муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательное учреждение гимназия № 14 управления, экономики и права»
660078, г. Красноярск, пер. Медицинский, 27, тел. 261-27-73, Luep@rambler.ru, Guep@rambler.ru
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Руководитель МО | Зам. директора по УВР | Директор гимназии №14 |
|
| Шуляк Н.В |
Савчикова И.А. | Аносова Т.В. | Пр. № от « » 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию в 8 классе
Бесединой Е.В
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» для учащихся 8 класса составлена на основе :
Программы курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт.Кравченко А.И., М.: Русское слово. 2011.);
учебника Кравченко А.И. Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. М.: Русское слово. 2011
учебного плана гимназии на 2014-2015 у.г.
Во исполнении пунктов 4,5 протокола совещания у Министра Российской федерации М.А. Абызова от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37 пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году»
Министрерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Содержание программы направлено на формирование целостного представления о внутреннем устройстве современного общества, экономического базиса рыночного общества, социальной сферы общества, на освоение учащимися знаний, формирование умений и навыков по предмету на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и авторской программы учебного курса. Изучение программного материала осуществляется в соответствии с авторской программой и материалом учебника.
Цели программы обучения:
—развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи учебного курса:
-Изучить признаки, типологию и основные сферы общества;
-Выделить взаимосвязь между человеком, природой и обществом;
-Познакомиться с признаками прогресса и регресса;
-Изучить классификацию человеческих потребностей по теории А. Маслоу;
-Дать представление о социализации человека, формах общения;
-Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, ролью государства в экономике;
-Сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества, социальной стратификации, этносе, межнациональных отношениях.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. М.: Русское слово. 2011
Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 8 класс. М.: Русское слово. 2011.
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. М.: Русское слово. 2013.
Кравченко А.И. Поурочные планы. 8 класс М.: Русское слово. 2011.
.
Предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в количестве 35 учебных часов, по 1 часу в неделю.
Преобладающей формой организации учебного процесса, является урок, основной формой текущего контроля выступает устный опрос, тест, понятийный диктант, мини-социальные ученические проекты.
Формой промежуточной аттестации является: проверочная работа, тестирование, защита проекта.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Название темы | Количество часов | Из них | Оборудование | Результаты | Дата | ||
теории | Практики | | | | |||
| Раздел 1 «Общество и человек»
| | | | | | |
1 | Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации | 1 | | |
| Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах | |
2 | Взаимосвязь природы и общества Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды. | 1 | | |
| Давать определения понятиям: общество, природа, человек. Объяснять понятие «природа» в широком и узком смысле. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конфетными примерами. Называть примеры негативного и позитивного влияния человечества на природу. Анализировать проблемную ситуацию. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи | |
3 | Типология обществ Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России. | 1 | | | Наглядное пособие «Человек, природа, общество» | Знать, какие типы обществ можно выделить в зависимости от различных критериев. Уметь характеризовать основные типы обществ, сравнивать их. Указывать характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Уметь определить тип конкретного общества. Давать определение понятиям: типология обществ, общественно-экономическая формация, доин-дустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. | |
4 | Социальный прогресс и развитие общества Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности. | 1 | | |
| Объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами. Знать тенденцию неравномерного развития стран, народов, уметь пояснять ее на конкретных примерах. Пояснять сущность социального прогресса как совокупности экономического, технического, культурного прогресса. Уметь определять путь развития общества (реформа или революция). Давать определение понятиям: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха. Формулировать ,и обосновывать собственную позицию по вопросам темы | |
5 | Личность и социальная среда Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. | 1 | | | Наглядное пособие «Социальный прогресс» | Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности | |
6 | Потребности человека Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре. | 1 | | |
| Понимать, что такое потребности человека. Анализировать различные потребности человека. На конкретных примерах показывать роль потребностей в формировании личности. Уметь анализировать свои потребности и выстраивать пути их удовлетворения. Давать определение понятиям: потребность человека, иерархия потребностей, деятельность. Давать характеристику основным формам человеческой деятельности (труд, игра, учение). Характеризовать мотивы деятельности, ее структуру | |
7 | Социализация и воспитание Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье. | 1 | | |
| Характеризовать понятия: социализация, воспитание. Сравнивать воспитание и самовоспитание. Уметь анализировать собственные поступки, поведение окружающих
| |
8 | Социально-психологический процесс общения. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома. | 1 | | | Наглядное пособие «Социализация человека» | Знать сущность и роль общения в жизни людей. Уметь анализировать разные формы общения. Давать определение понятиям: общение, речевое и неречевое общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. Сравнивать виды межличностного общения. Иметь навыки культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях | |
9 | Повторение. Человек в обществе и общество в человеке. Проверочная работа по разделу «Общество и человек» | 1 | | |
|
| |
| Раздел 2. Экономическая сфера | | | |
| | |
10 | Сущность экономики Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. | 1 | | |
| Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Знать, что такое экономика.Разъяснять сущность понятий: экономические отношения, экономика, инфляция, ресурсы, наемный труд, капитал, менеджер, предприниматель, фирма, производство, промышленность, отрасль, предприятие, цех. Уметь определять должное поведение в экономической сфере предпринимателя, менеджера, наемного работника. | |
11 | Структура экономики Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. | 1 | | | Наглядное пособие «Экономика» | Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Знать, что такое экономика. Разъяснять сущность понятий: экономические отношения, экономика, инфляция, ресурсы, наемный труд, капитал, менеджер, предприниматель, фирма, производство, промышленность, отрасль, предприятие, цех. | |
12 | Товар и деньги Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе. | 1 | | | Наглядное пособие «Экономика» | Знать понятие товар, его роль в экономической жизни общества. Разъяснять сущность денег, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. | |
13 | Банковская система России Банки, особенности банковской структуры. Банковская деятельность в Р.Ф. | 1 | | |
| Знать особенности банковской системы Р.Ф. Способы функционирования банков. | |
14 | Спрос и предложение Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика. | 1 | | |
| Знать, что такое спрос и предложение, как они взаимосвязаны в рыночной экономике. Объяснять на конкретных примерах взаимосвязь цены, спроса и предложения. Давать определение понятиям: спрос, предложение, маркетинг, товарный дефицит, покупательная способность | |
15 | Рынок, цена, конкуренция Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. | 1 | | |
| Характеризовать рынок, рыночную экономику. Называть основные функции цены. Сравнивать понятия: конкуренция, монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар. Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия | |
16 | Предпринимательство Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. | 1 | | |
| Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность.Уметь анализировать тип предпринимателя.Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере.Давать определение понятиям: прибыль, предприниматель, менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Высказывать суждения о роли малого бизнеса | |
17 | Роль государства в экономике Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог. | 1 | | |
| Называть способы воздействия государства на экономику Уметь ориентироваться в системе налогообложения, анализировать отдельные виды налогов. Уметь разъяснять сущность понятий: налогообложение, прямой налог, косвенный налог, типы экономических систем, социальная политика, акциз | |
18 | Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. | 1 | | |
| Объяснять сущность бюджета. Уметь составлять личный или семейный бюджет. | |
19 | Бюджет государства Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. | 1 | | |
| Знать отличительные особенности государственного бюджета, способы решения проблем, связанных с дефицитом государственного бюджета. Уметь анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. Давать определение понятий: бюджет, стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы | |
20 | Пенсионные программы Особенности пенсионной системы Р.Ф. | 1 | | |
| Знать особенности пенсионной системы | |
21 | Труд, занятость, безработица Сущность и виды труда. Труд и досуг. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы. | 1 | | |
| Называть нормы правового регулирования трудовых отношений. Объяснять понятие «занятость». Уметь анализировать социальные, психологические проблемы безработных, причины безработицы | |
22 | Заработная плата и стимулирование труда. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход.
| 1 | | |
| Знать формы и виды заработной платы. Уметь рассчитывать сдельную и повременную заработную плату. | |
23 | Повторение. Проверочная работа по разделу «Экономическая сфера жизни общества» | 1 | | |
| | |
| Раздел 3. Социальная сфера. | | | |
| | |
24 | Социальная структура Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия. | 1 | | |
| Объяснять сущность социальной структуры. Характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества. Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью | |
25 | Социальная стратификация Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. | 1 | | | Наглядное пособие «Социальная сфера» | Характеризовать социальную дифференциацию. Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. Давать определение понятиям: социальное расслоение, страта, доход, власть, престиж, класс, образ жизни | |
26 | Богатые Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни. | 1 | | |
| Знать, определение и измерение богатства. Аргументировать свой взгляд на богатство и возможные пути достижения. | |
27 | Бедные Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. | 1 | | |
| Знать, что такое бедность, ее типы. Аргументировать свой взгляд на бедность и возможные пути выхода из нее. Давать определение понятиям: бедность, доход, порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная бедность, нищета | |
28 | Этнос: нации и народности Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты. | 1 | | |
| Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия. Анализировать различные этнообразующие факторы. Определять сходство и различия между нацией и народностью. Грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов, уважительно относиться к их культуре, жизни | |
29 | Межнациональные отношения Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. | 1 | | |
| Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость, толерантность | |
30 | Конфликты в обществе Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. | 1 | | |
| Называть основные социальные нормы. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Характеризовать структуру конфликта. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, предмет конфликта, виды конфликтов, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры,, арбитраж, применение силы | |
31 | Семья Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. | 1 | | |
| Знать функции семьи, ее виды, значение для общества и личности. | |
32 | Повторение.Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.
| 1 | | |
| | |
33 | Обобщающее повторение курса 8 класса
| 1 | | |
| | |
34 | Годовая контрольная работа за курс 8 класса.
| 1 | | |
| | |
35 | Анализ контрольной работы
| 1 | | |
| | |
|
| | | |
| | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Тема 2. Взаимосвязь природы и общества
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Тема 3. Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 5. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Тема 6. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Тема 7. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 8. Социально-психологический процесс общение
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Тема 9. Сущность и структура экономика
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Тема 10. Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Тема 11. Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Тема 13. Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Тема 14. Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Тема 16. Труд, занятость, безработица
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.
Тема 18. Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Тема 19. Богатые
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Тема 20. Бедные
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Тема 21. Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Тема 22. Межнациональные отношения
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Тема 23. Конфликты в обществе
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
Тема 24. Семья.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Повторение. Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Количество часов | № уроков | |
1 | Глава I. Общество и человек | 9 | 1-9 |
2 | Глава II. Экономическая сфера | 14 | 10-23 |
3 | Глава III. Социальная сфера | 9 | 24-32 |
4 | Обобщающее повторение курса | 1 | 33 |
5 | Годовая контрольная работа | 1 | 34 |
6 | Анализ контрольной работы | 1 | 35 |
ГРАФИК ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
тема | № урока | дата | Форма контроля | источник | |
1 | Общество и человек | 9 |
| тестирование | Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 8 класс. М.: Русское слово. 2011.
|
2 | Экономическая сфера | 23 |
| Защита проекта |
|
3 | Социальная сфера | 32 |
| Проверочная работа | Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 8 класс. М.: Русское слово. 2011.
|
4 | Годовая контрольная работа | 34 |
| Контрольная работа | Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 8 класс. М.: Русское слово. 2011.
|
5 | Анализ контрольной работы | 35 |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература
Кравченко А.И. Обществознание: 8 класс. М.: Русское слово;
Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 8 класс. М.: Русское слово. 2011.
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. М.: Русское слово. 2010.
Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс. — М.: Русское слово.
Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Боголюбова Л.Н. и Кравченко А.И.
Дидактический материал
Наглядные пособия по обществознанию (человек, природа, общество, социальный прогресс, социализация человека, экономика, социальная сфера).
Оборудование и приборы
Интерактивная доска IQBoard
Проектор NEC