Урок по обществознанию в 10 классе «Конституционный статус личности»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2 имени Баки Урманче»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан






Конспект урока по обществознанию
в 10 классе

«Конституционный статус личности»



подготовила

учитель истории и обществознания

Шакирова Эндже Каримовна




















г. Нижнекамск

2013


Опрос домашнего задания.


Методы организации работы учащихся на начальном этапе занятия, психологический настрой учащихся

— Постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе классного часа.


— Здравствуйте, ребята!. Тема, которую мы сегодня затронем, очень важна для каждого из нас. Послушайте информацию и определите, о ком пойдет речь.

• В далекие античные времена так назывались свободные жители Афин и Рима. В средневековье так стали называть жителей вольных городов. Потом это слово все реже употреблялось людьми, но с новой силой слово зазвучало в громовых раскатах французской революции, в ее законах, в речах ее ораторов, в знаменитой «Марсельезе».

• В нашей стране, в России это слово узаконилось после февральской революции 1917 года. О чем или о ком мы будем говорить? ( Гражданин).Молодцы!

Итак, главный герой нашего урока — Гражданин. Его права и обязанности.

Мы вспомним сегодня, кого называют гражданином, какими правами и обязанностями обладает гражданин РФ. Попробуем выяснить, какова роль каждого из нас — граждан — в жизни общества и страны.

Сегодня мы будем работать в группах. Но проявить свои знания и позицию по вопросам занятия может каждый. (Классный руководитель делит учащихся класса на пять групп)

Есть два вида принадлежности человека к государству: подданство и гражданство.

Что такое гражданство? (политико- правовая связь лица и государства)

Что такое подданство? ( принадлежность человека к определенному монархическому государству)

— С чем связано определение гражданства и подданства?( с государством)

— В чем выражается связь лица и государства? (наличие прав и обязанностей)

Понятие гражданин имеет нравственный и правовой смысл.

Николай Некрасов говорил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

По мнению Аристотеля «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению»

В каком из выражений отражен правовой, а в каком нравственный смысл?


2этап. Изучение нового учебного материала

Цель изучения нового материала: Познакомить с Конституционным статусом гражданина; помочь учащимся сгруппировать права и свободы, которыми обладает гражданин; учить работать с документом, анализировать и делать выводы.

Слово классного руководителя : Конституционный статус – это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ. Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод. Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Человек, считающий себя патриотом города(деревни) и не испытывающий потребности ездить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере использует принадлежащую ему свободу передвижения. Совокупность реализуемых прав называют правовым положением. Оно отличается от правового статуса меньшим объемом. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере.

Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу – Конституцией РФ. Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

Свежие документы:  Тест для 11 класса по теме «Химические реакции»

1)человек, его права и свободы – высшая ценность;

2)все граждане имеют права и свободы от рождения;

3)граждане имеют равные права;

4)основные права и свободы граждан неотчуждаемы;

5)осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6) основные права и свободы гарантированы государством.

В Конституции РФ конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Вам предстоит изучить главу 2 Конституции РФ, «Права и свободы человека и гражданина». Каждая группа получает задание:

1 группа: получает задание изучить политические права человека.

2 группа: получает задание изучить экономические права человека.

3 группа: получает задание изучить гражданские права человека.

4 группа: получает задание изучить социальные права человека.

5 группа: получает задание изучить культурные права человека.

Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу

Учащиеся изучают права и заполняют соответствующую колонку.

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На партах памятка: В помощь вам.

Гражданские (личные) права — связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права — возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права — обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права — притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права — возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

Представления результатов могут быть разными, например: Начать представление с памятки…

Обсуждение проекта:

Классный руководитель слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

3 этап Закрепление

привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового материала.


Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин) (В итоге) Проект: «Права гражданина РФ».

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 Право на жизнь

 Право на участие и управления делами государства

 Право на частную собственность и ее наследование

 Свобода труда, право на труд в нормальных условиях

 Свобода творчества и преподавания

 Право на защиту чести и достоинства

 Право на объединение, свобода союзов,партий и т.п.

 Свобода экономической деятельности

 Право на отдых

 Право на участие в культурной жизни,на пользование культурными учреждениями,

доступ к культурным ценностям

Право на свободу и личную неприкосновенность

 Право на собрания, митинги,

демонстрации, шествия, пекетирования

 

 Право на социальное обеспечение

 

 Право на неприкосновенность

личной жизни

 Право избирать и быть избраным

 

 Право на жилище

 

 Право на неприкосновенность жилища

 Равное право к любым должностям

 

 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

 

 Право на свободу передвижения и выбор места жительства

 Право обращений в государственные органы

 

 Право на благоприятную окружающую среду

 

Свобода совести ,вероисповедований

 Право на информацию

 

 Право на образование

 

Свобода мысли,слова





Уголовно-правовые и процессуальные гарантии





Свежие документы:  Конспект урока по физической культуре «Баскетбол. Нападение, взаимодействие игроков»

Как защитить свои права?

