Урок по обществознанию в 11 классе « Многообразие современного мира»












Урок по обществознанию в 11 классе


« Многообразие современного мира»






Автор: Скворцова Надежда Васильевна

Должность: учитель истории и обществознания

Место работы: МБОУ «СОШ «10» г.Славгорода

Квалификационная категория: высшая



















Тема урока: Многообразие современного мира.

Предмет: Обществознание.

Класс: 11

Тема и номер урока в разделе: Многообразие современного мира. Урок 1 в разделе «Современный этап мирового развития».

Учебник: Обществознание. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Изд. «Просвещение», 2009. – 415с.

Программа: Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Программы общеобразовательных учреждений «Обществознание» на профильном уровне 10-11 классы – М.: Просвещение, 2010 г.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Цели урока:

1. Личностные: сформировать ценность многообразия современного мира, способствовать применению полученной информации в практической деятельности;

2. Метапредметные: продолжить формирование умений обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других, добывать информацию из различных источников;

3.Предметные: систематизировать представление учащихся о проявлениях и причинах многообразия современного мира; продолжить развитие коммуникативных способностей: грамотно задавать вопросы и отвечать на них.

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры/ноутбуки на каждую группу и компьютер у учителя.

  • Мультимедийное пособие «Обществознание 8-11 класс», издательство «Новый Диск»

  • Проектор

  • Экран

  • Видеоролик (Приложение 1)

  • Рабочие листы по одному на парту (Приложение 2)

  • Листы целеполагания по одному на 2 парты (Приложение 3)

  • Стикеры

  • Лист ватмана, с таблицей «Типы обществ» (Приложение 2)

  • Сигнальные карточки зеленого и оранжевого цвета по одному на каждого ученика

  • Инструкция по работе с мультимедийным пособием «Обществознание 8-11 класс» (Приложение 4)

  • Текст «Англия и Япония» на каждую парту

Предварительная подготовка: на каждый компьютер установить мультимедийное пособие «Обществознание 8-11 класс».


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап мотивации и целеполагания

(10,5 мин.)

— Здравствуйте, ребята! Одна четверть отделяет вас от окончания школы. Курс обществознания вами почти усвоен. Вам предстоит жить в современном обществе и применять на практике полученные знания. Предлагаю вам сегодня задуматься над некоторыми особенностями этого общества.


— Посмотрите видеоролик. Во время просмотра подумайте над вопросами:

— Какие мысли и чувства вызвал у вас ролик?

— Попробуйте определить круг проблем, поднятых в нем.

— В чем вы увидели проявления разнообразия и природного и общественного мира?

— Как бы вы назвали этот видеоролик?

— Согласитесь ли с названием «Многообразие современного мира»?

— Именно так будет звучать тема нашего урока.



— Определимся с целями.

Обсудите в группах (по две парты) цели урока, записывая на листах (Приложение 3) свои варианты. Каждая группа работает только со своими целями. Они у вас обозначены на распечатках, вы можете воспользоваться ими или предложить свои. У нас будут работать 5 групп:

  1. «эмпирики» — описательные цели;

  2. «теоретики» — объяснительно-сравнительные цели;

  3. «практики» — цели – применение;

  4. «исследователи» — оценочные и исследовательские цели;

  5. «аналитики» — обобщают все цели, предложенные группами и фиксируют их в письменном виде на листах А4.










Просмотр видеоролика. (2,5 мин.)

Озвучивают свои мысли. (1 мин.)






Предлагают свои варианты названия. (1 мин.)













Объединяются в группы.

Обсуждают и записывают цели на своих листах.

(2 мин.)


Первые четыре группы озвучивают свои цели.

(2 мин.)


Группа «аналитиков» обобщает предложенные варианты, записывает их на листах А4 и фиксирует на доске:

(возможный вариант)

  1. Выяснить, в чем проявляется многообразие современного мира.

  2. Объяснить причины этого многообразия.

  3. Сравнить типы современных обществ и составить сравнительную таблицу в рабочих листах.

(2 мин.)

II. Планирование

(2 мин.)

Для осуществления этих целей предлагаю воспользоваться мультимедийным пособием, установленным на ваши компьютеры. Напоминаю о технике безопасности при работе с компьютером.

Инструкция по работе с пособием. (2 мин.)


— Выбираем урок «Многообразие путей и форм развития», переходим к вопросам «Традиционное общество», «Индустриальное общество» и «Постиндустриальное общество».

Проработайте материал и заполните таблицу в вашем рабочем листе, а также на стикерах выпишите те же характерные черты и примеры этих типов обществ.






Открывают страницу с содержанием. Знакомятся с меню.

Находят нужный урок, знакомятся с рабочим листом.

III. Реализация плана (24 мин.)

— На работу с пособием и рабочим листом – 7 минут.

— К каким выводам вы пришли?

Обобщает ответы учащихся после рассмотрения каждого типа общества, просит выразить свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек зеленого и оранжевого цвета.

— Какой вывод из таблицы вы можете сделать?


— Так какая картина складывается в современном мире? Многообразен ли мир?

Дискуссия

Какие аргументы – «за» или «против» — вы можете назвать?

— Обсудите в группах (по две парты).


Фиксирует ответы учащихся на маркерной доске.

— Какой вывод из всего вышесказанного можно сделать?

— Если мир многообразен, то каковы причины этого многообразия? Предлагаю познакомиться с конкретным примером. Прочитайте текст об Англии и Японии и сделайте вывод о причинах, влияющих на многообразие мира.

— Озвучьте ваши суждения. Посмотрите на слайд, если согласны с мнением, поднимите зеленую полоску, если не согласны — оранжевую.

Изучают материал пособия, заполняют рабочий лист, делают записи на стикерах.

От каждой группы представитель выходит и озвучивает черты и примеры каждого типа обществ, фиксируя свои стикеры на ватмане.

(4 мин.)



Делают выводы.





Обсуждают доказательства своей точки зрения.

(1 мин.)

Озвучивают аргументы. (4 мин.)




Делают вывод. (1 мин.)


Читают текст. Обсуждают в парах причины. Записывают в рабочий лист.

(3 мин.)


Называют причины: 1) различия природно-климатических и географических условий; 2) различие путей исторического развития отдельных стран. Каждый выражает свое согласие или несогласие поднятием полоски нужного цвета.

(4мин.)

IV. Рефлексия

(8,5 мин.)

— Так к каким же выводам из нашего урока вы пришли?

— Достигли ли мы поставленных целей?

— Были ли полученные знания вам полезны?

— Как они вам пригодятся в дальнейшем?

(3 мин.)


— В заключение, я хочу предложить вам выбрать по одному грецкому ореху. Рассмотрите его внимательно, запомните. Сложите орехи обратно.

Перемешиваю орехи и предлагаю найти свой.

— Удалось ли вам найти свой орех? Что вызвало затруднение?

— Каждый орех чем-то отличается, но в целом они похожи друг на друга. Так и современный мир един и многообразен одновременно.

(3 мин.)

Делают выводы.


Соотносят их с целями.





Выбирают орех, рассматривают его.



Пытаются найти свой.

Отвечают на вопросы.




Приложение 2

Типы обществ





Характерные черты

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное













































Примеры













































Примеры













































Примеры













Приложение 3

I. «Эмпирики»

Цели:

Назвать…


— Перечислить…


— Описать…


— Узнать…

_____________________________________________________________________________

II. «Теоретики»

Цели:

Охарактеризовать…


— Объяснить…


— Сравнить…


— Выделить…

_____________________________________________________________________________

III. «Практики»

Цели:

Разработать…


— Применить…


— Составить…


— Заполнить…

_____________________________________________________________________________


IV. «Исследователи»

Цели:

Исследовать…


— Установить связь…


— Проанализировать…

— Оценить…

_____________________________________________________________________________

«Аналитики»

Цели:

I. — Назвать…

— Перечислить…

— Описать…

— Узнать…


II. – Охарактеризовать…

— Объяснить…

— Сравнить…

— Выделить…


III. – Разработать…

— Применить…

— Составить…

— Заполнить…


IV. – Исследовать…

— Установить связь…

— Проанализировать…

— Оценить…




























Приложение 4

Инструкция

На данном уроке вы будете работать с мультимедийным пособием «Обществознание 8-11 класс». Для эффективной работы с ним вам необходимо знать следующие правила:

  1. Для управления своими действиями используйте меню, расположенное в левом верхнем углу. Для выхода на Содержание используйте значок #.

  2. Чтобы перемещаться по страницам урока воспользуйтесь списком страниц в нижней части экрана или стрелками — вперед, на следующую страницу, — назад, на предыдущую страницу.

  3. На каждой странице по основному вопросу содержится текст. Подчеркнутые слова являются гиперссылками, нажав на них, вы переходите к разделу словаря с определением обществоведческого термина.

  4. Также по каждому вопросу темы есть дополнительная информация. Выход на нее расположен в рабочем кабинете на рисунке, отдельные элементы которого (газета на столе, схема на стене, свиток в ящике и т.п.) являются активными. Не забывайте просматривать эту информацию!

____________________________________________________________________________









Свежие документы:  Программа кружка ОФП

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: