Элективный курс «Технология ведения дома и семьи» 10-11 класс















Рабочая программа элективного курса


«Технология ведения дома и семьи»


в 10-11 классах












Составитель: Хохлова Т. Н.

учитель технологии

I квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 29»













2014г.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа модульного курса «Технология ведения семьи и дома» составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования. Разработана на основе программы «Технология. Трудовое обучение 5-11 классы» разработчики Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

ФГОС основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 года №1897)

Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312),

Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009 года № 8212 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе»;

Рекомендательным письмом МО РМ от 12.04.2010 №1718;

Приказом МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия №904 от 16.08.2011года;

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Структура документа


Данная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.


Общая характеристика модульного курса


Данный курс направлен на расширение и углубление некоторых моментов рассматриваемых в программе образовательной области «Технология», и включает в себя определение и рассмотрение новых понятий, актуальные вопросы подготовки учащихся по изучению современных методов ведения семьи и дома, а также позволяет расширить знания и совершенствовать умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, социально сориентировать учащихся в жизни, способствует формированию характера.

В связи с изменениями социально-экономического положения  происходят изменения и в повседневной бытовой сфере. В течение многих столетий было принято, что домашним хозяйством занимаются женщины. Времена изменились, другими стали и взаимоотношения в семье. А поэтому, занятия по модулям целесообразно проводить как для девочек, так и для мальчиков, и возможно изменение порядка изучения тем внутри разделов. Решить данную проблему позволяет технологическое образование детей как необходимое звено в воспитании технологически грамотной и социально-адаптивной личности. Для достижения качества подготовки в соответствии с современными социально-экономическими требованиями, для обеспечения практико-ориентированной направленности обучения и подготовки школьников к самостоятельной взрослой жизни необходимо уже в школьном возрасте научить учащихся современным технологиям и способам организации жизнедеятельности.

Автор учебной программы предлагает собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Для курса «Технология ведения семьи и дома» характерно модульное построение программы, с целью учета интересов и склонностей учащихся.

Содержание программы модульного курса «Технология ведения семьи и дома» предусматривает изучение материала по следующим модулям:

Этика и психология семейной жизни

Бюджет семьи

Домашние хлопоты

Дизайн интерьера

Имидж и этикет современного молодого человека

Экологические проблемы

Эстетика и экология жилища

Как изучать данный курс? Вопрос не из легких, поскольку занятия зачастую будут касаться проблем спорных, не имеющих однозначного решения. Одной из задач учебно-воспитательной работы в нашей гимназии является воспитание учащихся через формирование общечеловеческих ценностей; воспитание таких черт характера как трудолюбие и смекалка, доброта, милосердие, сострадание, мягкость и отзывчивость.


Место предмета в базисном учебном плане


Курс «Технология ведения дома и семьи» разработан для учащихся 10-х классов, рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


В процессе обучения будут преобладать практико-ориентированные формы обучения: практические (групповые и коллективные) работы, обучающие семинары, ролевые игры, проектные и исследовательские задания, выполнение творческих задач. Модульный курс дает возможность закрепить на практике все представленные разделы программы, что существенно влияет на восприятие и усвоение материала учащимися. Предусматривает использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к созданию крепкой семьи, ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Опора тела и движения"




Результаты обучения

Результаты обучения содержат следующие компоненты: знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями и умениями, при составлении жизненных планов; навыками самостоятельного планирования семьи и ведения дома; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.


Цель данного курса:

  • формирование у старшеклассников готовность к ведению своего дома и семьи;

  • научить находить способы преодоления проблем с экономией, рачительностью;

  • попытаться выяснить, что нужно делать, чтобы стать хорошими домохозяйками и по возможности одарить счастьем всех тех, с кем сталкивает жизнь.

Задачи данного курса:

  • познакомить старшеклассников с примерным ведением семьи и дома;

  • подготовить старшеклассников к пониманию жизни, тех забот и проблем, с которыми они столкнутся, став взрослыми;

  • изучение азов дизайна интерьера;

  • расширить уровень знаний об имидже и этикете современного молодого человека;

  • помочь учащимся синтезировать разрозненные знания о ведении семьи и дома, добытые из множества источников;

Основные формы и методы работы. Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

  • лекционные занятия (беседы, мини-лекции);

  • защита рефератов, фотоальбомов.

Оценка качества знаний:

При оценке качества знаний учитывать обширность материала реферата, его оформление, самостоятельную работу ученика, а не отслеживать готовый реферат из Интернета. Дизайн-папка должна соответствовать выбранной теме, а материал в нем должен быть подобран и раскрыт подробно. Оформление фотоальбомов должно быть с качественными фотографическими изображениями.


Планируемые результаты изучения модульного курса

учащиеся должны иметь представление

  • об этике и психологии семейной жизни;

  • о бюджете семьи;

  • о домашних хлопотах;

  • о дизайне интерьера;

  • об имидже и этикете современного молодого человека;

  • об экологических проблемах;

  • об эстетике и экологии жилища.

учащиеся должны знать

  • что такое личность;

  • что такое увлечения, отношения, дружба;

  • основы семейных отношений;

  • о последствия нарушений семейных отношений;

  • цели и значение семейной экономики;

  • общие правила ведения домашнего хозяйства;

  • составляющие семейного бюджета и источники его доход­ной и расходной частей;

  • возможность рационального использования средств и пути их увеличения.

  • экономические связи семьи с рыночными структурами об­щества;

  • роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

  • экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества; необходимость производства товаров и услуг как ус­ловие жизни общества в целом и каждого его члена;

  • необходимость производства товаров и услуг, как условия жизни общества в целом и каждого его члена;

  • цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;

  • сферы трудовой деятельности;

  • какой должна быть экономика в быту;

  • как рационально планировать расходы в семье;

  • о семейной предпринимательской деятельности;

  • о правах потребителя и их защите;

  • о том, как создать для гостей приятную атмосферу уюта и гостеприимства;

  • об основах дизайна интерьера;

  • о служебно-деловом этикете;

  • о проблемах энергетики и экологии;

  • о системах энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации;

  • о современных системах фильтрации воды;

  • о правилах эксплуатации современной бытовой техники;

  • о селективном сборе мусора.

учащиеся должны уметь

  • анализировать семейный бюджет;

  • определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

  • анализировать рекламу потребительских товаров;

  • осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;

  • выдвигать деловые идеи;

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • применять полученные знания в жизни;

  • правильно распределять силы и ресурсы при ведении своего дома.

Учебно-методическое обеспечение предмета


Основная учебно-методическая литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений, М., 2007г

2. Семья. Т.М. Афанасьева, М.: Просвещение,1985г

3. Этика и психология семейной жизни. И.В.Гребенникова, М.: Просвещение,1987г

4. Принимаем гостей. Энциклопедия современной женщины. Л.И.Воробьева,

«ТД «Издательство Мир книги», 2005г

5. Современная энциклопедия этикета. Г.В.Дятлов, С.А.Хворостухина, «Абсолют – Юни», 2005г

6. Технология. Элективные курсы. Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова,

5 за знания, Москва, 2006г

7. Технология 8 класс. Учебник. М: «Вентана-Граф», 2012г, В.Д.Симоненко

8. Технология 10 класс. Учебник. М: «Вентана-Граф», 2012г, В.Д.Симоненко

9. Технология 11 класс. Учебник. М: «Вентана-Граф», 2012г, В.Д.Симоненко

Дополнительная учебно-методическая литература

1. Уроки экономики в быту.

Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985

2. Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.

3. Советы на каждый день. Книга-календарь, М., 2010 г

Календарно-тематическое планирование

модульного курса «Технология ведения семьи и дома»

1 час в неделю — 34 часа в год

п/п

Наименование

модулей и тем

Вид
занятия

Количество часов

Дата проведения занятия


Планируемая

Фактическая

1

Этика и психология семейной жизни


7



1.1

Личность. Кто есть кто?

Лекция

1



1.2

Когда это начинается.

Первая любовь

Беседа

1



1.3

Мы выбираем – нас выбирают.

Молодожены

Лекция

1



1.4

Идеал и быт. Эстетика быта

Лекция, беседа

1



1.5

Семья и дети

Лекция

1



1.6

Новые родственники

Беседа

1



1.7

Развод по–человечески

Беседа

1



2

Бюджет семьи.


3



2.8

Потребности человека.

Формирование потребительской корзины семьи

Лекция

1



2.9

Рациональное планирование расходов семьи. Семейная предпринимательская деятельность

Беседа

1



2.10

Потребительские качества товаров и услуг. Права потребителя и их защита

Сообщения учащихся

1



3

Домашние хлопоты


7



3.11

Принимаем гостей

Лекция

1



3.12

Праздничное меню.

Сервировка стола

Практическое

занятие

1



3.13

Разнообразие и культура

праздничного застолья.

Беседа

1



3.14

Этикет встречи гостей.

Сообщения учащихся

1



3.15

Беседа за столом — это искусство

Лекция

1



3.16

Цветы, подарки и сувениры

Сообщения учащихся

1



3.17

Развлечения на празднике

Практическое занятие

1



4

Дизайн интерьера.


5



4.18

Общие сведения о дизайне интерьера

Лекция

1



4.19

Освещение жилого дома.

Осветительные приборы

Лекция

1



4.20

Законы аранжировки.

Приемы размещения комнатных растений

Сообщения учащихся

1



4.21

Окна, двери.

Перепланировка квартир

Работа с журналами по интерьеру

1



4.22

«Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить»

Оформление альбома «Интерьер дома»

1



5

Имидж и этикет современного молодого человека


4



5.23

Имидж офиса. Дизайн офиса

Лекция

1



5.24

Имидж сотрудников.

Сообщения учащихся

1



5.25

Служебно-деловой этикет

Лекция, беседа

1



5.26

Секретарь-референт.

Его роль в офисе

Лекция, беседа

1



6

Экологические проблемы


4



6.27

Влияние научно-технической революции на окружающую среду

Глобальные проблемы человечества

Лекция, беседа

1



6.28

Загрязнение атмосферы и гидросферы

Сообщения учащихся

1



6.29

Энергетика и экология.

Экологическое сознание и мораль

Лекция, беседа

1



6.30

Природоохранные технологии

Сообщения учащихся

1



7

Эстетика и экология жилища


4



7.31

Системы энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации

Лекция, беседа

1



7.32

Экология и микроклимат жилища. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды

Лекция, беседа

1



7.33

Современные системы фильтрации воды. Современная бытовая техника. Правила эксплуатации

Сообщения учащихся

1



7.34

Селективный сбор мусора

Лекция, беседа

1




ИТОГО


34





Содержание курса


Модуль № 1. Этика и психология семейной жизни


Тема 1. Личность. Кто есть кто (1 ч)

Что такое личность? Что такое счастье? «Познай самого себя, и ты познаешь мир». Я – семь «Я». Мир за твоим окном.

Тема 2. Когда это начинается. Первая любовь (1 ч)

Наука «любить». Увлечения. Отношения. Дружба или любовь? Культура поведения влюбленных.

Тема 3. Мы выбираем – нас выбирают. Молодожены (1 ч)

Супружеские и родительские отношения. Правильный ли сделан выбор? Нормы и критерии «отбора». «Праздник, который всегда со мной».

Тема 4. Идеал и быт. Эстетика быта (1 ч)

Супруги. Будни, быт, обыденность. Основы семейных отношений.

Тема 5. Семья и дети (1 ч)

Воспитание детей в семье. Мать и отец – первые воспитатели.

Ребенок в молодой семье.

Тема 6. Новые родственники (1 ч)

Свекровь и невестка. Зять и теща.

Тема 7. Развод по-человечески (1 ч)

Что приводит к разводу? Последствия нарушений семейных отношений. Дети и распад семьи. Одиночество: беда или вина?


Модуль № 2. Бюджет семьи


Тема 1. Потребности человека.

Формирование потребительской корзины семьи(1 ч)

Потребности рациональные, ложные, духовные, материальные, физиологические, социальные; потребности в безопасности и самореализации; уровень благосостояния. Потребительская корзина семьи.

Тема 2. Рациональное планирование расходов семьи.

Семейная предпринимательская деятельность(1 ч)

Совокупный доход семьи. Способы сбережения денежных средств семьи.

Тема 3. Потребительские качества товаров и услуг.

Права потребителя и их защита(1 ч)

Классификация покупок по признаку рациональной потребности. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет товара. Правила покупки.

Модуль № 3. Домашние хлопоты


Тема 1. Принимаем гостей(1 ч)

Праздник в доме. Гости званые и «нежданные». Атмосфера уюта и гостеприимства.

Тема 2. Праздничное меню. Сервировка стола(1 ч)

Рецепты праздничных блюд. Советы по сервировке и украшению стола.

Тема 3. Разнообразие и культура праздничного застолья(1 ч)

Фуршетный стол. Молодежная вечеринка. Вечер в небольшой приятной компании.

Детский праздник. Нежданные гости. Культура застолья.

Тема 4. Этикет встречи гостей(1 ч)

До прихода гостей. Встреча гостей. Приветствия. Приглашение к столу. «Академическое опоздание». Вновь вошедший гость.

Тема 5. Беседа за столом — это искусство(1 ч)

Правила общения. Хозяева дома в роле дипломатов. Спор между гостями – выручает юмор. Разговоры за столом с соседом. Разговоры за столом, когда рот занят пищей.

Тема 6. Цветы, подарки и сувениры(1 ч)

Подарочные букеты. Цветы в горшках. Значение цветка с учетом колера. Цветы в легендах и преданиях. Выбор подарка. Сам себе мастер. Как вручать и принимать подарок.

Тема 6. Развлечения на празднике(1 ч)

Игры с детьми. Магия чисел и гороскопы. Буриме (рифмованные концы). Шарады. Логические задачи. Задачи со спичками.

Модуль № 4. Дизайн интерьера


Тема 1. Общие сведения о дизайне интерьера(1ч)

Что такое дизайн? Что такое интерьер? Стиль в интерьере. Теория цвета. Традиционная и современная окраска стен.

Тема 2. Освещение жилого дома. Осветительные приборы (1 ч)

Естественное и искусственное освещение. Направление светового потока в освещении. Основные источники света. Современные запросы в освещении пространства. Рассеянное и отраженное освещение, токопроводящие конструкции, местное освещение. Галогенные лампы. Низовая напольная подсветка. Декоративное освещение в интерьере.

Тема 3. Законы аранжировки. Приемы размещения комнатных растений(1 ч)

Цветы в интерьере помещения. Правила, при составлении композиций из живых растений.

Тема 4. Окна и двери. Перепланировка квартир(1 ч)

Окна – главные проводники во внешний мир. Карнизы, шторы и гардины. Жалюзи.

Двери – ключевые точки интерьера, одновременно связующие и разделяющие пространство квартиры. Как правильно выбрать двери для дома?

Тема 5. «Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить» (1 ч)

Оформление альбома «Интерьер дома».


Модуль № 5. Имидж и этикет современного молодого человека


Тема 1. Имидж офиса(1 ч)

Модель формирования имиджа организации: фирменный стиль, внешние атрибуты имиджа, личный имидж руководителя, рекламная кампания, общественные связи, отношения с партнерами.

Тема 2. Дизайн офиса(1 ч)

Интерьер офиса: цвет, освещение, мебель, офисное оборудование. Вывеска фирмы. Организация приема посетителей. Комфорт офиса. Визитная карточка офиса.

Тема 3. Имидж сотрудников(1 ч)

Должностная инструкция. Поза и жесты. Манера сидеть. Улыбка. Одежда. Макияж. Современный уровень общения.

Тема 4. Служебно-деловой этикет(1 ч)

Имидж делового человека. Особенности взаимоотношения сотрудника и руководителя. Субординация в деловых отношениях. Организация деловых контактов. Ведение деловых бесед. Деловая переписка.

Тема 5. Секретарь-референт. Его роль в офисе(1 ч)

Квалифицированность, инициативность, организованность, осведомленность, ответственность, пунктуальность, дипломатичность, умение хранить служебную информацию, хорошая память, корректность, вежливость, доброжелательность, чувство такта, речь. Уровень компетенции. Этикет телефонных разговоров. Деловая культура секретаря. Обязанности светского характера.


Модуль № 6. Экологические проблемы


Тема 1. Влияние научно-технической революции на окружающую среду

Глобальные проблемы человечества (1 ч)

Использование ядерной энергии. Захоронение отходов. Возникновение информационного мира. Сельскохозяйственное производство.

Демографический взрыв. Обеспеченность человечества питьевой водой. Минеральные ресурсы.

Тема 2. Загрязнение атмосферы и гидросферы(1 ч)

Влияние промышленности и транспорта на атмосферу. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры.

Особенности загрязнения гидросферы. Методы защиты гидросферы.

Тема 3. Энергетика и экология. Экологическое сознание и мораль(1 ч)

Потребности человечества в энергии. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции. Нетрадиционные источники получения электрической энергии. Утилизация солнечной энергии. Термоядерная энергетика. Энергия ветра и приливов. Геотермальная энергия. Другие нетрадиционные источники. Радиация.

Экономия ресурсов и энергии. Природа – источник красоты и основа жизни людей.

Тема 4. Природоохранные технологии(1 ч)

Экологический мониторинг. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Безотходные технологии. Экологически устойчивое развитие человечества.


Модуль № 7. Эстетика и экология жилища

Тема1.Системы энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации(1 ч)

Диагностика мест положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов.

Тема 2. Экология и микроклимат жилища.

Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды (1 ч)

Экология в доме. Оценка микроклимата в доме.

Тема 3. Современные системы фильтрации воды.

Современная бытовая техника. Правила эксплуатации(1 ч)

Современные фильтры для воды. Подбор параметров бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.

Тема 4. Селективный сбор мусора (1 ч)

Раздельный сбор мусора.













Свежие документы:  Рабочая программа по геометрии 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: