графическую работу, доклад, творческую работу. Критериями оценивания являются:

а) соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы общего образования ФГОС

б) динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в программе система оценки ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.



































Раздел

Дата

Тема

час

Вид занятий

Виды деятельности

Формы контроля

1



Введение.


Теория

Раскрывать значение терминов «общество», «социум»,

«источник». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать обществознание

Устный ответ

2

Общество – большой дом человечества




Что такое общество


Теория

Рассказать, что такое общество. Характеризовать его многообразие.

Устный ответ

3



Сферы общественной жизни



Теория

Раскрывать, как устроено общество. Показывать сферы общественной жизни. Рассказывать про их взаимосвязь

Устный ответ

4



Экономическая сфера общества



Теория

Показывать материальные потребности. Высказывать и обосновывать оценку действий их носителей. Характеризовать последствия обмена

Устный ответ

5



Труд и образ жизни людей



Теория

Рассказать, что такое физический труд. Привести примеры трудовой дисциплины

Устный ответ

6



Политическая сфера и государственная власть



Теория

Рассказать, что такое политика. Характеризовать законодательную власть

Устный ответ

7



Какие бывают государства



Теория

Характеризовать точки зрения на происхождение государства. Объяснять смысл понятий «монархия», «республика»

Устный ответ

8


Социальная сфера общества

Теория

Объяснять смысл понятия «этнос». Разъяснять функции малой группы. Характеризовать народности

Устный ответ

9


Социальные различия в обществе

Теория

Объяснять смысл понятия «неравенство». Раскрывать сущность конфликта «высшего» и «низшего» классов. Характеризовать позиции правительства

Устный ответ

10


Духовная сфера общества

Теория

Показывать духовную сферу как часть культуры. Раскрывать их причины и последствия превалирования материального

Устный ответ

11


Духовные богатства общества и культурное наследие

Теория

Показывать духовные богатства общества. Раскрывать причины и последствия создания библиотек

Устный ответ

12


Основные типы обществ

Теория

Объяснять, в чём заключались критерии деления обществ.

Устный ответ

13


Общественный прогресс

Теория

Характеризовать особенности общественных изменений. Приводить примеры прогресса.

Устный ответ

14


Промежуточный контроль по теме «Общество – большой дом человечества»

Практика

Выполнять самостоятельную работу по изученному разделу

Тесты

15

Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое

Теория

Объяснять, что такое мир. Характеризовать глобализацию

Устный ответ

16


Современное общество

Теория

Характеризовать современное производство в России. Давать оценку Интернету и мегаполисам

Устный ответ

17


Глобальные проблемы современности

Теория

Рассказывать о глобальных проблемах современности. Давать оценку демографическим проблемам

Устный ответ

18


Как спасти природу

Теория

Характеризовать общество и экологию. Составлять устную характеристику Красной книги

Устный ответ

19


Российское общество в начале 21 в.

Теория

Характеризовать особенности российского общества. Объяснять сущность его духовного развития

Устный ответ

20


Ресурсы экономического развития нашей страны

Теория

Показывать на карте экономические ресурсы нашей страны. Характеризовать труд и капитал

Устный ответ

21


Конституция – основной закон государства

Теория

Характеризовать нормативные правовые акты. Объяснять значение референдума. Раскрывать смысл понятия «конституция»

Устный ответ

22


Основы конституционного строя российской федерации

Теория

Объяснять, что такое конституционный строй. Рассказывать о гуманизме

Устный ответ

23


Государственное устройство России

Практика

Объяснять государственное устройство нашей страны. Составлять схему ветвей власти

Схема

24


Что значит быть гражданином России

Теория

Характеризовать, что значит быть гражданином Отечества. Объяснять смысл понятий «патриотизм», «гражданство».

Устный ответ

25


Духовные ценности российского народа

Теория

Характеризовать духовные ценности. Называть традиционные религии.

Устный ответ

26


Культурные достижения народов России

Теория

Рассказать о культурных достижениях. Характеризовать краеведение

Устный ответ

27


Россия в современном мире

Теория

Раскрывать место России в современном мире. Рассказывать о лауреатах Нобелевской премии. Характеризовать положение великой державы

Устный ответ

28


Промежуточный контроль по теме «Общество, в котором мы живём»

Практика

Выполнять самостоятельную работу по изученному разделу

Тесты

29


Обобщение по теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»

Практика

Выполнять самостоятельную работу

Тесты

30


Обобщение по теме «Государственное устройство России»

Практика

Выполнять самостоятельную работу

Тесты

31


Обобщение по теме «Что значит быть гражданином России»

Практика

Выполнять самостоятельную работу

Тесты

32


Обобщение по теме «Духовные ценности российского народа»

Практика

Выполнять самостоятельную работу

Тесты

33


Обобщение по теме «Культурные достижения народов России»

Практика

Выполнять самостоятельную работу

Тесты

34


Итоговый контроль

Практика

Выполнять итоговую самостоятельную работу

Тесты

Свежие документы:  Сценарий мероприятия на тему «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ»









Требования к уровню подготовки обучающихся



Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, их участников, результаты и итоги событий. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей. Изученные виды обществоведческих источников.

Должны уметь: сравнивать социальные явления и события, объяснять смысл, значение важнейших обществоведческих понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку явлениям, высказывать собственное суждение, читать карту, группировать (классифицировать) события и явления по указанному признаку.

Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывание собственных суждений о социальном наследии народов мира. Использование знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.





Перечень учебно-методического обеспечения



а) Методические и учебные пособия:

1. Обществознание, 6 кл., А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, М., Русское слово, 2012

2. Обществознание, 6 кл., А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, рабочие программы, М., Русское слово, 2012

б) Оборудование и приборы:

1. Локальная сеть

2. Компьютер







Список литературы





а) Литература:

1. Берлякова Н. П., История русской культуры, М., 2007

2. Дугин А. Г., Социология воображения, М., 2010

3. Лосев А. Ф., Дерзание духа, М., 1988

4. Корчак Я. М., Как любить ребёнка, М., 2009

5. Тоффлер Э., Третья волна, М., 2009

б) Интернет-ресурсы:

1. http://www.constitution.ru

2. http:/www.rfdeti.ru

3. http://www.unicef.ru







Приложения

Основные понятия: общество, государство, политика, экономика, производство, обмен, потребление, благо, рынок, труд, работа, профессия

Списки тем рефератов, проектов, творческих работ:

  1. Причины и направления развития общества

  2. Государственный суверенитет

  3. Ветви российской власти

  4. Состав капиталистического общества

  5. Аграрное общество в современном мире









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: