Тема урока «Экономика семьи» 7 класс


7 класс

Обществознание

Тема урока «Экономика семьи»

Цель: 1) Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства, раскрыть понятие «бюджет», познакомить со статьями доходов и расходов;

2)Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы, расширять и активизировать словарь учащихся через усвоение новых терминов, развивать познавательную активность учащихся при постановке вопросов, при выполнении практических задач;

3)Способствовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни .


Оборудование: Учебник обществознания для 7 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, мультимедийная презентация.


Тип урока: изучения новых знаний

I.Организационный момент.

Активизация учебной деятельности

1. Вводная беседа

-Что такое экономика? Семья? А экономика семьи? Что такое деньги? Вспомните функции денег.

Предлагается решить задачу (слайд 1).

II.Изучение нового материала.

1. У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности. Эти трудности бывают связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. Наше благосостояние зависит от нашего трудолюбия, от тех профессионально – трудовых навыков и умений, которые вы приобретаете в стенах школы, и будете получать после её окончания.

Вопрос: Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Почему?

Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство.

Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика –экономика семьи.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями «экономика семьи»,« ресурсы семьи», «бюджет», а также с составными частями бюджета, а также будете решать задачи.

2.Предлагается план:

        1. Ресурсы семьи

        2. Семейный бюджет

        3. Расходы семьи


3. Самостоятельная работа учеников с учебником. Учащимся предлагается заполнить схему «ресурсы семьи», прочитав текст учебника на странице в учебнике 150. На заполнение схемы отводится 10 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждый лепесток ромашки (на доске), приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов, сверка по слайду.


4. Раскрытие понятия «бюджет».

Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. (Показ слайда №)

Бюджет



Доходы Расходы

  • Зарплата Налоги

  • Пенсия Коммунальные услуги

  • Стипендия Питание

  • Пособия Одежда и обувь

  • Доходы от личного хозяйства Мебель

  • Дополнительные выплаты Недвижимость

Культурные нужды

Непредвиденные нужды

Вопрос: Что такое доходы?

Доходы – это деньги, которые поступают в семью.

Вопрос: Из чего могут складываться доходы семьи?

Доходы складываются из: (работа со слайдом №)


Вопрос: Что такое зарплата?

Зарплата — это деньги, выплачиваемые работнику за труд за единицу времени (месяц, неделю, день).

Вопрос: Кто в семье может получать пенсию? В каких случаях?

  • Пенсионеры по старости

  • Дети по утере кормильца

  • Инвалиды

Вопрос: Кто в семье может получать стипендию?

Следующий вид доходов – пособия.

Пособие – это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может зарабатывать себе достаточно денег.

Вопрос: Какие виды пособий вы знаете?

  • По безработице

  • Детские

  • Разовые пособия пенсионерам

Вопрос: Какие доходы можно получать от личного хозяйства?

К дополнительным выплатам относят премии, полученные за хорошо выполненную работу.

5.Ученики выполняют схему по вопросу «Доходы: фиксированные и переменные» (по слайду)

6. Расходы семьи.

Вопрос: Как расходуются деньги в семье? (работа со слайдом №1) – они бывают обязательные и произвольные (записывают)


Вопрос: Какие налоги платит семья?

  • Подоходный

  • Пенсионный

  • За землю, недвижимость

Вопрос: За какие коммунальные услуги платит семья?

  • Оплата электроэнергии

  • Оплата газа

  • Оплата телефонной связи

Вопрос: На какие культурные нужды семья может потратить деньги?

Вопрос: Что относят к непредвиденным нуждам?

4.Как же нужно планировать семейный бюджет? Чтобы в этом разобраться составим логические цепочки.

(Составление логических цепочек – неравенств)


Расход




Доход


Дефицит



Расход




Доход

Профицит


Расход

=

Доход

Равноценный (равный) бюджет

Вопрос: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Расходы не должны превышать доходы, чтобы не допускать долгов.


III.Практикум -закрепление


1.Какие семейные ресурсы перечислены ниже? (Раздаточный материал на партах)

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.


Примерный ответ:

Квартира, домик в деревне — материальные ресурсы

Родители и старший сын — трудовые ресурсы

Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов — информационные

Зарплата родителей и сына — финансовые ресурсы

Проценты — доход от сбережений в банке

Рента за земельный участок — собственность.

Задание условным семьям:

2.Составьте ресурсы Вашей семьи. (Выступают, обсуждение)

3. Решение других задач (по возможности) с помощью слайда


3.Д/з – параграф 44,выучить записи в тетради.

Рассчитать вместе с родителями семейный бюджет на месяц, по следующей схеме:

Доходы

Расходы

Фиксированные

Переменные

Обязательные платежи

Питание

Промтовары

Культурно-бытовые услуги


























IV. Подведение итогов урока.

V.Выставление оценок.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Кто живет в часах?» Г.Юдин»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: