ГБОУ ПЕТЕРГОФСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № _____
Дата __________
Директор гимназии
Никитина Г.А.
______________
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Методическое объединение учителей истории
и обществознания
Протокол № _____ от 30.08.2013 г.
Председатель МО
Овчинникова И.Р.
___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6 КЛАСС
Составитель: Овчинникова И.Р.,
Учитель истории и обществознания
2013
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана для обучения обществознанию школьников в российских общеобразовательных учреждениях и гимназиях на основе линии учебно-методического комплекта «Обществознание» авторов Л. Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой.
Настоящая программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по обществознанию, и соотносятся с действующей примерной программой по обществознанию в общеобразовательной школе (2009).
Программа рассчитана на 35 учебных часов для обязательного изучения обществознания на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебный час в неделю в 6 классе. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 ОТ 09.03.2004.
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 2 , зачетов нет , тестов 3 ;
Практикумов 7.
Задача курса:
помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность;
осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли;
учиться их адекватному осуществлению, в рамках нормативной ответственности.
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли,
различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях:
семье, в классе, в кругу друзей.
Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях,
проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
Цели обучения.
Актуальность данного курса заключается в возможности использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной деятельности для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских прав и обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Развитие коммуникативной компетенции в процессе социализации личности:
становление личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, проявляющихся в процессе межличностных отношений;
формирование критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
утверждение нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации в обществе.
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала социально-экономических наук:
воспитание и формирование у учащихся гражданской позиции, потребности изучения общественных наук, как будущего средства общения самореализации и социальной адаптации в мультикультурный мире, в условиях глобализации и международной интеграции, на основе осознания важности изучения наук входящих в комплекс обществознание, как средство общения и познания современного мира.
Формирование навыков и умений в процессе освоения знаний:
освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Формирование универсальных учебных действий (умений):
самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;
осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, фотодокументы)
критически оценивать достоверность полученной информации.
Результаты обучения
Результаты обучения обществознанию в 6 классе полностью соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.
Учебно-тематическое планирование
Количество часов 35 часов (1 час × 34 недели + 1 час).
УМК
Учебник. Обществознание. 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение» 2011
Рабочая тетрадь. Введение в обществознание. 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение» 2013
Видео пособие (DVD)
Тема | Количество часов | Сроки | Контроль | |
1 | Человек | 8 | I полугодие, I четверть | Самостоятельная работа, практикум |
2 | Семья | 5 | I полугодие, II четверть | 2 практикума |
3 | Школа | 4 | I полугодие, II четверть | Практикум, тест, контрольная работа |
4 | Труд | 5 | II полугодие, III четверть | Практикум, тест |
5 | Родина | 6 | II полугодие, III—IV четверти | Защита проектов, практикум, тест |
6 | Добродетели | 5 | II полугодие, IV четверть | Практикум |
7 | Итоговое повторение | 2 | II полугодие, IV четверть | Контрольная работа |
Требования к уровню подготовки учащихся
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; деятельности людей в различных сферах;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Используемый учебно-методический комплект:
Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— Москва «Просвещение», 2011.
Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год.
Методические рекомендации по курсу «Обществознание». 6 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2010 год.
Интернет-ресурсы:
— https:// fcior.edu.ru
— https:// shool-collection.edu.ru
— http:// Wikipedia.org/wiki/
Календарно-тематическое планирование Приложение 1
Тема урока | Тип урока | Элементы содержания образования | Основные понятия | Вид контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | |
1. | Введение. Глава1. Человек. Человек родился. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Биологическая и социальная сущность человека | Индивид, индивидуальность, личность, гуманизм, наследственность | Беседа | Знать:
| §1, схема стр.10 |
2 | Человек – личность. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Социализация, процесс становления личности, сущность социальных норм | Личность, социализация, социальные нормы | Фронтальный | Уметь:
| §2, стр. 25 (вопросы) |
3 | Особый возраст: отрочество. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Возрастные особенности, психологическая характеристика возраста | Подросток, юноша, самостоятельность | Фронтальный | Уметь
| §3, стихотворение |
4 | Познай самого себя. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Виды человеческой деятельности, самопознание и самосознание личности | Труд, учеба, общение, игра, самооценка,способности, поступки | Дифференцируемый (групповой) | Знать:
Уметь:
| §4, стр. 45, задание №5 письменно |
5 | Человек и его деятельность. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Деятельность и ее проявление в обществе | Работа, ответственность | Фронтальный | Уметь:
| §5, пословицы и поговорки о труде |
6 | Что человек чувствует, о чём размышляет. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Разновидности потребностей (социальные и духовные) | Биологиеские и духовные потребности, духовный мир, суждения, умозаключение | Фронтальный | Уметь:
| §6 |
7 | Практикум: 1.учимся общаться 2.учимся узнавать и оценивать себя. 3. учимся правильно организовывать свои занятия. 4. учимся размышлять. | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. |
|
| Практикум |
|
|
8 | Урок обобщения по теме «Человек» | Урок комплексного применения ЗУН |
|
| Самостоятельная работа |
|
|
9 | Глава 2 . Семья. Семья – ячейка общества. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Семья – главный социальный институт, семья и государство, виды семей. | Семья | Фронтальный | Уметь:
Знать:
| §7, «В классе и дома» |
10 | Семейное хозяйство | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Семейные заботы, функции семьи. | Совместный труд, совместные цели | Фронтальный | Знать:
| §8, «В классе и дома» |
11 | Делу время – потехе час. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Свободное время, единицы времени, определение времени без часов | Время, вариация, хобби, свободное время | Практическое занятие по репродукциям картин | Уметь:
Знать:
| §9, стр. 96, вопрос №1 (письменно) |
12 | Практикум «Учимся вести домашнее хозяйство» | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. |
|
| Практикум |
|
|
13 | Урок обобщения по теме «Семья» | Урок комплексного применения ЗУН |
|
| Тест |
|
|
14 | Глава 3. Школа. Профессия – ученик. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Этапы школьного образования, школа в прошлом | Школа, как социальный институт, характеристика этапов школьного образования, функции школы | Фронтальный | Уметь:
Знать:
| §10 |
15 | Одноклассники, сверстники, друзья. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Межличностные отношения, их особенности в подростковом возрасте | Сверстники, дружба, толерантность | Урок-беседа | Уметь:
| §11, вопрос №2 (письменно) |
16 | Практикум «Учимся дружно жить в классе» | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. | Доброта, толерантность в обществе | Уважение, групповое уважение | Практикум |
| Стихотворение стр.120-122 |
17 | Урок обобщения по теме «Школа. Профессия – ученик.» | Урок комплексного применения ЗУН |
|
| Контрольная работа |
|
|
18 | Глава 4. Труд. Труд – основа жизни. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Трудовая деятельность, выбор профессии, богатство, бедность | Труд, продукт труда, оценка труда, творчество | Фронтальный | Уметь:
| §12, стр. 130-131 (текст) |
19 | Труд и творчество. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Творчество, как вид деятельности, интеллектуальная деятельность, профессионализм | Творчество, искусство, ремесло, мастерство | Урок-беседа | Уметь:
| §13, стр. 143 «Учимся творчеству» |
20 | На пути к жизненному успеху. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Слагаемые жизненного успеха, поддержка близких – залог успеха | Успех, жизненный путь | Фронтальный | Уметь:
| §14, вопрос № 1 — 4. |
21 | Практикум «Учимся трудиться и уважать труд», «Учимся творчеству» | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. |
|
| Практикум |
|
|
22 | Урок обобщения по теме «труд» | Урок комплексного применения ЗУН |
|
| Тест |
|
|
23 | Глава 5 Родина. Что значит быть патриотом. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Определение федеративного устройства, субъекты федерации, как равные члены государство, государственный язык – русский | Федерация, субъекты федерации, герб, органы власти и управления, патриотизм, Конституция РФ | Фронтальный | Уметь:
Знать:
| §15, подготовка мини-проектов «Субъекты РФ» |
24 | Символика России. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Признаки внешнего суверенитета: герб, флаг, гимн, валюта | Герб, флаг, гимн | Фронтальный | Знать:
| §16, продолжение подготовки мини-проектов «Субъекты РФ» |
25 | Гражданин – Отечества достойный сын. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Элементы политического статуса граждан, права и обязанности граждан России | Референдум, выборы, демократия | Урок-беседа | Знать:
Уметь:
| §17, стр. 180 «Учимся быть достойными гражданами» |
26 | Мы – многонациональный народ. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся (защита проектов) | Дифференциация «больших и малых народов», многонациональная культура России | Народ, нация, многонациональный народ | Защита проектов | Уметь:
Знать:
Учиться:
| §18, стр. 190 (стихотворение) |
27 | Практикум. «Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Урок толерантности» | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. |
| Нация, межнациональные отношения | Практикум |
|
|
28 | Урок обобщения по теме «Родина» | Урок комплексного применения ЗУН |
|
| Тест |
|
|
29 | Глава 6 . Добродетели. Человек славен добрыми делами. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Определение нравственной категории «добра и зла», «хорошо и плохо», воспитание гуманистическим началом | Добро, зло, добрые люди, сочувствие, милосердие, мораль | Фронтальный | Знать:
Уметь:
| §19, «Учимся делать добро» стр. 198-199 |
30 | Будь смелым. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Воспитание нравственных принципов, основанных на патриотизме, ответственности и гуманизме | Зло, трусость, страх, смелость, героизм | Урок-беседа | Уметь:
| §20, стр. 207 №8 (таблица) |
31 | Что такое человечность. | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Гуманизм, как одно из мировых человеческих достижение, определение нравственных религиозных заповедей | Гуманизм, заповедь, социальные нормы | Фронтальный | Уметь:
| §21, стр. 212 «Прояви внимание к старикам» |
32 | Практикум. Учимся делать добро. Учимся быть толерантными. | Умение самостоятельно анализировать информацию. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. |
|
| Практикум |
|
|
33 | Урок обобщения по теме «Добродетели» | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся |
|
| Урок-беседа |
|
|
34 | Урок итогового повторения по курсу «Человек и общество» | Урок комплексного применения ЗУН |
|
| Контрольная работа |
| Стр. 218-219 «Вопросы для итогового повторения» |
35 | Резервный урок |
|
|
|
|
|
|