Выступление Уполномоченного по правам ребёнка. Наша группа социологов провела тестирование «Способны ли вы отстаивать свои права?». Один из вопросов с анкеты звучал так : «Способны ли вы отстаивать свои права?» Сравним результаты о о проса и данные тестирования. Совпадает ли ваша самооценка с результатами тестирования?

Анкета

  1. Какие права существуют у человека?

  2. Какие документы по правам человека вы знаете ?

  3. Есть ли разница между правами ребёнка и правами взрослого?

  4. Нарушаются ли права человека в современном российском обществе?

  5. У кого прав больше: у детей или взрослых?

  6. Способны ли вы отстаивать свои права?

Тест “Способны ли вы отстаивать свои права”

1. Пересчитывайте ли вы полученную сдачу сразу у прилавка магазина?

Всегда – 1; иногда – 5; никогда – 10

2. Если Вы видите, что Вас обсчитал продавец на незначительную сумму, то Вы:

уходите, считая, что он ошибся – 5;

тут же требуете вернуть присвоенное – 1;

уходите, стесняясь потребовать свое – 10.

3. Если Вы оказываетесь обманутыми при покупке чего – либо или при пользовании услугами, кого Вы вините в первую очередь?

Продавца – 10; Невезение – 5;

Себя – 1.

4. Какие усилия вы прилагаете, когда нужно сделать что-либо неприятное (решить трудную задачу, убрать свое рабочее место, сходить в магазин и т.д.)?

Большие – 10;

Небольшие – 5;

Делаю без усилий – 1.

5. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

В зависимости от обстановки – 5;

Да – 1;

Нет- 10.

6. Раздражает ли вас человек, который кашляет в Вашу сторону?

Да – 1;

Нет – 10;

Только незнакомый – 5;

7. Боитесь ли Вы выступить с речью на собрании, вечере, празднике?

Немного боюсь – 5;

Да – 10;

Нет – 1.

8. Можете ли вы быть дружелюбным с человеком, которого не выносите?

Да, когда мне это нужно – 10;

Да, когда постараюсь – 1;

Не могу – 5.

Если вы набрали от 8 до 24 баллов, то вы, видимо, сможете защитить свои права.

Вы сумеете в своих действиях опираться на знание своих прав и способов их цивилизованной защиты. Вы понимаете, что быть бессловным ягненком – унизительно; это умаляет чувство человеческого достоинства. Вы сумеете постоять за себя, не причиняя вреда чужому достоинству.

Если Вы набрали от 25 до 65 баллов, то Вы пока находитесь на пути к пониманию преимуществ цивилизованного отстаивания своих прав.

Прежде всего, Вам нужно избавиться от таких недостатков, некоторые из которых, возможно, у Вас уже начали развиваться. Это:

А) стремление создавать “тихую оппозицию” тем, кто Вам не нравится, — это приводит к интриганству;

Б) готовность проглатывать обиду, опасаясь неприятных последствий, которые могут повредить вашему благополучию, –  это приводит к утрате чувства собственного достоинства;

В) готовность решать споры при помощи скандалов, опираясь на принцип “Все – дураки, я всегда прав”.

Помните, что применение грубости и наглости никогда не давало ощущения полноценной победы над противником.

Если Вы набрали более 65 баллов, то ваш девиз – “прав тот, у кого больше прав”.

Придется всю жизнь делать карьеру и биться за деньги. Чтобы потом подсчитывать количество пострадавших от Вашего самодурства и в конце жизни понять, что себе вы нанесли значительно больший ущерб, чем противникам. Ни одной победы. Одержанной при помощи вашей воли, характера, знаний Вы достичь не сумеете.

Молодцы социологи! Спасибо вам за проделанную объемную работу.

4этап Рефлексия

Групповая рефлексия

а) Что показалось вам самым интересным на занятии?

б) Легко ли работать в группе?

в) Что помогало и что мешало вам в работе?

г) Продолжи начатую фразу:

« Самым неожиданным для меня было …»

« Оказывается …»

« Я хотел бы узнать еще и о том …»

5этап Домашнее задание

В Конституции РФ сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем обойтись без закрепления основных обязанностей индивидов не представляется возможным, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства. В них обобщены те наиболее концентрированно выраженные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.Дома вам предстоит самостоятельно исследовать тему «Взаимосвязь прав и обязанностей», А также написать эссе на одну из предложенных тем:

1)«Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.»

( Карл Поппер)2)

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан»

( С. Смайлс)

Спасибо всем за работу! До свидания!


ЛИТЕРАТУРА



1. Конституция РФ;

2.Учебное пособие “Право”10-11 класс А.Ф. Никитин, Издательство Просвещение Москва, 2012г.;

3. Словарь терминов и понятий по обществознанию. А.М.Лопухов.Издательство: Москва, «АЙРИС-пресс», 2009г.;


4. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко.Издательство: Москва. АСТ ·Астрель, 2008г;


5.Обществознание в таблицах и схемах. Т.Г.Сазонова.Издательство: Санкт-Петербург «Виктория плюс»


6.Учебное пособие для вузов «Российское право» Т.В. Кашанина, А.В.Кашанин Издательство Норма Москва, 2009











Свежие документы:  Олимпиадные вопросы по профильному труду 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: