Конспект урока для 5 класса «Художественная обработка древесины»









ПЛАН — КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
В 5 КЛАССЕ



Тема урока:

«Художественная обработка древесины»







Разработал:

Учитель технологии

Олейник А. В.














2013

Цель: расширить знания учащихся об обработке изделий разнообразной формы из фанеры и ДВП лобзиком; ознакомить со способами наладки и регулировки лобзика; научить учащихся такому приёму художественной обработки древесины как выпиливание лобзиком; ознакомить с правилами безопасности труда; воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.

Инструменты и оборудование: верстак, лобзик, приспособления для выпиливания, заготовки, шлифовальная шкурка, карандаш, шаблоны, фанера.

Объект работы: объемная елка.

Время: 45 минут.


ХОД УРОКА


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2–3 мин).

Приглашение учащихся в мастерскую. Проверка готовности к уроку.

II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (5 –7 мин).

Вопросы










III. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (10 – 12 мин).

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста, вытачивали чашки, миски, изящные звонкие ложки. Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Виды художественной обработки древесины: Выпиливание лобзиком, выжигание, резьба по дереву, точение древесины.

Выпиливание — один из видов художественной обработки древесины. Много красивых изделий (шкатулок, полочек, подставок, наличников, орнаментов) можно изготовить с помощью лобзика. Наилучшими материалами для выпиливания являются древесина и фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи). Изделия сложной формы из древесины, особенно из фанеры и ДВП, выпилить столярной ножовкой невозможно, поэтому используют лобзик. Лобзик (рис. 1) состоит из рамки с ручкой, верхних и нижних зажимных винтов. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.

Установка пилки. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. Объяснение сопровождать показом приёмов.

Для этого один конец рамки упирают в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.

Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги или по шаблонам. При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик (рис. 3). Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СДЕРЖАННОСТЬ БРИТАНЦЕВ"

Если необходимо выпилить внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки.

Учитель показывает, как это делают. Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с лёгким нажимом, чтобы не поломать её. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик.

Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой.

IV. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ (1-2 мин)

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ РУЧНЫМ ЛОБЗИКОМ:

  1. Работу выполняй хорошо подготовленным лобзиком.

  2. Не заваливай лобзик во время пиления.

  3. Следи, чтобы рука удерживающая заготовку не попала под пилку.

  4. Не торопись и не нажимай сильно на полотно.

  5. Не сдувай опилки, по окончании работы, применяй щетку-сметку.

  6. В случае получения травмы немедленно сообщить учителю.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (1–2 мин)

Вопросы для повторения

1. Из каких частей состоит лобзик?

2. Куда должны быть направлены зубья пилки лобзика?

3. Как следует перемещать лобзик при выпиливании?

4. Что следует делать в местах выпиливания резкого поворота линий контура.

VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (20 мин.)

Последовательность выполнения работы

1. Перенести на фанеру с помощью шаблона контур изделия.

2. Закрепить выпиловочный столик в зажиме верстака.

3. Выпилить контур изделия.

4. Зачистить изделие шлифовальной шкуркой.

Проведение физкульт минутки:
Мы пилили, мы пилили,
А теперь тихонько встали,
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Пальчики пожмем,
Сядем и пилить начнем.



VII. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ

Учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения учениками работы, соблюдением правил безопасности труда и т. п.

Часто учащиеся затрудняются дать правильную оценку качеству выполняемой работы. Надо показать, как это делается, а затем предложить сделать это самостоятельно.

VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (2 мин.)

Учащиеся оценивают свои работы. Учитель указывает на недочёты, выставляет оценки. Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами плодотворно потрудились. Вы замечательно работали, проявили взаимовыручку и сделали все необходимое, чтобы ваша коллективная работа получилась качественной. Мне было приятно с вами сотрудничать. Большое всем спасибо. До свидания. Урок окончен.

Свежие документы:  Информационный план-проспект урока технологии 2 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: