Урок для 6 класса на тему «Совесть»



Работа выполнена

Баталовой Татьяной Анатольевной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г.Перми.


Название работы

Урок для 6 класса на тему «Совесть»


Участники

6 класс


Цель:

Формирование у обучающихся представления о совести; раскрыть глубокий смысл данной нравственной категории как основы ценностно-смыслового самоопределения.


Задачи:

Образовательные:

формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное значение;

— формировать и развивать навыки анализа текста художественного произведения;

— закрепить навыки постановки знаков препинания при прямой речи.

Развивающие:

развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно-речевые метапредметные умения.

Воспитательные:

— воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;

— формировать умение делать нравственный выбор и проводить нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.


Формирование компетенций:

Личностные:

— формирование социально значимых качеств личности;

— формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.

Коммуникативные:

— формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— конструировать монологические и диалогические высказывания.




Регулятивные универсальные учебные действия:

— определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

— оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

— сравнивать, находить нужную информацию.


Планируемые результаты:

Личностные:

— готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно-смыслового самоопределения.

Метапредметные:

— приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.


Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.


Формы мыследеятельности:

— драматизация;

— самостоятельная работа с различными источниками информации;

оформление и предъявление главного из данной информации;

— анализ фрагмента текста художественного произведения; составление цепочки эмоционального состояния героя;

— графическая работа с текстом;

— разработка и представление творческого проекта;

— коммуникативное сотрудничество, работа в группе;

— рефлексия собственной деятельности.


















Ход урока


1.Мотивация к учебной деятельности


Драматизация рассказа Аркадия Гайдара «Совесть».


-Рассказ заканчивается так: «И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть».

— Как понимаете это предложение?

— За что Нину мучает совесть?

— Как вы думаете, будет ли Нина в другой раз прогуливать уроки?


— Исходя из содержания текста, какой может быть тема нашего общения?

Актуальна ли эта тема на сегодняшний день?

Свежие документы:  Билеты по обществознанию 10 класс (элективный курс)

Интересна ли она для вас?



2. Определение целей


— Определим цель нашего общения (совместное определение целей)

(раскрыть смысл нравственной категории совесть; учиться анализировать текст; уметь работать в группе, договариваться).


Работаем по плану.



3. Организация познавательной деятельности


Работа в группах. Самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации. Предложены различные словари, в которых школьники должны найти определение слова «совесть», выделить главное и оформить на слайд.


— О совести говорят, как о чем-то живом. Она «грызла» сердце Нины. Совесть может разговаривать с человеком. Как вы думаете, о чем?


Посмотрим сценку. («Как Незнайка разговаривал со своей совестью»)


-С кем разговаривает Незнайка? (сам с собой, со своей совестью)

— Что происходит с героем?


Составим цепочку эмоционального состояния героя (работа с текстом в группах)

(грустно вздыхал – разговаривал – оправдывался – насторожился – вскричал – разбудил и говорит – вздохнул)


— Каково же состояние героя?

Незнайка переживает.

А совесть мучает, грызет, тревожит.


— Было с вами такое? (рассказы детей, монологические высказывания)


— Как быть? Что делать? Как выходить из этого состояния?

— Повиниться. Извиниться.



4. Графическая работа с текстом


Посмотрите внимательно на текст. Ваши наблюдения?

(в тексте не расставлены знаки препинания при прямой речи)


КАК НЕЗНАЙКА РАЗГОВАРИВАЛ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ

Незнайка лежал в темноте и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри него голос.

Он ведь сам виноват оправдывался Незнайка.

Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! Ну, толкнули тебя, и ты толкнул бы! отвечал голос.

А кто ты, что от тебя даже ничего не скроешь? насторожился Незнайка.

Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть ответил голос.

Так это ты? Тогда сиди и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет! вскричал Незнайка.

Голос усмехнулся А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него.


Незнайка разбудил Пестренького и говорит Понимаешь Пестренький я сегодня превратил одного коротышку в осла. Ты меня поругай за это.

Свежие документы:  Олимпиада по обществознанию 8 класс

А зачем? спрашивает Пестренький.

Меня совесть мучит. Может, мне легче станет вздохнул Незнайка.




-Как можно поработать с текстом?

(индивидуально, с последующей проверкой;

в группе, по очереди, с объяснением)

Выберите форму работы с текстом.

— Сколько времени надо на выполнение задания?


После выполнения задания – на слайде появляются схемы-помощники «знаки препинания при прямой речи».


— Проведите самопроверку. Оцените свою работу.


— Обменяйтесь тетрадями. Проведите взаимопроверку.


— Обратная связь – поднимите карточку соответствующего цвета (синяя – справился без ошибок; зеленая – надо повторить материал)



4. Создание творческого проекта


Вернемся к теме нашего общения.

Вот слова римского императора Марка Аврелия: «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное – и ты выполнишь задачу своей жизни».


— Как понимаете слова императора?


Сейчас предлагаю создать творческий проект «Совесть». Выбрать образ-символ, воплотить его в рисунке и «защитить», представить классу.

Формы деятельности обучающихся – групповая или индивидуальная на выбор.


Вспомним правила работы над проектом в группе:

— выбрать тьютера,

— тьютер уточняет цель, результат и план работы над проектом,

— обсуждение намеченного плана,

— распределение обязанностей,

— реализация проекта.

В процессе обсуждения необходимо найти интересный образ-символ, продумать его пространственное воплощение, цветовое решение, создать продукт – рисунок и авторский текст.



5. Рефлексия.

— Надеюсь, что каждый из вас на уроке сделал для себя какое-то открытие. Поделитесь с нами.

А помогут вам в этом следующие начала предложений:

Теперь я знаю …

Теперь я умею…

Теперь я буду …

Теперь я не буду …


— Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой?

— Спасибо вам за искренность и открытость, за активный труд вашей души, такой чуткой и красивой.


— Мама, что такое совесть?

— Совесть, дочка, — это повесть

Про хорошие дела –

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живет –

Никого не подведет.

Совесть – клад души твоей,

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасет тебя от бед.

Он в тебе всегда горит,

Он твой самый прочный щит. (А.Лопатина, М.Скребцова)





























Творческие проекты учащихся:

— «Птица Совесть» — групповой проект









— «Тучка» — индивидуальный проект





— «Рамка» — индивидуальный проект

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Быть вежливым. Что это значит?»

































«Совесть – лучший советчик» — индивидуальный проект






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: