Конспект урока на тему «Путешествие в королевство тканей»


Урок-путешествие «Путешествие в королевство тканей»


Для проведения урока на доске оформлена карта “Королевство тканей”, разделенная на 4 королевства: Лен, Хлопок, Шерсть и Шелк. Проложена (нарисована) железная дорога и обозначены 5 станций: “Королевство тканей”, “Загадкино”, “Практическая”, “Спортивная” и “Подарочная

План-конспект урока

Тема урока“Путешествие в королевство тканей”

Цель урока:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках технологии.

  2. Систематизировать и дополнить знания учащихся, полученные на уроках технологии о тканях, их изготовлении;

  3. Воспитывать самостоятельность учащихся при проведении практической работы.

Оснащение урока: Карта королевства тканей, карточки-задания, образцы тканей.

Ход урока

I. Организационный момент:

— приветствие учащихся; проверка готовности учащихся к уроку;

— доведение до учащихся темы и плана урока.

II. Теоретическая часть урока:

Вступительное слово учителя технологии:

Дорогие девочки! Сегодня у нас необычный урок, мы проведем урок-путешествие в загадочную и волшебную страну “Королевство тканей”.

Мы познакомились с тканями растительного и животного происхождения, и сегодня мы встретимся с их королевами. Чтобы попасть в Королевство тканей они устроят вам небольшой экзамен, так, что будьте внимательны, вспомните все, что вы знаете о волокнах, тканях, их изготовлении.

III. Путешествие по Королевству тканей

(на магнитофон записан гудок паровоза и голос машиниста)

Звучит сигнал машиниста. Машинист объявляет: “Внимание! Станция “Королевство тканей”. Просьба не забывать в вагоне свои знания и умения”.

Учитель: “Вот мы и приехали. А кто это нас встречает?

Королевы: “Здравствуйте, девочки. Мы королевы прекрасного и огромного Королевства тканей.

Королева Хлопок: — “Мы очень рады, что вы решили совершить путешествие по нашему королевству”.

Королева Шерсть: — “А что вы знаете о нашем королевстве и о наших тканях?”.

Королева Шелк: — “Королевы, давайте их проэкзаменуем, можно ли их пускать в наше королевство?”.

Королева Лен: — “Скажите, пожалуйста, девочки:

— из чего ткут ткани?

— из чего получают нити?

— какие волокна растительного происхождения вы знаете?”

Королева Шерсть:

— “Какие волокна животного происхождения вы знаете?

— кто дает нам эти волокна?

Королева Хлопок: — “Ну, что королевы, я думаю, они выдержали экзамен. Приятного вам путешествия девочки по нашему прекрасному Королевству.

Учитель технологии: — “Молодцы, девочки! С первым заданием вы справились. Въезд в Королевство для нас открыт.

Звучит сигнал. Машинист объявляет: “Внимание, станция “Загадкино”. Просьба не забывать в вагоне юмор, смекалку”.

Учитель: — “Девочки, на уроках технологии мы познакомились с волокнами растительного и животного происхождения, тканями, которые получают из этих волокон, их свойствами. На этой станции вы должны будете отгадать загадки, иначе следовать дальше наш вагон не сможет.

Уважаемые королевы попросили меня загадать вам эти загадки:

  1. Я кустарник не простой, цвету красиво я весной.

Когда созрею — соберёте, но…

В коробочках найдете не семена, а волокно. (Хлопок)

2. Чтобы ткань не осыпалась, я по краю прохожу.

Долевую нить на ткани вам легко я укажу. (Кромка)

  1. Я ниточка пушистая и слегка волнистая,

Вверх вниз как уточка ныряю, ткать ткани помогаю.

Если взять и потянуть, меня можно растянуть.

Всегда встречаюсь с кромкой, а звук глухой – не звонкий. (Нить утка)

  1. Я стройная красавица, натянута и скручена.

Захочешь растянуть меня, вряд ли, что получится.

Иду я рядом с кромкой, а звук – послушай – звонкий. (Нить основы)

  1. Долго я на поле рос, в августе меня скосили, хорошо в снопах сушили.

На фабрике меня трепали, а потом еще чесали,

И на прядочки делили, каждую из них скрутили,

Что же это за процесс, что вы получили? (прядение, пряжу льна)

Учитель: Молодцы, девочки! Вы хорошо справились с заданием, показали хорошие знания и мы можем ехать дальше.

Звучит сигнал. Машинист объявляет: “Станция “Практическая”. Просьба не забывать в вагоне инструменты, тетради, письменные принадлежности.

Учитель: — “Загадки мы с вами отгадали. А теперь давайте покажем нашим уважаемым королевам, как хорошо вы знаете процесс изготовления тканей, отделку тканей, какие стороны имеет ткань. Итак, уважаемая королева Хлопок, вам слово.

Королева Хлопок: —

— что такое ткачество?

— как называются нити, идущие вдоль ткани, какими свойствами они обладают?

— что такое кромка?

— как называются нити, идущие поперек ткани, какими свойствами они обладают?

— какие 3 вида тканей по способу отделки вы знаете?

— как получают гладкокрашенную ткань?

— как получают печатную ткань?

— как получают пестротканую ткань?

— по каким признакам определяют лицевую и изнаночную сторону ткани?

Молодцы, девочки! Вы хорошо усвоили этот материал.

IV. Практическая часть урока: (приложение №1)

Учитель: — “А теперь выполним практическую работу. У вас на столах лежат карточки с заданием.

На карточке №1 с шестью образцами тканей, нужно написать какие это ткани, в зависимости от вида отделки ткани (гладкокрашенные, печатные, пестротканые).

Карточка №2 – к ней прикреплен кусочек ткани. Нужно определить на ткани и обозначить буквами долевую нить (д), поперечную нить (п), кромку (к). На выполнение задания вам отводится 5 минут. Не забудьте на карточках написать свою фамилию. Приступайте к выполнению практической работы.

Самостоятельная работа учащихся (5 минут)

Учитель:— “Итак, практическую работу вы выполнили. Попросим уважаемых королев проверить, насколько хорошо вы справились с работой. Пожалуйста, уважаемые королевы, оцените работу учащихся.

Звучит сигнал. Машинист объявляет: “Внимание. Станция “Спортивная”. Просьба не забывать в вагоне ловкость, быстроту, смелость и азарт”.

Учитель: — “На этой станции королевы предлагают нам провести соревнования. Мы разделимся на две команды “Быстрые” и “Ловкие”. На предыдущей станции мы вспомнили, по каким признакам определяют лицевую и изнаночную стороны ткани. Сейчас команды, соревнуясь друг с другом, определят лицевую и изнаночную стороны ткани по яркости рисунка, по ворсу, по блеску (см. Приложение №1).

Выиграет та команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.

Команды готовы? Старт!”

Учитель: “Уважаемые королевы, проверьте, насколько правильно спортсменки выполнили задание и оцените его”. (Королевы проверяют).

Королева Лен: — “I место заняла команда “…..”

II место заняла команда “….”.

Учитель: — “Молодцы девочки! Вы хорошо научились определять лицевую и изнаночную стороны ткани и не растерялись, когда это нужно было делать в форме соревнований”.

Звучит сигнал. Машинист объявляет: “Станция “Подарочная”. Конечная. Не забывайте в вагоне свои вещи, хорошее настроение”.

V. Заключительная часть урока:

Учитель: — “Вот и подошло к концу наше путешествие по Королевству тканей. Вам понравилось? Вы показали хорошие знания по материаловедению, справились с практической работой (если есть недостатки – показать и назвать какие). На всех станциях вы старались показать свои знания и умения, пели, шутили, соревновались. В общем, все было как в хорошем путешествии. Но все когда-то кончается, подошло к концу и наше путешествие.

За практическую работу “5” получили…., “4” получили…. “3” получили…

И в заключение нашего урока к вам обращаются уважаемые королевы:

Дорогие девочки! Нам было очень приятно, что у нас в гостях были веселые, умелые, знающие очень много о тканях умные дети. Успехов вам в дальнейшем изучении предмета технология.








Приложение 1

Конкурс «Определи лицевую и изнаночную стороны ткани»


Класс делится на две команды «Быстрые» и «Ловкие». Конкурс проводится в три этапа. На доске для каждой команды приклеивают по три полоски скотча клейкой стороной вверх. Над полосками делают надпись «Лицевая сторона» — для команды «Быстрые», «Изнаночная сторона» — для команды «Ловкие». Под полосками скотча делают надписи, по каким признакам учащиеся будут определять лицевую и изнаночную стороны ткани, под первой полоской — по яркости рисунка, под второй полоской — по ворсу, под третьей полоской — по блеску. Перед доской на столе учителя в 2 коробках лежат, нарезанные 4х4 см кусочки ткани (бархат, вельвет, байка, ситец, сатин, шелк и т.д., по 10 кусочков ткани с рисунком, 10 кусочков ткани с ворсом и 10 кусочков – с блеском).

Первый этап. Команды должны определить лицевую и изнаночную стороны ткани по яркости рисунка. По команде учителя первые участники команды бегут к столу, выбирают в своих коробках по одному кусочку ткани с рисунком и наклеивают на первую полоску скотча, одна команда лицевой стороной вверх, другая команда изнаночной стороной вверх, возвращаются к своей команде, к доске бежит следующий участник и выполняет эту же работу. Так нужно приклеить по очереди 5 кусочков ткани с рисунком. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно закончила этот этап соревнования.

Второй этап. Команды должны определить лицевую и изнаночную стороны ткани по ворсу. Участники команд по очереди приклеивают к скотчу кусочки ткани с ворсом, одна команда лицевой стороной вверх, другая — изнаночной. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно закончила второй этап соревнований.

Третий этап. Команды должны определить лицевую и изнаночную стороны ткани по блеску.

Соревнования выигрывает команда, набравшая больше очков в 3 этапах.


























Свежие документы:  Тестирование по разделу "ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ" 9 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: