Разработка урока по обществознанию для 9-х классов на тему «Я выбираю»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Школа-интернат среднего (полного) общего образования»

с. Самбург Пуровского района






Разработка урока

по обществознанию

для 9-х классов

на тему «Я выбираю»








Подготовила учитель истории и обществознания:

Лисова Ирина Николаевна





















с. Самбург, 2011

Урок по теме: «Я выбираю»


Цели урока:

— познакомить учащихся с разными видами избирательных систем, сущностью и принципами избирательной системы РФ, процедурой выборов в Российской Федерации; формировать аналитические умения; воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

Оборудование: слады и схемы по теме урока, фрагменты документов.

Основные понятия: выборы, референдум, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная комиссия.


План урока.

  1. Из истории выборов

  2. Избирательное право.

  3. Избирательная система.

  4. Избирательная комиссия.

  5. Для чего нужен референдум?

На доске написаны тема, плакаты и агитационные материалы, понятия и термины.

  1. Во вступительном слове учитель раскрывает цели, ставит задачи, знакомит с планом занятия. Сегодня без выборов невозможно представить политическую жизнь демократического общества. Ежегодно в стране проходят выборы в органы власти разных уровней.

Учитель.

Ребята, какие формы участия в политической жизни страны вам известны? Учащиеся называют голосование, участие в политических и общественных движениях, обращение в парламент и местные законодательные органы и т.д.

Один из учащихся заранее подготовил сообщение «Выборы в истории человечества»

Человеку и человечеству свойственно выбирать. Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, франков и саксов. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в период ахейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла своего апогея. Народному собранию были приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного представительства следует обратить на английский парламент, первое заседание которого состоялось в 1265 г. Это был сословно-представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече – орган прямой демократии, выросший из родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир – великий человек», «Куда мир – туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и др.

В период Московского царства для решения важных вопросов при государе возникли Земские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворяне, дьяки,выборные от городов и т.д.

Следует упомянуть о предшественнице нынешней Нижней палаты Федерального собрания – Государственной думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе1905 г. Первоначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались существенные перемены, направленные на воплощение принципов народоправства.


На экране выводится слайд со ст. 32 из Конституции РФ.

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


  1. На следующем этапе урока рассматриваются основы избирательного права в Российской Федерации. Предложить прочесть отрывок из учебника (стр. 55) Учащиеся работают с раздаточным листом, где даны схемы 1 и 2.

Схема 1


Избирательное право граждан



Схема 2

Принципы участия граждан РФ в выборах



А) Объясните разницу между активным и пассивным правом.

Б) поясните суть принципов избирательного права.


3. Учащиеся работают самостоятельно, выполняют задания.

Задание.

Сравните две системы. Найдите все плюсы и минусы пропорциональной и мажоритарной систем, поясните свою позицию.

1.Пропорциональная система.

Эта система подразумевает голосование по партийным спискам. Когда избиратели приходят голосовать, им предлагают несколько списков, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов, например: список кандидатов республиканской партии; коммунистической партии; либеральной партии; партии « зеленых» и т.д.

Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорционально набранным голосам ( если перешли семипроцентный барьер). Для определения количества мандатов (т.е. документов, удостоверяющих права и полномочия какого-либо лица) той или иной партии рассчитывается так называемый — наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом заключается суть действия пропорциональной избирательной системы.

Информация к размышлению: при пропорциональной системе в представительном органе могут быть широко представлены социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (достаточно им образовать свои партии). Часто избираются члены политических партий, имеющих косвенное отношение к данной территории.

Если в законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер» (например, 7%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент, то подавляющее большинство недееспособных объединений обречены на неудачу. Депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не только перед народом, но и перед своей политической партией. Пропорциональная система сохранилась в Италии, Израиле во многих латиноамериканских странах, она используется в России в процессе выборов депутатов Государственной Думы.


2. Мажоритарная система

Для данной системы характерно такое определение результатов голосования, при котором избранным

считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов; при этом

избирательному округу большинство голосов; при этом избирательные округа считаются

одномандатными, т.е. по ним может быть избран только один депутат или депутаты только по

одному списку.

Партия (или блок партий), победившая на выборах, получает абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах.

Информация к размышлению: при мажоритарной системе партия, проигравшая на выборах по одномандатному округу, т.е. получившая, например, 49% голосов, может быть вообще не представлена в парламенте.

Существует тесная связь между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные и каждый депутат представляет свой регион.

Нередко при этой системе избираются депутаты, удобные властям данного региона, или сами представители властных структур. Выборы при мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.

Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах. В России она применялась на выборах депутатов в Государственную Думу в декабре 1993 г. и в 1995 г., потом ее отменили.

Как вариант мажоритарной системы можно отметить систему абсолютного большинства, при которой избранными считаются представители партий, набравшие большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура. Во втором туре выбывшие из избирательной гонки партии отдают «свои» голоса представителям тех партий, с которыми они «договорились» в ходе предвыборной кампании. По этой схеме проводят выборы США, Франция и Германия.

  1. Учащиеся знакомятся со схемой выборов в РФ.

Схема 3.


Федеральные выборы

Выборы Президента РФ (исполнительная власть)


Выборы депутатов Государственной Думы (законодательная власть)




Выборы органов власти субъектов РФ

Выборы депутатов законодательных органов власти субъектов РФ



Муниципальные выборы

Выборы в органы местного самоуправления

— выборы глав исполнительной власти (глав муниципальных образований);

— выборы в местные законодательные органы власти (советы депутатов муниципальных образований)


Избирательные комиссии


Центральная избирательная комиссия

Избирательные комиссии субъектов РФ

Окружные избирательные комиссии

Территориальные ( районные, городские и т.п.)

Участковые избирательные комиссии


Следующий этап урока – работа с раздаточным материалом ( тексты « Центральная избирательная комиссия» и «Полномочия участковой избирательной комиссии», отвечают на вопросы теста.


3. Центральная избирательная комиссия

(ЦИК)

ЦИК совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан. Организует общегосударственную систему регистрации избирателей Разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимые для работы избирательных комиссий, осуществляет контроль за их соблюдением. Осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в РФ. Распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование. Оказывает методическую, организационно — техническую помощь избирательным комиссиям.


  1. Полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)


Оповещает население о своем адресе и номере телефона, времени работы, а также дне и месте голосования. Составляет список избирателей по избирательному участку. Проводит ознакомление избирателей со списком, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в нем и решает вопрос о внесении соответствующих изменений. Обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого материала. Контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов. Организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование. Производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке. Рассматривает жалобы на нарушения закона о выборах и принимает по ним мотивированные решения. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.


Вопросы к текстам.

  1. ЦИК – это …

2. Общегосударственная система регистрации избирателей организована …

3. ЦИК совместно с избирательными комиссиями …

4. Кто составляет списки избирателей?

5. Эта комиссия организует голосование на участке в день выборов.


  1. Государство иногда проводит референдум для принятия наиболее важных вопросов. Референдум — всенародное голосование, он используется не только для принятия законов, но и для их отмены. Материал учебника достаточно емко раскрывает суть референдума (А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 9 кл. М.: Русское слово, 2007).

Приведите пример из истории нашей страны, когда проводился референдум. Найдите отличия между выборами и референдумом. Как часто можно проводить референдум?


6. Домашнее задание

Предложить учащимся составить анкету по теме: Отношение молодежи к выборам.


Примерные вопросы.

  1. Назови руководителей государства, субъекта федерации.

  2. Есть ли у тебя четкая политическая позиция?

  3. ты можешь отстоять в споре свою точку зрения?

  4. Часто ли ты читаешь в газетах политические материалы?

  5. Смотришь ли по телевидению подобные передачи?
















































Литература:


Конституция Российской Федерации.

Введение в обществознание. 8-9 классы / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: 2004.

Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8 – 11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / Т.А. Корнева. М.: Глобус, 2008.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса. М.: Русское слово. 2007.

Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8 – 11 классы. / сост. Т.А. Корнева. М.: Глобус 2009.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Фемида»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: