Урок «У героизма нет национальности» (для учащихся 8-11 кл.)


Урок «У героизма нет национальности»

(для учащихся 8-11 кл.)

Цель – формирование социально значимых ценностей, гражданственности и  патриотизма, чувства гордости за свою страну и малую родину.

Задачи:

— сформировать у учащихся представление о понятии патриотизм и национальность, о Героях военных конфликтов разных национальностей, в том числе и об Ярославцах, об истории праздника «Дня народного единства»;

— развить познавательный интерес к истории страны и малой Родины;

— воспитать чувство патриотизма и любви к родине, уважительное и терпимое отношение к своим одноклассникам;

— сформировать речевые (письменные и устные) умения аргументировать, доказывать и объяснять свою точку зрения.

Техническое обеспечение урока:

Компьютер, ноутбук, колонки, экран для проецирования изображения.

Операционная система: Windows, программное обеспечение «Microsoft Office»

Урок состоит из трех частей: I — основная (40 минут), II — интерактивная игра (является не обязательной для проведения). Каждая из частей урока представлена в электронном виде и находится в отдельной папке. Убедительная просьба не удалять и не перемещать никакие файлы из одной папки в другую. В противном случае может произойти сбой в работе презентаций.



I часть.

Основная

При проведении данной части урока необходимо использовать презентацию «Урок У героизма нет национальности» (Папка «I. Основная часть»)

Инструкция для просмотра презентации

1. Презентация создана в программе PowerPoint 1997-2003. Для открытия презентации необходимо нажать на документ «У героизма нет национальности, презентация».

2. Для запуска презентации необходимо в меню документа выбрать «Показ слайдов» → «С начала». (Или нажать клавишу F5). Откроется режим показа презентации.

3. Просмотр презентации необходимо осуществлять клавишами клавиатуры (Пробел, Enter и стрелка вперед) или левой кнопкой мыши.

4. Важно! Если в презентации не проигрывают видеофайлы, значит на компьютере не установлена спец. программа для воспроизведения. Вы можете установить данную программу (MediaClassic123), установочный файл находится в папке «Драйверы для видео».

5. Для выхода из режима показа презентации достаточно нажать на клавишу ESC.

6. Рекомендуем заблаговременно проверить ход презентации и правильность ее работы на вашем компьютере.



Краткое содержание




Блок урока, слова учителя



Визуальный ряд


Какой праздник отмечается 4 ноября?

(Ответы учащихся: День народного единства)


С какими событиями связана история праздника Дня народного единства?

(Ответы учащихся)


День народного единства — это и дань уважения к отечественной истории, это и память о подвиге народного ополчения под руководством Козьмы Минина и Димитрия Пожарского. Тогда, в XVII веке, люди разной веры, разных национальностей и сословий сошлись для того, чтобы освободить Отечество от иноземных захватчиков, сплотились перед лицом общей угрозы. Единый народный порыв прекратил братоубийственную рознь и смуту и положил начало возрождению и укреплению Российского государства.


День народного единства призван напомнить, что россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям, вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и одним будущим.

Славные героические свершения предков должны служить для нас примером солидарности и патриотизма.



Видеофрагмент «День народного единства»


В ополчение входили люди разных национальностей.

Как заметил историк В.О. Ключевский, «на выручку гибнущей земле пошли религиозный национальные силы».

Писатель В. Шамшурин «пестрой и разноликой была рать. Сошлись в нее люди из множества городов замосковных, понизовых, рязанских, поморских, заоцких, северских, украинных. Были в ополченских рядах татары, чуваши, черемисы, вотяки, мордва, башкиры и др.»

Общая численность ополчения по одним данным достигла 10 тысяч дворян и стрельцов и 2,5 тысяч казаков.

Был среди них и сибирский царевич Арслан хан (Араслан Алеевич‎) (ум. 24 апреля 1626, Касимов) — касимовский правитель, хан. Был сыном сибирского хана Али и внуком хана Кучума. До воцарения именовался сибирским царевичем. (Мусульманин, вероисповедание – ислам.)

Россия – многонациональная страна. На территории РФ населяют люди свыше 160 национальностей. По переписи 2010 г. первое место занимают русские, второе – татары, третье – украинцы, четвертое – башкиры; чуваши и чеченцы делят пятое место.

И на протяжении нескольких веков с момента основания Российского государства вплоть до современности Герои разных национальностей совершали настоящие подвиги во имя спасения своего государства и страны. Массовый героизм складывался из изумительных индивидуальных образцов героизма представителей различных национальностей. Но имена этих людей почему-то на сегодняшний день остаются неосознанно забытыми.

Сегодня на занятии мы обратимся к подвигам некоторых из этих людей.




Как вы понимаете, что такое национальность? (Ответы учащихся)

Национальность – 1. См. национальный. 2. В некоторых сочетаниях: то же, что нация. некоторых сочетаниях: то же, что нация.3. Принадлежность к какой-нибудь нации, народности (Толковый словарь Ожегова)

Нация – 1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. 2. В некоторых сочетаниях: страна, государство. (Толковый словарь Ожегова)



В России понятие «национальность» появилось лишь после революции 1917 года. До этого времени группы людей разграничивали по народностям и принадлежности к определенному вероисповеданию.


В российской истории существует большое количество героев разных вероисповеданий.

И во многих городах существуют памятники, посвященных Героям, принимающим участие в различных военных конфликтах. Например, в Москве расположена Триумфальная арка (ворота), возведенная в память об Отечественной войне 1812 года.

В середине 1814 г. она была сооружена к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Бове Осипу Ивановичу. Были разобраны в 1936 г. Копия ворот была сооружена в 1966-1968 гг. по проекту В.Я. Либсона на Кутузовском проспекте, ныне площади Победы в Районе Поклонной горы.

Каких Героев Отечественной войны 1812 г. разных вероисповеданий и национальностей вы можете назвать?

Герои Отечественной войны 1812 г.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли — 1761 — 1818) –немец по происхождению, выдающийся русский полководец, военный министр, генерал-фельдмаршал, князь, герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.

Был главнокомандующим русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года.

В историю военного искусства, по мнению западных авторов, он вошёл как архитектор стратегии и тактики «выжженной земли» — отрезания основных войск противника от тыла, лишения их снабжения и организации в их тылу партизанской войны.



Пётр Иванович Багратион —  грузин по происхождению, православный (1769 — 1812) — российский генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 года. 26 августа 1-я и 2-я армии под руководством Кутузова М.И., ставшего главнокомандующим, вступили в битву с французами под Бородино, где был смертельно ранен.



Видеофрагмент

Тотлебен Эдуард Иванович (1818 — 1884) – Герой Крымской и Русско-турецкой войны, военный деятель, немец по происхождению.

В 1854-1855 во время  Крымской войны отличился при осаде Силистрии. Обороняя Севастополь, работая днем и ночью, Тотлебен проявил выдающийся инженерный талант при строительстве укреплений, не позволивших взять город атакой и заставивших противника перейти к осаде. Попытки взорвать севастопольские укрепления натолкнулись на подготовленные Тотлебеном сети минных галерей. Даже получив ранение, Тотлебен оставался на позициях, продолжая руководить оборонительными работами. Уже после падения Севастополя Тотлебен в чине генерал-адъютанта строил фортификационные укрепления г. Николаева, совершенствовал оборону Кронштадта. В 1859 был назначен директором инженерного департамента. Во время рус.-турецкой войны 1877 — 1878 руководил успешной осадой Плевны, командовал Рущукским отрядом, а затем был назначен главнокомандующим. После окончания войны был награжден орденом Андрея Первозванного и возведен в графское достоинство. В 1879 был одесским генерал-губернатором, в 1880 стал генерал-губернатором виленским, ковенским и гродненским. Крупнейший военный инженер своего времени, автор ряда научных трудов, Тотлебен был почетным членом рус. и иностранных академий. Похоронен в Севастополе.



Герои Первой мировой войны.

Перед вами памятник Героям Первой мировой войны, установлен в Москве на Поклонной горе, открыт 1 августа 2014, в честь 100-летия с начала Первой мировой войны.

Как вы думаете, почему скульптор Ковальчук А.Н. представил памятник именно таким образом?

По словам скульптора Ковальчука Андрея Николаевича, памятник состоит «из двух элементов: русского солдата, прошедшего войну, честно выполнившего свой долг и ставшего георгиевским кавалером, и многофигурной композиции, олицетворяющей флаг России».

Основной частью памятника стала отлитая в бронзе фигура российского солдата начала XX века. Его образ исполнен не в парадном стиле, а с отражением усталости от тягот военного времени.

Обычный солдат, георгиевский кавалер, держится с достоинством. На его плечах распространенное оружие той эпохи — трехлинейка со штыком, а также скатка из солдатской шинели.

На открытии памятника скульптор рассказал о своей задумке: «Главный солдат — это точно собирательный образ, причем, создавая его, я преднамеренно не стал делать молодого человека, а хотел показать немного глубже, раскрыть эту тему защиты Родины. И вот русский солдат, XX век, это Русско-японская война, Первая Мировая война, Гражданская война и Великая Отечественная война, и вот этот человек фактически мог пройти все эти войны. И вот такие люди — это настоящие герои, герои, которым сегодня отдается дань памяти, потому что, многие годы, многие десятилетия, у нас в стране не было ни одного памятника, посвященного Первой Мировой войне и этим людям».

Позади солдата вторая часть монумента — российский триколор, под которым и воевала тогда наша армия. В нижней части импровизированного стяга расположены скульптурные композиции.

Композиция «Пьета» славит подвиг всех сестер милосердия. Среди фигур можно рассмотреть и образ, которому придано сходство с княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей Марфо-Мариинскую обители, принявшей огромное участие в выхаживании раненых солдат Первой Мировой войны.

С обратной стороны флага размещена композиция «Атака кавалерии». Здесь также запечатлен исторический образ казака Козьмы Крючкова — забытого героя этой войны, ставшего первым полным георгиевским кавалером баталии 1914-1918 годов.

Не забыли создатели памятника и генерала Брусилова, представить победы русской армии без которого невозможно.

Последний элемент композиции — выполненная из гранита скамья, на которой размещена надпись «Героям Первой мировой войны».




Среди героев Первой мировой войны был Ильясевич Александр Матвеевич – полковник, командир 1-го дивизиона 27-й артбригады. Отличился в период Гумбинненского сражения (20 августа 1914 г.), когда сумел обеспечить эффективный огонь против атаковавшего противника. Примерно в 14.30 он расстрелял выехавшую на открытие позиции вражескую батарею, за что получил Георгиевское оружие. Отличился и при Кляйн Шенау (1-2 сентября 1914 года), где метким огнем расстрелял пытавшуюся атаковать вражескую пехоту.

Мусульманин.

Известный русский генерал эпохи Первой мировой войны Радко Дмитриевич Радко-Дмитриев был по национальности болгарином. Своей стране он служил до 1915 года, будучи посланником в Петербурге. А когда  болгарский царь объявил России войну Радко-Дмитриев перешел на русскую службу. 

Получил 8-й армейский корпус, который успешно участвовал в боях на р. Золотой Липе и взял Миколаев. За эти события получил ордена Св. Георгия 4-й и 3-й степеней и стал одним из наиболее упоминаемых героев войны в прессе. В сентябре 1914 г. возглавил 3-ю армию. Именно Радко-Дмитриев находился во главе ее, когда в конце апреля 1914 года на ее фронте немцы предприняли массивное наступление и под Горлицей прорвали фронт. Несмотря на все усилия командующего, недостаток артиллерии не позволил долго сдерживать наступление противника. В итоге был снят с поста и получил в командование 2-й Сибирский корпус.


Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны для защиты Отечества люди разных национальностей сплотились в едином порыве.

Каких вы можете назвать Героев Великой Отечественной войны – представителей разных национальностей? (Ответы учащихся)



В Москве установлены монументы в честь Великой Отечественной войны: один из них мемориальный комплекс в парке Победы на Поклонной горе, другой —

«В борьбе против фашизма мы действительно были вместе!»

Перед вами ансамбль на Поклонной горе: Архитектурный ансамбль включает весь спектр монументов, памятников, мемориалов. Главный объект комплекса – Центральный музей Великой отечественной войны 19141-1945 гг. Символ веры тех, кто проливал свою кровь в борьбе с фашистами, на Поклонной Горе стали Храм Георгия Победоносца, Мемориальная мечеть и мемориальная синагога с музеем Холокоста.



Перед вами второй монумент, находящийся в Москве

«В борьбе против фашизма мы действительно были вместе!»

Давайте внимательно рассмотрим этот памятник.

Как вы думаете, что на нем изображено? (Ответы учащихся)



Видеофрагмент


Среди изображенных на памятнике —

Кантария Мелитон Варламович, Герой Советского Союза,  младший сержант Красной Армии, вместе с сержантом М. А. Егоровым под руководством младшего лейтенанта А. П. Береста водрузил Знамя Победы на крыше здания рейхстага рано утром 1 мая 1945 года.


По национальности – грузин.



Берест Алексей Прокопьевич  (19191970) — советский офицер, участник Великой Отечественной войны. Герой Украины (2005).

Во время штурма Рейхстага, совместно с М. А. Егоровым и М. В. Кантария при поддержке автоматчиков роты И. Я. Сьянова выполнил боевую задачу по водружению Знамени Победы над зданием рейхстага.

По национальности – украинец.




Видеофрагмент

Высшую степень героизма в годы войны проявили 11 635 воинов, ставших Героями Советского Союза. Из них: русских – 8182, украинцев – 2072, белорусов – 311, татар – 161, евреев – 108, армян – 99, казахов – 96, грузин – 89, узбеков – 69, чувашей, 44, азербайджанцев – 43 и других. Среди Героев Советского Союза – представители свыше 100 наций и народностей.





Нурадилов Ханпаша Нурадилович (1922-1942) — пулемётчик, командир пулемётного взвода, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. Уничтожил более 900 немецких солдат, 7 пулеметных расчетов, взял в плен 14 солдат противника.

По национальности – чеченец.



Черняк Ян Петрович (Янкель Пинхусович)  (1909   1995 ) — советский разведчик, Герой Российской Федерации. Он организовал великолепную сеть, состоявшую из агентов, входящих в высшее руководство фашистской Германии. Именно группа Черняка смогла получить доступ к секретным разработкам танка «Тигр» и передать эти сведения в Москву. В результате, когда, по мнению фашистов, их лучший танк был поставлен на фронт, советские танки уже были к этому готовы. 
По национальности – еврей.



Герои Великой Отечественной войны — Ярославцы



Амет-хан Султан (1920  1971)  военный лётчик, подполковник (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945).

Его имя связано и с Ярославской землей.

По национальности – татарин.


Что вы знаете об этом человеке. Почему памятник Амет-хану Султану установлен в Ярославле?

Ответы учащихся.



Подвиг Амет-хана Султана

Видеоролик


Во время Великой Отечественной войны 4-й истребительный авиационный полк с марта 1942 года находился в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «Юнкерс».

По воспоминаниям очевидцев:
Екатерине Майоровой в 42 году было семнадцать лет. Она жила неподалеку от вагоноремонтного завода. Женщина хорошо помнит воздушный бой, когда Советский самолет протаранил Юнкерс. Это случилось 31 мая.
«Все кричат — воздушный бой. Я смотрю — два самолета, а солнечный день был, блестят. Был взрыв, темное пятно — и все. Потом самолет как будто полетел. Все разбежались. Думали, что на нас».
Очевидцы вспоминают, что это было воскресенье, примерно около десяти утра. Дагестанский летчик обнаружил немецкий Юнкерс в небе над Ярославлем. Скорее всего, это был разведчик: налеты на город совершались, в основном, по ночам. Чтобы не допустить бой в городе, Амет-Хан Султан погнал немца через Волгу, к деревне Красный бор. Тогда это место еще не являлось городской чертой.
Оба истребителя упали в болото. Амет-Хан Султан успел выпрыгнуть с парашютом. Немецкий летчик был взят в плен. А Юнкерс в течение года стоял на Советской площади. Это был первый немецкий самолет, сбитый над Ярославлем.

Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина.

Учащиеся фиксируют информацию о Герое и о совершенном им подвиге.


Молдагулова Алия Нурмухамбетовна (также известна как Молдагулова Лия Курумгамб; 1925 — 1944) — советский снайпер, в годы Великой Отечественной войны служила в 54-й отдельной стрелковой бригаде 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта, ефрейтор. Герой Советского Союза (1944, посмертно).

На её официальном счету 78 солдат и офицеров противника.

Какое-то время жила в Ярославской области, училась в Рыбинском авиационном техникуме.

По национальности – казашка.



Видеофрагмент

Подведение итогов урока.

Проведение рефлексии с учащимися (на выбор учителя).


Составление синквейна на тему «У героизма нет национальности».

(Приложение 1)







II. Интерактивная игра

Данная разработка рассчитана на учащихся старших классов (9-11 кл.), также может быть интересна для учащихся среднего звена (7-8 кл.). Презентацию-разработку игры можно найти в папке «II. Интерактивная игра».

Инструкция по проведению интерактивной игры

Для проведения игры класс делится на две, три или четыре команды. Каждая команда поочередно выбирает вопрос, стоимостью от 100 до 400 баллов (в зависимости от сложности). На обсуждение дается 1 минута (или 30 секунд, в зависимости от плана урока), после которой один представитель команды дает ответ. Если ответ правильный, то учитель фиксирует баллы команды в игровом протоколе. Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов.

  1. Для проведения игры вам необходимо открыть папку «Интерактивная игра» и открыть документ «Интерактивная игра, презентация».

  2. Запустить презентацию в режиме показа слайдов, для этого в меню «Показ слайдов выбрать» выбрать «С начала».

  3. После выбора командой вопроса, учитель нажимает на гиперссылку с цифрами 100, 200, 300 или 400.

  4. На отдельном слайде появится вопрос. Учитель читает вопрос, на размышление команде дается 1 мин.

  5. Для вывода ответа на экран необходимо нажать Для возвращения на первый слайд игры необходимо нажать.



  1. Для выхода из режима показа презентации достаточно нажать на клавишу ESC.

  2. Рекомендуем заблаговременно проверить ход презентации и правильность ее работы на вашем компьютере.

Свежие документы:  Урок для 5 класса по обществознанию на тему «Современная школа»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: