Тема урока: Общение


Методическая разработка урока по учебной дисциплине

« обществознание»


Тема урока: Общение

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

обучающие:

  • познакомить учащихся с общением как своеобразной деятельностью человека;

  • формировать знания о структуре и закономерностях общения;

развивающие:

  • способствовать развитию компетентности учащихся в сфере общения как проявления их активности;

  • продолжить работу над развитием у учащихся навыков владения основными мыслительными операциями: сравнением, анализом, обобщением;

  • продолжить развитие внимания, толерантности в общении;

воспитывающие:

— способствовать воспитанию интереса к предмету;

  • ориентировать учащихся на усвоение общечеловеческих норм общения, терпимости и уважению к мнению других.

Оборудование урока: видеопроектор, презентация со слайдами к уроку, Ожегов Словарь русского языка; Даль. Толковый словарь русского языка; Философский энциклопедический словарь, Д.Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; раздаточный материал.

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока, целей и плана занятия.

  3. Ход урока по реализации поставленных задач.

  4. Закрепление материала.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Ход урока.


I. Организационный момент.


II. (Показ слайдов 1-9)


Эпиграф:

Человеческая сущность налицо

только в общении, в единстве

человека с человеком.

Л.Фейербах


Актуализация прежних знаний учащихся: обратите внимание на эпиграф.

Как вы понимаете смысл изречения Фейербаха?

Где формируется человек?

Как называется этот процесс?

Из каких этапов он состоит?

Какие периоды жизни человека он охватывает?

Социализация человека невозможна без общения, и мы переходим к теме нашего урока.

Тема урока: Общение.

Постановка целей занятия:

  • познакомиться с общением как своеобразной деятельностью человека;

  • формировать знания о структуре и закономерностях общения.


План урока:


  1. Понятие общения.

  2. Виды общения.


III. Ход урока по реализации поставленных задач.


Работа над вопросом №1 плана.

Учитель актуализирует субъективный опыт учащихся о знании понятия «общение».

Задание:

  • определите понятие «общение» через прилагательные;

  • определите понятие «общение» через глаголы;

  • сформулируйте фразу, в которой будет заключаться вся ваша информация о знании этого понятия: «Общение — это …»

Работа в группах со словарями: найти определение «Общения».

Учитель: Запишем в тетради вывод:

Общение — это социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Учитель: Какие качества личности проявляются в общении?

Учитель: На основе ответов учащихся определяем функции общения.

Запишем функции общения в тетради:

  • информационно-коммуникативная – она способствует обмену информацией, идеями, интересами, знаниями;

  • межличностного познания — способствует формированию у человека ценностных ориентаций, правил поведения в группе и обществе;

  • взаимодействия – она способствует эмоциональному восприятию людьми друг друга.


Работа над вопросом № 2 плана.

Учитель: В зависимости от средств передачи информации различают два вида общения:

  • неречевое (невербальное);

  • речевое (вербальное).

По ходу рассказа учителя и показа слайдов весь класс делает конспект.

Виды неречевого (невербального) общения:

  • предметы и рисунки (слайд 10- 15);

  • религиозные символы (слайд 16-20);

  • символы власти (слайд 21-22);

  • дорожные знаки (слайд 23);

  • жесты (слайд 24-26);

  • прикосновения (слайд 27-28).

  • мимика — это положение и движение частей лица (слайд 29);

  • пантомимика — это положение и движение частей тела (слайд 30-33).

Учитель: Какую информацию вы получили из показанных сюжетов пантомимики? Выражают ли они чувства?

Виды речевого (вербального) общения: (слайды 34-35)

  • служебное (деловое) — происходит в официальной обстановке (учеба, работа), при котором учитываются те особенности личности, характера, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты.

  • повседневное (бытовое) — может происходить как в официальной обстановке так и в домашней, повседневной.

  • развлекательное или досуговое — обмен информацией, эмоциями, которое происходит в неофициальной обстановке.

Цель этого общения — помочь человеку расслабиться, отдохнуть, проявить себя в какой-либо иной деятельности.

  • ритуальное или этикет, — процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения в официальной и неофициальной обстановке. Цель этого общения — научиться соответствовать нормам поведения в обществе.

  • межкультурное (межэтническое) — происходит как в официальной обстановке на государственном уровне, так и в неофициальной — предполагает знание культурных норм у людей других национальностей.

Работа в группах.

Учитель делит на группы и дает задание: используя неречевые и речевые виды общения, передайте определенную информацию или/ и чувства (работа по карточкам).


IV. Закрепление материала.

Совместная работа с классом: определите роль общения в современном обществе:

1.Через общение человек получает знания об окружающем мире.

