Конспект урока на тему «Образцы ковров. Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра «текемет» из бумаги»


Тема урока: Образцы ковров. Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра «текемет» из бумаги».

Дата:
Цель:
1. Отработка навыка вырезания орнамента из листа, сложенного в три приёма; навыки создания симметрической композиции.
2.Развивать мыслительные операции; моторные навыки; наглядно-образное мышление, художественный вкус.
3.Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям; воспитывать коллективизм, дисциплинированность. Привитие интереса к изготовлению казахских национальных изделий и орнаментов.
Оборудование и наглядность: иллюстративный, раздаточный материал –« текемет» демонстрационный материал – образец – объект труда — ковёр «текмет» из бумаги.
Материал для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, карандаш.
Ход урока:
1. Организационный момент.
а) Приветствие гостей.
б) Психологический настрой:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Я вас всех приветствую!
2.Повторение. Беседа по пройденному материалу.
— Ребята, мы уже знакомы с некоторыми видами казахского национального орнамента.
— Дайте определение орнамента.
Орнамент — это узоры, состоящие из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких- либо предметов.
-Перечислите виды казахского орнамента.
1.Космогонический
2.Зооморфный
3.Геометрический
4.Растительный
5.Бытовой
3.Дополнительные сообщения учителя о казахском национальном орнаменте.
— Практически все орнаментальные узоры « читались» в своё время совершенно определённым образом. Ныне смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено. Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта.
-Первые письменные упоминания о казахском декоративном искусстве относятся к началу 16 века.
-Казахи « производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами». Описывая передвижные юрты на колёсах, этот же автор восклицает: «Ах, какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева в воздушном пространстве. Остов таких домов делался из дерева, сверху дом покрывался войлоком». Дома были до того превосходны, что у автора « разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества»
— Войлок изготавливался из овечьей шерсти. Белую шерсть красили в разные цвета красителями растительного происхождения и укладывали орнамент вручную на войлочное полотно. Так создавались войлочные ковры – Текеметы. Войлочные ковры служили не только украшением юрты. Круглый год они сохраняли температурный баланс в юрте. Зимой согревали от холода, летом — спасали от жары и зноя.
Орнаментом украшали не только ковры, но кожаные изделия – сапоги, чехлы для посуды; деревянные изделия: двери, сундуки, детские кроватки. Чеканили орнамент на ножнах, щитах воинов. Выбивали в камне на мазарах, мечетях.
— Время не стоит на месте. Орнамент модернизировался, стал современным. Но в своей основе всё же сохраняет элементы древности.
— Современная одежда не обходится без национального орнамента. Ювелирные изделия ценятся оригинальностью национальных узоров и орнаментов.
-Национальный орнамент встречается и в современной архитектуре: резиденция Президента Республики дворец Ак- Орда, где происходят встречи глав государств; театр оперы и балета имени Абая Кунанбаева; многие другие городские сооружения.
4.Сообщения учащихся по выставке рисунков ковров «текемет» и «сырмак».
Ковёр — это художественное текстильное изделие из шерсти, волокна, ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной.
«Текемет»- постилочный войлочный ковёр с цветным узором.
«Сырмак»- также, постилочный войлочный ковёр, но в сочетании только двух цветов: чёрного и белого.
Настенный ковёр на войлочной или тканевой основе называется « Тускииз». Он украшается аппликацией из красного и чёрного сукна часто сочетающейся с вышивкой.
-Назвать виды орнаментов и показать части орнаментов на представленных рисунках.
-Какой узор чаще всего встречается в украшении национальных изделий?
— Зооморфный. Особенно узор — «Кошкар муйиз».
5.Рассказ учащихся о применении и значении разных цветов и их сочетаний в изготовлении ковров:
-Жёлтый цвет означал солнце.
Голубой – воду и небо.
Красный и чёрный – мудрость.
Коричневый и зелёный цвет – землю.
6.Обобщение ответов учащихся и постановка проблемных вопросов.
— В какой части Республики Казахстан расположен наш край?
-На востоке Казахстана.
-Какие крупные реки протекают по территории Западного Казахстана?
— Урал, Чаган, Эмба, Ахтуба.
— Как вы думаете, чем ещё занималось население в Западном Казахстане, кроме земледелия и скотоводства?
-Рыболовством.
— И, наверное, поэтому, только на западе Казахстана в национальном орнаменте встречается изображение рыбы.
7. Показ эскизов орнамента с изображением рыбы и волны.
8.Минутка отдыха:

Танец «Кара жорга».
9. А сейчас перейдём к теме нашего урока.
« Изготовление коврика « текемет» приёмом аппликации из цветной бумаги».
-Девиз нашего урока:
« Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи!»
10. Давайте вспомним из литературного чтения пословицы о труде.
-Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
-Кто любит труд, того люди чтут.
-Каков мастер – такова и работа.
-Глаза страшатся, а руки делают.
11.Отгадайте загадку:
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.
Два братца, одно сердце.
Что это?
12.Повторение техники безопасности при работе с ножницами.
13.Работа по учебнику.

-Мы уже рассматривали разные способы изготовления орнамента путём складывания квадрата 1-2 раза и частично — 4 раза.
-Сегодня мы научимся выполнять орнамент путём складывания — 3 раза.
14.Показ и объяснение хода работы по выполнению аппликации.
-Беседа о том, что бумага изготовляется из дерева. Деревья сохраняют воздух чистым, поэтому мы обязаны рационально расходовать бумагу, чтобы сохранить от вырубания, хоть одно дерево.
15.Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная помощь.( Музыкальное сопровождение)
16. Завершение работы и коллективная сборка большого ковра.
17. Рефлексия.
-Что мы научились создавать своими руками?
-Ковёр «текемет»
-В какой технике был выполнен наш ковёр?
-В технике бумажной аппликации.
-Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?
-Радость. Мы старались и у нас всё получилось.
-Есть в народе такая поговорка:
« Без волнения, без заботы, не ищи радости от работы» — она и будет завершением нашего урока.
18.Домашнее задание: Выполнить орнамент любым способом сложения.
19.Всем ребятам за урок я ставлю — пять. Вы молодцы!

Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Техника цветных карандашей" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: