Конспект урока на тему «Образцы ковров. Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра «текемет» из бумаги»


Тема урока: Образцы ковров. Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра «текемет» из бумаги».

Дата:
Цель:
1. Отработка навыка вырезания орнамента из листа, сложенного в три приёма; навыки создания симметрической композиции.
2.Развивать мыслительные операции; моторные навыки; наглядно-образное мышление, художественный вкус.
3.Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям; воспитывать коллективизм, дисциплинированность. Привитие интереса к изготовлению казахских национальных изделий и орнаментов.
Оборудование и наглядность: иллюстративный, раздаточный материал –« текемет» демонстрационный материал – образец – объект труда — ковёр «текмет» из бумаги.
Материал для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, карандаш.
Ход урока:
1. Организационный момент.
а) Приветствие гостей.
б) Психологический настрой:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Я вас всех приветствую!
2.Повторение. Беседа по пройденному материалу.
— Ребята, мы уже знакомы с некоторыми видами казахского национального орнамента.
— Дайте определение орнамента.
Орнамент — это узоры, состоящие из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких- либо предметов.
-Перечислите виды казахского орнамента.
1.Космогонический
2.Зооморфный
3.Геометрический
4.Растительный
5.Бытовой
3.Дополнительные сообщения учителя о казахском национальном орнаменте.
— Практически все орнаментальные узоры « читались» в своё время совершенно определённым образом. Ныне смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено. Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта.
-Первые письменные упоминания о казахском декоративном искусстве относятся к началу 16 века.
-Казахи « производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами». Описывая передвижные юрты на колёсах, этот же автор восклицает: «Ах, какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева в воздушном пространстве. Остов таких домов делался из дерева, сверху дом покрывался войлоком». Дома были до того превосходны, что у автора « разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества»
— Войлок изготавливался из овечьей шерсти. Белую шерсть красили в разные цвета красителями растительного происхождения и укладывали орнамент вручную на войлочное полотно. Так создавались войлочные ковры – Текеметы. Войлочные ковры служили не только украшением юрты. Круглый год они сохраняли температурный баланс в юрте. Зимой согревали от холода, летом — спасали от жары и зноя.
Орнаментом украшали не только ковры, но кожаные изделия – сапоги, чехлы для посуды; деревянные изделия: двери, сундуки, детские кроватки. Чеканили орнамент на ножнах, щитах воинов. Выбивали в камне на мазарах, мечетях.
— Время не стоит на месте. Орнамент модернизировался, стал современным. Но в своей основе всё же сохраняет элементы древности.
— Современная одежда не обходится без национального орнамента. Ювелирные изделия ценятся оригинальностью национальных узоров и орнаментов.
-Национальный орнамент встречается и в современной архитектуре: резиденция Президента Республики дворец Ак- Орда, где происходят встречи глав государств; театр оперы и балета имени Абая Кунанбаева; многие другие городские сооружения.
4.Сообщения учащихся по выставке рисунков ковров «текемет» и «сырмак».
Ковёр — это художественное текстильное изделие из шерсти, волокна, ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной.
«Текемет»- постилочный войлочный ковёр с цветным узором.
«Сырмак»- также, постилочный войлочный ковёр, но в сочетании только двух цветов: чёрного и белого.
Настенный ковёр на войлочной или тканевой основе называется « Тускииз». Он украшается аппликацией из красного и чёрного сукна часто сочетающейся с вышивкой.
-Назвать виды орнаментов и показать части орнаментов на представленных рисунках.
-Какой узор чаще всего встречается в украшении национальных изделий?
— Зооморфный. Особенно узор — «Кошкар муйиз».
5.Рассказ учащихся о применении и значении разных цветов и их сочетаний в изготовлении ковров:
-Жёлтый цвет означал солнце.
Голубой – воду и небо.
Красный и чёрный – мудрость.
Коричневый и зелёный цвет – землю.
6.Обобщение ответов учащихся и постановка проблемных вопросов.
— В какой части Республики Казахстан расположен наш край?
-На востоке Казахстана.
-Какие крупные реки протекают по территории Западного Казахстана?
— Урал, Чаган, Эмба, Ахтуба.
— Как вы думаете, чем ещё занималось население в Западном Казахстане, кроме земледелия и скотоводства?
-Рыболовством.
— И, наверное, поэтому, только на западе Казахстана в национальном орнаменте встречается изображение рыбы.
7. Показ эскизов орнамента с изображением рыбы и волны.
8.Минутка отдыха:

Танец «Кара жорга».
9. А сейчас перейдём к теме нашего урока.
« Изготовление коврика « текемет» приёмом аппликации из цветной бумаги».
-Девиз нашего урока:
« Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи!»
10. Давайте вспомним из литературного чтения пословицы о труде.
-Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
-Кто любит труд, того люди чтут.
-Каков мастер – такова и работа.
-Глаза страшатся, а руки делают.
11.Отгадайте загадку:
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.
Два братца, одно сердце.
Что это?
12.Повторение техники безопасности при работе с ножницами.
13.Работа по учебнику.

-Мы уже рассматривали разные способы изготовления орнамента путём складывания квадрата 1-2 раза и частично — 4 раза.
-Сегодня мы научимся выполнять орнамент путём складывания — 3 раза.
14.Показ и объяснение хода работы по выполнению аппликации.
-Беседа о том, что бумага изготовляется из дерева. Деревья сохраняют воздух чистым, поэтому мы обязаны рационально расходовать бумагу, чтобы сохранить от вырубания, хоть одно дерево.
15.Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная помощь.( Музыкальное сопровождение)
16. Завершение работы и коллективная сборка большого ковра.
17. Рефлексия.
-Что мы научились создавать своими руками?
-Ковёр «текемет»
-В какой технике был выполнен наш ковёр?
-В технике бумажной аппликации.
-Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?
-Радость. Мы старались и у нас всё получилось.
-Есть в народе такая поговорка:
« Без волнения, без заботы, не ищи радости от работы» — она и будет завершением нашего урока.
18.Домашнее задание: Выполнить орнамент любым способом сложения.
19.Всем ребятам за урок я ставлю — пять. Вы молодцы!

Свежие документы:  Обобщение педагогического опыта "Использование информационных источников на уроках истории как средство формирования информационных компетенций учащихся"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: