Урок по праву в 10 классе «Право общей собственности»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»

городского округа Саранск Республики Мордовия











Конспект урока по праву
в 10 классе

«Право общей собственности»




подготовила

учитель истории, обществознания и права

Церковнова Валентина Владимировна















г. Саранск

2011

Тема урока. Понятие права общей собственности.


Цель урока. 1. Знакомство учащихся с понятием права общей собственности, с ее видами и способами раздела.

2. Развитие представлений о значении собственности в жизни человека и государства.

3. Воспитание правовой культуры.


Основные понятия. Право общей собственности, право общей долевой собственности, общая совместная собственность.

Оборудование. Компьютер, видеопроектор, экран, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, схема.


План урока.


  1. Проверка ЗУН: опрос по теме «Право собственности на движимое и недвижимое имущество».

  2. Изучение нового материала:

1) Понятие права общей собственности и ее виды.

2) Право общей долевой собственности.

3) Общая совместная собственность.

4) Раздел общей совместной собственности супругов.

3. Закрепление изученного материала. Составление синквейна.


Ход урока:

Проверка ЗУН.






Экспресс-опрос

  1. Проверка ЗУН.

1) Индивидуальная проверка домашнего задания:

а) Задание 1, с. 146 учебника «Право и экономика» (Авторы: Кашанина Т.В., Кашанин А.В.).


б) Правовая задача № 1, с.147.

Экспресс-опрос:

а) Что такое движимое имущество?

б) Что относится к недвижимому имуществу?

в) Почему недвижимое имущество выделяют в особую категорию?

г) Каковы критерии отнесения имущества к недвижимости?

д) Какие вещи относят к категории индивидуально-определенных и родовых?

е) Что такое валютные ценности? В чем особенность их правового режима?

ж) Чем вызвана и в чем заключается специфика правового режима земли и других природных ресурсов?

з) В чем заключается причина и смысл существования принципа целевого использования земли?

и) В чем заключается специфика правового регулирования использования и оборота жилых помещений?


I стадия.

Стадия вызова.

Учитель:


  1. Изучение нового материала. (Приложение № 1.)

  1. Что такое право собственности? (О праве собственности можно говорить в объективном и субъективном смысле. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле. Субъективное право собственности – это наиболее широкое, абсолютное право владения, пользования и распоряжения имуществом.).

— Вы являетесь наследниками имущества ваших родителей. А если на наследство будете претендовать не только вы один, а несколько наследников?

Значит могут появиться сразу несколько собственников.


Индивидуальная работа

(2 – 3 мин.)

а) — Запишите все слова, которые ассоциируются у вас с понятием «общая собственность».

(Ученик записывает свой вариант ответа в тетрадь.)


Парная работа

б) — Объединившись в пары, изложите свое мнение друг другу.


Групповая работа

(2-3 минуты).

Коллективная работа

в) И, наконец, объединившись в группы (в каждой должно быть не более 6 человек), ученики вырабатывают согласованное мнение по данному вопросу.


г) Составление коллективного кластера под названием «Общая собственность».

Затем учитель собирает информацию, оформляя ее в виде кластера под названием «Как можно стать собственником вещи» (или «Основания возникновения права собственности»).


Составление кластера

Ценные бумаги


Наследство

Неделимое имущество






Общая собственность





Дача

Имущество супругов

Автомобиль






Вывод: Когда имущество принадлежит на праве собственности одновременно нескольким лицам, тогда такую ситуацию регулирует право общей собственности.


II стадия.


Стадия осмысления.

Работа с учебником.


1) Прочитайте фонарик учебника (стр. 149, п.1).


При этом каждый ученик должен отметить на полях определенными знаками информацию, которую он уже знал (знаком +), новую для себя информацию (знаком N), о которой думал иначе (знаком — ), о чем хотелось бы узнать поподробнее (знаком?).



Задание:





Видеоролик

(Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний»)


1 группа:- Что такое право общей собственности?

2 группа: — Какое имущество может быть объектом права общей собственности. Приведите примеры.

3 группа: — Какие существуют виды права общей собственности?

собственности.

Видеоролик «Что такое право общей собственности?»


Вывод: Право общей собственности подразделяется на два вида:

— право общей долевой собственности;

— право общей совместной собственности.

Работа по статистической иллюстрацией




Медиалекция

Работа по ГК РФ

(ст.244, 245, 247)




Работа по Семейному кодексу РФ, по Гражданскому кодексу РФ


Видеоролик



Схема


Виды общей собственности


Долевая Совместная

  1. Задание:

— Что такое право общей долевой собственности?

— В чем определяются доли собственников? (ст.245 ГК РФ).

— Как долевые собственники владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом? (ст.247 ГК РФ).

— Как прекращается общая собственность?

3) Задания по группам:

— Что такое право общей совместной собственности? (ст.34 СК РФ).

— Какое имущество становится общей совместной собственностью супругов? (ст.34 СК РФ).

— Как осуществляется владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью? (ст.253 ГК РФ, ст.35 СК РФ).

— Какие обязанности закон возлагает на собственника имущества?



III стадия.

Стадия размышления (рефлексия)



Составление синквейна

  1. Закрепление изученного материала.

а) Решение правовой задачи № 1 (с. 153 учебника).

б) Решение правовой задачи № 2 (с.154 учебника).

в) Решение правовой задачи № 4 (с.154 учебника).


Задание: Составьте синквейн по изученной теме.

Правила составления синквейна.

1 строка: Существительное, обозначающее тему синквейна.

2 строка: Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

3 строка: Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению, предмету.

4 строка: Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.

5 строка: Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.



Пример синквейна.

Собственность

Долевая, совместная

Охраняется, регулируется, ограничивается

Делится между супругами поровну


Свобода


Домашнее задание

§18, правовая задача 3, выполнить задания 1,4,7.

Подведение итога урока.

Список использованной литературы


1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. – М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2005.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Семейный кодекс РФ.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний».

  2. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М.: «Новый учебник», 2002.









Свежие документы:  Контрольное тестирование по обществознанию в 11 классе по теме «Человек и закон»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: