Урок для 10 класса на тему «Познавательная деятельность человека»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»














Методическая разработка урока

по обществознанию в 10 классе

на тему «Познавательная деятельность человека»






Тимяшева Екатерина Рудольфовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 1 п. Пангоды»










2011 год

Тема урока: Познавательная деятельность человека.


Цель: повторить и закрепить представление о познавательной деятельности человека, помочь учащимся научиться познавать мир и самого себя на практике через работу с источниками.

Задачи:

1) образовательная: раскрыть основные понятия урока; дать представление о познавательном процессе; познакомить учащихся с различными подходами к решению проблемы познания мира;

2) развивающая: умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; умение через различные источники (документы, высказывания) выражать свою точку зрения; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; умение проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; умение осуществлять критику источника; умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального анализа;

3) воспитательная: формирование воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Тип урока: лабораторный урок

Понятия на урок: знание, познавательная деятельность, чувственное и рациональное познание, тезис, аргумент.

Оборудование: учебник, доска, тетрадь, документы, схема.

Литература:

  1. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.

  2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 159с.

  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 -11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькин, – М.: Просвещение, 2001. – 175с.

  4. Тесты IQ — https://iq-razumer.ru/iq-test/fjduch.htm


План урока:

  1. IQ – показатель познавательных способностей человека.

  2. Познавательная деятельность.

  3. Формы познания.

Ход урока:

1) Организационный момент (30 секунд)

Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

2) Постановка цели и задач урока (1 минута).

Мы продолжаем изучение темы: Познавательная деятельность. На прошлом уроке мы разобрали основные вопросы темы, сегодня наша цель повторить и закрепить пройденный материал на практике. Основной задачей занятия будет решение познавательных задач и работа с текстом.

Для начала мы поработаем устно, а затем выполните письменную работу.

3) Повторение понятий (2 минуты).

Прежде чем начать работу, давайте вспомним основные понятия урока, которые вам понадобятся при выполнении заданий. Итак, дайте определения следующим понятиям:

— познавательная деятельность,

— тезис,

— аргумент

Знания отдельного человека составляют частичку знаний, накопленных человечеством. По способностям к усвоению этих знаний, каждый человек отличается друг от друга. Ученые и исследователи давно пытаются найти надежные показатели, характеризующие уровень познавательных способностей человека. Так вот одним из таких показателей и является коэффициент интеллектуальности (IQ), который выявляется посредством решения системы несложных задач, не требующих предварительной подготовки. Сейчас вы попытаетесь выполнить несколько таких заданий.

4)Решение познавательных задач (см. приложение № 1). На решение – (2 минуты).

За каждый правильный ответ – 10 баллов, в сумме – 50. Всего пять вопросов.

Если у кого-то из вас не получилось набрать необходимые баллы, не расстраивайтесь у вас еще все впереди.

Считается, что на 60-80 % коэффициент зависит от генов и передается по наследству. Многие ученые давно спорят и ведут размышления по этому поводу. Давайте сейчас познакомимся с некоторыми исследованиями, прочитав текст и ответив на вопросы после него.

5)Работа с текстом (см. приложение № 2). На работу – (10 минут).

Мы вспомнили с вами основные вопросы темы, а теперь давайте закрепим изученный материал через решение познавательных заданий.

6) Письменная работа (см. приложение № 3) (5 минут).

Подведение итогов урока.

8) домашнее задание. § 8. напишите мини – сочинение на тему: «Знание –сила».































Приложение № 1

Тесты IQ

      1. ЗА (***) ОТ

      2. Д+(ЗЛАК)= (МЕЛКОЕ СОКРАЩЕ-НИЕ МЫШЦ)

      3. 18 20 24 32 ?

      4. Вставьте пропущенное слово

СПРАВА (ПАРА) ТОРНАДО

ОМЛЕТ ( . . . . ) САРГАССЫ

      1. Найдите лишнее слово

ЖУКРАК

ЖОЛАК

ЯНАБ

АЛТЕКАР








Приложение № 2

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОЯСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Проведенные в США исследования показали, что между людьми с высокими и низкими показателями I Q возникают в дальнейшем огромные социальные различия. Если первые преуспевают, имеют престижную работу, высокие доходы, добиваются успеха во многом. Вторые, бросают школу, не получив среднего образования, живут на пособие, пополняют криминальные сообщества. Правительство стремиться сгладить эти различия, используя школу. На помощь отстающим ученикам выделяется 92% средств, отпускаемых на образование. Учителя, учебники, экзамены ориентированы прежде всего на слабоуспевающих учеников.


ВОПРОСЫ:

1.Считаете ли вы правильной такую политику в школьном образовании?

2.Какая из приведенных ниже зависимостей, на ваш взгляд, в большей мере соответствует действительности:

А) исходно плохие социальные условия жизни – низкий IQ

Б) низкий IQ – убогая жизнь в дальнейшем

3. Что, по-вашему, нужно делать людям с низким показателем интеллекта?


















Приложение № 3

1. К формам рационального познания относятся:

— ощущение,

— суждение,

— понятие,

— фантазия,

— умозаключение.

2. Закончите схему «Формы познания».

Ответы: 1) Умозаключения; 2) ощущения; 3) представления

3. Выделите из текста аргументы и тезисы.

«Наш собственный познавательный опыт подсказывает, что между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие чувства, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, к восьмимесячному возрасту демонстрировали значительно большие умственные и физические возможности, чем их сверстники».

Ответ: тезисом является первое суждение, а остальные используются для его аргументации.

4. Подумайте, к какому из направлений (эмпириков или рационалистов) принадлежат авторы следующих выска­зываний:

«Логика, скорее, служит укреплению и сохранению заблуж­дений, имеющих свое основание в общепринятых поняти­ях, чем отысканию истины».

«Все, что мы достоверно знаем, состоит или в доказа­тельствах, или в опытах. И в том, и в другом правит ра­зум. Ведь само искусство постановки эксперимента и поль­зования опытом покоится на точных основаниях».

«Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими имеет обыкновение пользоваться геометрия, натолк­нули меня на мысль, что все доступное человеческому по­знанию одинаково вытекает одно из другого».

«В нашей способности замечать сходства и различия, со­ответствия и несоответствия различных предметов и за­ключаются все операции нашего ума. Но эти способности есть не что иное, как физическая чувствительность, все, значит, сводится к ощущению».

  1. B чем, на ваш взгляд, смысл и значение следующих фактов?

Известны случаи, когда дети с врожденным повреж­дением почти всех органов чувств (слепоглухонемые) при надлежащем психолого-педагогическом руководстве стано­вились полноценными людьми, способными осуществлять разнообразные виды деятельности, в том числе и интел­лектуальную.

Известны и описаны в литературе факты, когда отдельные люди в силу уникального стечения обстоятельств в мла­денческом возрасте были изолированы от человеческого общества (например, дети, похищенные дикими животны­ми). Эти индивиды, даже возвращенные в лоно цивилизации, не могли восстановить утраченную способность к познанию




Свежие документы:  Тесты по биологии для 9 класса «Охрана природы и основы рационального природопользования»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: