Пояснительная записка
Программа разработана для 8 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы А. И. Кравченко, «Обществознание», М., Русское слово, 2013, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Основная идея программы – раскрыть роль человека в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе рассмотрены ключевые аспекты данной деятельности.
Обоснованность и значимость программы заключаются в следующем. Курс сочетает историю русского общества и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути разных стран, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных социальных эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости мирового социума, так и его связи с ведущими процессами российской истории. При изучении многих разделов курса предполагается обращение обучающихся к материалу по истории России.
Данный предмет входит в область гуманитарных дисциплин.
Цели учебного предмета таковы. Интегративная цель изучения курса обществознания состоит в овладении обучающимися основами знаний и конкретными представлениями о социальном пути как нашей страны, так и мира в целом, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации. Главная же цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие, и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в деятельности.
Место и роль курса в обучении выглядят так. Вклад основной школы в достижение цели в базовой обществоведческой подготовке и социализации обучающихся трудно переоценить. Потому предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в объёме 34 часа. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации умственной и учебной работы школьников, формированию у них целостных представлений, установлению преемственности в изучении обществознания и отечественной истории.
Цели курса:
а) формирование целостного представления о социальном пути России и европейских стран, о судьбах населяющих их народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях мировой истории, о месте и роли данного этапа во всемирно-историческом процессе
б) формирование ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире
в) воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе
г) развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности
д) формирование умений применять обществоведческие знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе
Задачи курса:
а) формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
б) овладение основными знаниями по всемирной истории, понимание места и роли России во всемирном социальном процессе
в) воспитание в духе патриотизма, уважения к своей Родине и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества
г) развитие способности анализировать информацию, содержащуюся в источниках по обществознанию
д) формирование умения применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе
е) усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщённых представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях русской истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней
ж) освоение основных понятий и терминов обществоведческой науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации
з) формирование на основе личностно-эмоционального осмысления обществознания уважительного отношения к предшествующим поколениям, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственных, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов
и) обогащение опыта применения социальных знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения обучающихся в жизнь общества
й) формирование умения применять усвоенные обществоведческие знания по обществознанию для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.
Срок реализации программы – один год.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения обществознания в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Данный предмет связан с историей России, всеобщей историей, МХК и экономикой.
С целью решения задач курса и с учётом его особенностей технология обучения строится на следующих методах и приёмах:
— словесный (рассказ-лекция, словесное рисование, комментированное чтение, беседа)
— частично-поисковый, исследовательский (подготовка, чтение и обсуждение докладов обучающихся, разработка портфолио, анализ художественного произведения, сравнительный анализ источников, работа по методу «виноградной грозди», составление схем и таблиц)
— репродуктивный (опрос в устной и письменной (работа по карточкам) форме, тестирование).
В связи с большим объёмом изучаемого материала, который необходимо осветить в этом количестве учебных часов, важную роль приобретает самостоятельный творческий поиск обучающихся.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
а) воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России
б) осознание своей этнической принадлежности, знание древней культуры своего народа и края в контексте общемирового культурного наследия
в) усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод и свобод человека
Метапредметные:
а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации
б) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями – определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовых связей
в) использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов
Предметные:
а) формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единой и неделимой части мировой истории. Развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством
б) овладение целостным представлением о социальном пути народов Европы, базовыми знаниями о закономерностях мировой истории
в) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях социума, раскрывая её познавательную ценность.
Система оценки достижений обучающихся включает в себя устный опрос, письменную самостоятельную работу, тестовые задания, графическую работу, доклад, творческую работу. Критериями оценивания являются:
а) соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы общего образования ФГОС
б) динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в программе система оценки ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, их участников, результаты и итоги событий. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей. Изученные виды обществоведческих источников.
Должны уметь: сравнивать социальные явления и события, объяснять смысл, значение важнейших обществоведческих понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку явлениям, высказывать собственное суждение, читать карту, группировать (классифицировать) события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывание собственных суждений о социальном наследии народов мира. Использование знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия:
1. Обществознание, 8 кл., А. И. Кравченко, М., Русское слово, 2012
2. Обществознание, 8 кл., А. И. Кравченко, рабочие программы, М., Русское слово, 2013
Календарно-тематическое планирование учебного материала по обществознанию в 8 классе при 1 уроке в неделю (35 часов) по учебнику Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебное пособие для 8 кл. – М.: Русское слово, 2012.
Дата
|
Тема урока |
Планируемые результаты освоения материала |
Дом. задание | ||
План. |
Факт. | ||||
1 |
|
| Наука о человеческой вселенной | Уметь: – называть науки, изучающие общество, их особенности, связи; – характеризовать учебник обществознания и учебные пособия. Знать понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы общество-знания, научное знание | : с. 4–8, основные понятия |
Понятие общества и его основные признаки (10 ч) | |||||
2 |
|
| Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе | Уметь: – объяснять понятия: общество, государство, страна; – называть основные сферы жизни общества; – характеризовать их; – приводить примеры многообразия и единства мира. Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация | § 1, вопросы 1–4, 7, основные понятия, таблица «Элементы страны, государства, общества» |
3 |
|
| Взаимосвязь природы | Уметь: – объяснять взаимосвязь природы и общества; – характеризовать экологические проблемы. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи; знать понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы | § 2, основные понятия, практикум с.25, мини-исследование |
4 |
|
| Типология обществ | Знать разные подходы к типологии обществ; сравнивать различные типы обществ. Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип; давать определения понятий: типология обществ, общественно-экономическая формация. Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество | § 3, вопросы 1–3, основные понятия, мини-сочинение «Труд и историческая эпоха» |
5 |
|
| Социальный прогресс и развитие общества | Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР; объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами; пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс; Знать понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы | § 4, вопросы 1–3, основные понятия, практикум с. 39, схема «Социальный прогресс».
|
6 |
|
| Взаимодействие общества и природы. Экологические проблемы области | Уметь: – объяснять (интерпретировать) взаимосвязь природы и общества в регионе; – характеризовать глобальные проблемы, актуальные для данной области. Знать понятия и термины: вли- на характер деятельности человека, экологические проблемы, целевые программы | мини-исследование «Экологические проблемы Р. Буйловка» (работа по группам) |
7 |
|
| Личность и социальная среда | Уметь: – характеризовать понятия: человек, личность; – объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности. Уметь определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений. Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности | § 5, вопросы 1–3, основные понятия, таблица «Человек, индивид, личность»; завершите фразу «Личность подразумевает способность человека к …» |
8 |
|
| Потребности человека | Приводить примеры потребностей человека; объяснять взаимосвязь свободы и ответственности; приводить примеры проявления ответственности. Знать понятия и термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность | § 6, «Сможет ли удовлетворение всех потребностей человека сделать его счастливым?» |
9 |
|
| Социализация и воспитание | Характеризовать понятия социализация и воспитание; сравнивать воспитание и самовоспитание; объяснять их значение в развитии личности. Знать понятия и термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека | § 7, основные понятия; вопросы и задания |
10 |
|
| Социально-психологический процесс общения | Характеризовать общение; сравнивать виды межличностных отношений; анализировать различные формы общения; иметь навыки культурного, грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях. Знать понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение | § 8, основные понятия; сформулируйте несколько «золотых правил» общения разных видов |
11 |
|
| Человек в обществе и общество в человеке | Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека; характеризовать особенности общества, менталитет жителя края. Знать понятия и термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность | повторение темы и основных понятий |
Экономическая сфера (10 ч) | |||||
12 |
|
| Экономическая сфера. Сущность и структура экономики | Уметь: – характеризовать понятия; – объяснять роль экономики в жизни общества; – разъяснять структуру экономики. Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок | § 9, основные понятия. таблица на с. 70.
|
13 |
|
| Товар и деньги | Уметь: – сравнивать понятия: товар и услуги; – называть функции денег и их исторические формы; – характеризовать прибыль. Знать понятия и термины: товар, услуги, деньги, цена | § 10, основные понятия; вопросы и задания |
14 |
|
| Спрос и предложение | Уметь: – объяснять связь спроса и предложения; – называть факторы рыночной экономики; – сравнивать рыночную экономику с планово-директивной; – характеризовать рыночную экономику. Знать понятия и термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена | § 11, основные понятия; схема «Взаимосвязь цены, спроса, предложения». Опережающее задание: подготовить сообщение о влиянии спроса и предложения на конкуренцию |
15 |
|
| Рынок, цена и конкуренция | Характеризовать рынок, рыночную экономику; – называть основные функции цены; – сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия. Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия | § 12, основные понятия. Творческий уровень: в каких литературных произведениях вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями? (Ответ оформить в виде таблицы.) |
16 |
|
| Предпринимательство | Уметь: – приводить примеры предпринимательской деятельности; – характеризовать предпринимательскую этику; – высказывать суждения о роли малого бизнеса. Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, «челноки» | § 13, основные понятия; схема на с. 87. Творческий уровень: мини-сочинение «Роль малого бизнеса в экономике страны» |
17 |
|
| Роль государства в экономике | Уметь: – называть способы воздействия государства на экономику; – сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог | § 14, основные понятия; работа с документом «Налоги и восстания», с. 95; эссе «Могут ли налоги быть справедливыми?» |
18 |
|
| Бюджет государства | Характеризовать бюджет семьи. Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета | § 15, основные понятия. схема «Способы решения проблем дефицита госбюджета», с. 102. проблемное задание «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета» |
19 |
|
| Труд, занятость, безработица | Уметь: – называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики; – объяснять понятие «занятость» и причины безработицы. Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы | § 16, основные понятия; вопросы и задания; мини-исследование «Причины безработицы» |
20 |
|
| Структура экономики области | Уметь: – характеризовать перспективы экономического развития области; – показывать роль региона в экономике России; – давать оценку современному состоянию экономической ситуации в крае. Знать понятия и термины: экономика региона, экономические процессы, государственное регулирование | повторение основных понятий. схема «Направления развития экономики родного края». Творческий уровень: мини-исследование: сопоставить развитие экономики области в настоящее время и в начале XX века |
21 |
|
| Становление рыночного общества в России: общее и особенное | Уметь: – объяснять роль экономики в жизни общества; – характеризовать сущность и структуру экономики; – приводить примеры действия государства на экономику. Знать понятия и термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы | повторение темы и основных понятий |
Социальная сфера | |||||
22 |
|
| Социальная сфера. | Уметь: – объяснять сущность социальной структуры; – характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения; – выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность | § 18, основные понятия. построить шкалу престижа профессий в современном обществе. |
23 |
|
| Социальная стратификация | Уметь: – характеризовать социальную дифференциацию; – выделять в тексте оценочные суждения о социальной Знать понятия и термины: стратификация, социальное неравенство | § 18, основные понятия; построить шкалу престижа профессий в современном обществе. |
24 |
|
| Богатые и бедные | Уметь: – характеризовать социальные отношения, социальный статус; – выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности; – соотносить образ жизни со способом достижения богатства; – формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами. Знать понятия и термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность | Для всех учащихся: § 19–20, основные понятия; перечислить основные способы получения богатства. Рассказать об образе жизни бедных людей; таблица «Уровень жизни» на с. 129; сравнить образ жизни богатых и бедных в России и США (работа по группам) |
25 |
|
| Этнос: нации и народности | Уметь: – приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; – находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах. Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация | § 21, основные понятия; схема «Этнос»; мини-исследование «В чем различие между нацией и народностью». Опережающее задание: подготовить сообщение на тему «Проблемы межнациональных отношений в современном мире» |
26 |
|
| Межнациональные | Уметь: – характеризовать межнациональное сотрудничество; – объяснять причины национальных конфликтов. Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность | § 22, основные понятия; подобрать по материалам периодической печати факты различных взаимоотношений наций в современном мире. Подготовить газету на эту тему |
27 |
|
| Конфликты в обществе | Уметь: – называть основные социальные нормы; – сравнивать пути решения социальных конфликтов; – классифицировать конфли-кты. Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт | § 23, основные понятия; схемы «Способы разрешения конфликтов», «Виды конфликтов»; сопоставить понятия «конфликт», «драка», «разборка», «дуэль», «ссора», «диспут», «война», «турнир», «побоище». Обобщить в виде таблицы |
28 — 29 |
|
| Семья | Уметь: – характеризовать основные нормы правовых основ брака; – называть основные нормы этики семейных отношений; – характеризовать семью как малую группу. Знать понятия и термины: семья, брак, развод, малая социальная группа | § 24, основные понятия; ученические проекты «Фамильные реликвии», «Мое родословное древо», «Семейная фотохроника», «Наши имена и фамилии» (работа по творческим группам) |
30 — 31 |
|
| Социальная структура общества в регионе | Характеризовать социальную структуру общества в крае; – называть основные социальные группы; – приводить примеры этнических общностей в крае, их традиции. Знать понятия и термины: социально-демографическая структура; этническая общность; социальная программа Правительства области; правовой социальный статус несовершеннолетних в регионе | основные понятия; схема «Этнический состав населения нашей области (края, региона и т. п.)»; подготовить сообщения об этнических общностях края (работа по группам) |
32 — 33 |
|
| Социальная структура российского общества: | Уметь: – называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества; – характеризовать социальные отношения | повторение темы и основных понятий. Ответы на вопросы на с. 164–165. Подготовка к итоговой контрольной работе |
34 — 35 |
|
| Итоговое занятие по курсу «Обществознание. 8 класс» |
|
|
Итого: 35 часов. |