Рабочая программа по обществознанию (социально-гуманитарный профиль) 10-11 класс


программа

По обществознанию


(для обучающихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля)







Титова Лариса Валентиновна

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №13

н.п. Высокий

Мурманская область








Пояснительная записка.


Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию 2004 год (профильный уровень), соответствующий федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 год на профильном уровне.

Курс является интегративным, то есть включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, социальной психологии, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе. Рабочая программа учебного курса (профильный уровень) составлена из расчета 102 часа на изучение курса обществознания в 10 классе школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа составлена на основе учебника, который входит в комплект учебно-методических пособий по курсу обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова. Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень

/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др. ] — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

Материально- техническое оснащение: имеются компьютер, ноутбук, выход в сеть Интернет, мультимедийный проектор, электронная доска, телевизор, видиоплеер, DVDплеер.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронные уроки по темам и разделам истории.

  2. Тематические тесты по всем темам и разделам истории.

  3. Набор презентаций , разработанных учителями по темам и разделам курса истории 5-9 класс.


В ходе реализации рабочей программы планируется использовать следующие формы промежуточного контроля: письменные контрольные работы, контрольный опрос, тестирование, исторические диктанты, семинарские занятия, лабораторные работы (с источником). Форма итогового контроля по завершению курса истории – ЕГЭ(по выбору обучающихся)


Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других учебных предметов.

Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для профильного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Изучение тем НРК предусмотрено интегрировано в ходе изучаемого материала.

Рабочая программа рассчитана на 204 часа (10 класс 102-3 часа в неделю, 11 класс 68 -102-3 часа в неделю). В ходе выполнения рабочей программы реализуется 10 % эквивалент национально-регионального компонента по примерному перечню тем, утвержденному на школьном методическом совете (протокол №1 от 30.08. 2013 г.).

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса обществознания примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для XXI классов:


Классы

Объем учебного времени (примерной программы)

Объем учебного времени (рабочей программы)

Количество часов по примерной программе



Количество часов по рабочей программе


Из них резерв учебного времени по примерной программе

Из них резерв учебного времени по рабочей программе




X класс

105 ч

102 ч

105 ч

102 ч

18ч

18ч

XI класс

105 ч

102 ч

105 ч

102 ч

18 ч

18ч

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Резервные часы (28) добавлены на изучение таких тем: «Философия человека», «Знание, познание, сознание», «Социальная философия», «Общество и общественные отношения», «Виды социальных отношений» и на уроки итогового повторения с целью использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Контроль над уровнем ЗУН осуществляется в следующих формах:

  • тестирование в формате ЕГЭ,

  • контрольные работы,

  • зачеты,

  • практические работы,

  • развернутые устные или письменные ответы,

  • собеседования,

  • защиты рефератов,

  • защита презентаций,

  • защита проектов,

  • семинарские занятия,

  • эссе.



Требования к уровню подготовки выпускников.


Требования к уровню подготовки выпускников полностью соответствуют стандарту и направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.


В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен


  1. Знать/понимать, данная рубрика включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися:


  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;


  1. Уметь, данная рубрика включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:


  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;


  1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в данной рубрике представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач, для:


  • освоения типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критического восприятия и осмысление актуальной социальной информации, получаемой в межличностном общении и поступающей из разных источников массовой коммуникации, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • анализа современных общественных явлений и событий; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.


Для проверки уровня подготовки и качества знаний учащихся предусмотрены следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:


  • контрольные работы;

  • тематическое тестирование;

  • тематические зачетные и проверочные работы;

  • обобщающие уроки;

  • подготовка и защита учащимися рефератов;

  • проектных и исследовательских работ.










Содержание программы

курса «Обществознание» (профильный уровень)
10 класс — 3 часа в неделю — 102 ч


Специфика социально-гуманитарного знания

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Науки об обществе. Естественнонаучные и  социально-гуманитарные  знания.

Классификация социально-гуманитарных  наук.

Социология,  политология, социальная психология  как  общественные  науки. Специфика  философского  знания. Как  философия  помогает  постигать  общество.

Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе.

Социально-философская мысль XX в. Русская философская мысль в XIXVIII вв. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.


Введение в философию

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы.

Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство.

Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимность власти.


Философия человека

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии.

Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Бытие и познание. Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность.

Научное мышление и современный человек. Основные принципы научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальные науки и гуманитарное знание.


Знание, сознание, познание

Личность, факторы, влияющие на её формирование. Индивид и индивидуальность. Структура личности. Социальное поведение. Структура направленности личности. Жизненные цели. Социальная установка.

Коммуникация или общение. Средства общения. Особенности общения в современном мире. Две стороны взаимодействия — стратегия взаимодействия в процессе общения. Стереотипы и «эффекты восприятия».

Человек в системе социальных связей. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Особенности семьи как малой группы.

Психология семейных взаимоотношений


Социальная философия

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Науки об обществе.

Естественно-научныеи  социально-гуманитарные  знания. Классификация социально-гуманитарных  наук.

Социология,  политология, социальная психология  как  общественные  науки. Специфика  философского  знания. Как  философия  помогает  постигать  общество.

Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе.

Социально-философская мысль XX в. Русская философская мысль в XIXVIII вв. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.


Итоговые уроки по курсу «Обществознание»

Природа человека. Человек как продукт биологической социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития.

Резерв


Общество и общественные отношения

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.


Личность и общество

Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.


Виды социальных отношений

Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.

Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.

Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в РФ.

Социально бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.


Этнические и конфессиональные отношения

Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в РФ,

Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.

Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.


Резервные часы.


Резервные часы (18 часов) будут использованы при изучении следующих тем: «Философия человека», «Знание, познание, сознание», «Социальная философия», «Общество и общественные отношения», «Личность и общество» и 10 часов оставлены на итоговое повторение.







Тематическое планирование по курсу «Обществознание» профильный уровень 10 класс



Название тем и уроков

Кол-во часов

Номер параг-

рафа


Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)


Специфика социально-гуманитарного знания ( 6 час)

1

Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия.

1

§ 1, вопросы,

с. 15-17

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта. Умение разделять процессы на этапы, звенья, периоды.


2

Социальные науки, их классификация.

1

§ 1, вопросы,

с. 15-17

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта. Умение разделять процессы на этапы, звенья, периоды.

3

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.


1

§ 2, вопросы,

с. 15-17

Исследование реальных связей и зависимостей . Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Уметь: высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий.

4

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.


1

§ 2, вопросы,

с. 15-17

Исследование реальных связей и зависимостей . Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Уметь: высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий.

5

Основные специальности в области социально-гуманитарного знания

1

§ 3, вопросы,

с. 36-38

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы Уметь: формулировать

на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

6

Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями

1

,§§ 5-6, вопросы

с. 65-68

Сравнивать, анализировать, делать выводы,

рационально решать познавательные и проблемные задания.

Определять и конкретизировать примерами основные профессии социально-гуманитарного профиля.

7

Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля в Мурманской области и Северо-западном регионе.

1


Сравнивать, анализировать, делать выводы,

рационально решать познавательные и проблемные задания.

Определять и конкретизировать примерами основные профессии социально-гуманитарного профиля.

8

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Специфика социально-гуманитарного знания»

1


Знать основные положения

раздела.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать


на вопросы

9

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Специфика социально-гуманитарного знания»

1


Знать основные положения

раздела.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать

на вопросы


Введение в философию ( 44 час)

10

Место философии в системе обществознания. Философия и наука.

1

§ 1,

вопросы,

с. 15-17

Комплексный поиск , систематизация социальной информации по теме. Уметь: высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий.

11

Смысл философских проблем Основные функции философии

1

§ 1,

вопросы,

с. 15-17

Работать с документами, участвовать в дискуссии. Высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий.


Философия человека. (8 час)

12

Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

1

§ 7 вопросы,

с. 78-80

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы Уметь: формулировать

на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

13

Человек как стремление быть человеком.


1

§ 8

вопросы,

с. 88-90

Умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме. Выяснить роль и значение мышления в жизни человека

14

Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы.

1

§ 17

вопросы

с. 177-179

Решать познавательные и проблемные задания . Выяснить природу и особенности творческой деятельности, социальной сущности деятельности человека, типологией деятельности.

15

Мотивация деятельности и социальные приоритеты.

1

§ 16

вопросы,

с. 163-165

Осуществлять комплексный поиск, систематизация социальной информации по теме. Объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.

16

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность.

1

§ 16

вопросы,

с. 163-165

Осуществлять комплексный поиск, систематизация социальной информации по теме. Объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.

17

Свобода выбора.

1

§ 16

вопросы,

с. 163-165

Осуществлять комплексный поиск, систематизация социальной информации по теме. Объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.


Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли.

1


Осуществлять комплексный поиск, систематизация социальной информации по теме.

18

Понятие информации

1


Способы получения информации. Виды информационного поля .

Осуществлять комплексный поиск, систематизация социальной информации по теме. Объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.


«Человек на Кольском Севере»

1


Знать и характеризовать специфические особенности проживания на Кольском Севере


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Философия человека»

1

на вопросы

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать



Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Философия человека»

1

на вопросы

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать




Знание, сознание, познание. ( 10 ч )


Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание.

1

§ 26

вопросы

с. 277-278

Сравнивать, анализировать, делать выводы. Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и сознание. Мифологическое и рационально-логическое знание.

Особенности категорий «сознание» и «сознание»


Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.

1

§ 26

вопросы

с. 277-278

Сравнивать, анализировать, делать выводы. Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и сознание. Мифологическое и рационально-логическое знание.

Особенности категорий «сознание» и «сознание»


Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы.

1

§ 26

вопросы

с. 277-278

Уметь различать виды и формы мировоззрения:

-житейское,

-религиозное,

-философское

Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы.

Теоретическое и обыденное сознание. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.


Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.

1

§ 26

вопросы

с. 277-278

Уметь различать виды и формы мировоззрения:

-житейское,

-религиозное,

-философское

Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы.

Теоретическое и обыденное сознание. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.


Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира

1

§ 21

вопросы

с. 224-226

Самостоятельно собирать и пользоваться нужной информацией, свободно пользоваться сетью Интернета для поиска информации.

Особенности познавательной деятельности, понятия темы.

Онтология и теория познания. Наука, основные особенности методологии научного мышления.


Наука, основные особенности методологии научного мышления.

1

§ 21

вопросы

с. 224-226

Самостоятельно собирать и пользоваться нужной информацией, свободно пользоваться сетью Интернета для поиска информации.

Особенности познавательной деятельности, понятия темы.

Онтология и теория познания. Наука, основные особенности методологии научного мышления.


Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.

1

§ 22

вопросы

с. 234-236

Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки.

Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.

Работать

с документами, работать в группе, выступать публично.


Дифференциация и интеграция научного знания.

1

§ 24

вопросы

с. 256-258

Дифференциация и интеграция научного знания. Понятия и термины:

— научная теория,

— эмперический закон,

— гипотеза,

— научный эксперимент,

— моделирование,

— интеграция.

Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

Умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме.


Культуры и цивилизации Понятие культуры. Многообразие и диалог культур.

1

§ 19

вопросы

с. 201-203

Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов;

уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного населения

Классифицировать, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.

Понятия и термины:

— уровни человеческих знаний,

— мифологическое знание,

— жизненный опыт,

— здравый смысл,

— эсхаталогия,

— паранаука.


Культуры и цивилизации Понятие культуры. Многообразие и диалог культур.

1

§ 19

вопросы

с. 201-203

Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов;

уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного населения

Классифицировать, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.

Понятия и термины:

— уровни человеческих знаний,

— мифологическое знание,

— жизненный опыт,

— здравый смысл,

— эсхаталогия,

— паранаука.


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Знание, сознание, познание»




Знать основные положения

раздела.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать

на вопросы


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Знание, сознание, познание»




Знать основные положения

раздела.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать

на вопросы


Социальная философия ( 14 ч )


Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума.

1

§ 9

вопросы

с. 97-99

Исследовать факторы изменения социума, типы социальной динамики.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума.


Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе.

1

§ 10

вопросы

с. 106-108

Давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки;

различать такие понятия как государство, общество, страна, и давать им определения

Высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий.

Общество как развивающая система.



Формации и цивилизации. Типологии обществ.

1

§§ 11-12

вопросы

с. 125-126

Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать

на поставленные вопросы


Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.

1

§§ 11-12

вопросы

с. 125-126

Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать

на поставленные вопросы


Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда.

1

§ 13

вопросы

с. 133-136

Классифицировать, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Знать типологию общества с точки зрения социально-конкретного уровня



Многообразие и неравномерность процессов общественного развития..

1

§ 15

вопросы

с. 154-156

Знать подходы

изучения истории, обсудить смысл и направленность общественного развития.

Умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию

по теме.

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.



Проблема общественного прогресса

1

§ 15

вопросы

с. 154-156

Знать подходы

изучения истории, обсудить смысл и направленность общественного развития.

Умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию

по теме.

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.



Процессы глобализации и становление единого человечества.

1

§ 14

вопросы

с. 145-146

Знать смысл и направленность исторического процесса, роль его участников.

Сравнивать, анализировать, делать выводы


Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.

1

§ 14

вопросы

с. 145-146

Знать смысл и направленность исторического процесса, роль его участников.

Сравнивать, анализировать, делать выводы


Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание.

1

§ 18

вопросы

с. 186-187

Объяснить значение терминов и понятий:

-общественное сознание

-индивидуальное сознание

-массовое сознание

Рационально решать познавательные и проблемные задания.


Самосознание и его роль в развитии личности.

1

§ 18

вопросы

с. 186-187

Объяснить значение терминов и понятий:

-общественное сознание

-индивидуальное сознание

-массовое сознание

Рационально решать познавательные и проблемные задания.


Социальная и личностная значимость образования.

1

§ 27

вопросы

с. 286-287

Уметь объяснять социальную и личную значимость образования.

Умение осуществлять комплексный поиск, писать эссе.


Тенденции развития образования в современном мире.

1

§ 27

вопросы

с. 286-287

Уметь объяснять социальную и личную значимость образования.

Умение осуществлять комплексный поиск, писать эссе.


Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

1

§ 27

вопросы

с. 286-287

Уметь объяснять социальную и личную значимость образования.

Умение осуществлять комплексный поиск, писать эссе.


Социальная структура населения Мурманской области



Уметь характеризовать социальную структуру Мурманской области и Северо-Западного региона


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Социальная философия»

1


Знать основные положения

раздела.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать

на вопросы


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Социальная философия»

1


Знать основные положения

раздела.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать

на вопросы


Введение в социологию ( 50 час)



Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания.

1

Школьная лекция,

§ 10

Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать

на поставленные вопросы.



Основные вехи развития социологии

1

Школьная лекция,

§ 10

Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать

на поставленные вопросы.



Общество и общественные отношения (14 час)


Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.

1

. § 9

вопросы

с. 97-99

Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества Умение работать со словарем


Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.

1

. § 9

вопросы

с. 97-99

Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества Умение работать со словарем


Социальное взаимодействие и общественные отношения..

1

§ 9

вопросы

с. 97-99


Проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности

людей, способствовать выработке гражданской позиции.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы

Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений


Социальное взаимодействие и общественные отношения..

1

§ 9

вопросы

с. 97-99


Проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности

людей, способствовать выработке гражданской позиции.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы

Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений


Социальные группы, их классификация.


1

Школьная лекция.


Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки

Анализировать особенности формальных и неформальных, устойчивых групп.

Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать

на поставленные вопросы.


Социальные группы, их классификация.

1

Школьная лекция.


Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки

Анализировать особенности формальных и неформальных, устойчивых групп.

Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать

на поставленные вопросы


Социальные институты. Основные функции социальных институтов.

1

Школьная лекция.


Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы


Социальная инфраструктура.

1

Школьная лекция.


Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы


Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации.

1

Школьная лекция.


Анализировать как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают

Умение анализировать положение использованием изученных социологических понятий.


Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.

1

Школьная лекция.


Анализировать как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают

Умение анализировать положение использованием изученных социологических понятий.


Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта

1

Школьная лекция.


Объяснять причины социальных конфликтов.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.

1

Школьная лекция.


Объяснять причины социальных конфликтов.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Социальные проблемы современной России.

1

Школьная лекция.


Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.

Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Объяснять причины социальных конфликтов.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Роль учреждений социальной защиты.

1

Школьная лекция.


Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.


Учреждения социальной защиты в Мурманской области

1

Школьная лекция.


Знать функции, типы учреждений социальной защиты Мурманской области. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Общество и общественные отношения »

1


Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


Личность и общество (8 час)



Социализация индивида. Факторы формирования личности.


1

§ 29

вопросы

с. 308-310

с. 94


Знать понятия темы, этапы социализации индивида.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

1

§ 29

вопросы

с. 308-310

с. 94


Знать понятия темы, этапы социализации индивида.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Социальный контроль. Социальные ценности и нормы.

1

§ 29, 30

вопросы

с. 309-310

Анализировать предпосылки правомерного поведения, соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.

Высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать

на поставленные вопросы.


Роль права в жизни общества. Правовая культура.

1

§ 29, 30

вопросы

с. 309-310

Анализировать предпосылки правомерного поведения, соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.

Высказывать свое мнение, работать

с текстом учебника, отвечать

на поставленные вопросы.


Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.


1

§ 37

вопросы

с. 388-390

с.303

Анализировать различные объяснения причин отклоняющего поведения.

Использовать приобретенные знания для нравственной оценки социального поведения людей

Умение анализировать положение

использованием изученных социологических понятий.


Проблема роста преступности и криминализации общества в России.

1

Школьная лекция

с. 416 учебника

Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы


Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры.

1

§ 38

вопросы

с. 399-400

с.317

Анализировать понятия: молодежь, молодежная субкультура. Развивать умение участия в дискуссиях по актуальным проблемам.



Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека

1


Анализировать проблемы молодежи современной России

Умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Молодежь и молодежные проблемы в Мурманской области

1


Анализировать проблемы молодежи Мурманской области

Умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Игра-тренинг: «Конфликты в межличностных отношениях»

1


Способствовать осознанию полезности практических знаний по решению и преодолению конфликтных ситуаций.

Развивать умение анализировать, работать в группе, выступать публично


Виды социальных отношений (10 час)



Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру.

1

с. 208

/справочник

Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Умение делать выводы, отвечать на вопросы, работать с разными источниками знаний, выделять главное.


Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.

1

с. 208

/справочник

Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов.

Умение делать выводы, отвечать на вопросы, работать с разными источниками знаний, выделять главное.


Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом.

1

§ 19

вопросы

с. 201-203

Способствовать осознанию сущности социального партнерства и перспективы его развития в России. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

1

§ 19

вопросы

с. 201-203

Способствовать осознанию сущности социального партнерства и перспективы его развития в России. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Социальное партнерство и перспективы его развития в Мурманской области.

1

§ 19

вопросы

с. 201-203

Способствовать осознанию сущности социального партнерства и перспективы его развития в Мурманской области. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи.

1

§ 37

вопросы

с. 388-390

Проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.

Рационально решать познавательные и проблемные задания; формирование умения выработки собственной ответственной позиции.


Традиционные семейные ценности.

1

§ 37

вопросы

с. 388-390

Проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.

Рационально решать познавательные и проблемные задания; формирование умения выработки собственной ответственной позиции.


Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

1

С.314

Анализировать демографическую и семейную политику

в РФ, негативные факторы демографии

Развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, предоставляемую в различных знаковых системах.



Демографическая и семейная политика в Мурманской области.

1

С.314

Анализировать демографическую и семейную политику

В Мурманской области, негативные факторы демографии

Развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, предоставляемую в различных знаковых системах.



Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.

1


Способствовать осознанию сущности социального партнерства и перспективы его развития в России. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы


Культура бытовых отношений.

1


Уметь характеризовать типы бытовых отношений. Анализировать проблемные ситуации, предоставленную в различных источниках


Культура бытовых отношений.

1


Уметь характеризовать типы бытовых отношений. Анализировать проблемные ситуации, предоставленную в различных источниках


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Виды социальных отношений»




Знать основные положения

раздела.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать

на вопросы


Этнические и конфессиональные отношения (8 час)



Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация.

1

с. 227 /справочник

Знать понятия темы. Решение проблемных вопросов. Умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.




Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.

1

с. 227 /справочник

Знать понятия темы. Решение проблемных вопросов. Умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.



Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений.


1

с. 228

/справочник

Проанализировать мирные и военные формы взаимодействия народов.

Этноцентризм и национальная нетерпимость

Рационально решать познавательные и проблемные задания; формирование умения выработки собственной ответственной позиции. Умение развернуто обосновать суждения, приводить доказательства.


Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.

1

с. 228

/справочник

Способствовать осознанию полезности практических знаний по решению проблемы толерантности.

Умение развернуто обосновать суждения, приводить доказательства.


Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства.

1

Школьная лекция/ справочник

Знать сущностные характеристики религии. Оценивать свое отношение к религии и атеизму

Рационально решать познавательные и проблемные задания; формирование умения выработки собственной ответственной позиции.


Мировые религии. Религиозные конфессии.

1

Школьная лекция/ справочник

Знать сущностные характеристики религии. Оценивать свое отношение к религии и атеизму

Рационально решать познавательные и проблемные задания; формирование умения выработки собственной ответственной позиции.


Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт.

1

Школьная лекция/ справочник

Способствовать воспитанию веротерпимости

Умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы


Принцип свободы совести.

1

Школьная лекция/ справочник

Способствовать воспитанию веротерпимости

Умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы

99

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по главе «Личность и общество»



Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать

на вопросы

100

Итоговое повторение




101-102

Резерв учебного времени – 2 часа.







Используемая литература:

  1. Боголюбов Л. Н., Лабезникова Л. Н., Холодновский К. Г. «Обществознание», профильный уровень 10 класс. «Просвещение» 2012 г.

  2. Боголюбов Л. Н., Лабезникова Л. Н., Холодновский К. Г. «Обществознание», профильный уровень 10 класс. «Просвещение» 2012 г





Свежие документы:  Методическое пособие. Глава I. "Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: