Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
города Липецка
Рабочая программа
по праву
(профильный уровень)
10 класс
подготовила
учитель истории и обществознания
Аничкина Светлана Александровна
г. Липецк
2013
Пояснительная записка
О программе
Настоящая рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Примерной программы курса права для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) 2006 г., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа адресована обучающимся профильных социально-экономического и социально-гуманитарного классов. Необходимость введения данного курса диктуется тем, что в последние годы для поступления во многие вузы необходимо сдать ЕГЭ по обществознанию, в структуру которого входят вопросы права. Как показывает опыт прошлых лет, именно эти вопросы на экзамене вызывают у обучающихся наибольшие затруднения, поскольку на подробное изучение права в рамках обществознания отводится недостаточно много времени. Поэтому курс «Право» призван помочь выпускникам в подготовке к успешному прохождению государственной (итоговой) аттестации по материалам и в форме ЕГЭ.
Помимо названной выше причины введения курса «Право», следует отметить, что правовая информация, представленная в содержании рабочей программы, расширяет возможности правовой социализации обучающихся, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, вооружает их теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
О целях и задачах
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
— развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
— воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
— освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
— овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
— формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В области познавательной деятельности:
— умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно — иссле-довательской работы;
— выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследо-вательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Об основном содержании
Рабочая программа реализуется в течение 2 лет, из расчёта 2 урока в неделю, то есть программа носит профильный уровень сложности.
Основные содержательные линии рабочей программы по праву отражают ведущие и социально-значимые проблемы юридической науки и практики. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; конституционное право; гражданское право; семейное право; уголовное право; административное право; трудовое право; правосудие; юридическое образование.
Роль права в жизни человека и общества
Юриспруденция как важная область человеческих знаний. Информация и право. Особенности и закономерности возникновения права. Что такое право. Основные принципы и права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Повторительно-обобщающий урок.
Теоретические основы права как системы
Структуры правовой системы. Отрасли права. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Формы права. Нормативный правовой акт. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Коллизии права. Толкование права: задачи и особенности. Способы и виды толкования права. Акты толкования права. Повторительно-обобщающий урок.
Правоотношение и правовая культура
Правоотношения и их виды. Правонарушения и их характеристика. Состав и признаки правонарушение. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Принципы и виды юридической ответственности. Правосознание и правовая культура. Правовые системы современности. Особенности правовой системы в России. Повторительно-обобщающий урок.
Государство и право
Понятие государства. Теория происхождения государства и его признаки. Сущность и функции государства. Формы государства. Государственное устройство. Политический режим. Организация власти и управления в стране. Государственный орган и его признаки. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Правовое государство. Эволюция представлений о правовом государстве. Признаки правового государства. Конституция РФ. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя в России. Гражданство как правовая категория. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Личные права. Политические права и свободы. Социально-экономические права. Обязанности граждан. Избирательная система. Принципы избирательной системы. Избирательный процесс. Повторительно-обобщающий урок (2 ч).
Правосудие и правоохранительные органы
Защита прав человека в государстве. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Практикум. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Федеральная служба безопасности в РФ. Повторительно-обобщающий урок.
Итоговые повторительно-обобщающие уроки (2ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения права обучающийся должен:
Знать / понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека: основные юридические профессии;
Уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; сис-тему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России: принципы орга-низации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмот-рения гражданских, трудовых, административно-правовых споров: порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защи-ты и социального обеспечения, порядок получения платных образователь-ных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; меха-низм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизвод-ства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внут-ренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов за-щиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательства; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; эко-логических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружа-ющей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практике;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике:
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав: способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Формы и способы контроля результатов
освоения программы обучающимися
Самостоятельные и практические работы, выполняемые обучающимися:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика
Раздел | Кол-во часов | Тестирования | Зачёт | |
1 | Роль права в жизни человека и общества | 8 | — | — |
2 | Теоретические основы права как системы | 12 | 1 | — |
3 | Правоотношения и правовая культура | 10 | 1 | — |
4 | Государство и право | 29 | 2 | 1 |
5 | Правосудие и правоохранительные органы | 4 | — | — |
Используемые учебно-методический комплект,
дополнительная литература, ЭОР
Литература для обучающихся:
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. — М.: ООО «ТИД « Русское слово — РС», 2009.
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Ю. А. Кожин. Практикум по праву: к учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2007.
Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. — М.: Дрофа, 2009.
Литература для учителя:
Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» — архив).
Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», — М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
Кашанин А.В. Кашанина Т.В «Право». Учебник для 10-11 классов. Профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Право»: профильный уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители: Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Список дополнительной литературы:
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М.,1993
Никитин А.Ф.Конституционное право
Никитин А.Ф.Уголовное право
Никитин А.Ф. Налоги
Никитин А.Ф Права человека
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
https://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт
https://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста
https://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация
https://www.gks.ru
Московская школа прав человека
https://www.mshr-ngo.ru
Права человека в России
https://www.hro.org
Социальные и экономические права в России
https://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам
СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ
https://www.smi.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
https://ombudsman.gov.ru
—
Календарно тематическое планирование, 10 класс
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | ||
По плану | По факту | ||||
1 |
|
| Введение в курс «Право»: его структура и особенности | 1 | Работа с учебником |
Глава I. Роль права в жизни человека и общества (8 часов) | |||||
2-3 |
|
| Юриспруденция как важная область человеческих знаний. | 2 | Составление схемы «Система юридических наук», словарь, ролевая игра по организации процесса медиации |
4-5 |
|
| Особенности и закономерности возникновения права | 2 | Составление схемы «Функции права» |
6 |
|
| Принципы, аксиомы и презумпции права | 1 | Фронтальный опрос |
7-8 |
|
| Система регулирования общественных отношений | 2 | Индивидуальные письменные задания |
9 |
|
| Повторение по теме «Роль права в жизни человека и общества» | 1 | Фронтальная беседа, индивидуальные задания |
Глава II. Теоретические основы права как системы (12 часов) | |||||
10-11 |
|
| Система права | 2 | Фронтальная беседа, работа со схемой «Система права» |
12-13 |
|
| Правотворчество и процесс формирования права | 2 | Устный опрос |
14-16 |
|
| Формы права | 3 | Составление схемы «Формы права» |
17 |
|
| Действие норм права во времени и в пространстве | 1 | Составление конспекта, фронтальная беседа |
18 |
|
| Реализация права | 1 | Устный опрос |
19-20 |
|
| Толкование права: задачи и особенности | 2 | Работа с заданиями к параграфу |
21 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Теоретические основы права как системы» | 1 | Различные виды опроса, тестирование |
Глава III. Правоотношения и правовая культура (10 часов) | |||||
22-23 |
|
| Правоотношения и их виды | 2 | Работа со схемами и таблицами |
24-25 |
|
| Правонарушения и их характеристика | 2 | Работа с заданиями к параграфу |
26-27 |
|
| Юридическая ответственность | 2 | Работа с источниками |
28 |
|
| Правосознание и правовая культура | 1 | Составление сложного плана |
29 |
|
| Правовые системы современности | 1 | Индивидуальны сообщения |
30-31 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Правоотношения и правовая культура». Промежуточная диагностика
| 2 | Тестирование |
Глава IV. Государство и право (29 часов) | |||||
32 |
|
| Понятие государства и его признаки | 1 | Составление схемы |
33-34 |
|
| Теории происхождения государства | 2 | Анализ индивидуальных сообщений |
35-36 |
|
| Сущность и функции государства | 2 | Различные виды опроса |
37-40 |
|
| Форма государства | 4 | Работа с учебником , опрос |
41-44 |
|
| Организация власти и управления в стране | 4 | Тестирование |
45-46 |
|
| Правовое государство и его сущность | 2 | Фронтальный опрос |
47 |
|
| Повторение по теме «Государство и его формы» | 1 | Индивидуальные задания, тестирование |
48-51 |
|
| Конституция РФ – Основной закон государства | 4 | Работа с источником |
52 |
|
| Гражданство как правовая категория | 1 | Работа с учебником, составление сложного плана |
53-55 |
|
| Правовой статус человека в демократическом государстве | 3 | Различные виды письменного и устного опроса |
56-58 |
|
| Избирательные системы и их виды | 3 | Работа с учебником и дополнительной литературой, фронтальный опрос |
59-60 |
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Конституция и гражданин РФ». Зачёт по Конституции РФ | 2 | Зачёт |
Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы (4 часа) | |||||
61-62 |
|
| Защита прав человека в государстве | 2 | Индивидуальные сообщения |
63 |
|
| Правоохранительные органы РФ | 1 | Составление схемы |
64 |
|
| Повторение по теме «Правосудие и правоохранительные органы» | 1 | Фронтальный опрос |