2.Происходит передача опыта.

3.Благодаря общению человек учится оценивать поступки окружающих и свои собственные.

4.Происходит усвоение правил поведения.

5.Формируются нравственные качества человека.

6.Формируется характер человека

7.Общение способствует развитию интересов человека или может тормозить их.

8.Человек не может обходиться без общения с другими людьми, так как он -существо общественное.


  1. Подведение итогов урока. Подводя итоги урока, необходимо определить, что общение – это важная составляющая жизни человека в обществе. Общению человек учится всю жизнь. Учитель предлагает учащимся составить свои «Золотые» правила общения.

  2. Домашнее задание:


  • проанализируйте предложенные вам правила общения из книги Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» и собственные «Золотые» правила общения. Определите: что общего в правилах Карнеги и ваших, а в чем их различие.

— параграф 8 учебника «Обществознание» под ред. А.И.Кравченко































Раздаточный материал к уроку


  • определите понятие «общение» через прилагательные (приятное, хорошее, увлекательное, занимательное, интересное, обязательное, внимательное, динамичное, спокойное, веселое, грустное, утомительное, негативное, принудительное, дискуссионное, грубое, лживое, лицемерное, неискреннее, официальное, дружеское);

  • определите понятие «общение» через глаголы (спорить, дружить, помогать. слушать, сочувствовать, дискутировать, учить, учиться, слушать, слушаться, исполнять, приказывать, враждовать, дружить, ненавидеть, любить, грустить, ждать, доверять, обманывать, шутить, завидовать, восхищаться, огорчать, огорчаться, радоваться, играть, соревноваться, состязаться);

  • составьте фразу: «Общение — это …»







Задание.

  1. Возможно ли общение в том случае, если его участники говорят на разных языках при условии отсутствия перевода?

  2. Группе иностранцев необходимо найти вокзал. Используя невербальные средства общения, обратитесь к прохожим и попросите их помочь вам.





Задание.

1. Возможно ли общение в том случае, если его участники говорят на разных языках при условии отсутствия перевода?

2. Вы встречаете группу иностранцев на улице. Они обращаются к вам с просьбой. Постарайтесь понять их и помочь, используя при этом только невербальные средства общения.






Задание


Покажите какие-либо эмоции невербальными средствами общения.









Задание.

Приведите пример ритуального общения при помощи речевых средств общения: в ваш класс пришел новый ученик. Ваши действия?

При выполнении задания используйте «Приемы, помогающие достичь цели при речевом общении».




Приемы, помогающие достичь цели при речевом общении.

Обращение. Обращайтесь к собеседнику по имени. Интонация, с которой вы произносите имя вашего партнера, должна выражать положительное отношение к нему. Если вы рассчитываете на взаимную симпатию, то применяйте ласкательную форму имени и соответствующий эпитет.

Первые фразы. Привлечь к себе внимание можно при помощи подобранных или «с ходу» придуманных фраз.

Возбуждение интереса. Проблематизация. За первыми фразами должно последовать интересное содержание. Но преподнести его лучше в виде предположения, проблемы, догадки, которую следует разрешить вместе.

Разрядка. Часто ваш собеседник или компания, в которой вы выступаете, испытывает утомление от умных разговоров. Юмор, остроумное высказывание, шутка — прекрасное средство для снятия напряжения или усталости.

Интонация. Речь неотделима от интонации — сочетания тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Интонация — это ключ, с помощью которого открываются каналы восприятия, понимания, усвоения информации. Известное правило «интонация важнее информации» говорит о значении чувственной окраски речи.

















Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей»


Основные методы обращения с людьми.

  1. Я ни о ком не буду говорить плохо, но расскажу все хорошее, что знаю о каждом.

  2. Любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство — и большинство глупцов так и делают. Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. «Все понять — значит все простить».

  3. Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с «маленькими» людьми

  4. Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное желание людей быть оцененными по достоинству. Делайте людям комплименты.

  5. Умение вызвать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрений.

  6. Каждый человек, которого я встречаю, в каком-то отношении превосходит меня, и в этом смысле я могу поучиться у него. Будьте «чистосердечны в соей оценке и щедры на похвалу», и люди будут хранить в памяти ваши слова, дорожить ими и повторять их в течение всей жизни.

  7. Единственный способ повлиять на другого человека — говорить о том, что он хочет, и научить его, как ему получить желаемое.

  8. Человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход его мыслей, нет необходимости беспокоиться о том, что уготовило ему будущее.


Шесть правил, соблюдение которых позволят понравиться людям.


  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

  2. Улыбайтесь.

  3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

  6. Внушите вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.











Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса на тему «Труд»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: