Урок по обществознанию на тему «В чем смысл жизни»


Панкеева Людмила Анатольевна.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» города Курска.

Учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе.













































«В чем смысл жизни»

Цель: рассмотреть вопрос о жизненных целях и задачах, определить идеалы и ценности человека; формировать умения формулировать свои идеалы и ценности; высказывать собственные суждения, вести дискуссию, уважать мнение других, воспитывать уважение друг к другу, чувства патриотизма и гуманизма.

Ход мероприятия.

Ведущие.

Со времен сотворения мира человек не прекращает поиска смысла жизни. Кто из нас не задавал себе и другим эти сакраментальные вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?», «Зачем (Для чего) мне жить?». И чего только не слышали в ответ.

— Задумайтесь о том, зачем нужна человеку жизнь, какие цели и задачи стоят перед ним.

— В детстве все кажется простым – мы мечтаем о конфетах, куклах, коньках; видим идеал в родителях и знакомых; находим смысл в радости и веселье; ставим своей целью, вырасти и стать полностью самостоятельными. А у взрослых все выглядит иначе, сложнее, наверное, это самый трудный вопрос.

-Человек, ищущий смыл жизни, в конечном счете, ищет счастье. Многое в этом поиске зависит от жизненной позиции, от понимания добра и зла, от умения делать выбор и нести ответственность за него. И от них зависит судьба каждого человека.

-Так давайте попытаемся каждый для себя ответить на вопрос «Зачем я живу?», а для начала наших исканий мы предлагаем вашему вниманию спектакль « Зачем живу».

Спектакль « Зачем живу».

Звучит музыка в стиле диско. Затем резко обрывается и сменяется аккордами И. С. Баха «Органная месса», Р.Рждественский «Минута молчанья»



На сцену выходят ведущие.

Замрите, докладчики,

слово

мочаля!

Минута молчанья.

Минута

молчанья…



Не смейте греметь,

орудийные глотки!

Молчите, станки

и квартирные

склоки.

Ревущий в покорную трубку начальник,

молчи!

Потому что —

минута молчанья.

Забудьте о целях своих,

мегатонны.

Не смейся,

паяц!

Замолчите,

моторы!

Усните, гудки

и эстрадные

ритмы.

Ребенки в родильных домах,

не орите.

Застыньте,

над скифом взметенные весла…



Эй, люди!

Подумаем

очень серьезно,

как

жить

на земле!

На сцене появляются « серые»

-Подумаем?

А куда нам мыслить?

-А чего нам мыслить?

-Это же самому себе веревочку мылить?

-Мы же не непонятливые!

-Мы же не недостойные!

-До поры до времени взираем из тьмы!

-Мы –

и не питающиеся!

-Мы

и не питавшиеся!

-Млекопитавшиеся.

-И млеконапитавшиеся.

ВСЕ

Нет войны — мы живем.

Есть война — мы живем.

-Пусть вокруг оракулы каркают

Вы думаете, это работают машины?!

А это наши челюсти вкалывают!!

Выходят « цветные».

— По стебелечку

вверх и вверх

ползет

травяная вошь…

Зачем живешь,

человек,

— если так

живешь?..



Нежная музыка (диалог серых и цветных)

— Смотри, как дышит эта ночь.

Звезда, уставшая светлеть,

упала, обожгла плечо…

— Чо?


— Смотри, как вкрадчивый туман

прижался к молодой воде…

— Где?


— Он полночью поклялся ей,

он взял в свидетели луну!..

— Ну?!


— Они сейчас уйдут в песок,

туда, где не видать ни зги…

— Гы!..


— И ощутив побег реки,

в беспамятстве забьётся ёрш!..

— Врёшь!..

— Да нет, я говорю тебе,

что столько тайн хранит земля,

берёзы, ивы и ольха…

— Ха!..


— А сколько музыки в степях,

в предутреннем дрожанье рос…

— Брось!


— Да погоди! Почувствуй ночь,

крадущийся полёт совы,

сопенье медленных лосих…

— Псих!..


