рабочая программа по обществознанию, 9 класс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49

г. Шахты Ростовской области

(МБОУ СОШ №49)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса


по обществознанию

для 9 класс



Составитель: Балакина Евгения Евгеньевна




1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по обществознанию, 9 класс, составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32, на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по обществознанию основного общего образования, опираясь на обязательный минимум содержания обществоведческого образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по федеральному базисному учебному плану –34 часа, то есть 1 час в неделю.

Настоящая рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

— развитие личности в ответственный период социального взросления человека (14-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

— воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

— освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

— овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролей.

— формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности.



В программе предусмотрены вводные и повторительно- обобщающие уроки, оценки за письменные работы выставляются в журнал с согласия ученика.

При составлении данной рабочей программы использованы следующие нормативные акты и учебно-методические документы:

— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 с изменениями и дополнениями.

— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, обществознание.

— Приказ МОН РФ от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

— Примерные программы по обществознанию основного общего образования, Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев, Дрофа, 2008

— Программы курса Обществознание, 8-9 кл, А.Ф. Никитин, М., Дрофа, 2007.

— Основы обществознания, А.Ф. Никитин, учебник, М., Дрофа, 2010.

Требования к уровню подготовки учащихся;

— Устав МБОУ СОШ №49 г. Шахты Ростовской области

— Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 49













2. 1. Содержание учебного предмета курса.

Обществознание, 34 часа.

(Курсивом выделен материал, который не включен в требования обязательного минимума (повышенный уровень)

1. Раздел № 1:Человек и экономика – 11 часов.

Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителей. Международная торговля.

Типы экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная. Собственность и ее формы. Роль собственности и государства в экономике. Рынок. Рыночный механизм. Спрос, предложение, рыночное равновесие.

Предпринимательство и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Организационно-правовые формы. Предпринимательская этика. Банковские сбережения. Формы сбережений.

Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Налоги. Виды налогов. Ответственность в налоговом праве.

Экономические функции и цели государства. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Безработица. Экономические и социальные последствия безработицы.



2. Раздел № 2: Человек, политика, власть – 11 часов.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Власть в обществе. Понятие политика. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы правления: монархия, республика. Территориально-государственное устройство.

Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Местное самоуправление. Правовое государство. Гражданское общество.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения РФ. Выборы в демократическом обществе. Процедура выборов. Референдум. Политический экстремизм.

Политическая культура человека. СМИ в политической жизни. Роль СМИ в политической борьбе.



3. Раздел № 3: Человек и право – 11 часов.

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права, норма права. Нормативно-правовой акт и его виды. Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения, виды правоотношений, структура, участники. Правоспособность, дееспособность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Права, свободы и обязанности. Презумпция невиновности.

Гражданское право: право собственности, договор и его виды. Права потребителей. Физические и юридические лица. Дееспособность несовершеннолетних. Жилищные правоотношения.

Трудовое право. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административное право. Административные правоотношения. Административные правонарушения. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Понятие преступление. Ответственность по уголовному праву. Понятия и цели уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Правовая культура человека.



4. Итоговое повторение: «Основные вопросы курса «Обществознания» — 1 час.





































2.2.Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

  • Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • Особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь



  • Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • Анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существующими чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

  • Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • Формировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • Подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • Совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • Критического восприятия информации, полученной в межличностном общении и СМИ;

  • Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • Предвидение возможных социальных последствий определенных социальных действий;

  • Реализации и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • Осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.













































2.3. Система оценки планируемых результатов.



Оценка теоретического ответа

«5»- ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, исторических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших исторических событиях современности.

«4»- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении основного исторического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»- ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»- ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определение понятий; неумение работать с картой.


Оценка практических умений учащихся

«5» — правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике исторических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

«4» — правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний; в оформлении результатов.

«3» — правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2» — неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.


3. Календарно- тематическое планирование




Дата по факту

п/п

Тема урока

основные виды учебной деятельности

виды и формы контроля









Человек и экономика – 11 часов.




1

Роль экономики в жизни общества.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

выборочное оценивание

устный опрос


2



Типы экономических систем.

Групповая: систематизация учебного материала в виде схем и таблицы.

устный опрос

оценивание работы в тетради.


3

Типы экономических систем.

Групповая: систематизация учебного материала в виде схем и таблицы.

оценивание работы в тетради




4

Собственность и ее формы.

Индивидуальная: систематизация учебного материала в виде схем и таблицы

оценивание работы в тетради


5

Обобщение: «Экономические системы».



Индивидуальная: написание сочинения-рассуждения по темам. (КИМ №1)

оценивание сочинения – рассуждения.


6

Предпринимательство и предпринимательская деятельность.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

выборочное оценивание

устный опрос


7

Виды предприятий.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Групповая: составление таблицы.

оценивание работы в тетради


8

Деньги.

Индивидуальная: систематизация учебного материала в виде схем.


выборочное оценивание

устный опрос


9

Налоги их виды.

Групповая: систематизация учебного материала в виде схем и таблицы.


выборочное оценивание

устный опрос


10

Ответственность в налоговом праве.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

выборочное оценивание

устный опрос


11

Обобщение: «Человек и экономика».

Индивидуальная: тест (КИМ № 2 )



оценивание теста


Человек, политика, власть – 11 часов.




12

Власть в обществе.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: составление кластера.

выборочное оценивание


13

Что такое политика?

Фронтальная: обсуждение вопросов темы

Индивидуальная: работа с понятиями.

выборочное оценивание


14

Формы правления.


Групповая: систематизация учебного материала в виде таблицы.


выборочное оценивание


15

Формы правления.

Групповая: систематизация учебного материала в виде таблицы.

оценивание работы в тетради


16

Политические режимы.

Групповая: систематизация учебного материала в виде таблицы.

выборочное оценивание


17

Политические режимы.

Групповая: систематизация учебного материала в виде таблицы.

оценивание работы в тетради


18

Правовое государство и гражданское общество.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Групповая: работа с понятиями.

выборочное оценивание

устный опрос


19

Политические партии.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

выборочное оценивание

устный опрос


20

Выборы в демократическом обществе. Процедура выборов.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Групповая: составление таблицы.

оценивание таблицы


21

Политическая культура человека.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: составление синквейна.

выборочное оценивание

устный опрос


22

Обобщение: «Человек, политика, класть».



Индивидуальная: тесте (КИМ № 3 )


оценивание теста

Человек и право – 12 часов.



23

Гражданское право.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

выборочное оценивание

взаимоконтроль


24

Гражданское право.

Индивидуальная: решение проблемных заданий

выборочное оценивание


25

Гражданское право.

Индивидуальная: решение проблемных заданий

выборочное оценивание


26

Права потребителей.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы,

решение ситуационных заданий

взаимоконтроль


27

Трудовое право.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы,

решение ситуационных заданий

взаимоконтроль


28

Семейное право.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Групповая: решение проблемных заданий

взаимоконтроль


29

Административное право.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Групповая: решение проблемных заданий.

взаимоконтроль


30

Уголовное право. Преступление.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: участие в дискуссии.

выборочное оценивание


31

Ответственность по уголовному праву. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Групповая: систематизация учебного материала в виде схем и таблицы.

Индивидуальная: участие в дискуссии.

выборочное оценивание


32

Правоохранительные органы.

Индивидуальная: работа с понятиями.

Групповая: решение проблемных заданий

взаимоконтроль


33

Правовая культура человека.

Фронтальная: обсуждение вопросов темы.

Индивидуальная: составление кластеров.

выборочное оценивание


34

Обобщение: «Человек и право».



Индивидуальная: тест (КИМ № 4 )

оценивание теста




































4. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

А.Ф.Никитин, Основы обществознания, учебник, М., Дрофа,2010.

А.Ф. Никитин, Основы обществознания, поурочные разработки, М., Дрофа, 2007.

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Семейный кодекс.

Трудовой кодекс.

П.А.Баранов, Полный справочник подготовки к ГИА, М., Астрель, 2009

ГИА – 2012,обществознание, «Интеллект-Центр», М., 2012.

А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова, Государственная итоговая аттестация в новой форме. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2011.

В.В. Баранов, Учебно- справочное пособие по обществознанию, М., Астрель, 2010

www. rustest.ru

www. uchitel.com

www. pedsovet.org

ЦОР «Мир демократии» (путешествие во времени)// Избирательная комиссия РО//

ЦОР Обществознание, практикум // НФПК//

https://fcior.edu.ru

https://school-collection.edu.ru

5. Контрольно – измерительные материалы.

КИМ №2

Тема: «Человек и экономика.

Вариант – 1

А1. Что изучает экономическая наука?

  1. Действие объективных законов истории

  2. Способы распределения материальных благ

  3. Систему признаков, определяющих социальную структуру

А2. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения. Это вид экономической деятельности в сфере

  1. Производства

  2. Обмена

  3. Распределения

  4. Потребления

А3. Конкуренция производителей в рыночной экономике

  1. Приводит к снижению производительности труда

  2. Уравновешивает спрос и предложение

  3. Усиливает вмешательство государства в экономику

А4. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные для производителей. Это пример

  1. Рыночной экономики

  2. Традиционной экономики

  3. Командной экономики

  4. Смешанной экономики

А5. Суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель

  1. Национальный доход

  2. Валовой внутренний продукт

  3. Производительность труда

  4. Валовой оборот

А6. Верны ли следующие суждения о потреблении?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство.

1) верно только А. 3) верны оба суждения

2) верно только Б. 4) оба суждения неверны

А 7. Установите соответствие между формами собственности и примерами:

Формы собственности: А. Государственная; Б. Частная

  1. Семейная ферма 4) Приватизированная квартира

  2. Вооруженные силы страны 5) Национальный парк

  3. Сельскохозяйственный кооператив 6) Чеканка денег

1

2

3

4

5

6







КИМ №2

Тема: «Человек и экономика».

Вариант – 2

А1. Экономика как наука изучает

  1. Способы регулирования социальных конфликтов

  2. Способы рационального использования ограниченных ресурсов

  3. Социальные последствия научно-технической революции

  4. Способы оптимального управления обществом

А2. Необходимым признаком рыночной экономики является

  1. Свободное ценообразование

  2. Использование ресурсосберегающих технологий

  3. Высокое качество продукции

  4. Внешнеэкономическая деятельность государства

А3. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика- наука о хозяйстве, способах ведения его людьми, процесс производства и обмен товаров.

Б. Экономика- это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей, путем создания необходимых благ.

1) верно только А. 3) верны оба суждения

2) верно только Б. 4) оба суждения неверны

А4. Предложение товара контролируется небольшим количеством продавцов, действия которых взаимозависимы, это-

  1. Олигополия

  2. Монополия

  3. Конкуренция

  4. Цена

А5. Наука, изучающая основы экономических отношений, это-

  1. Политэкономия

  2. Макроэкономика

  3. Микроэкономика

  4. Меркантилизм

А6. Конкуренция производителей в рыночной экономике

  1. Приводит к снижению производительности труда

  2. Уравновешивает спрос и предложение

  3. Усиливает вмешательство государства в экономику

  4. Стимулирует увеличение затрат на производство

А7. Установите соответствие между формами собственности и примерами:

Формы собственности: А. Частная Б. Государственная

  1. Третьяковская галерея

  2. Фермерское хозяйство

  3. Имущество дипломатических представительств

  4. Приватизированная квартира

  5. Гаражный кооператив

  6. Вооруженные силы страны

1

2

3

4

5

6

































КИМ № 4

Тема: «Человек и право».

Вариант – 1

1. Укажите специфический признак права, отличающий его от других форм социального регулирования.

1) социальная ценность, 2) связь с моралью,

3) обеспечивается возможностью применения государственного принуждения,

4) поддерживается силой общественного мнения.

2. Источником права является

1) юридический факт, 2) международный договор,

3) мемуары Президента, 4) свидетельские показания.

3. Какое суждение является верным?

А. К нормативно-правовым актам органов исполнительной власти относится Конституция РФ.

Б. В РФ реализуется принцип верховенства Конституции.

1) верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

4. Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) торговля продуктами питания в неустановленном месте,

2) появление на работе в нетрезвом состоянии,

3) злостное уклонение от уплаты алиментов, 4) неуплата долга.

5. Какое суждение является верным?

А. В соответствии с Конституцией Президент РФ имеет право лишить российского гражданства за совершение особо тяжкого преступления.

Б. Гражданство РФ может быть приобретено по принципу почвы, крови, в результате принятия.

1) верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

6. Мусор, скопившийся возле дома, гражданин вывез в ближайший овраг. Нормы какого кодекса он нарушил

1) ГК РФ, 2) ЖК РФ, 3) КоАп РФ, 4) УК РФ.

7. К структурным элементам нормы права не относится

1) гипотеза, 2) диспозиция, 3) презумпция, 4) санкция.

8. Какое должностное лицо или орган имеет право принять решение о признании физического лица умершим

1) начальник отдела полиции, 2) суд,

3) орган местного самоуправления, 4) прокуратура.











КИМ № 4

Тема: «Человек и право».

Вариант – 2

1. В соответствии с Конституцией РФ, высшей ценностью в российском обществе и государстве являются

1) основы конституционного строя, 2) нормы международного права,

3) органы государственной власти, 4) человек, его права и свободы.

2. Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) клевета, 2) неуплата долга, 3) утрата паспорта, 4) опоздание на работу.

3. В журнале были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Ему следует обратиться для защиты своей чести и достоинства в

1) прокуратуру, 2) УВД, 3) адвокатуру, 4) суд.

4. Какое суждение является верным?

А Источником власти и носителем суверенитета в РФ является Президент.

Б. Конституция РФ не относит Президента РФ ни к одной ветви власти.

1) верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

5. Какая ситуация регулируется нормами трудового права.

1) гражданин подал заявление в суд о разделе имущества,

2) гражданка была принята на работу на испытательный срок,

3) гражданин был принят судом невиновным,

4) гражданин управлял автомобилем в нетрезвом состоянии.

6. Гражданским правонарушением является

1) штраф за нарушение правил торговли, 2) забастовка шахтеров,

3) продажа легких наркотиков, 4) продажа квартиры в кредит.

5. Какое суждение является верным?

А. В соответствии с Конституцией Президент РФ имеет право лишить российского гражданства за совершение особо тяжкого преступления.

Б. Гражданство РФ может быть приобретено по принципу почвы, крови, в результате принятия.

1) верно только А, 2) верно только Б,

3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

8. Определенным образом организованное взаимодействие норм права, институтов, отраслей носит название

1) правопорядок, 2) правовое пространство, 3) кодекс права, 4) система права.











КИМ № 3.

Тема: «Человек, политика, власть».

Вариант – 1

А1 С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер

  1. Отказа от смертной казни за совершение преступлений

  2. Успехов в освоении космического пространства

  3. Сглаживания социального неравенства в обществе

  4. Формирования гражданского общества

А2 К основным функциям политики не относится

1) предотвращение и урегулирование групповых конфликтов как внутри государства, так и на международной арене,

2) разработка целей, задач и перспектив развития общества,

3) урегулирование спроса и предложения на рынке,

4) общественное перераспределение материальных благ.

А3 Верны ли следующие высказывания о путях и формах общественного развития?

А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.

Б. В индустриальном обществе коллективистские ценности безусловно преобладают над ценностями свободы личности.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А4 Среди перечисленных социальных институтов укажите политическую организацию

1) профсоюз, 2) государство, 3) объединение буддистов, 4)союз потребителей.

А5 Избирательная система, в которой избиратели голосуют за партийный список в целом, называется

1) демократическая, 2) мажоритарной, 3) ступенчатой, 4) пропорциональной.

А6 Высшее должностное лицо, не относящееся в соответствии с Конституцией ни к одной из ветвей власти,

1) Генеральный прокурор РФ, 2) Правительство,

3) Президент РФ, 4) местное самоуправление

А7 Совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны, называется

1) гражданское общество, 2) политическая система,

3) политический процесс, 4) политический режим.

А8 К. родился в Берлине, его предки уехали из России сразу после революции. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности

  1. Демографической 3) Конфессиональной

  2. Территориальной 4) Этносоциальной

А9 В ряде стран Европы короли и королевы выполняют лишь представительские функции, не оказывая влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

  1. Абсолютная монархия 3) Конституционная монархия

  2. Парламентская республика 4) Президентская республика

А10 Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

  1. Наличие единой общеобязательной идеологии

  2. Обязанность граждан подчиняться законам

  3. Невмешательство государства в дела гражданского общества

  4. Наличие правоохранительных органов

А11 В государстве К. существует двухуровневая система власти, в конституции четко разграничены полномочия центра и регионов, на местах только исполнительная власть. Такие признаки характерны для государства

  1. Унитарного 2) Федеративного 3) Конфедеративного 4) Республиканского

А12 Верны ли суждения о политике?

А. По сферам охвата политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Б. По направлениям деятельности политика может быть экономической, социальной, национальной, культурной.

1) Верно только А 2) Верно только Б

3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

А13 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии имеют определенную организационную структуру, закрепленную партийным уставом.

Б. Политические партии осуществляют связь общества с государством.

1) Верно только А 2) Верно только Б

3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

В1 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «политический институт».

— Партии, общественные движения, денежная система, государство, избирательная система, гражданское общество.

Найдите термин «выпадающий» из этого ряда.

В2 Установите соответствие между критериями политических партий и типом партий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Характеристика Тип общества

А) по отношению к закону 1) массовые

Б) по отношению к действующей 2) нелегальные

власти 3) правящие

В) по методам отстаивания интересов 4) радикальные

Г) по численному составу

А

Б

В

Г























КИМ № 3.

Тема: «Человек, политика, власть».

Вариант – II

А1 Меры по обеспечению стабильности, осуществление властных полномочий характеризует

) политическую функцию государства,

2) экономическую функцию государства

3) социальную функцию государства

4) культурно-воспитательную функцию государства

А2 Структурным компонентом политической системы является подсистема

1) пропорциональная, 2) смешанная, 3) культурная, 4) мажоритарная.

А3 Верны ли следующие суждения?

А.Политическая власть осуществляется всеми ветвями государственной власти.

Б.Политическая власть распространяется на все общество..

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А4 Принципом правового государства является

1) приоритет прав и свобод гражданина, 2) суверенитет,

3) юридическая ответственность, 4) нормативность.

А5 Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится этот факт?

  1. Политической и социальной

  2. Социальной и духовной

  3. Экономической и духовной

  4. Политической и экономической

А6 Верны ли следующие суждения?

А.Одной из конституционных обязанностей гражданина РФ является определение своей национальной принадлежности.

Б.Участие в выборах – это право, а не обязанность российского гражданина.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А7 Система политических взглядов и идей носит название

1) политическая идеология, 2) политические нормы,

3) политическая структура, 4) политический плюрализм.

А8 Что определяет особую роль государства в политической системе общества?

  1. Исключительное право издавать законы

  2. Защита частных интересов граждан

  3. Наличие политического лидера и правящей партии

  4. Разработка политической идеологии

А9 Какой признак отличает демократический политический режим?

  1. Наличие однопартийной системы

  2. Ограничение свободы слова и свободы печати

  3. Контроль государства над частной жизнью граждан

  4. Подчинение политического меньшинства большинству

А10 Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «унитарное государство» и «федерация» относятся к формам правления.

Б. Термины «монархия» и «республика» относятся к формам территориального устройства.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А11 Верны ли следующие суждения?

А. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, политический режим, форма территориально- государственного устройства .

Б. Наличие двухпалатного парламента является одним из признаков унитарного государства.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

А12 Главой государства А. является наследственный правитель, власть которого не имеет ограничений. Какая это форма правления?

  1. Парламентская республика 3) Президентская республика

  2. Конституционная монархия 4) Абсолютная монархия

А13 Решение вопроса об отрешении Президента от должности является полномочием

  1. Правительства РФ, 2) Государственной Думы РФ,

3) Совета Федераций РФ, 4) Генеральной Прокуратуры РФ.

В1 Установите соответствие между политическими институтами и их функциями.

Функции Политические институты

А) представительство интересов 1) государство

всего общества 2) партии

Б) политическая социализация 3) и государство и партии

граждан

В) выдвижение политических

лидеров

Г) разработка и принятие законов

Д) выступление с критикой

правительства

А

Б

В

Г

Д














КИМ № 1.

Темы для написания сочинения — рассуждения:

1. Есть ли достоинства у командной экономической системы?

2. Командная система – путь к дефициту: так ли это?

3. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

4. Рыночная экономика и государство.





Свежие документы:  Классный час для 3 класса на тему «Что значит быть воспитанным?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: