Урок в 8 классе по теме «Права человека»


Из опыта работы учителя права

МОУ СОШ № 16

г. Орехово-Зуево Московской области

Воронковой Екатерины Леонидовны



Урок в 8 классе по теме

«Права человека»

Цели и задачи:

  • дать представление о том, что такое права человека и какова их роль в жизни общества;

  • ознакомить с историографией вопроса защиты прав человека;

  • разъяснить классификацию прав, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.

Воспитательная — формирование ценностных ориентаций, воспитание у учащихся уважения к человеческому достоинству, правам и свободам личности, равноправию людей, толерантности.



Основные понятия: правовой статус человека, декларация, естественные права.

Оборудование: дидактический раздаточный материал, карточки для игры.


Ход урока

  1. Оргмомент: приветствие, сообщение о целях урока, запись темы. (2 минуты)

  2. Вступительное слово учителя, чтение отрывка из сказки А. Усачева «Приключения маленького человечка». Обсуждение с учащимися:

    • Какой смысл заложен в данном отрывке?

    • Согласны ли вы с объяснением Маленького Человечка, что значит «рождаться равными» и почему надо относиться друг к другу как к «братьям и сестрам»?

(рождаться равными – значит рождаться людьми), (все наделены разумом

и совестью, а значит…)

    • Как называются права человека, присущие ему от рождения только по причине того, что он – Человек? (естественные)

Запись в тетради: (8 минут)

Естественные права человека – врожденные, неотъемлемые права каждого человека.


Учитель: но надо помнить о том, что мы с вами живем в обществе, а значит все зависим друг от друга, и каждый должен поступать в отношении других людей в духе братства. Ведь если кто-то имеет ПРАВО, значит он обязательно имеет и ОБЯЗАННОСТЬ! А совокупность прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом человека!


Запись в тетради:

Правовой статус человека – совокупность прав, свобод и обязанностей, принадлежащих личности. (2 минуты)


Учитель: как вы думаете, правовой статус человека одинаков? (нет, он изменяется в зависимости от качеств, приобретаемых личностью). А чтобы лучше понять, каким образом может изменяться объем прав и обязанностей человека в зависимости от свойств личности, давайте проведем небольшую игру.

В игре участвует 4 человека (участники выбирают по три карточки с указанием свойств личности (возраст, образование, место работыили учебы и т. д.), представляют себя классу, а затем выбирают по две карточки с указанием права и объясняют, смогут ли они при наличии таких характеристик воспользоваться тем или иным правом)(8 минут)



  1. Учитель: возвращаясь к разговору о Всеобщей декларации прав человека, давайте

вспомним, какое событие 20 века заставило представителей разных государств всерьез задуматься об укреплении мира и безопасности и создании прочной основы международных отношений? (Великая Отечественная война).


Запись в тетради:

10 декабря 1948 г. – День принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека. День прав человека.


Чем отличается декларация от других видов международных документов?

(Декларация лишь провозглашает нормы, рекомендует к исполнению).

Всеобщая декларация прав человека закрепила гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права, которые принадлежат каждому человеку.


  1. Работа с текстом Декларации (работа в парах). Заполнение таблицы (20 минут).

Учащиеся читают текст, рядом с каждой статьей указывают группу прав (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные). Через несколько минут вместе проверяем.

Учитель, принимая ответы детей, вписывает в таблицу на доске номера статей по группам.


5. Подведение итогов: обобщение – какую роль играет Всеобщая декларация прав человека в современном мире? Выставление оценок, запись д/з – записи в тетради учить, составить синквейн на понятие «права человека» (5 минут)


























Приложение. Отрывок из книги «Приключения Маленького Человечка» (А. Усачев)


А уж Маленького Человека большие люди и вов­се не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.

Что вы делаете? — кричал им Маленький Че­ловек.— Пожалуйста, будьте внимательны…

Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.

Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Со­баку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.

«Странно,— думал Маленький Человек.— Боль­шие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ. Но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ…»

Однажды Маленький Человек нашёл в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека».

В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уваже­нием. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в горо­де даже не слышал о Правах Человека.

«Большие люди удивительно безграмотны,— по­думал Маленький Человек.— Надо это исправить».

И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:


ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ,

ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЕ ПРАВА.

ВСЕ НАДЕЛЕНЫ РАЗУМОМ И СОВЕСТЬЮ И ДОЛЖНЫ

ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ КАК БРАТЬЯ И СЕСТРЫ


Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

Что это тут написано? — в недоумении спра­шивали они друг у друга. Хотя Маленький Человек написал всё ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ.

Это слова из «Всеобщей Декларации Прав Человека»,— объяснил им Маленький Человек.— Она написана для того, чтобы все люди знали о своих правах…

Глупость какая-то написана,— заявил один Толстый гражданин.— Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кило­грамма 500 граммов, а мой сосед — всего 3 кило­грамма 100 граммов, а вы…

Послушайте! — сказал Маленький Человек.— Рождаться равными — это не значит рождаться од­ного роста и веса. Или одинаково сильными и краси­выми. Рождаться равными — значит РОЖДАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. Маленькими и голыми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с Портфелем или Ге­нералом с Погонами.

Допустим,— сказал Толстый гражданин.— Но почему это я должен относиться ко всем как к брать­ям и сестрам? Я — в семье единственный ребёнок, и никаких братьев и сестёр у меня сроду не было!

У меня их тоже не было,— вздохнул Малень­кий Человек.— Но все мы — люди, и, значит, братья по разуму и происхождению… Говорят, что все люди произошли от Адама и Евы, то есть приходятся друг другу родственниками. Только очень дальними.


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Преобразование тригонометрических выражений»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: