Рабочая программа по обществознанию 6 класс Боголюбова Ивановой


ГБОУ ПЕТЕРГОФСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II



УТВЕРЖДЕНО

Приказ № _____

Дата __________

Директор гимназии

Никитина Г.А.

______________



РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Методическое объединение учителей истории

и обществознания

Протокол № _____ от 30.08.2013 г.

Председатель МО

Овчинникова И.Р.

___________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

6 КЛАСС







Составитель: Овчинникова И.Р.,

Учитель истории и обществознания


















2013


Пояснительная записка.


Данная рабочая программа разработана для обучения обществознанию школьников в российских общеобразовательных учреждениях и гимназиях на основе линии учебно-методического комплекта «Обществознание» авторов Л. Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой.

Настоящая программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по обществознанию, и соотносятся с действующей примерной программой по обществознанию в общеобразовательной школе (2009).


Программа рассчитана на 35 учебных часов для обязательного изучения обществознания на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебный час в неделю в 6 классе. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 ОТ 09.03.2004.

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ 2 , зачетов нет , тестов 3 ;

Практикумов 7.


Задача курса:

  • помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность;

  • осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли;

  • учиться их адекватному осуществлению, в рамках нормативной ответственности.

В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли,

различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях:

семье, в классе, в кругу друзей.

Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях,

проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.


Цели обучения.

Актуальность данного курса заключается в возможности использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной деятельности для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских прав и обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Развитие коммуникативной компетенции в процессе социализации личности:

  • становление личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, проявляющихся в процессе межличностных отношений;

  • формирование критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;

  • утверждение нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации в обществе.


Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала социально-экономических наук:

  • воспитание и формирование у учащихся гражданской позиции, потребности изучения общественных наук, как будущего средства общения самореализации и социальной адаптации в мультикультурный мире, в условиях глобализации и международной интеграции, на основе осознания важности изучения наук входящих в комплекс обществознание, как средство общения и познания современного мира.


Формирование навыков и умений в процессе освоения знаний:

  • освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Формирование универсальных учебных действий (умений):

  • самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

  • участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;

  • осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, фотодокументы)

  • критически оценивать достоверность полученной информации.


Результаты обучения

Результаты обучения обществознанию в 6 классе полностью соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.


Учебно-тематическое планирование

Количество часов 35 часов (1 час × 34 недели + 1 час).

УМК









  1. Учебник. Обществознание. 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение» 2011

  2. Рабочая тетрадь. Введение в обществознание. 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение» 2013

  3. Видео пособие (DVD)


Тема

Количество часов

Сроки

Контроль

1

Человек

8

I полугодие, I четверть

Самостоятельная работа, практикум

2

Семья

5

I полугодие, II четверть

2 практикума

3

Школа

4

I полугодие, II четверть

Практикум, тест, контрольная работа

4

Труд

5

II полугодие, III четверть

Практикум, тест

5

Родина

6

II полугодие, IIIIV четверти

Защита проектов, практикум, тест

6

Добродетели

5

II полугодие, IV четверть

Практикум

7

Итоговое повторение

2

II полугодие, IV четверть

Контрольная работа


Требования к уровню подготовки учащихся

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; деятельности людей в различных сферах;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;


Используемый учебно-методический комплект:

  • Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— Москва «Просвещение», 2011.

  • Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год.

  • Методические рекомендации по курсу «Обществознание». 6 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2010 год.


Интернет-ресурсы:

https:// fcior.edu.ru

https:// shool-collection.edu.ru

http:// Wikipedia.org/wiki/


Календарно-тематическое планирование Приложение 1

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания образования

Основные понятия

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

1.

Введение.

Глава1. Человек.

Человек родился.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Биологическая и социальная сущность человека

Индивид, индивидуальность, личность, гуманизм, наследственность

Беседа

Знать:

  • новые понятии о человеке

  • отличать понятие личность и индивид

§1, схема стр.10

2

Человек – личность.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Социализация, процесс становления личности, сущность социальных норм

Личность, социализация, социальные нормы

Фронтальный

Уметь:

  • различать биологическое и социальное в человеке

§2, стр. 25 (вопросы)

3

Особый возраст: отрочество.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Возрастные особенности, психологическая характеристика возраста

Подросток, юноша, самостоятельность

Фронтальный

Уметь

  • давать характеристику подростковому периоду жизни

§3, стихотворение

4

Познай самого себя.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Виды человеческой деятельности, самопознание и самосознание личности

Труд, учеба, общение, игра, самооценка,способности, поступки

Дифференцируемый (групповой)

Знать:

  • новые понятия

Уметь:

  • критически оценивать свои способности

§4, стр. 45, задание №5 письменно

5

Человек и его деятельность.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Деятельность и ее проявление в обществе

Работа, ответственность

Фронтальный

Уметь:

  • определять необходимость труда для человека

§5, пословицы и поговорки о труде

6

Что человек чувствует, о чём размышляет.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Разновидности потребностей (социальные и духовные)

Биологиеские и духовные потребности, духовный мир, суждения, умозаключение

Фронтальный

Уметь:

  • находить решения в социальной задаче

  • предвидеть решения

  • сравнивать суждения

§6

7

Практикум: 1.учимся общаться

2.учимся узнавать и оценивать себя.

3. учимся правильно организовывать свои занятия.

4. учимся размышлять.

Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.



Практикум



8

Урок обобщения по теме «Человек»

Урок комплексного применения ЗУН



Самостоятельная работа



9

Глава 2 . Семья.

Семья – ячейка общества.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Семья – главный социальный институт, семья и государство, виды семей.

Семья

Фронтальный

Уметь:

  • определять семью

Знать:

  • функции семьи

  • виды семей

§7, «В классе и дома»

10

Семейное хозяйство

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Семейные заботы, функции семьи.

Совместный труд, совместные цели

Фронтальный

Знать:

  • понятие экономика

  • виды хозяйствования

§8, «В классе и дома»

11

Делу время – потехе час.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Свободное время, единицы времени, определение времени без часов

Время, вариация, хобби, свободное время

Практическое занятие по репродукциям картин

Уметь:

  • определять вид деятельности по картинам

Знать:

  • понятие свободное время


§9, стр. 96, вопрос №1 (письменно)

12

Практикум «Учимся вести домашнее хозяйство»

Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.



Практикум



13

Урок обобщения по теме «Семья»

Урок комплексного применения ЗУН



Тест







14

Глава 3.

Школа.

Профессия – ученик.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Этапы школьного образования, школа в прошлом

Школа, как социальный институт, характеристика этапов школьного образования, функции школы

Фронтальный

Уметь:

  • определять ее функции


Знать:

  • понятие школы


§10

15

Одноклассники, сверстники, друзья.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Межличностные отношения, их особенности в подростковом возрасте

Сверстники, дружба, толерантность

Урок-беседа

Уметь:

  • определять характеристику класса

  • определять группы класса

  • определять взаимоотношения в группах

§11, вопрос №2 (письменно)

16

Практикум

«Учимся дружно жить в классе»

Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.

Доброта, толерантность в обществе

Уважение, групповое уважение

Практикум


Стихотворение стр.120-122

17

Урок обобщения по теме «Школа. Профессия – ученик.»

Урок комплексного применения ЗУН



Контрольная работа



18

Глава 4. Труд.

Труд – основа жизни.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Трудовая деятельность, выбор профессии, богатство, бедность

Труд, продукт труда, оценка труда, творчество

Фронтальный

Уметь:

  • уметь выявлять собственное профессиональное предпочтение

  • понимать, что значит оценка труда

§12, стр. 130-131 (текст)

19

Труд и творчество.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Творчество, как вид деятельности, интеллектуальная деятельность, профессионализм

Творчество, искусство, ремесло, мастерство

Урок-беседа

Уметь:

  • определять творческое начало в деятельности

§13, стр. 143 «Учимся творчеству»

20

На пути к жизненному успеху.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Слагаемые жизненного успеха, поддержка близких – залог успеха

Успех, жизненный путь

Фронтальный

Уметь:

  • различать умственный и физический труд

  • характеризовать образ жизни

§14, вопрос № 1 — 4.

21

Практикум «Учимся трудиться и уважать труд», «Учимся творчеству»

Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.



Практикум



22

Урок обобщения по теме «труд»

Урок комплексного применения ЗУН



Тест



23

Глава 5 Родина.

Что значит быть патриотом.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Определение федеративного устройства, субъекты федерации, как равные члены государство, государственный язык – русский

Федерация, субъекты федерации, герб, органы власти и управления, патриотизм, Конституция РФ

Фронтальный

Уметь:

  • определять понятие государства, многонациональное государство

Знать:

  • об Основном законе государства Конституции РФ и ее дате принятия


§15, подготовка мини-проектов «Субъекты РФ»

24

Символика России.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Признаки внешнего суверенитета: герб, флаг, гимн, валюта

Герб, флаг, гимн

Фронтальный

Знать:

  • герб, флаг, гимн родного государства – России

§16, продолжение подготовки мини-проектов «Субъекты РФ»

25

Гражданин – Отечества достойный сын.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Элементы политического статуса граждан, права и обязанности граждан России

Референдум, выборы, демократия

Урок-беседа

Знать:

  • систему выборности власти

Уметь:

  • отличать систему выборности власти от системы наследования власти

§17, стр. 180 «Учимся быть достойными гражданами»

26

Мы – многонациональный народ.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся (защита проектов)

Дифференциация «больших и малых народов», многонациональная культура России

Народ, нация, многонациональный народ

Защита проектов

Уметь:

  • определять понятие нация, народ

Знать:

  • признаки нации, народа

Учиться:

  • толерантности

§18, стр. 190 (стихотворение)

27

Практикум. «Учимся быть достойными гражданами.

Учимся уважать людей любой национальности. Урок толерантности»

Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.


Нация, межнациональные отношения

Практикум



28

Урок обобщения по теме «Родина»

Урок комплексного применения ЗУН



Тест



29

Глава 6 . Добродетели.

Человек славен добрыми делами.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Определение нравственной категории «добра и зла», «хорошо и плохо», воспитание гуманистическим началом

Добро, зло, добрые люди, сочувствие, милосердие, мораль

Фронтальный

Знать:

  • что отличает доброго человека

  • «золотое правило морали»

Уметь:

  • применять в жизни «золотое правило морали»

§19, «Учимся делать добро» стр. 198-199

30

Будь смелым.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Воспитание нравственных принципов, основанных на патриотизме, ответственности и гуманизме

Зло, трусость, страх, смелость, героизм

Урок-беседа

Уметь:

  • воспитывать в себе нравственные принципы

§20, стр. 207 №8 (таблица)

31

Что такое человечность.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Гуманизм, как одно из мировых человеческих достижение, определение нравственных религиозных заповедей

Гуманизм, заповедь, социальные нормы

Фронтальный

Уметь:

  • характеризовать понятие гуманизма

  • воспитывать в себе нравственные принципы

§21, стр. 212 «Прояви внимание к старикам»

32

Практикум.

Учимся делать добро.

Учимся быть толерантными.

Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды.



Практикум



33

Урок обобщения по теме «Добродетели»

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся



Урок-беседа



34

Урок итогового повторения по курсу «Человек и общество»

Урок комплексного применения ЗУН



Контрольная работа


Стр. 218-219 «Вопросы для итогового повторения»

35

Резервный урок








Свежие документы:  Внеклассное мероприятие на тему «Семья в моей жизни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: