Безотметочное обучение на уроках технологии в начальной школе


Шевченко С. В. – учитель технологии

Иркутская обл., р.п. Чунский,

МОБУ НОШ № 28

Безотметочное обучение на уроках технологии в начальной школе.

Оценка без отметки способствует росту учебной самостоятельности, снижает страх перед школой и тревожность детей, а также повышает их учебную мотивацию. Поэтому в 2004-м году наша школа перешла на безотметочную систему оценивания учебных достижений учащихся. Учителями и администрацией школы было разработано «Положение о безотметочном обучении». В нём указывается, что и с помощью каких критериев подлежит контролю и оценке со стороны взрослых; определены средства и формы контрольно-оценочной деятельности взрослых и обучающихся; как, и в какой форме фиксировать результаты успеваемости, а также правила оценочной безопасности.

Я расскажу Вам об опыте работы в режиме безотметочного обучения на примере своего предмета – «Технология».

Свою работу я строю с соблюдением основных принципов безотметочной системы оценивания, в основе которых лежат идеи Г.А. Цукерман, таких как:

  • Критериальность,

  • Приоритет самооценки,

  • Гибкость и вариативность.

Оценка результатов предметно-практической деятельности обучающихся.

В соответствии с задачами курса «технология», обозначенными в Федеральном государственном стандарте нового поколения необходимо проанализировать и оценить знания и умения по предмету, которыми овладели ученики. Оценка результатов проводится согласно «Положению о безотметочной системе оценивания достижений учащихся МОБУ НО школы № 28 р.п. Чунский, Иркутской обл.» и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во 2-х – 4-х классах. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений.

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

С самых первых уроков дети привлекаются к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Анализ проводится по следующим параметрам:


  • Чёткость, полнота и правильность ответа;

  • По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, с частичными изменениями или по собственному замыслу. Насколько удалось это воплотить.

  • По материалу. Как подобран материал? Насколько он соответствует замыслу, технологии?

  • По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие инструменты и насколько грамотно применялись?

Задания, которые выполняют дети на уроках технологии, по характеру познавательной деятельности, делятся на репродуктивные (когда нужно точно повторить образец) и творческие (по созданию оригинального образа). Выполнив задание, ученики оценивают свою работу и в ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ ставят себе качественную оценку знаками: « + » (сделал всё правильно, без ошибок),« ? » (сомневаюсь, допустил ошибку),« — » (пока не получилось). После этого работу оцениваю я и рядом ставлю свою, тоже качественную, оценку.

При выполнении репродуктивных заданий оцениваем:

  1. Развитие ручной умелости (умение обвести шаблон, точно вырезать по линиям контура, качество выполнения работы…);

  2. Развитие умения ориентироваться в задании и контролировать свою работу (умение точно повторить образец при выполнении репродуктивных заданий);

  3. Развитие умения планировать (самостоятельно провести анализ образца, полно и рационально планировать последовательность его выполнения при выполнении репродуктивных заданий).

При выполнении творческих работ:

  1. Развитие ручных умений;

  2. Уровень творческого воображения, т.е умение создавать оригинальный образ не похожий на те, что в учебнике.

Отслеживание достижения планируемых результатов и способов деятельности по предмету проводится через тематические и итоговые проверочные работы, которые позволяют выявить целый ряд необходимых знаний и умений:

  • Культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа(в том числе экономное использование материалов и рабочего времени);

  • Способы обработки материалов; использование соответствующих ручных инструментов; владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;

  • Самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссозданиие по образцу;

  • Создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.

Поскольку в нашей школе большая часть классов работает по программам развивающего обучения, при составлении проверочных работ использую теоретические и практические задания для проверки уровня подготовленности учащихся по каждому разделу из книг: «Контрольные работы по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова », «Контрольные работы по системе Л.В. Занкова» и «Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1 – 4 классов» Л.Ю. Огерчук. Теоретические задания проверяют не только знания о технологическом процессе, используемых материалах и инструментах, но и способность ребёнка к их сортировке и, к логическому обобщению. В ходе выполнения практических заданий проверяются умения ребёнка работать с различными материалами, инструментами, планировать и организовывать свою работу и одновременно способности применять полученные знания в своей деятельности

В проверочную работу включаю 5 – 10 заданий на проверку знаний и одно практическое задание на проверку сформированных умений по пройденной теме, или задание на проверку уровня творческого воображения. Учащиеся выполняют теоретическую часть и самоанализ на печатных листах.

Прежде чем приступить к выполнению работы мы с ребятами договариваемся о том, сколько баллов «стоит» каждое задание. Прочитав задания, ученики ставят себе содержательную оценку знаками « + », « ? » или « — » то есть определяют зону своего «знания-незнания». Такими же знаками учащиеся оценивают каждое выполненное задание. После этого работу проверяю я: сначала оцениваю каждое задание, затем определяю сумму баллов набранных учащимся по всем заданиям, и перевожу в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Количественные результаты проверки фиксируются в коэффициенте усвоения. Так выглядят критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:

  • самый высокий уровень – 85 — 100 %

  • высокий уровень – 70 — 84 %

  • средний уровень – 50 – 69 %

  • ниже среднего – 30 – 49 %

  • низкий уровень – менее 30 %

Результаты проверочных работ (по учебным периодам) и динамика развития учащихся 2-х -4 х классов фиксируются в ЛИСТАХ ДОСТИЖЕНИЙ по предмету.

В листах достижений учащихся первого класса знаками отражается только содержательная качественная оценка его достижений:

« + » — знание или умение по заданному параметру, критерию сформировано;

« ? » — знание или умение сформировано частично (задание, операция и т.п. выполнено частично);

« – » — знания или умение по данному параметру неверны или отсутствуют.

И только по окончанию учебного года в листы достижений первоклассников проставляется коэффициент усвоения, по итогам комплексной проверочной работы по предмету.

При переходе учащихся в другую школу по запросу администрации или родителей в личное дело ученика выставляются отметки, соответствующие качеству усвоения предмета. При этом используются следующие измерители:

Качество усвоения предмета Отметка в 5-ти бальной системе

85 – 100% «5»

65 – 84% «4»

40 – 64% «3»

Меньше 40% «2»



Система безотметочного обучения на уроках технологии помогает ученикам правильно организовывать свою учебную деятельность, осознанно контролировать и корректировать её, способствует формированию таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, содействует повышению учебно-познавательной активности. А мне помогает эффективно управлять учебной деятельностью обучающихся: вести диагностическую и коррекционную работу, планировать перспективы развития учащихся, повышать результативность и свой профессионализм.

Список литературы

1.Воронцов А. Б. педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. ( Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) – М.: Издатель рассказов А. И., 2002.

2.Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников (по материалам проектов «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся» и «Технология моментального самоконтроля-самотестирования учащимися своих знаний «Символ») / Отв. ред. А. Б. Бакурадзе. – М.: АПКиППРО, 2005. – 60 с.

3.Контрольные работы по системе В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина // Начальная школа. – 2009.

4.Контрольные работы по системе Л.В. Занкова, Издательский дом ФЁДОРОВ, Издательство «Учебная литература, 2008»

5.Огерчук Л. В. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1 – 4 классов: Работа с бумагой и картоном. – М.: Школьная пресса,2003. – с.48 («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып. 15)

6. Огерчук Л. В. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1 – 4 классов: Работа с тканью. – М.: Школьная пресса,2005. – с.64 («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып. 25)

7.Положение о безотметочной системе оценивания достижений учащихся МОБУ НО школы № 28 р. п. Чунский, от 05. 03. 2009 г.

8.Цукерман Г. А. и др. Оценка без отметки. – М.; Рига,1999. – 133 с.

Свежие документы:  Олимпиадные вопросы по профильному труду 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: