Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

города Липецка















Рабочая программа

по праву

(профильный уровень)

10 класс










подготовила

учитель истории и обществознания

Аничкина Светлана Александровна











г. Липецк

2013

Пояснительная записка


О программе

Настоящая рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Примерной программы курса права для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) 2006 г., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа адресована обучающимся профильных социально-экономического и социально-гуманитарного классов. Необходимость введения данного курса диктуется тем, что в последние годы для поступления во многие вузы необходимо сдать ЕГЭ по обществознанию, в структуру которого входят вопросы права. Как показывает опыт прошлых лет, именно эти вопросы на экзамене вызывают у обучающихся наибольшие затруднения, поскольку на подробное изучение права в рамках обществознания отводится недостаточно много времени. Поэтому курс «Право» призван помочь выпускникам в подготовке к успешному прохождению государственной (итоговой) аттестации по материалам и в форме ЕГЭ.

Помимо названной выше причины введения курса «Право», следует отметить, что правовая информация, представленная в содержании рабочей программы, расширяет возможности правовой социализации обучающихся, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, вооружает их теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

О целях и задачах

Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

— развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, со­циально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

— воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплиниро­ванности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

— освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обя­занностей, правомерной реализации гражданской позиции;

— овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятель­ности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных за­дач в образовательном процессе;

— формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В области познавательной деятельности:

— умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно — иссле-довательской работы;

— выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследо-вательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной ин­формации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источни­ков, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной инфор­мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, переда­ча содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать сужде­ния, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоя­тельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведе­ния, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и само­оценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, опре­деление собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою граждан­скую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Об основном содержании

Рабочая программа реализуется в течение 2 лет, из расчёта 2 урока в неделю, то есть программа носит профильный уровень сложности.

Основные содержательные линии рабочей программы по праву отражают ведущие и социально-значимые проблемы юридической науки и практики. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; конституционное право; гражданское право; семейное право; уголовное право; административное право; трудовое право; правосудие; юридическое образование.

Роль права в жизни человека и общества

Юриспруденция как важная область человеческих знаний. Информация и право. Особенности и закономерности возникновения права. Что такое право. Основные принципы и права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Повторительно-обобщающий урок.

Теоретические основы права как системы

Структуры правовой системы. Отрасли права. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Формы права. Нормативный правовой акт. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Коллизии права. Толкование права: задачи и особенности. Способы и виды толкования права. Акты толкования права. Повторительно-обобщающий урок.

Правоотношение и правовая культура

Правоотношения и их виды. Правонарушения и их характеристика. Состав и признаки правонарушение. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Принципы и виды юридической ответственности. Правосознание и правовая культура. Правовые системы современности. Особенности правовой системы в России. Повторительно-обобщающий урок.

Государство и право

Понятие государства. Теория происхождения государства и его признаки. Сущность и функции государства. Формы государства. Государственное устройство. Политический режим. Организация власти и управления в стране. Государственный орган и его признаки. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Правовое государство. Эволюция представлений о правовом государстве. Признаки правового государства. Конституция РФ. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя в России. Гражданство как правовая категория. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Личные права. Политические права и свободы. Социально-экономические права. Обязанности граждан. Избирательная система. Принципы избирательной системы. Избирательный процесс. Повторительно-обобщающий урок (2 ч).

Правосудие и правоохранительные органы

Защита прав человека в государстве. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Практикум. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Федеральная служба безопасности в РФ. Повторительно-обобщающий урок.

Итоговые повторительно-обобщающие уроки (2ч)









Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения права обучающийся должен:


Знать / понимать

систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека: основные юридические профессии;


Уметь

характеризовать: право как элемент культуры общества; сис-тему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России: принципы орга-низации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмот-рения гражданских, трудовых, административно-правовых споров: порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защи-ты и социального обеспечения, порядок получения платных образователь-ных услуг;

объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; меха-низм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизвод-ства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внут-ренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов за-щиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательства; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; эко-логических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружа-ющей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практике;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике:

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав: способы и порядок разрешения споров;

обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.












































Формы и способы контроля результатов

освоения программы обучающимися


Самостоятельные и практические работы, выполняемые обучающимися:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика


п/п

Раздел

Кол-во часов

Тестирования

Зачёт

1

Роль права в жизни человека и общества

8

2

Теоретические основы права как системы

12

1

3

Правоотношения и правовая культура

10

1

4

Государство и право

29

2

1

5

Правосудие и правоохранительные органы

4























Используемые учебно-методический комплект,

дополнительная литература, ЭОР


Литература для обучающихся:

  1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. — М.: ООО «ТИД « Русское слово — РС», 2009.

  2. Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

  3. Ю. А. Кожин. Практикум по праву: к учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2007.

  4. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. — М.: Дрофа, 2009.


Литература для учителя:

  1. Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» — архив).

  2. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», — М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004

  3. Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.

  4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004

  5. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997

  6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В «Право». Учебник для 10-11 классов. Профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.

  7. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Право»: профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.

  8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители: Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.


Список дополнительной литературы:

  1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М.,1993

  2. Никитин А.Ф.Конституционное право

  3. Никитин А.Ф.Уголовное право

  4. Никитин А.Ф. Налоги

  5. Никитин А.Ф Права человека

ЭОР:

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации

https://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт

https://www.president.kremlin.ru

Президент России — гражданам школьного возраста

https://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт

https://www.duma.gov.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация

https://www.gks.ru

Московская школа прав человека

https://www.mshr-ngo.ru

Права человека в России

https://www.hro.org

Социальные и экономические права в России

https://www.seprava.ru

Соционет: информационное пространство по общественным наукам

https://socionet.ru

СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ

https://www.smi.ru

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт

https://ombudsman.gov.ru

















Календарно тематическое планирование, 10 класс


Дата

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

По плану

По факту

1



Введение в курс «Право»: его структура и особенности

1

Работа с учебником

Глава I. Роль права в жизни человека и общества (8 часов)

2-3



Юриспруденция как важная область человеческих знаний.

2

Составление схемы «Система юридических наук», словарь, ролевая игра по организации процесса медиации

4-5



Особенности и закономерности возникновения права

2

Составление схемы «Функции права»

6



Принципы, аксиомы и презумпции права

1

Фронтальный опрос

7-8



Система регулирования общественных отношений

2

Индивидуальные письменные задания

9



Повторение по теме «Роль права в жизни человека и общества»

1

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

Глава II. Теоретические основы права как системы (12 часов)

10-11



Система права

2

Фронтальная беседа, работа со схемой «Система права»

12-13



Правотворчество и процесс формирования права

2

Устный опрос

14-16



Формы права

3

Составление схемы «Формы права»

17



Действие норм права во времени и в пространстве

1

Составление конспекта, фронтальная беседа

18



Реализация права

1

Устный опрос

19-20



Толкование права: задачи и особенности

2

Работа с заданиями к параграфу

21



Повторительно-обобщающий урок по теме «Теоретические основы права как системы»

1

Различные виды опроса, тестирование

Глава III. Правоотношения и правовая культура (10 часов)

22-23



Правоотношения и их виды

2

Работа со схемами и таблицами

24-25



Правонарушения и их характеристика

2

Работа с заданиями к параграфу

26-27



Юридическая ответственность

2

Работа с источниками

28



Правосознание и правовая культура

1

Составление сложного плана

29



Правовые системы современности

1

Индивидуальны сообщения

30-31



Повторительно-обобщающий урок по теме «Правоотношения и правовая культура». Промежуточная диагностика


2

Тестирование

Глава IV. Государство и право (29 часов)

32



Понятие государства и его признаки

1

Составление схемы

33-34



Теории происхождения государства

2

Анализ индивидуальных сообщений

35-36



Сущность и функции государства

2

Различные виды опроса

37-40



Форма государства

4

Работа с учебником , опрос

41-44



Организация власти и управления в стране

4

Тестирование

45-46



Правовое государство и его сущность

2

Фронтальный опрос

47



Повторение по теме «Государство и его формы»

1

Индивидуальные задания, тестирование

48-51



Конституция РФ – Основной закон государства

4

Работа с источником

52



Гражданство как правовая категория

1

Работа с учебником, составление сложного плана

53-55



Правовой статус человека в демократическом государстве

3

Различные виды письменного и устного опроса

56-58



Избирательные системы и их виды

3

Работа с учебником и дополнительной литературой, фронтальный опрос

59-60



Повторительно-обобщающий урок по теме «Конституция и гражданин РФ».

Зачёт по Конституции РФ

2

Зачёт

Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы (4 часа)

61-62



Защита прав человека в государстве

2

Индивидуальные сообщения

63



Правоохранительные органы РФ

1

Составление схемы

64



Повторение по теме «Правосудие и правоохранительные органы»

1

Фронтальный опрос




Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Что человек чувствует, о чем размышляет" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: