Конспект урока для 4 класса «Рождественский венок» Лепка из слоёного теста»

7






























Цели урока:

1. Образовательные:

  • знакомство учащихся с одним из основных христианских праздников – Рождество Христово; начальные сведения об одном из двунадесятых праздников Русской православной церкви

  • расширение кругозора учащихся по  истории лепки сувениров из солёного теста, ознакомление учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из солёного теста, рабочими приёмами

2. Коррекционно — развивающие:

  • способствование формированию творческого мышления школьников, развитию внимания и памяти через образное, нравственно-эстетическое постижение духовной музыки, живописи, поэзии

  • развитие у учащихся наглядно-образного мышления; развитие моторики рук, познавательного интереса

  • работа с дополнительной литературой и другими источниками информации

3. Воспитательные:

  • духовно-нравственное воспитание детей через формирование эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, доброжелательности

  • способствование становлению чувства патриотизма, причастности к русской православной церкви

  • привитие культуры труда, содействие воспитанию эстетического вкуса, повышение интереса к народно-прикладному искусству, совершенствование навыков общения


Тип урока: комбинированный урок

Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа

Методическое обеспечение: презентация к уроку; фрагменты рождественских песнопений; картины, иконы русских художников на тему «Рождество Христово»;

Техническое обеспечение: мультимедиапроектор, проекционный экран, компьютер

Объект работы: солёное тесто
Наглядно-иллюстрированный материал: образцы  с поделками и сувенирами  из солёного теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров
Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы):  ножницы, деревянный стек, валик, влажные салфетки, шаблоны, готовое солёное тесто
Практическая работа:  изготовление рождественского венка из солёного теста


Структура урока:

I. Организация учащихся на урок

II. Актуализация знаний детей по теме «Рождество Христово»

III. Основной этап урока

  • Просмотр презентации к уроку

  • Знакомство с выставкой книг

  • Изучение нового материала

  • Инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места

  • Физкультминутка для  рук и  глаз

  • Практическая работа – лепка из солёного теста

IV.Обобщение

V.Подведение итогов урока


Ход урока.

 I. Организационный момент

II. Актуализация знаний детей по теме «Рождество Христово»

Учитель: В старые времена на Руси люди особо относились к православным праздникам. Готовились к ним заранее. Соблюдали пост, ходили в церковь, добрее становились друг другу, прощали обиды.

Ребята, а знаете ли вы, какой праздник отмечает православный народ 7 января? Ответы детей: Рождество Христово.

Учитель: Кого славит народ в этот светлый праздник?

Ответы детей: Иисуса Христа.

Учитель: А вы знаете, почему этот праздник называют Рождеством Христовым?

Ответы детей: Потому что явился в этот мир Младенец Иисус.

III. Основной этап урока

  • Просмотр презентации к уроку

Учитель: Весь православный люд отмечает этот светлый праздник. Тема Рождества Христова нашла отражение в поэзии, музыке, живописи.

Слайд 1.

Рождественская ночь — время чудес. Уже две тысячи лет люди с замиранием сердца ждут, когда в этот вечер на небе появятся звёзды. Одна из них — Вифлеемская, та, что светила над колыбелью Христа и привела к Нему пастухов и волхвов.

Слайд 2.

Городом предков Пречистой Девы Марии и святого старца Иосифа был Вифлеем, куда они и отправились. Дорога была долгой, и путники очень устали. В Вифлееме они не могли найти дома, где бы их приютили. Уже ночью на окраине города Иосиф с Марией увидели пещеру, где во время непогоды укрывались пастухи и их скот. Обрадованные путники вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец – Господь наш Иисус Христос. Счастливая Мать запеленала Своего Сына в белые пелены, положила Его в ясли – кормушку для скота – и поклонилась Ему.

А холодная пещера стала как небо: она наполнилась светлыми Ангелами, которые пели радостные хвалебные песни своему Творцу и Господу.

Слайд 3.

Ночь была тихая и ясная. Никто в городе не знал о Рождестве Христовом, все спали. Только пастухи пасли свои стада в поле. А на небе среди обычных звезд сияла новая, по-особому яркая звезда.

Слайд 4.

Рождество – один из самых больших христианских семейных праздников. День празднования, 7 января, был определен Православной церковью еще в IV веке, но до сих пор этот праздник остается самым любимым у народа.

В деревне сохранились обычаи, предания и приметы праздника. Кажется, сама земля, на которой стоит село, бережёт все то, что накопила народная мудрость. В ночь перед Рождеством (сочельник) хозяева подворья старались быть особенно добрыми и не только друг к другу, к членам семьи и к окружающим, но к животным. А дети очень любят колядовать и христославить.

Учитель: Расскажите, как вы проводите Рождественский сочельник.

Ответы детей.

Учитель: Послушайте песню «Рождественская», в которой звучит тропарь, славящий новорождённого Христа.

Звучит песня «Рождественская».

Учитель: Именно в ночь светлого Христова Рождества все невольно ждут удивительных и добрых событий, которые лишний раз подтвердят — на землю пришла Божья Любовь.

  • Знакомство с выставкой книг

Учитель: С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чём попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Старый Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

  • Изучение нового материала

Поделки из солёного теста — очень древняя традиция.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи.

Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.


На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей пекли «козули», сделанные из ржаного теста.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора — поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

Сегодня мы познакомимся с приёмами работы  с солёным тестом, изготовим рождественский венок.


  • Инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места:

  • до и после работы тщательно мыть руки с мылом

  • расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см

  • сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула

  • при работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд


  • Физкультминутка для  рук и  глаз

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок постучался о порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.


Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.



  • Практическая работа – лепка из солёного теста

Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам — муки.

Слайд 5.

Учитель: Тесто вы приготовили дома. Посмотрите, как выглядит рождественский венок. Сейчас ознакомимся с основными этапами нашей работы.

Слайд 6.

Учитель: Из теста раскатайте 2 колбаски. Одна из них будет основой для венка, из второй сделаем листья, цветы и звёздочки. Вставьте в венок 4 завинчивающиеся пробки от бутылок, в которых будут размещаться свечи. Сначала карандашом обозначьте на венке контуры пробок, а затем очень осторожно вырежьте углубления. В эти углубления вставьте пробочки, вокруг них в качестве обрамления можно выложить звёздочки, цветы и листья.

В течение 8-10 дней высушим венок при комнатной температуре. Есть два способа сушки изделий из солёного теста.

Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При недостатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Для того чтобы определить, полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.

Раскрашивание изделий

Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками.

Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.






IV. Обобщение

Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель: На уроке мы должны были познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из солёного теста, с изготовлением композиций из солёного теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:


  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Чему вы научились на уроке?

  • Как правильно организовать рабочее место?

  • Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?

  • Каков рецепт приготовления солёного теста?

  • Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?

  • Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?

  • Понравилось ли вам работать?

Ответы детей.


V. Подведение итогов урока, выставка работ, выставление оценок.

Слайд 7.

Учитель: На этом наш урок окончен. До свидания! Счастливого Рождества!




Свежие документы:  Конспект урока на тему «Резка металла»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: