Тема: «Законы писаные и неписаные»


Тема: «Законы писаные и неписаные»

Цели и задачи:

Объяснить значение понятий «мораль», «закон», «кодекс»,«иерархия», «кровная месть»,

«проступок», «преступление»; выяснить сходство и отличие морали и права;

Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.

Работать с текстом учебника, дополнительными источниками, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицы и схемы.

Задуматься над своими нравственными ценностями.

План урока

1.Определяем проблему урока.

2. Откуда берутся правила жизни людей?

3.Иерархия законов.

4. Как работают законы? 1

Введение в новый материал:

Учитель: Зачем человеку законы, право?

Нужно ли человеку соблюдать правила?

Неужели нельзя полагаться на совесть? В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть. И в одной из сказок даже делается предположение, что люди извели совесть намеренно, из корыстных побуждений.

Задание 1:

Внимательно послушайте притчу и ответьте на следующие вопросы:

  • 1. О чем эта притча?

  • 2. Как ты ее понимаешь?

  • 3. Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

  • (учитель рассказывает притчу)

  • Учитель предлагает прочитать по ролям введение в новую тему и обращает внимание ребят на

  • Задание

  • Знакома ли вам конфликтная ситуация из школьной жизни?

  • Определите проблему урока

  • Учитель обращает внимание ребят на вопросы учебника стр.164 . и просит сформулировать проблему урока.

  • 1. Зачем нужны законы и нужно ли соблюдать правила? (проблема урока)

Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности и идеалы. Чтобы понять, какой выбор надо для себя сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право.

  • Что объединяет эти понятия, а что различает?

  • Вспомните, что такое право?

  • Какие характерные черты имеет право?

  • Какие ассоциации у вас возникают при словах «мораль», «нравственность»?

  • И так, чтобы решить проблему урока мы должны вспомнить значение слов «мораль», «нравственность» и «право»?

  • Учитель: переходим к решению проблемы и открытию новых знаний следующий вопрос нашего урока:

  • 2.Откуда берутся правила жизни людей?

  • (Рассказ учащихся стр.165 -167).

  • Задание:

  • Слушая рассказ определите, какие правила поведения регулируют отношения людей в обществе?

  • Задание: Проверка выполнения задания:

  • Вопросы к классу:

  • Как складывались обычаи?

  • Что такое моральные нормы?

  • Что такое обычай?

  • Что такое закон?

  • Что такое правовые нормы?

  • Каковы отличия морали от права?(стр.166 работа по схеме учебника)

  • Учитель: если обобщить ваши ответы можно составить вот такую таблицу:

  • Право и мораль

Вопросы

  • Право1.


Мораль


1. В чем выражается

1.В законах государства


1. В правилах поведения, устанавливаемых в обществе в соответствии с представлениями о долге, чести.


2. Как поддерживается?

2.Силой государства


  • 2.Силой общественного мнения обычаев, убеждений


3. Каковы последствия нарушений?

3.Наступает юридическая

ответственность, четко определенная в законодательных актах.


  • 3.Осуждение окружающих, «угрызения» совести, дискомфортное психическое состояние самого человека.


4. Что регулирует?

4.Деятельность человека, организации, государства в различных сферах общественной жизни.


  • 4.Поступки людей, мысли, чувства, выраженные в определенной форме.


Учитель: переходим к следующему вопросу:

3. Иерархия законов

Текст вы прочитали дома, вам было дано, опережающее задание постарайтесь ответить на вопросы:

  • Что означает название текста и о чём в нём идёт речь?

  • Попробуйте сформулировать определение понятия «иерархия» .

  • Какой закон стоит на вершине иерархии? (схема иерархии – пирамиды)

  • На примере правовых актов рассмотрим иерархию законов, которые определяют правила жизни в школе( работа с текстом стр.168)

  • Выделяем:

  • 1. Конституция РФ — право на образование;

  • 2.Федеральный закон РФ – об образовании.

  • Устав нашей школы.

  • Вывод: таким образом, главным законом, где изложены основы государственного устройства, взаимоотношений государства и общества, права и обязанности граждан. Является Конституция РФ, а остальные законы и нормативные акты не должны противоречить основному закону.

  • А сейчас мы с вами установим, как же работали законы? Давайте попробуем ответить на вопросы.

  • 4. Как работают законы?

  • Гарантирует ли знание законов, что человек непременно станет их исполнять?

  • Соблюдение правовых норм – обеспечивается государством.

  • В каждой правовой норме чётко формулируется правило поведения.

  • Задание: ( стр.169)

  • В Конституции Российской Федерации определяется право каждого человека на образование (ст.43).

  • Какое правило поведения фиксирует (ст.43)?

  • К кому обращена эта статья?

  • Учитель: ( правильно к родителям и детям)

  • Государство не только устанавливает правила поведения, но и обеспечивает их исполнение, наказывает граждан и заставляет соблюдать законы.

  • Вопросы к классу:

  • 1.Как государство наказывает за нарушение законов?

  • 2.Назовите формы нарушения права.

  • 3. Что отличает проступок от преступления?

  • Вывод: За каждое преступление государством предусмотрена санкция (меры воздействия) в зависимости от степени тяжести вины. И последнее о чём я хотела поговорить с вами это о конфликте Саши и Коли.

  • Вопросы к классу:

  • Решите жизненную задачу: последствия конфликта Саши и Коли.

  • Объясните Коле опасные для него последствия соблюдения правила «Око за око» с использованием знания Уголовного кодекса РФ и Устава нашей школы.( Работа с документом стр.172 – 173)

  • Вывод: вы теперь знаете законы и я уверена будете их соблюдать и не нарушать общепринятые правила морали и права.

  • Подведение итогов

  • 1. Если человек нарушил права-нормы, его наказывают, а если он совершил некрасивый поступок, в чем будет заключаться его наказание?

  • 2. Объясните смысл высказывания древнеримского философа Сенеки: «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных».

  • Общество объединяют совместная жизнь и деятельность по принятым правилам морали и права

  • Домашнее задание:

  • Выучить § 20 учебника.

  • Выполнить задания в рабочей тетради и творческое задание:

народная мудрость гласит: «Мораль начинается там, где один человек позаботится о другом». Как вы понимаете это утверждение? Раскройте его смысл.





Свежие документы:  Классный час «Дружба»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: