Конспект открытого занятия по теме «Новогодние варежки» (вязание крючком)


Тема занятия: «Новогодние варежки»


Цель: расширить кругозор детей о быте и традициях нашего народа, перелистать страницы многовековой истории русских варежек; обучить присоединению большого пальца, вязанию длины и оформлению варежки.

Задачи:

  • — познакомить учащихся с историей варежки;

  • -способствовать возрождению и сохранению народных традиций;

  • — способствовать усвоению этапов вязания варежки, закрепление умений вязания по кругу столбиками без накида;

  • — обучать вязанию по технологической карте, оформлению;

  • — воспитать аккуратность, эстетический вкус, вызвать положительные эмоции у детей.


Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений.


Объект труда: варежка, выполненная в технике вязания по кругу.

Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), демонстрационный и практический.

Средства: технические.

Участники: учащиеся 3года обучения.

Продолжительность занятия: 45минут.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование: мульти проектор, экран, компьютер. 

Материалы: 

— опорный конспект;

— пряжа полушерстяная,

— крючки, ножницы,

— готовые образцы – варежки (разные размеры),

— технологические карты (у всех учащихся),

— мешочек с клубками и карточки-игрушки для ТБ,

— ёлка, кабинет украшен варежками.

Медиаресурсы:

  1. презентация к занятию, созданная в программе Роwer Point;

  2. видеоролик созданный учащимися (сказка «Варежка»);

  3. Межпредметные связи: история, математика, охрана труда.



Ход занятия.

I. Вводная часть.

1. Организационный момент

Приветствие. Установка на доброжелательность.

Здравствуйте девочки, я рада всех вас видеть на занятии и надеюсь, что сегодня вы пришли не просто как любители рукоделия, а как творческие люди и мы будем с вами творить новогоднюю красоту.

Согласны? А я вам в этом помогу!

С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Ответы детей: (Отлично!)

Послушайте загадку:
Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной

Согревают две сестрички,

А зовут их … (рукавички)

Правильно! А вот как правильно говорить «рукавички» или «варежки» мы сегодня разберёмся.

Тема занятия «Новогодние варежки»

И мы с вами продолжим работу по изготовлению сувенира.


II. Основная часть

   Сообщение познавательных сведений.

А занятие мы начнем с разговора об истории варежек.

В каждой стране — свои особенности,  своя культура, но человечество на протяжении многих веков собирало по крупинкам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению.

Демонстрация слайдов.

Слайд 1,2.Варежки — имеют очень давнюю историю.

Трудно сказать, когда и на какой земле родился тот человек, который придумал первую рукавицу: взял звериную шкуру и смастерил из нее теплые мешочки для рук. Время не сохранило и имени другого смекалистого человека, который выделил из теплой семейки большой палец, получив рукавицу с одним пальцем. 

Вопрос к учащимся: как вы думаете рукавица и варежка это одно и тоже или разные вещи?

Ответы детей: 

Давайте обратимся к истории, узнаем, что рукавицы шьют, а варежки — вяжут.

Слева на картинке – рукавицы, а справа – варежки.


Слайд 3.Слово рукавицаэто слово состоит из двух корней: рука, второй известен в глагол вить. Рукавица означает «обвивающая руку».

У слова варежка – есть разные версии происхождения этого слова. Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у Варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран.

Другой вариант происхождения слова «варежки» — от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода!

Но существует и третий: слово «вареги» — от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные варежки заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, для чего нужен пальчик на рукавице? А резинка на запястье?
Ответы детей: (с пальцем удобнее работать, а резинка держит рукавицу на руке.

Слайд 4. Но кем бы ни были эти древние выдумщики, ясно одно: рукавицы понадобились им не для праздников, а для работы. Иначе бы их не придумали. А придумали и сшили люди простые, трудовые.

Слайд 5. На Руси рукавицы известны с 13 века. Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Вот вопрос? Да просто в них не было нужды. Существует такая поговорка — работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но неудобная. И лишь, после позаимствовав у простых людей этот предмет одежды, стали носить богатые да знатные: ведь удобнее, чем длинные рукава.


Варежки же появились значительно позже, в 17 веке, и делились на мужские и женские. Женские — миниатюрнее, наряднее, многоцветные. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, чтобы утереть пот.


Слайд 6. Известен старинный русский обычай – во время сватовства рукавицам отводилась роль оберега. Сваты войдя в дом, вежливо спрашивали у родителей девушки, можно ли им положить рукавицы на полку. Если родители это разрешали сделать, то они с облегчением и надеждой входили в дом – и сватовство могло состоятся. Если же получали отказ, то уходили в расстроенных чувствах.

А если свадьба состоялась, то накануне, девушка демонстрировала своё мастерство и одаривала семью жениха узорными чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.

Слайд 7. Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, звёзды, полоски — это символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали каждого от злых сил.


При вязании не только орнамент, но и цвет играл большую роль. Традиционно цвет зависел от назначения изделия. Яркими нитями вязали праздничные рукавицы. Распространены были цвета: красно-зелёные, сине-жёлтые, чёрно-бело — красные. Повседневные были серые, коричневые, чёрные.

Слайд 8. У рукавичек на Руси было много названий и в разных местах называли по-разному: где рукавки, где кожанки, а где мохнатки или шубницы.

А каких только названий не придумали мастерицы для своих варежек! Варега, исподка, даренка, свиданка, постовка и др.

Слайд 9.Дарёнки – это варежки в подарок, так же, как кисеты, платочки носовые девушки готовили для любимых.

Слайд 10. — Были варежки, которые называли свиданки. Для свиданок шерсть брали тонкую, нескольких цветов. Рисунки самые разные придумывали: снежинки, мельницы, крестики, солнышки. Иногда вывязывали инициалы своего «дорого человека». На «свиданках» обязательно должно быть по две птицы как знак любви.

Если парню приглянулась девушка, он мог ей намекнуть об этом в частушке:

Варежки да варежки,

Варежки пуховыя.

На ладошках дырочки,

Скорей свяжитя новыя.


Слайд 11. История рукавицы — доброй помощницы в работе — проста. Куда более причудлива история ее аристократической родственницы — перчатки, идущая чуть ли не от времен египетских фараонов.

Слайд 12. С 17 века перчатки стали чуть ни основным элементом моды. Они расшивались золотыми нитями, драгоценными камнями и стоили очень дорого.

Только в 19 веке пришли в русскую деревню заморские рукавицы, в которых каждый палец — перст, как тогда говорили, — свое помещение имел. Их прозвали «рукавицами-перщатами», и носили в основном по торжественным случаям.

Не случайно рукавицы да варежки продавали на базарах и ярмарках, а перчатки — в модных лавках. Рукавица грела, защищала, помогала. Тогда как перчатка украшала, представляла, свидетельствовала.

Что только не выделывала мода с перчаткой, а скромница варежка какой была, такой и осталась. И носили её больше, и работы она никакой не боялась.

Слайд 13. Есть замечательная история про варежку – постовку.

Во время войны многие девушки посылали на фронт теплые вещи бойцам. И вот простая девушка из Сибирского села Анна Наумова собрала посылку, с гостинцами и положила туда двупалые — варежки – для большого и указательного пальца. Это чтобы в холод с ружьём удобно держать. И написала записку: «Дорогому бойцу от Анны. Бей фашистов до Победы!» Адрес обратный указала и отправила на фронт. Прошло несколько месяцев, получает она письмо. Оказывается, «привет из родной Сибири» получил её земляк и благодарит девушку за подарки, особенно за варежки-постовки. «Спасибо за тёплые варежки. Они мне руки и душу греют».

И завязалась у них переписка, переписывались почти всю войну. В мае сорок пятого перестали Анне письма приходить. А в сентябре Василий сам объявился и остался в селе. Скоро и свадьбу сыграли. После у них родилось шесть сыновей, он рассказывал им как познакомился с их мамой и что «Чудо-Варежки — много раз спасали мне жизнь, не только руки». А руки у него были золотыми: умели мастерить и по дереву и по железу. А когда в руки аккордеон брал, вся деревня заслушивалась, как он пальцами перебирал по кнопочкам. Любила и Анна слушать его игру, песни и частушки. А в её пальцах всегда мелькали быстрые спицы, из-под которых появлялись варежки, перчатки, нарядные дарёнки и постовки сыновьям-армейцам…

Солдатская простая рукавица

Дороже фронтовых была наград.

Уже нет Анны и Василия, а в памяти людской осталась красивая история об их жизни и любви.


Слайд 14. А вот, послушайте как было дело у нас в Краснодарском крае по сбору тёплых вещей для фронта. Я обратилась в музей и получила такую информацию: из постановления бюро Краснодарского крайкома (Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)) о сборе тёплых вещей для Красной армии от 15 июля 1943 года. Дано задание о сборе тёплых вещей для районов и городов края. И из приложения к протоколу известно, что Роговской район подготовил на фронт 50 варежек и 50 носков. От края количество варежек составило 22330 штук.

Требования выдвигались следующие: варежки должны обладать хорошими тепловыми свойствами, чтобы защищать руки от обморожения, ветра. Должны быть прочными, из шерстяной пряжи, но допускались и полушерстяные (где была одна нить шерстяная, а другая х/б), удобными в носке и соответствовать размерам руки бойца. Вязка должна быть плотной, ровной, без узлов и рубцов.

На фронте солдаты любили петь песни и частушки.

И я предлагаю вам поиграть конкурс называется «Частушка». Как вы уже заметили наша ёлка украшена варежками, внутри каждой находиться записка, вы по очереди достаёте и пропоёте частушку. Приложение № 1

Молодцы, частушки спели.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик, сказки «Варежка», который сняли наши ученицы. Главные герои сказки это наши вязаные игрушки.

Вопрос к детям: Понравилась вам сказка?

Вот так наши игрушки стали героями сказки.


Слайд 15.Современную моду привлекают разные виды рукоделия – особенно вязание и всё то, от чего исходит, дух народного творчества. И не на последнем месте варежки да рукавицы.  

Что может быть уютней русской варежки? Она прекрасно смотрится с разными вязаными шапочками, с шалями, шарфами и палантинами. Мода на которые держится уже несколько лет.


Давайте и мы с вами вернёмся к нашей творческой работе, и вспомним, что мы делали на прошлом занятии: повторение пройденного материала


Вопросы к учащимся:

  1. Как правильно подобрать пряжу и крючок для вязания варежки? (для вязания варежки подходит полушерстяная пряжа и крючок номер 0,1,2)

2.Назовите 2 способа вязания по кругу? (по спирали и рядами)

3.Какой способ мы используем при вязания варежки? (по спирали, так он плотный и без переходов на следующий ряд).

Приложение №3.

Возьмите технологические карты и скажите мне,

4.Что означает сокращённая запись 4,6,12;


(означает, что необходимо связать 4 воздушных петли, соединить их в кольцо столбиком и связать в кольцо 6 столбиков без накида. а следующем ряду в каждую петлю связать по 2 столбика без накида — получиться 12 столбиков)


5. Что означает, сокращённая запись например — 1 ряд — 1,2,3,4;

(что в этих рядах необходимо выполнить прибавку петель, которые обведены с кружок)

Нарисуйте на образце.

Нужно вязать в петли предыдущего ряда — 1-ый ст., 2-ой ст., а 3-й и 4-й столбик связать в одну петлю — и так связать целый ряд).


6.Как мы вязали большой палец?

(мы связали 4 воздушных петли, соединили их в кольцо столбиком и связали в середину 8 столбиков без накида. И продолжили равномерно вязать длину пальца по кругу- 6 рядов.


Молодцы. Готовы продолжить знакомство с варежкой? (Да). Замечательно!


Объяснение нового материала.

А сейчас, я познакомлю вас с работой, которую будем выполнять.

Слайд 16. Сегодня мы с вами присоединим вторую половину пальца и закончим вязать длину варежки и в новогоднем стиле оформим её.

Приложение № 1.

Возьмите технологической карты и обратите внимание на пятый пункт. После того как мы присоединили верхнюю часть пальчика, нам необходимо присоединить нижнюю.

Как мы это делаем, у нас с вами количество петель на пальце поделено пополам, одну уже провязали и те петли, которые остались (4 петли), мы должны их сразу сейчас провязать, а затем спустится вязать по спирали столбиками без накида 6 рядов – это и будет длина варежки. После того приступим к оформлению.


Слайд 17.Перед тем как нам приступить, к практической работе давайте вспомним технику безопасности.

Проводиться игра «Новогодний мешочек».

На столе разложены картонные фигуры варежек разного цвета, а с обратной стороны нарисован инструмент, о котором дети должны рассказать ТБ. Учащиеся по очереди достают из мешочка клубок и, то каким цветом клубок, таким же цветом поднимают варежку и рассказывают ТБ этого инструмента.

А теперь давайте подготовим руки к работе и выполним гимнастику для рук:

1. Поднимите руки вверх и потянитесь. Теперь в воздухе пальчиками делаем фонарики. Чтобы мышцы в области плеч расслабились?

2. Руки опустите вниз, сцепите пальцы в замок. И с силой потяните руки перед собой.

Практическая работа.

Вязание должно приносить удовольствие и пользу, поэтому необходимо помнить о своем теле и соседях во время работы: 

Сядьте удобно, возьмите пряжу и крючки и приступайте к работе.


Текущий инструктаж. Напоминание о соблюдении правил по технике безопасности при работе с крючком. Индивидуальная работа (помощь) и т.д..


Пока вы работаете, я прочитаю вам сказку, про новую варежку.

Приложение № 2


Я думаю, что настало время провести физкультминутку. Встаньте, пожалуйста.

Презентация физминутки.

Продолжение практической работы.

Целевой обход – соблюдение правил техники безопасности

(положение рук и спины во время работы, положение крючка во время работы);

контроль равномерного вязания столбиков без накида.

Индивидуальная работа (помощь) и т.д…


Оформление новогоднего сувенира — варежки (показ образца).

У вас на столе разложены кусочек меха, тесьма, ягоды, палочки, бантики, снежинки, пайетки, клей. Я покажу, как из них составить маленькую композицию и приклеить на варежку (показ). Учащиеся самостоятельно составляют и крепят украшение на варежку.


Анализ работы.

Качество выполненной работы определяется по следующим показателям:

  • соблюдение правил вязания и техники безопасности;

  • изделие должно быть объёмным;

  • соблюдение прибавлений, равномерная вязка, плотность вязания;

  • аккуратность выполненной работы.

(На основе ответов воспитанников анализирую уровень усвоения нового материала)

Показ выполненных работ

По мере изготовления дети показывают свои работы.
Посмотрим, какие красивые и интересные варежки у вас получились.

Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные (все ли учащиеся справились с работой). Устранение ошибок.


III. Заключительная часть

Подведение итогов.

Давайте вспомним, что нового сегодня вы узнали на занятии.


  1. Чем отличаются между собой рукавица и варежка? (рукавицу шьют, а варежку вяжут)


  1. Слово Рукавица— состоит из двух корней, каких? (это слово рука, и глагол вить. Рукавица означает «обвивающая руку»)


  1. Происхождение слова варежка? («варежки» — от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять»)


  1. Какие рисунки, орнаменты использовали при вязании варежек?

(птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, звёзды, полоски)


  1. Какие названия придумывали мастерицы для своих варежек? (варега, даренка, свиданка, постовка и др)


  1. В19 веке пришли заморские рукавицы, как их называли? (их прозвали «рукавицами-перщатами»)

  2. Как назывались варежки которые отправила бойцу на фронт Анна? (варежки –постовки)


  1. Сколько варежек на фронт отправил Роговской район? (50)


  1. Какой способ мы используем при вязания варежки и почему? (по спирали, так он плотный).


  1. Какие петли мы сегодня использовали в работе? (столбики без накида)


  1. Какой вид должно иметь законченное изделие? (Оно должно быть красивым и чистым.)

Спасибо девочкам снявших видеоролик.

Молодцы, вам нравится ваша новогодняя варежка?

Я думаю, что вашим близким тоже понравится. Пусть эта варежка для дома будет вас радовать.

А так варежка наша новогодняя, волшебная я хочу чтобы для вас 2015 год был счастливым и в учебе, и в здоровье и в творческих достижениях. И чтобы варежка не была пустой, примите пожалуйста от деда Мороза календарики на новый год (где отмечено число с приглашением на ёлку в нашем Центре – 5 января) и сладкий сюрприз.


Слайд 18. В конце мне хотелось бы сказать такие слова:


Казалось бы, простая рукавица…

В простонародье варежкой зовут.

Но с ней историй множество хранится

И в ней всегда любовь и женский труд.


Рукавица, варежка, верхонка,

Исподка, меховушка и дарёнка.

Тёплая, мягкая, пушистая –

Талисман, оберег, дом родной.

На Кубани нашей не расстанемся с тобой!


Вот такая она — эта непростая «простая рукавица»: и для тепла, и для боя, и для работы, и для обряда, и для красоты.

А на сегодня всё, всем спасибо за внимание и работу. До свидания.











Приложение №1

Частушки о варежках

Рукавицы как надену,

Стану я красавица,

Потому что рукавицы

Всем мальчишкам нравятся.


У меня на рукавицах

Синие полосы

Скоро в армию пойду

Стану я матросом.


Варежки да варежки,

Варежки пуховые,

На ладошках дырочки,

Скорей свяжите новые.


Я на улицу пошла,

Варежки надела.

Засмотрелася на них

И в сугроб слетела.


На свиданье я пойду

И возьму даренку,

Чтобы рук не застудить

Моему милёнку.


Не зовите на гулянье,

Я сегодня не хожу.

Лучше сяду у окошка

Теплы варежки свяжу.









Приложение №2

Сказка про варежку



Жила-была белая варежка, не одна жила, конечно, а с подружкой своей неразлучной. Одна – правая, а другая – левая. Так их и звали Правая и Левая. Правая и Левая очень дружили, заботились о своей хозяйке, грели ей руки в мороз, помогали лепить снежки. Вместе лепили, а потом вместе на батарее сушились. Зимой ей служили, а всё лето в коробке лежали и думали, как бы им своей хозяйке хорошо сделать.
Раз зимой выпала Правая из кармана и лежит на улице. Грустно ей стало: хозяйку свою больше не увидит никогда. Ни-ког-да. Так и подумала: ни-ког-да. И заплакала от обиды. Лежит, плачет горючими слезами. И вдруг поднял её кто-то и в карман положил. Неужели хозяйка? Но нет, не она. Принесли её Центр детского творчества, постирали, посушили. Тут она повеселела: может, и нужна кому-то буду! Как вдруг, ножницы увидела! Неееет! Да кто ж её, варежку, услышит. Она же говорить не может, так про себя подумала. Зажмурилась, и охнула…
Ох и натерпелась она страха! Так боялась, что и не смотрела даже, что с ней делают, с белым светом попрощалась. Тут чувствует, утихло всё. Глаза открывает, а она уже и не варежка вовсе, а белый лебедь: дети её перешили и сделали из неё игрушку для кукольного театра. Там, где большой палец был, стала шея лебединая, а другие пальчики стали крыльями и хвостиком.
Вот так чудо! То одной хозяйке служила, а теперь целому Центру послужит! Хорошо-то как! 



















Приложение №3

Технологическая карта.

Технологическая последовательность обвязывания «Новогодней варежки»

Инструменты и материалы: крючок, ножницы, полушерстянная пряжа, кусочки меха для отделки, клей «Титан», для оформления снежинки, ленточки, бусины, пайетки, бантики, декоративные ягоды, веточки….

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение работы

1.

Основа: связать 4,6,12

1 ряд -1,2,3

1 ряд -1,2,3,4


DSCN7125 DSCN7126

2.

10 рядов – по одной, по кругу.

DSCN7054

3.

Большой палец:

связать 4,8

6 рядов по одной

DSCN7056

4.

Присоединение пальца с основой:

Разделить 8 петель пальца пополам, получиться = 4.

Приложить палец к основе, где закончился ряд, провязать 4 петли верхней части варежки и дальше провязать по одной (кругу весь ряд столбиками без накида)

DSCN7127

5.

Вязание нижней части варежки:

Провязать 4 петли по пальцу и

спустится вязать по основе, по кругу столбиками без накида 6-7 рядов – это и будет длина варежки.



DSCN7058

6.

Оформление:

приклеить к нижней части варежки кусочек меха.

Сложить композицию из

тесьмы, ягод, палочки, бантиков. Приклеить к варежке, украсить снежинками, пайетками.

DSCN7121 DSCN7123





Свежие документы:  Салат "Шедевр"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: