программа По праву
(для обучающихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля)
Титова Лариса Валентиновна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №13
н.п. Высокий
Мурманская область
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для обучающихся 10, 11 классов социально-гуманитарного профиля составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. для обучающихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля. Программа рассчитана на 146 часов в 10,11 классах по 2 часа в неделю
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государственного управления, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Изучение права в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.
Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и Х1 классах, из расчета 2 часа в неделю.
Программа рассчитана на 136 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов. Изучение тем НРК предусмотрено интегрировано в ходе изучаемого материала. В ходе выполнения рабочей программы реализуется 10 % эквивалент национально-регионального компонента по примерному перечню тем, утвержденному на школьном методическом совете (протокол №1 от 30.08. 2013 г.).
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса обществознания примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X—XI классов:
Объем учебного времени (примерной программы) | Объем учебного времени (рабочей программы) | Количество часов по примерной программе
| Количество часов по рабочей программе | Из них резерв учебного времени по примерной программе | Из них резерв учебного времени по рабочей программе
| |
| ||||||
X класс | 70ч | 68 ч | 70ч | 68 ч | 10ч | 10ч |
XI класс | 70ч | 68 ч | 70ч | 68 ч | 10 ч | 10 ч |
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Контроль над уровнем ЗУН осуществляется в следующих формах:
тестирование в формате ЕГЭ,
контрольные работы,
зачеты,
практические работы,
развернутые устные или письменные ответы,
собеседования,
защиты рефератов,
защита презентаций,
защита проектов,
семинарские занятия,
эссе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график)., отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности.; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Основное содержание (140 час)
В данном разделе установлена возможная, примерная последовательность изучения разделов и тем курса права на базовом уровне старшей школы. В скобках указано учебное время, рекомендуемое на освоение разделов обязательного содержания. К темам прописаны варианты самостоятельных и практических работ. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.
Система и структура права (10 час)
Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.
Правотворчество и правоприменение ( 7 час)
Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.
Правоотношения ( 4 час)
Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт.
Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.
Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы. Особенности российской системы права.
ОТРАСЛИ ПРАВА
Конституционное право (12 час)
Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.
Федеративное устройство Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации.
Гражданское право (14 час)
Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследование по закону и по завещанию.
Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд). Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Семейное право ( 4 час)
Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Трудовое право( 10 час)
Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.
Административное право ( 5 час)
Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Уголовное право ( 7 час)
Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
Экологическое право ( 3 час)
Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Международное право ( 5 час)
Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.
ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правосудие ( 8 час)
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.
ПРОФЕССИЯ И ПРАВО
Юридическая деятельность ( 8 час)
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика.
Общий резерв свободного учебного времени — 20 часов. Предельно допустимый объем резерва свободного учебного времени не устанавливается.
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Учебно-тематический план (11
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ПРАВО 10 КЛАСС
Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | |
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА | ||||
Право и государство (10 час) | ||||
| Происхождение права и государства. | 1 | Возникновение и развитие права Происхождение государства. Синкретическая система норм Признаки государства и государственности Ранние формы права и государства.
|
|
| Понятие и функции государства. | 1 | Государство как публичная (политическая) власть. Отличие государства от негосударственных политических организаций. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти. Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.
|
|
| Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. | 1 | Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.
|
|
| Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. | 1 | Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.
|
|
| Государственный суверенитет. | 1 | Государственный суверенитет, как основной признак государства |
|
| Взаимосвязь права и государства. | 1 | Взаимосвязь права и государства. Ответственность граждан перед законом и государством
|
|
| Место права в системе социального регулирования. | 1 | Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие права. Различие подходов к пониманию права.
|
|
| Основные функции права. | 1 | Функции права. Право как средство регулирования общественных отношений. |
|
| Механизм правового регулирования. Эффективность права | 1 | Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства. Основы правового государства и его признаки
|
|
| Правовое регулирование общественных процессов в Мурманской области | 1 | | |
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний по главе «Право и государство » | 1 |
| Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Система и структура права (10 час)
| ||||
| Право и основные теории его понимания. | 1 | Социальные нормы и их виды. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы. Механизмы правового регулирования
| Объяснять понятия: норма и виды норм, правовой обычай, называть социальные нормы, их типичные признаки.
|
| Нормы права. | 1 | Понятие и структурные элементы системы права. | Объяснять понятия: норма и виды норм, правовой обычай, называть социальные нормы, их типичные признаки.
|
| Источники (формы) права. | 1 | Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.
|
|
| Закон и подзаконный акт. | 1 | Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. |
|
| Закон и подзаконный акт. | 1 | Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. |
|
| Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 1 | Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц |
|
| Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 1 | Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц |
|
| Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 1 | Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц |
|
| Основные отрасли права. | 1 | Отрасли права. Институты права. |
|
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний «Система и структура права» | 1 |
| Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Правотворчество и правоприменение ( 7 час) | ||||
| Правотворчество | 1 | Правотворчество и формирование права. Принципы и виды правотворческой деятельности государства. Стадии правотворческого процесса.
| Знать основные понятия: правотворчество, основные принципы правотворческой деятельности, понятие правотворческого процесса
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Правотворческий процесс субъектов РФ.( на примере Мурманской области) | 1 | |
|
| .Общие правила применения права. | 1 | Формы реализации права. Применение права как особой формы реализации права.
| Знать основные понятия: правотворчество, основные принципы правотворческой деятельности, понятие правотворческого процесса
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Толкование права. | 1 | Толкование права. Акты применения права. | Знать основные понятия: правотворчество, основные принципы правотворческой деятельности, понятие правотворческого процесса
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Правоприменительная практика. | 1 | Толкование права. Акты применения права. | Знать основные понятия: правотворчество, основные принципы правотворческой деятельности, понятие правотворческого процесса
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Правоприменительная практика. | 1 | Толкование права. Акты применения права. | Знать основные понятия: правотворчество, основные принципы правотворческой деятельности, понятие правотворческого процесса
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Правопорядок | 1 | Государство и правопорядок. Общество и правопорядок. Правоохранительные органы | Знать основные понятия: правотворчество, основные принципы правотворческой деятельности, понятие правотворческого процесса
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Правоохранительные органы Мурманской облсти | 1 |
|
|
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний «Правотворчество и правоприменение» | 1 |
| Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Правоотношения ( 4 час)
| ||||
| Понятие правоотношений. | 1 | Правоотношения и его субъекты. Правоспособность и дееспособность.
| Объяснять понятии: правоотношения, юридические факты, юридическое действие, юридические события, фактический состав, правоспособность, дееспособность, правосубъективность, Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Структура правоотношений и их виды. | 1 | Содержание правоотношения.
| Объяснять понятии: правоотношения, юридические факты, юридическое действие, юридические события, фактический состав, Называть условия возникновения правоотношений.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Юридические факты. | 1 | Юридические факты. Объекты правоотношений. Понятие правосознания. Структура правосознания. | Объяснять понятии: субъект права, объект права, содержание правоотношений, субъективное право, юридическая обязанность. Называть условия возникновения правоотношений.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Юридический конфликт | 1 | Юридические факты. Объекты правоотношений. Понятие правосознания. Структура правосознания. | Объяснять понятии: субъект права, объект права, содержание правоотношений, субъективное право, юридическая обязанность. Называть условия возникновения правоотношений.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Правонарушения и юридическая ответственность ( 5 час) | ||||
| Понятие правонарушения. | 1 | Правонарушение понятие , признаки, структура. Проступок. Преступление | Знать понятия: правонарушение, юридическая ответственность, вменяемость, презумпция невиновности. Объяснять понятия: правонарушение, проступок, преступление, раскрывать сущность принципы презумпции невинности
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Виды правонарушений. | 1 | Виды правонарушений. Гражданско-правовой, дисциплинарный, административный проступок. Преступление | Знать понятия: правонарушение, юридическая ответственность, вменяемость, презумпция невиновности. Объяснять понятия: правонарушение, проступок, преступление, раскрывать сущность принципы презумпции невинности
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Анализ правонарушительной ситуации в Мурманской области | 1 |
|
|
| Понятие и виды юридической ответственности. | 1 | Юридический конфликт. Юридическая ответственность: основания и виды. Признаки и формы. | Знать понятия: правонарушение, юридическая ответственность, вменяемость, презумпция невиновности. Объяснять понятия: правонарушение, проступок, преступление, раскрывать сущность принципы презумпции невинности
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Понятие и виды юридической ответственности. | 1 | Отягчающие и смягчающие обстоятельства. | Знать понятия: правонарушение, юридическая ответственность, вменяемость, презумпция невиновности. Объяснять понятия: правонарушение, проступок, преступление, раскрывать сущность принципы презумпции невинности
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний «Правонарушения и юридическая ответственность» | 1 |
| Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Право и личность ( 5 час) | ||||
| Понятие прав и свобод человека. | 1 | Понятия и сущность прав человека. Структура прав человека
|
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Институт защиты прав ребенка в Мурманской области | 1 | | |
| Законные интересы. | 1 | Поколения прав человека |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Правосознание и правовая культура. | 1 | Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание | Знать понятие: реализация правовой нормы, основные особенности правоприменительной деятельности, стадии правоприменительной деятельности, основной смысл понятия «толкование права», способы толкования права Знать понятие правоотношение, уметь перечислять возможные субъекты правоотношений, Уметь характеризовать связь между субъективными правами и юридическими обязанностями. |
| Правомерное поведение | 1 | Правовая культура личности |
|
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний «Право и личность » | 1 |
| Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Основные правовые системы современности ( 3 час)
| ||||
| Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы. | 1 | Характеристика англо-саксонской, романо-германской, мусульманской правовых систем |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Особенности российской системы права. | 1 | Особенности российской правовой системы |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Особенности российской системы права. | 1 | Особенности российской правовой системы |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
ОТРАСЛИ ПРАВА | ||||
Конституционное право (12 час) | ||||
| Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. | 1 | Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Институт народного представительства в Мурманской области | 1 |
| |
| Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. | 1 | Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности.
| Характеризовать основную сущность конституционного статуса личности, перечислять основные виды конституционных прав и свобод человека и гражданина, понятие воинская обязанность, условия прохождения альтернативной гражданской службы.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
|
| Гражданство Российской Федерации. | 1 | Понятие гражданства и его специфика. Приобретение и утрата гражданства | Характеризовать основную сущность конституционного статуса личности, перечислять основные виды конституционных прав и свобод человека и гражданина, понятие воинская обязанность, условия прохождения альтернативной гражданской службы.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
|
| Избирательная система и избирательный процесс. | 1 | Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
|
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Конституционные обязанности. | 1 | Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков | Характеризовать основную сущность конституционного статуса личности, перечислять основные виды конституционных прав и свобод человека и гражданина, понятие воинская обязанность, условия прохождения альтернативной гражданской службы.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
|
| Федеративное устройство Российской Федерации. | 1 | Особенности федеративного устройства РФ. Субъекты РФ. |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Мурманская область – субъект РФ | 1 |
| |
| Президент Российской Федерации. | 1 | Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности. | Давать характеристику основных черт органов государственной власти, основные формы и полномочия органов государственной власти, характеризовать правовой статус Президента, раскрывать содержание функций, осуществляемых федеральными министрами, знать основные органы законодательной и исполнительной власти.
|
| Федеральное собрание Российской Федерации. | 1 | Роль органов представительной власти в демократических государствах. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия | Знать основные органы законодательной и исполнительной власти. Давать характеристику основных черт органов государственной власти , основные формы и полномочия органов государственной власти, характеризовать правовой статус Федерального Собрания
|
| Органы исполнительной власти Российской Федерации. | 1 | Высший орган исполнительной власти. Состав Правительства РФ и его формирование. | Знать основные органы законодательной и исполнительной власти. Давать характеристику основных черт органов государственной власти, основные формы и полномочия органов государственной власти, характеризовать правовой статус Премьер-министра, руководителей министерств и ведомств
|
| Исполнительная власть в субъектах (на примере Мурманской области) и на местах (на примере Оленегорска) |
|
|
|
| Правоохранительные органы, их виды и полномочия. | 1 | Система ОВД. Прокурорский надзор. ФСБ. Адвокатура. Функции правоохранительных органов
| Давать характеристику основных черт правоохранительных органов г власти , их основные формы и полномочия.
|
| Судебная система Российской Федерации. | 1 | Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции. Судебная система защиты прав человека: конституционный суд, суды общей юрисдикции, принципы судопроизводства, мировые суды, порядок осуществления правосудия. Арбитражный суд. Арбитражный процесс. Понятие арбитражного процесса. Правила арбитражного процесса. Исполнение судебных решений.
|
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний «Конституционное право» | 1 |
| Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
57- 68 | Итоговое повторение ( за счет резервных часов) | 5 |
|
|
Используемая литература:
Певцова Е.А. «Право. Основы правовой культуры» 10 кл., «Русское слово» 2012г.
Певцова Е.А. «Право. Основы правовой культуры» 11 кл., «Русское слово» 2012г.
Сапогов В. М. Поурочные методические разработки к учебнику Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры» 10 кл., «Русское слово» 2012г.
Сапогов В. М. Поурочные методические разработки к учебнику Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры» 11 кл., «Русское слово» 2012г.
Кашина Т. В., Кашин А. В. «Сборник задач по праву с решениями» «Вита-пресс» 2012г