— Послушай, разве можно так:

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Ресурсы Интернета. Сервисы обмена файлов"

прожить — и не узнать весны,

прожить — и не понять снега?..

Ага!..



— Над головой созвездия мигают.

И руки сами тянутся к огню…

Как страшно мне, что люди привыкают,

открыв глаза, не удивляться дню.

Существовать. Не убегать за сказкой.

И уходить, как в монастырь, в стихи.

Ловить Жар- птицу для жаркого с кашей.

А Золотую рыбку — для ухи.

Танец «серых»

Все серые

Нас нет в спектре, мы малый класс

Мы серые, оседлые, не троньте нас.

Серые

-Нам алые гвоздики слепят глаза

-Нам плавать на Кон- Тики никак нельзя.

-Узнать непросто того, кто сер

К сердцам напористых, холеных тел

-Молчим мы в прениях,

-Щадим подлецов.

-Мы серые, без мнения и без лица.

Все:

Нас нет в спектре, мы малый класс

Мы серые, оседлые, не троньте нас.

Цветные:

Мы знаем,

сложна эпоха

и трудно в ней разобраться,

но если в ней что-то плохо,

то надо не прятаться —

драться!

— И стыдно, ей-богу, плакаться.

Что столько подонков, дескать!

Стыдно от времени прятаться

Надо его делать.

Надо мечтать! Куда же ты без мечты.

Диалог «серых и цветных».

-Налево, направо пойдешь, прямо пойдешь?

-А может быть, ты никуда не пойдешь?

-Нет, я пойду!

-Куда?

-Я должен идти!

-Ерунда!

-Она меня ждет.

-Остынь, уже развели мосты.

-Я найду её, где бы она ни была.

И по зову души человечьей

Я коснусь, как струны, как крыла

Красоты её щедрой и вечной.

-Хороших людей не найдешь на грош!

Жизнь — бильярдное поле!

Если не ты, то тебя по шарам.

Будь спокоен, в момент с корабля…

-Не мечтать надо, жить.

Брать побольше, как делают умные люди.

-Это значит, хватать, все сто плохо лежит!

— Слушай парень, к чему тоска?

Брось хандрить, и на солнце есть пятна

Остынь, я тоже её искал.

-Ну и нашел?

-Понятно! Их ведь много ,не мешкай, знай,

И уж точно прибьёшься к бую!

Вот, пожалуйста, выбирай и любовь, и мечту любую.

-Чепуха! Если у тебя в груди горящее сердце…

-С горящим сердцем не проживешь в этом мире, милая.

-Я хочу напомнить, в космический век

И любовь, если есть, соразмерна зарплате

Вы простите меня молодой человек,

Но ведь вашей мечтой за такси не заплатишь.

-Да кому оно нужно прослыть чудаком

Ведь смешно в этом мире искать идеал

-Как же жить?

— Очень просто! Живите легко!

Серые танцуют.

-Могу поспорить, что это не так!

-Хорошо! Давай сделаем так: бросим горящее сердце на дорогу.

Если оно кому-нибудь нужно — его возьмут,

Ну, если нет…

-Согласна.

Двое

ОН: Хорошо жить, когда много денег.

ОНА: Но ведь деньги, это не главное в жизни.

ОН: Да, все — таки хорошо жить, когда много денег — покупай всё, что хочешь.

ОНА: А как же тогда любовь, счастье?

Ведь это не измеряется деньгами.

Ой, смотри — сердце! Давай его возьмем.

ОН: Ой, а тут ещё что- то! Рубль, три, пять!

Да тут же целое состояние (ползает).



С.- Он ушел.

Ц.- Он уполз.

С.- Хватит, мы выиграли спор!

Они ушли, не взяв горящее сердце.

Да кому оно нужно?

Ц.- Нам.

С.- Кому это вам?

Ц.- Нам, нам нужны « горящие сердца».

Ц.- Надо верить в судьбы и традиции

Только пусть во сне и на яву

Жжет меня, казнит меня

Единственно правильный вопрос

Свежие документы:  Урок английского на тему "Mouse, come out of the house!"

Зачем живу?

С.- Зачем живу?

Ну, ладно, — мы рождаемся.

Переживаем. Старимся.

Увидимся — расстанемся…

Зачем?

Грядущие и прошлые.

Громадины. Горошины.

Плохие и хорошие.

Зачем?

— Трибунные гориллы,

базары и корриды,

горланите? Горите?

Зачем?

-Для счастья, для свободы

Для бога, для народа

Для продолженья рода – зачем?

Ц. –Нужно молчать, коли правда глаголет

Холодную мину хранить, как печать

Конечно, твой голос никто не неволит

Но совесть, но совесть не может молчать.

Ц.- Так вы говорите, что слезы людские вода?

С. – Да!

Ц.- И все катаклизмы проходят для вас без следа?

С.- Да!

Ц.- И боли войны не трогали вас никогда?

С.- Да! Да! Да!

Ц.- А если враги посягнули на вашу страну?

С.- Ну?

Ц.- И вам самому продавили пулей грудь?

С.- Жуть.

Ц.- Неужто, тогда бы вы тоже ответили да?

С. – Нет.

Ц.- А вы говорите. Что слезы людские вода?

С.- Нет.

Ц.- Так значит вас что- то тревожит ещё иногда?

С. –Да.

Музыка.

Ведущий 1: Всегда ли ты борешься со злом? Вчера ты не заметил, как обидел человека. Сегодня ты не остановил руку мальчика, безжалостно издевавшегося над животным, а завтра, что будет, если каждый день ты прощаешь себе и другим такие мелочи?! Надо жить, отвечая за всё.

Ведущий 2:Минута трусости! Сколько она стоит? Минуты эти случаются не только в темном переулке, но и в освещенном зале, когда какая- то неведомая сила притягивает тебя к креслу и не дает выступить против того, что ты считаешь ненужным, неправильным. Да мало ли, где и когда случаются такие минуты, но когда- нибудь стоит задуматься , к чему они приводят.

Ведущий 1:Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить тебя: не бойся друга своего, в худшем случае он может предать тебя. Бойся равнодушных! Они не убивают и не предают , но это с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства.

Ведущий 2:Застыньте над скифом взметенные вёсла!

Эй, люди! Подумайте очень серьёзно

Как жить на земле!

Как жить на земле!

Как жить на земле!

Вопросы по спектаклю:

-Зачем мы живем? В чем смысл жизни?

-Может, правы « серые», необходимо думать только о себе? И ни кому не нужно « горящее сердце»?

-Как бы вы поступили в ситуации с «горящим сердцем»?

Анализ анкеты

Выбор жизненных ценностей

Выразите степень значимости (важности) для Вас различных составляющих Вашей жизни (жизненных ценностей). Для этого выберите наиболее важные и наименее важные, с Вашей точки зрения, ценности из предлагаемого списка:

Активная, деятельная жизнь.

Красота природы и искусства.

Служение России.

Материально обеспеченная жизнь.

Образование, познание нового, труд (профессия, учеба)

Здоровье.

Счастливая семейная жизнь (любовь).

Интересная и любимая работа.

Свобода и независимость в поступках и действиях.

Уверенность в себе.

Хорошо оплачиваемая и престижная работа.

Хорошие и верные друзья.

Чистая совесть.

Уважение и признание людей.

Любовь к окружающим людям.

Творчество как создание нового в искусстве и науке.

Наиболее важные для меня Наименее важные для меня

1. 1.

2. 2.

3. 3.



Большинство из вас на первое место поставили семью, вторые– зоровье,

третьи – Родину.

Так что же для вас самое дорогое в жизни? Почему? А кто хотел бы иметь семью, такую, какая у вас сейчас?

Ведущий1. Жизнь – сложное понятие и жить на свете – занятие не простое, тем более жить достойно. Кто- то из великих сказал: « Думать о сложностях жизни может быть только поздно, а не рано». Давайте поиграем. Все попробуем нарисовать картину — триптих под названием « Жизнь». (Определим 3 этапа жизни: юность, зрелость, старость). Эти три этапа будут изображать 3 человека. Картины мы разместим в трех залах, а зрители должны определить, какая картина вам больше всех понравиться и в какой зал вы хотели бы пойти.

Свежие документы:  Урока по теме: «Уроки доброты»

3 человека изображают жизнь: наслаждение;

поиск;

созидание.

Ведущий2. А как вы понимаете жизнь – наслаждение, жизнь – созидание, жизнь – поиск?

Ведущий1. Жизнь должна быть и наслаждение, и созидание, и поиск. Нельзя что- либо выбросить.

Ведущий2. НА ЧТО ЖЕ СТОИТ ПОТРАТИТЬ ЖИЗНЬ?

А МОЖНО ЛИ ПРОЖИТЬ ТОЛЬКО С « ГОРЯЩИМ СЕРДЦЕ» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

(кто- то ответит: А я считаю, что нужно пожить для себя?)

КТО С НИМ СОГЛАСЕН? А КТО НЕТ И ПОЧЕМУ?

Ведущий1. А есть другие люди — « серые», безразличные. А как узнать того, кто « серый»?

-Так уже ли страшны эти люди?

— А много ли их среди современных людей?

— Легко ли быть молодым?

— Почему человека везде учат поступать хорошо, а мы поступаем плохо? Кто виноват?

Ведущий2. Молодость — это не подготовка к жизни, это сама жизнь, и ни одного дня из неё нельзя будет переписать набело. Это просто первые страницы книги- книги жизни. И какой она будет – зависит от самого человека, потому что он не только герой этой книги, но и её автор. И прежде чем совершать поступок – ОСТАНОВИСЬ! ПОДУМАЙ!

А сейчас я хотел бы, чтобы вы ответили на блиц — вопросы.

Блиц-вопросы

  1. Моя главная жизненная цель…

  2. Для достижения этой цели мне предстоит…

  3. Больше всего я ценю в человек…

  4. Мне кажется, что мои товарищи ценят меня…

  5. Мои родители видят во мне…

  6. В себе я больше всего не люблю…

  7. О себе я думаю, что я …

  8. Я не уважаю ровесников за то, что…

  9. Я не уважаю, когда они…


Ведущий2. А теперь я хочу обратить ваше внимание на изречения, цитаты великих людей о жизни.

КАКОЕ ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ И ПОЧЕМУ? КАКОЕ ИЗ НИХ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВЗЯТЬ В КАЧЕСТВЕ УСТАНОВКИ НА БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ?

Ведущий1. Готовых убеждений нет. Их надо выработать самому .

НУ И КАК ЖЕ ЖИТЬ?

ЧЬЮ ЖИЗНЬ СЧИТАТЬ ИДЕАЛОМ?

Ведущий2. В истории человечества есть пример правильной жизни – это жизнь Иисуса Христа. И в Библии есть те заповеди, соблюдение которых и дает пример идеальной, правильной жизни ( зачитать 10 заповедей). Возможно, для большинства из вас они станут основными жизненными установками.

Ведущий1. Вот и поставлена точка. Я бы очень хотела, чтобы вы, уходя с этого диспута, задумались над будущим. В чём смысл жизни? Задайте себе этот вопрос, пока есть время получить на него

Мы – источник веселья – и скорби рудник,

Мы — вместилище скверны – и чистый родник.

Человек – словно в зеркале мир, — многолик,

Он ничтожен – и он же безмерно велик.

Омар Хайям

« Дай Бог» А. Малинина.















Список информации:

  1. Р. Рождественский

« Минута молчанья». https://www.wisdomcode.info/ru/poetry/authors/54660.html

  1. Р. Рождественский, «Поэма о разных точках зрениях https://er3ed.qrz.ru/rozhdestwensky-r-poema.htm

  2. https://delfineja.narod.ru/the_best_poetry.html

  3. Поэзия и песни Евтушенко (Гангнус) Евгений Александрович «Братская ГЭС» https://libbabr.com/?book=6906

  4. Диспут на тему: «Смысл жизни» sychevanatalia.rufiles/klassniechasismysl.doc.

  5. К вопросу о смысле жизни. https://otkroveniya.at.ua/blog/k_voprosu_o_smysle_zhizni/2009-11-16-306

















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: